Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

ПРОТОКОЛ

от 28 февраля 2024 года № 9

Временные правила определения очередности перевозок грузов

(с изменениями на 24 сентября 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

протоколом ОАО "РЖД" от 21 марта 2024 года N 15;

протокол ОАО "РЖД" от 20 августа 2024 года N 66;

протокол ОАО "РЖД" от 24 сентября 2024 года N 75.

____________________________________________________________________



I. Общие положения

 

1. Настоящие Временные правила устанавливают основные принципы очередности перевозок грузов и особенности рассмотрения заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом (далее - заявка на перевозку грузов), применяемые в ОАО "РЖД" на время приостановки действия Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года № 710 (далее - ПНД).

II. Порядок определения очередности перевозок грузов

 

2. При рассмотрении заявок на перевозку грузов и осуществлении перевозок обеспечивается следующая очередность перевозок грузов:

2.1. перевозки грузов, приоритетность которых определена федеральными законами;

2.1*. Перевозки грузов, заявляемые грузоотправителями в железнодорожном подвижном составе, обладающем улучшенными техническими характеристиками в части повышенной грузоподъемности на основе сведений о модели вагона, имеют приоритет в рамках каждой очереди (подочереди), предусмотренной пунктом 2 настоящих Временных правил, с учетом указания соответствующего признака в заявке на перевозку грузов

(Пункт дополнительно включен протокол ОАО "РЖД" от 20 августа 2024 года N 66)

________________

* Нумерация соответствует изменениям, внесенным протокол ОАО "РЖД" от 20 августа 2024 года N 66. - Примечание изготовителя базы данных.     



2.2. перевозки грузов с целью обеспечения субъектов Российской Федерации, пострадавших от стихийных бедствий (на основании отдельных решений Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации), а также ликвидации последствий военных действий и незаконного вмешательства на территориях субъектов Российской Федерации, в которых действуют режим на основании отдельных указов Президента Российской Федерации, режимы контртеррористической операции и/или повышенной готовности;

2.3. перевозки грузов на основании отдельных указов, распоряжений, поручений Президента Российской Федерации, перевозки нефтяных грузов и продуктов нефтепереработки во внутригосударственном и экспортном сообщениях в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации № ММ-П-41-8199 от 20 марта 2024 года, перевозки химических и минеральных удобрений, а также перевозки метанола в экспортном сообщении;

(Подпункт в редакции, введенной в действие протокол ОАО "РЖД" от 24 сентября 2024 года N 75. - См. предыдущую редакцию)

2.4. перевозки транзитных грузов, перевозимых в объемах, гарантированных заключенными межправительственными соглашениями;

2.5. перевозки грузов, в отношении перевозки железнодорожным транспортом которых предоставляются субсидии в соответствии с актами Правительства Российской Федерации, которыми определена такая очередность;

2.6. перевозки грузов во внутригосударственном сообщении в следующем порядке:

2.6.1. грузы, перевозки которых связаны с формированием государственного материального резерва в соответствии с федеральным законом "О государственном материальном резерве" (на основании данных Федерального агентства по государственным резервам);

2.6.2. социально значимые грузы, перечень которых определяется в соответствии с перечнем групп потребительских товаров и услуг, относящихся к сфере ведения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти для целей анализа причин роста потребительских цен и выработки мер экономического регулирования, направленных на обеспечение сбалансированности рынков потребительских товаров и услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации;

2.6.3. грузы, перевозимые для нужд предприятий жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, перечень которых определяется ежемесячно за 10 дней до начала планируемого месяца по информации Минстроя России и Минэнерго России в виде данных о планируемых объемах перевозок на планируемый месяц в разрезе:

станция отправления, грузоотправитель, груз, станция назначения, грузополучатель, а также остатков на складах на дату передачи информации и соответствующего признака в заявке на перевозку грузов;

2.6.4. грузы для посевной кампании на основе перечня, утвержденного Минсельхозом России, и соответствующего признака в заявке на перевозку грузов, объемы перевозки которых планируются Минсельхозом России ежемесячно за 10 дней до начала планируемого месяца в разрезе: станция отправления, грузоотправитель, груз, станция назначения, грузополучатель;

2.6.5. грузы, перевозимые в/из адреса предприятий непрерывного производства (непрерывно действующих организаций, организаций, имеющих оборудование, предназначенное для непрерывного технологического процесса);

2.7. перевозки экспортных сырьевых энергетических грузов, перевозимых в специализированном подвижном составе;

2.8. перевозки грузов, следующих в составе контейнерных поездов во внутригосударственном и экспортно-импортном сообщениях, в следующем порядке:

2.8.1. экспортные сельскохозяйственные и продовольственные грузы; лесопромышленные грузы (позиции грузов ЕТСНГ в тарифной группе со следующими номерами: 091-094, 102, 103, 111, 121-122, 125-127, 131-133) и заявляемые грузоотправителями, обладающими собственными производственными мощностями по переработке древесины и/или лесосырьевой базой и включенными в перечень Минпромторга России; грузы, заявляемые грузоотправителями, включенными в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующими в программах Минэкономразвития России содействия в размещении товаров субъектов малого и среднего предпринимательства на международных электронных торговых площадках и в программах "Агроэкспресс" по информации АО "Российский экспортный центр";

2.8.2. иные грузы, следующие в составе контейнерных поездов во внутригосударственном и экспортно-импортном сообщениях;

2.9. перевозки иных грузов, перевозимых во внутригосударственном сообщении;

2.10. перевозки экспортных несырьевых грузов, за исключением экспортных лесопромышленных грузов, заявляемых грузоотправителями, не включенными в перечень Минпромторга России;

2.11. перевозки экспортных сырьевых неэнергетических грузов; перевозки экспортных сырьевых энергетических грузов в универсальном железнодорожном подвижном составе, заявляемых грузоотправителями, осуществляющими добычу и/или переработку угля на угольных обогатительных предприятиях (фабриках) (на основании данных, порядка, установленных Минэнерго России);

2.12. перевозки иных грузов в следующем порядке:

2.12.1. перевозки импортных грузов;

2.12.2. перевозки иных грузов.

3. Распределение пропускных и провозных способностей инфраструктуры в восточном направлении для обеспечения экспортных перевозок сырьевых энергетических грузов в универсальном железнодорожном подвижном составе, заявляемых грузоотправителями, осуществляющими добычу и/или переработку угля на угольных обогатительных предприятиях (фабриках), осуществляется в соответствии с Методикой формирования плана экспортных перевозок угольной продукции грузоотправителей (угольных компаний) железнодорожным транспортом общего пользования в восточном направлении на предстоящий месяц и мониторинга его исполнения согласно приложению к настоящим Временным правилам.

III. Особенности при рассмотрении заявок на перевозку грузов с учетом очередности

 

4. План перевозки грузов железнодорожным транспортом на месяц составляется перевозчиком на основе поданных грузоотправителями заявок на перевозку грузов с обязательным формированием резерва в размере до 5 процентов пропускных и провозных способностей, рассчитанных в соответствии с настоящими Временными правилами.

В случае если установленный резерв на дату, предшествующую перевозке, остается невостребованным, доступные пропускные и провозные способности инфраструктуры распределяются с учетом предусмотренной настоящими Временными правилами очередности.

5. Перевозка порожних грузовых вагонов под погрузку грузов осуществляется с учетом необходимости обеспечения очередности перевозок грузов.

IV. Особенности подачи, рассмотрения, согласования и исполнения заявок на перевозку грузов

 

6. ОАО "РЖД" осуществляет определение пропускной и провозной способностей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) и расчет загруженности элементов инфраструктуры в соответствии с Методикой определения пропускной и провозной способностей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденной приказом Минтранса России от 18 июля 2018 года № 266 (далее - Методика), с учетом ограничений в эксплуатационной работе.

7. ОАО "РЖД" определяет, что перевозка груза осуществляется по инфраструктуре с ограниченной пропускной способностью при условии, если в течение календарного месяца объемы заявок на перевозку грузов, соответствующие перерабатывающей способности станции отправления и станции назначения, превышают пропускную и провозную способность инфраструктуры (включая станции отправления и назначения), определенную по Методике с учетом ограничений в эксплуатационной работе.

ОАО "РЖД" размещает информацию на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет о конкретном направлении движения поездов по инфраструктуре с ограниченной пропускной способностью до 5-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором установлены ограничения пропускной способности инфраструктуры.

8. ОАО "РЖД" устанавливает факт, что конкретное направление движения поездов перестало быть инфраструктурой с ограниченной пропускной способностью, когда в течение календарного месяца объемы заявок на перевозку грузов не превышают пропускную и провозную способность инфраструктуры (включая станции отправления и назначения), определенную по Методике с учетом ограничений в эксплуатационной работе, о чем ОАО "РЖД" размещает информацию на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, до 5-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объемы заявок на перевозку грузов не превышали пропускную и провозную способность инфраструктуры.

9. Если перевозка груза по заявке осуществляется по инфраструктуре с ограниченной пропускной способностью, грузоотправитель направляет заявку на перевозку грузов ОАО "РЖД" до 15-го числа месяца, предшествующего календарному месяцу, в котором планируется перевозка груза, со сроком действия не более чем календарный месяц (основной объем).

При этом количество вагонов в заявке на перевозку грузов рассчитывается с учетом минимальной весовой нормы, установленной в приложении 2 к разделу 2 части I Прейскуранта № 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденного постановлением ФЭК России от 17 июня 2003 года № 47-т/5 (зарегистрировано в Минюсте России 9 июля 2003 года № 4882).

10. Доступ к информации по заявке на перевозку грузов имеют ОАО "РЖД", грузоотправитель, а также лица, осуществляющие согласование заявки на перевозку грузов.

11. ОАО "РЖД" осуществляет хранение заявки на перевозку грузов и документов, имеющих отношение к рассмотрению заявки на перевозку грузов, в течение одного года.

Данные в информационных системах ОАО "РЖД" о заявке на перевозку грузов хранятся в течение трех лет.

12. ОАО "РЖД" осуществляет проверку заявки на возможность осуществления перевозки с учетом перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 6 сентября 2010 года № 192 (далее - перечень критериев).

При перевозке в адрес припортовых станций каждую заявку на перевозку грузов в информационной системе ОАО "РЖД" (в случае подключения к АС ЭТРАН) согласовывает со своей стороны оператор морского терминала, участвующий в перевозочном процессе. Если за 5 дней до начала планируемого месяца перевозки оператор морского терминала не предоставил согласие или мотивированный отказ, то заявка на перевозку грузов принимает статус "Отклонена". В случае отсутствия подключения оператора морского терминала к информационной системе ОАО "РЖД" (АС ЭТРАН) согласование происходит на бумажном носителе. При отказе в согласовании со стороны оператора морского терминала заявка на перевозку грузов отклоняется в соответствии с пунктом 3 перечня критериев.

13. Рассмотрение ОАО "РЖД" заявки на перевозку груза по инфраструктуре с ограниченной пропускной способностью осуществляется после окончания срока подачи заявок на перевозку грузов, установленного пунктом 9 настоящих Временных правил.

14. После регистрации ОАО "РЖД" заявки на перевозку грузов по инфраструктуре с ограниченной пропускной способностью осуществляется ранжирование заявок на перевозку грузов в соответствии с очередностью, установленной разделом II настоящих Временных правил, с присвоением номера очереди (подочереди - при необходимости) с целью их рассмотрения.

Все заявки на перевозку грузов, поданные в сроки, установленные пунктом 9 настоящих Временных правил, независимо от времени подачи заявки, рассматриваются ОАО "РЖД" в рамках своей очереди и имеют одинаковый приоритет в рамках очереди с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2.1 настоящих Правил.

Рассмотрение каждой очереди осуществляется поэтапно, переход от очереди к очереди осуществляется только после полного рассмотрения заявок на перевозку грузов предшествующей очереди.

Согласование ОАО "РЖД" заявок на перевозку грузов в рамках очереди, в которой полное удовлетворение заявок на перевозку грузов невозможно в связи с ограничениями пропускной и провозной способности инфраструктуры, осуществляется пропорционально заявленным объемам перевозки грузов, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2.1 настоящих Правил (за исключением контейнерных поездов).

В случае недостаточности пропускной способности инфраструктуры планирование контейнерных перевозок осуществляется с учетом сохранения технологии формирования и отправления полносоставных контейнерных поездов, требующей высокой скорости доставки.

В случаях невозможности одновременного удовлетворения заявок на перевозку контейнерного поезда на направлении с ограниченной пропускной способностью инфраструктуры рассмотрение и согласование заявок осуществляется по мере их поступления от грузоотправителей (в рамках сроков, установленных пунктом 9 настоящих Временных правил).

Заявка на перевозку грузов, поданная после сроков, установленных пунктом 9 настоящих Временных правил (дополнительный объем), ОАО "РЖД" рассматривается в случае наличия (появления) возможности для перевозки груза (высвобождения пропускной способности инфраструктуры) в связи с отказом грузоотправителей по согласованным ранее заявкам (прием дополнительного объема перевозок). Заявка на перевозку грузов на дополнительный объем рассматривается ОАО "РЖД" по алгоритму, аналогичному рассмотрению заявок на перевозку грузов на основной объем.

(Пункт в редакции, введенной в действие протоколом ОАО "РЖД" от 20 августа 2024 года N 66. - См. предыдущую редакцию)

15. ОАО "РЖД" при невозможности согласовать заявку на перевозку грузов (частично или в полном объеме) направляет при возможности осуществить перевозку с изменением ее параметров грузоотправителю предложение по корректировке параметров предъявления груза к перевозке.

16. При несогласии грузоотправителя с предлагаемыми по итогам рассмотрения инфраструктурных возможностей вариантами ее реализации заявка на перевозку грузов получает статус "Отклонена" и с соответствующей отметкой возвращается грузоотправителю.

17. При исполнении заявки в целях уточнения фактических объемов предъявляемого груза, заявленного в согласованной заявке на перевозку грузов, грузоотправитель подает суточный клиентский план погрузки.

На период действия согласованной заявки на перевозку грузов грузоотправителем может быть изменен запланированный график предъявления груза. С помощью суточного клиентского плана погрузки (автоматизированный механизм корректировки графика подач) грузоотправитель может подтверждать объем отгружаемой продукции для оперативной оценки возможности приема груза, ранее согласованного в заявке на перевозку грузов, или восполнения пропущенных дат графика подач с целью эффективного использования инфраструктуры.

18. ОАО "РЖД" имеет право отказать в согласовании заявки на перевозку грузов в случаях, установленных статьей 11 федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в том числе при отсутствии технических и технологических возможностей осуществления перевозки на основании перечня критериев.

19. ОАО "РЖД" при рассмотрении заявки на перевозку грузов учитываются перерабатывающие способности и вместимость железнодорожных путей необщего пользования, мест общего и необщего пользования на железнодорожной станции отправления и назначения груза, предусмотренные соответствующими договорами с пользователями услуг железнодорожного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 19.1 и 19.2 настоящих Временных правил.

19.1. В случае если объем по ранее поданным грузоотправителем заявкам на перевозку грузов был не ниже перерабатывающих способностей и/или вместимости железнодорожного пути необщего пользования и поступления в ОАО "РЖД" до момента вступления в силу настоящих Временных правил обращения владельца этого железнодорожного пути необщего пользования о внесении изменений и/или дополнений в договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов в части увеличения перерабатывающей способности и/или вместимости указанного железнодорожного пути необщего пользования, положения пункта 19 настоящих Временных правил не применяются до момента рассмотрения такого обращения в установленном порядке*.

________________

* Распоряжение ОАО "РЖД" от 07.03.2019 г. № 421/р "О вводе в действие регламента взаимодействия Центральной дирекции управления движением и Центра фирменного транспортного обслуживания при изменении в договорах на подачу и уборку вагонов, эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования в морских портах перерабатывающей способности по основным родам грузов".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»