ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 ноября 2003 года N 710


Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования

(с изменениями на 2 октября 2021 года)

____________________________________________________________________
Действие настоящего постановления приостановлено до 1 сентября 2024 года  

на основании постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 года N 304
(с изменениями, внесенными
 постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 1149,
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2022 года N 1772;
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2023 года N 930;
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 года N 2215)

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 734 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.05.2020, N 0001202005270014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2021 года N 1673 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.10.2021, N 0001202110040044).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Настоящий документ был включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467.

С 12 октября 2021 года настоящий документ исключен из Перечня на основании постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2021 года N 1673.

- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________



В целях реализации принципа недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования и в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов


УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 ноября 2003 года N 710

ПРАВИЛА
недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования

(с изменениями на 2 октября 2021 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) в условиях ее ограниченной пропускной способности.

Взаимодействие владельца инфраструктуры и перевозчиков при подготовке и осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа регулируется Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

2. Государственный контроль за соблюдением требований, определенных настоящими Правилами, осуществляется федеральным антимонопольным органом и его территориальными управлениями.

3. Недискриминационный доступ перевозчиков к инфраструктуре предусматривает обеспечение равных условий оказания услуг по использованию инфраструктуры перевозчикам независимо от их организационно-правовой формы, правовых и имущественных отношений с владельцем инфраструктуры.

     

II. Общие принципы недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре

4. Обеспечение недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре осуществляется исходя из следующих принципов:

а) обеспечение равнодоступности инфраструктуры для всех перевозчиков, в том числе применение единых критериев доступа к услугам по использованию инфраструктуры;

б) обеспечение конкуренции в сфере железнодорожных перевозок;

в) проведение в отношении перевозчиков единой ценовой (тарифной) политики в сфере услуг по использованию инфраструктуры;

г) доступность информации о перечне услуг по использованию инфраструктуры, порядке их выполнения, тарифах, плате и сборах за эти услуги для всех участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте общего пользования.

5. Владелец инфраструктуры не вправе отказать в предоставлении услуг по использованию инфраструктуры перевозчику, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.

     

III. Порядок доступа перевозчиков к инфраструктуре в условиях ее ограниченной пропускной способности

6. При отсутствии возможности полного удовлетворения спроса перевозчиков на услуги по использованию инфраструктуры на конкретном направлении движения поездов в связи с ограничением ее пропускной способности владелец инфраструктуры обязан обеспечить оказание услуг по использованию инфраструктуры для перевозок в следующей очередности:

а) перевозки, осуществляемые для восстановления движения поездов и тушения пожаров;

б) воинские перевозки;

в) перевозки пассажиров в международном сообщении;

г) перевозки пассажиров в пределах Российской Федерации в дальнем следовании;

д) перевозки пассажиров в пределах Российской Федерации в пригородном сообщении;

е) перевозки почтовых отправлений, багажа, грузобагажа;

ж) специальные перевозки;

з) грузопассажирские и людские перевозки;

и) перевозки грузов в следующей очередности:

перевозки грузов в целях обеспечения регионов, пострадавших от стихийных бедствий (на основании отдельных решений Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации);

перевозки грузов на основании отдельных решений Президента Российской Федерации;

перевозки грузов, в отношении производства и (или) перевозки которых предоставляются субсидии в соответствии с актами Правительства Российской Федерации;

перевозки грузов, требующих высокой скорости и надежности доставки, перевозки грузов во внутригосударственном сообщении, а также экспортные перевозки несырьевых грузов, сырьевых грузов в специализированном подвижном составе, зерновых и продовольственных грузов;

экспортные перевозки сырьевых энергетических грузов в универсальном железнодорожном подвижном составе;

иные перевозки грузов.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 4 июня 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 734. - См. предыдущую редакцию)

6_1. При отсутствии возможности оказания услуг в соответствии с подпунктом "и" пункта 6 настоящих Правил в полном объеме такие услуги оказываются в рамках соответствующей очереди пропорционально, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.

(Пункт дополнительно включен с 4 июня 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 734)

6_2. План перевозки грузов железнодорожным транспортом на месяц составляется перевозчиком с обязательным формированием резерва в размере до 5 процентов пропускных и провозных способностей, рассчитанных в соответствии с настоящими Правилами.

В случае если установленный резерв на дату, предшествующую перевозке, остается невостребованным, доступные пропускные и провозные способности инфраструктуры распределяются с учетом предусмотренной настоящим разделом очередности.

(Пункт дополнительно включен с 4 июня 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 734)

7. В период действия военного положения или при объявлении чрезвычайного положения федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта имеет право устанавливать иную, чем предусмотрена пунктом 6 настоящих Правил, очередность оказания услуг по использованию инфраструктуры.

8. При наличии нескольких запросов об оказании услуг по использованию инфраструктуры (далее - запрос), относящихся к перевозкам одной очередности, одновременное удовлетворение которых ограничено пропускной способностью инфраструктуры, рассмотрение и согласование запросов осуществляется владельцем инфраструктуры по мере их поступления в порядке, установленном правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

В случае невозможности согласования или выполнения запроса по основаниям, предусмотренным правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, или по причине неурегулированности перевозчиком финансовых расчетов с владельцем инфраструктуры за ранее оказанные или оказываемые услуги по использованию инфраструктуры владелец инфраструктуры предоставляет соответствующие услуги следующему по очередности перевозчику, представившему запрос.

9. В случае невозможности выполнения запроса перевозчика из-за ограничений пропускной способности инфраструктуры на конкретном направлении движения поездов в запрашиваемый период времени в связи с наличием согласованных запросов других перевозчиков владелец инфраструктуры с согласия перевозчика может оказать услуги с использованием других маршрутов перевозки или в другой период времени.

10. В случае отказа перевозчика от согласованных услуг по использованию инфраструктуры владелец инфраструктуры обязан предоставить соответствующие услуги следующему по очередности перевозчику, представившему запрос.

11. Владелец инфраструктуры обязан вести реестр запросов. В реестре фиксируются дата и время поступления запроса, а также его регистрационный номер. Отказ в регистрации, искажение сроков и очередности поступления запросов, а также их регистрационных номеров не допускаются.

12. Перечень технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых может явиться для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием для отказа в согласовании запроса, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

12_1. Распределение пропускных и провозных способностей инфраструктуры в восточном направлении для обеспечения экспортных перевозок сырьевых энергетических грузов в универсальном железнодорожном подвижном составе осуществляется в соответствии с Правилами формирования плана экспортных перевозок угольной продукции грузоотправителей (угольных компаний) железнодорожным транспортом общего пользования в восточном направлении на предстоящий месяц и мониторинга его исполнения согласно приложению.

(Пункт дополнительно включен с 4 июня 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 734)

12_2. Распределение пропускных и провозных способностей инфраструктуры в восточном направлении для обеспечения экспортных перевозок сырьевых энергетических грузов в универсальном железнодорожном подвижном составе из Кемеровской области - Кузбасса в отношении объемов таких перевозок, превышающих 53 млн. тонн в год, осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации между грузоотправителями (угольными компаниями), каждый из которых является стороной действующего инвестиционного соглашения о направлении части дохода по созданию инвестиционных проектов в отраслях экономики, не связанных с добычей угля, энергетикой, жилищно-коммунальным хозяйством и социальной сферой, заключенного с Правительством Кемеровской области - Кузбасса (далее соответственно - дополнительные объемы, инвестиционное соглашение), в соответствии с Правилами формирования плана экспортных перевозок угольной продукции грузоотправителей (угольных компаний) железнодорожным транспортом общего пользования в восточном направлении на предстоящий месяц и мониторинга его исполнения, приведенными в приложении к настоящим Правилам.

Неисполнение условий инвестиционного соглашения и (или) его расторжение грузоотправителем (угольной компанией) влечет за собой приостановку дальнейшего распределения Министерством энергетики Российской Федерации дополнительных объемов в отношении данного грузоотправителя (угольной компании). Указанная приостановка осуществляется с начала месяца, следующего за месяцем, в предшествующем которому установлен факт неисполнения инвестиционного соглашения. Инвестиционное соглашение должно содержать условие о мониторинге Правительством Кемеровской области - Кузбасса выполнения грузоотправителем такого соглашения.

Порядок заключения, изменения и прекращения инвестиционного соглашения, форма заявления на заключение такого соглашения, перечень видов экономической деятельности, в которых не могут реализовываться инвестиционные проекты, на которые грузоотправителем (угольной компанией) направляется часть дохода в соответствии с инвестиционным соглашением, перечень параметров инвестиционного соглашения, порядок их определения либо конкретные значения таких параметров, типовая форма инвестиционного соглашения, рекомендуемая форма представления информации о выполнении инвестиционного соглашения, методические рекомендации по подготовке и представлению такой информации, а также по формированию и ведению реестра заявлений о заключении инвестиционных соглашений и инвестиционных соглашений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. При восстановлении грузоотправителем (угольной компанией) ранее заявленных параметров по инвестиционному соглашению, в отношении которых им были приняты обязательства по достижению таких параметров, Министерством энергетики Российской Федерации дополнительные объемы в отношении данного грузоотправителя (угольной компании) на следующий расчетный период восстанавливаются до первоначального уровня.

(Пункт дополнительно включен с 12 октября 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2021 года N 1673)

     

IV. Порядок предоставления информации об оказываемых владельцем инфраструктуры услугах

13. Информация об оказываемых владельцем инфраструктуры услугах, их стоимости, о порядке доступа к инфраструктуре, а также о пропускной способности инфраструктуры в соответствии с графиком движения поездов, технических и технологических возможностях оказания услуг по использованию инфраструктуры предоставляется владельцем инфраструктуры перевозчикам в режиме регулярных сообщений.

Информация предоставляется владельцем инфраструктуры перевозчику с применением электронной и почтовой связи либо иным способом при условии возмещения соответствующих затрат.

14. При согласовании запроса перевозчика владелец инфраструктуры информирует его о возможных ограничениях пропускной способности инфраструктуры по направлениям движения поездов с обоснованием таких ограничений, а при необходимости - с предоставлением соответствующих материалов.

15. Владелец инфраструктуры по требованию федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта представляет сведения о заявленных общих объемах перевозок и имеющихся возможностях оказания услуг по использованию инфраструктуры в определенный период времени по направлениям движения поездов.

16. Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта при использовании представленных в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил владельцами инфраструктуры сведений обязан обеспечить соблюдение государственной, служебной и коммерческой тайны, а также законных интересов владельцев инфраструктуры, перевозчиков, иных юридических и физических лиц.

     

V. Порядок рассмотрения жалоб по вопросам предоставления перевозчикам доступа к инфраструктуре

17. Рассмотрение жалоб по вопросам предоставления перевозчикам доступа к инфраструктуре осуществляется федеральным антимонопольным органом в соответствии с правилами рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства или в судебном порядке.

Приложение
к Правилам недискриминационного
доступа перевозчиков
к инфраструктуре железнодорожного
транспорта общего пользования
(Дополнительно включено
с 4 июня 2020 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 мая 2020 года N 734
)

     

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»