ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июля 2015 года N 331


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 24 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА N 225 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295, статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, в целях повышения качества и социальной эффективности образования в соответствии с меняющимися запросами населения Забайкальского края, стратегиями российской образовательной политики и перспективными задачами социально-экономического и этнокультурного развития региона Правительство Забайкальского края постановляет:

утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года N 225 "Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2020 годы".

Исполняющий обязанности председателя
Правительства Забайкальского края
А.И.ШЕМЕТОВ



Утверждены
постановлением
Правительства Забайкальского края
от 9 июля 2015 года N 331

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 24 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА N 225 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"


Государственную программу Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2020 годы" изложить в следующей редакции:

"Утверждена
постановлением
Правительства Забайкальского края
от 24 апреля 2014 года N 225
(в редакции постановления
Правительства Забайкальского края
от 9 июля 2015 года N 331)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

Ответственный исполнитель программы

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.

Соисполнители программы

Министерство культуры Забайкальского края;

Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края;

Министерство здравоохранения Забайкальского края;

Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края;

Департамент информатизации и связи Забайкальского края;

Министерство территориального развития Забайкальского края;

Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края;

Администрация Агинского Бурятского округа Забайкальского края.

Подпрограммы программы

Подпрограмма "Повышение качества и доступности дошкольного образования";

подпрограмма "Повышение качества и доступности общего образования";

подпрограмма "Повышение качества и доступности дополнительного образования детей";

подпрограмма "Развитие реабилитационной работы, специального образования и опеки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации";

подпрограмма "Развитие профессионального образования и науки";

подпрограмма "Развитие молодежной политики и системы поддержки молодежных инициатив";

подпрограмма "Комплексная информатизация образования";

подпрограмма "Развитие системы медико-социального и психолого-педагогического сопровождения воспитанников и обучающихся";

обеспечивающая подпрограмма.

Цели программы

Повышение доступности, качества и социальной эффективности образования в соответствии с меняющимися запросами населения Забайкальского края, стратегиями российской образовательной политики и перспективными задачами социально-экономического и этнокультурного развития региона.

Задачи программы

1. Обеспечение доступности дошкольного образования, соответствующего современным требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), для каждого ребенка в возрасте от 3 до 7 лет на базе образовательных организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Повышение доступности качественного образования для всех категорий обучающихся, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов, посредством снижения доли неэффективных образовательных организаций и обеспечения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям обучающихся, задачам социально-экономического и этнокультурного развития региона, включая развитие бурятского языка.

3. Создание эффективной системы выявления и поддержки инициатив и развития способностей детей в условиях дополнительного образования.

4. Обеспечение приоритетов устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, защиты их законных прав и интересов.

5. Обеспечение соответствия качества подготовки кадров и структуры программ профессионального образования потребностям социально-экономического развития региона, целям непрерывного образования.

6. Обеспечение развития молодежной политики в Забайкальском крае, эффективной системы воспитания и социализации детей и молодежи.

7. Обеспечение комплексной информатизации образования, целостности, открытости и безопасности информационно-образовательной среды в регионе.

8. Обеспечение развития комплексной, многоуровневой системы медико-социального и психолого-педагогического сопровождения воспитанников и обучающихся, направленной на их успешную социализацию, оказание помощи в выходе из кризисных состояний.

9. Создание организационных условий для реализации государственной программы.

Этапы и сроки реализации программы

2014 - 2020 годы.

Этапы реализации программы не выделяются.

Объемы бюджетных ассигнований программы

Всего - 91868281,0 тыс. рублей за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе по годам:

2014 год - 13172847,8 тыс. рублей;

2015 год - 13146347,8 тыс. рублей;

2016 год - 12857694,2 тыс. рублей;

2017 год - 13172847,8 тыс. рублей;

2018 год - 13172847,8 тыс. рублей;

2019 год - 13172847,8 тыс. рублей;

2020 год - 13172847,8 тыс. рублей.

За счет средств федерального бюджета в сумме 88064,9 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 12505,90 тыс. рублей;

2015 год - 12767,7 тыс. рублей;

2016 год - 12767,7 тыс. рублей;

2017 год - 12505,9 тыс. рублей;

2018 год - 12505,9 тыс. рублей;

2019 год - 12505,9 тыс. рублей;

2020 год - 12505,9 тыс. рублей.

В том числе по подпрограммам:

общий объем средств на подпрограмму "Повышение качества и доступности дошкольного образования" за счет средств краевого бюджета составляет 16133971,0 тыс. рублей;

общий объем средств на подпрограмму "Повышение качества и доступности общего образования" за счет средств краевого бюджета составляет 61690291,8 тыс. рублей;

общий объем средств на подпрограмму "Повышение качества и доступности дополнительного образования детей" за счет средств бюджета Забайкальского края составляет 2563140,8 тыс. рублей;

общий объем средств на подпрограмму "Развитие реабилитационной работы, специального образования и опеки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации" за счет средств краевого бюджета предусмотрен в подпрограмме "Повышение качества и доступности общего образования";

общий объем средств на подпрограмму "Развитие профессионального образования и науки" за счет средств краевого бюджета составляет 9697062,20 тыс. рублей;

общий объем средств на подпрограмму "Развитие молодежной политики и системы поддержки молодежных инициатив" за счет средств бюджета Забайкальского края составляет 51560,20 тыс. рублей;

общий объем средств на подпрограмму "Комплексная информатизация образования" за счет средств бюджета Забайкальского края составляет 272408,5 тыс. рублей;

общий объем средств на подпрограмму "Развитие системы медико-социального и психолого-педагогического сопровождения воспитанников и обучающихся" за счет средств краевого бюджета составляет 312350,3 тыс. рублей;

общий объем средств на обеспечивающую подпрограмму за счет средств бюджета Забайкальского края составит 1114153,6 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета составит 88064,9 тыс. рублей.

Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы

Доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования) увеличится до 100%.

Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентов школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентов школ с худшими результатами единого государственного экзамена составит 1,7.

Удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения до 60%.

Охват населения программами дополнительного профессионального образования (удельный вес численности занятого населения в возрасте 25 - 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы) увеличится до 55%.

Удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений, в общей численности молодых людей от 14 до 30 лет увеличится до 16,5%.

Удовлетворенность населения качеством образовательных услуг составит 90%.

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ


Основой долгосрочной социально-экономической политики Забайкальского края на период до 2020 года являются интересы человека, улучшение качества жизни и создание условий для развития личности. Необходимым условием для формирования инновационной экономики Забайкальского края является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества.

В сфере образования продолжается реализация комплекса мероприятий, направленных на системные изменения и обеспечение современного качества образования в соответствии с актуальными и перспективными запросами потребителей образовательных услуг, состоянием и тенденциями социально-экономического развития региона и рынка труда, требованиями государственной политики в области образования.

Государственная программа "Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2020 годы" (далее - государственная программа), как организационная основа государственной политики в сфере образования, представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования и воспитания, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Цели и задачи развития образовательного комплекса Забайкальского края обозначены Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", Приоритетным национальным проектом "Образование", Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, Стратегией социально-экономического развития Забайкальского края до 2030 года.

В последние годы в сфере образования приняты важные стратегические и программные документы, определившие приоритеты в деятельности региональных органов исполнительной власти, местного самоуправления, в соответствии с которыми внесены серьезные коррективы в региональные программы и проекты в сфере образования.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", с 1 января 2014 года в Забайкальском крае реализуется Закон Забайкальского края от 11 июля 2013 года N 858-ЗЗК "Об отдельных вопросах в сфере образования". Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (далее - Минобразования Забайкальского края) и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, осуществляют мероприятия по приведению соответствующих нормативных правовых актов в соответствие с принятыми документами.

Механизмом управления поступательным движением региональной системы образования выступает проектирование "дорожных карт", определяющих пошаговость действий в достижении целей развития образования, его нормативно-правовой регламентации, сроков и источников финансирования, содержания и технологий модернизации, кадрового и материально-технического оснащения. Распоряжением Правительства Забайкальского края от 27 февраля 2013 года N 93-р утверждена региональная "дорожная карта" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования", являющаяся инструментом координации деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и Минобразования Забайкальского края для достижения соответствующих индикаторов и показателей программы.

Актуальное состояние системы общего образования характеризуется наличием неэффективных расходов, которые обусловлены несоответствием существующих нормативов наполняемости классов, неэффективным соотношением педагогических и прочих работников образовательных организаций в рамках штатного расписания, наличием в системе общего образования края неэффективных образовательных организаций, школ, находящихся в неблагоприятных социальных условиях. Одной из ключевых задач в настоящее время является повышение эффективности бюджетных расходов. Общим для всех уровней образования по данному направлению является поэтапное снижение удельного веса численности работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников образовательных организаций, которое к 2018 году должно составить не более 40%; кадровая модернизация, интенсификация процессов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, привлечение молодых педагогов.

В целях реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в части повышения оплаты труда педагогических работников образовательных организаций Забайкальского края принят ряд нормативных документов на уровне Правительства Забайкальского края по новой системе оплаты труда.

Совершенствование механизмов оплаты труда в настоящее время осуществляется в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной Правительством Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, предусматривающей разработку и введение показателей эффективности и результативности труда, как на уровне организации, так и на уровне руководителя, каждого работника.

Принят закон об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края, предусматривающий введение новой системы оплаты труда работников. Одновременно с этим разрабатываются показатели эффективности и результативности деятельности организаций, руководителя, работников (включая педагогов); осуществляется работа по введению "эффективного контракта".

С 2014 года началось поэтапное внедрение эффективного контракта в образовательных организациях.

В условиях отсутствия Государственной программы организационное, аналитическое и информационное сопровождение реализуемых в сфере образования изменений осуществляется по отдельным направлениям, которые реализуются как самостоятельные задачи, соотносящиеся друг с другом. Указанная проблема ведет к дублированию управленческих усилий, увеличению количества мероприятий, показателей и отчетности по ним. Принятие программы позволит устранить данные проблемы.

Таким образом, основными проблемами, на решение которых будут направлены мероприятия государственной программы, являются:

- необходимость модернизации системы образования, включающей в себя организации с различными миссиями и задачами, тесно связанной с развитием экономики и общества, обеспечивающей опережающее развитие конкурентоспособного человеческого капитала в Забайкальском крае;

- несоответствие материально-технических условий образовательных организаций для поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней образования;

- недостаточный уровень готовности кадрового состава для реализации федеральных государственных образовательных стандартов в целях повышения качества образования;

- недостаточное участие организаций различных организационно-правовых форм в ликвидации очередности на устройство детей в дошкольные образовательные организации;

- несовершенная инфраструктура образовательных организаций для создания равных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития;

- несоответствующий уровень инфраструктуры организаций дополнительного образования детей;

- несовершенство механизмов формирования регионального государственного заказа на подготовку специалистов, основанное на объективном прогнозе потребности отраслей экономики региона в кадрах и требованиях работодателей;

- недостаточный уровень развития государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования;

- недостаточная заинтересованность части представителей общественности в управлении и развитии образовательных организаций, авторитарность некоторых руководителей образовательных организаций, низкий уровень правовой культуры и правосознания значительной части участников образовательного процесса;

- несоответствие условий, способствующих развитию в Забайкальском крае научных исследований, как базы для практической реализации инновационного развития региона, пропаганды инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности;

- проблемы переориентации системы специального коррекционного образования на интеграционную форму обучения, которая способствует замене медицинской модели образования детей-инвалидов на социальную;

- недостаточный уровень развития многоуровневой системы медико-социального и психолого-педагогического сопровождения успешной социализации обучающихся.

II. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИОРИТЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Повышение эффективности и качества образования - одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка тех системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития.

Основные приоритеты и цели государственной программы развития образования Забайкальского края определены на основе демографических прогнозов о количестве детей дошкольного, школьного возраста, молодежи, прогнозов развития экономики Забайкальского края, рынка труда, производственных технологий, стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года, Программы социально-экономического развития Забайкальского края, решений Правительства Забайкальского края.

Повышение уровня и качества жизни человека на основе сбалансированного развития экономики и социальной сферы с учетом интересов всех слоев населения Забайкальского края является главной целью Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года. В стратегической перспективе приоритетами развития образования определены повышение удовлетворенности населения качеством дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования, формирование нового образованного и социализированного поколения жителей Забайкальского края; создание условий для обеспечения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Стратегическими векторами реализации программы являются:

- обеспечение права на качественное и доступное дошкольное, общее и профессиональное образование для всех категорий обучающихся посредством создания в Забайкальском крае правовых, экономических и организационных условий;

- обеспечение подготовки достаточного кадрового ресурса для всех сфер жизни общества в соответствии с динамикой социально-экономического развития региона;

- содействие повышению социальной активности и включенности молодежи в процессы социально-экономического развития региона, закрепления молодых кадров в социальной сфере и производственной инфраструктуре края;

- формирование точек роста в системе образования и науки Забайкальского края посредством поддержки лидеров образования, позиционирования лучших образовательных практик и научных достижений на региональном, всероссийском, международном уровнях;

- развитие межрегионального и трансграничного сотрудничества в сфере образования и науки.

Ведущей задачей перспективного развития системы образования Забайкальского края является достижение значимых социальных эффектов, функционирование региональной системы образования как механизма эффективного развития человеческого потенциала края и социально-экономической сферы региона.

Для каждого уровня образования определены ключевые задачи и направления развития. Общим направлением деятельности является совершенствование структуры и сети образовательных организаций.

Учитывая анализ актуального состояния и тенденций развития системы образования в Забайкальском крае, приоритетами государственной политики на данном этапе являются:

- обеспечение доступности дошкольного образования для всех детей от 3 до 7 лет;

- достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;

- внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования во всех организациях, реализующих программы дошкольного образования;

- повышение качества общего образования, включая достижение эффективных результатов, создание современных условий, высококвалифицированное и достаточное кадровое обеспечение, оптимизацию организационно-экономических механизмов управления;

- сокращение разрыва образовательных результатов школьников (по результатам единого государственного экзамена) за счет реализации соответствующих образовательных программ;

- обеспечение условий обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

- обеспечение равного доступа обучающихся к качественным образовательным услугам;

- повышение качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посредством оптимизации форм устройства детей в семью, их постинтернальной адаптации и эффективной социализации, обеспечения жилищных прав;

- повышение социально-экономической эффективности профессионального образования с учетом актуальных тенденций и перспектив развития сферы производства и рынка труда в Забайкальском крае и особенностей трансграничного положения региона;

- реализация целостной программы взаимосвязанных изменений системы педагогического образования, повышения квалификации работающих педагогов, процедур оценки квалификации и аттестации педагогов, условий оплаты труда, базирующихся на содержании и требованиях профессионального стандарта педагога;

- развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека;

- развитие оценки качества профессионального образования и профессионального обучения на основе внедрения системы сертификации профессиональных квалификаций;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»