СМ N 04.1-4.0009
Версия 04. Декабрь 2023 г.
Методические рекомендации по формированию программы выездной оценки соответствия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по калибровке средств измерений, критериям аккредитации
Предисловие
Настоящие методические рекомендации подготовлены Федеральной службой по аккредитации в целях обеспечения единых подходов при формировании программ выездных оценок соответствия калибровочных лабораторий критериям аккредитации с учетом требований стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 и вводятся взамен документа СМ N 04.1-4.0009 (вер. 03), утвержденного руководителем Федеральной службы по аккредитации 29.01.2021. Настоящие методические рекомендации вводятся в действие по истечении трех рабочих дней со дня их утверждения.
1.1. Настоящие методические рекомендации определяют единые подходы к формированию программы выездных оценок соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации в рамках предоставления государственных услуг по аккредитации, расширению области аккредитации и подтверждению компетентности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по калибровке средств измерений, по которым проводится выездная оценка соответствия критериям аккредитации в соответствии с пунктом 39 Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации и пунктом 35, 37 Правил проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 2050.
Настоящие методические рекомендации содержат общий перечень сведений, подлежащих включению в программы выездной оценки заявителей, претендующих на получение аккредитации в национальной системе аккредитации в качестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по калибровке средств измерений, и аккредитованных лиц (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по калибровке средств измерений), а также общие указания на материалы и документы, используемые в процессе проведения выездной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, сформированные в виде типовых программ выездной оценки соответствия (приложение 1 и приложение 2).
Программы выездной оценки отдельных заявителей (аккредитованных лиц) (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по калибровке средств измерений) формируются на основании настоящих методических рекомендаций и должны включать сведения об указанных заявителях (аккредитованных лицах) по всем пунктам типовых программ, в объеме, достаточном для понимания оцениваемой стороной, членами экспертной группы и национальным органом по аккредитации особенностей каждого этапа проведения выездной оценки.
1.2. Выполнение положений настоящих методических рекомендаций является обязательным для должностных лиц Федеральной службы по аккредитации, а также экспертов по аккредитации и технических экспертов.
Заявители (аккредитованные лица) могут руководствоваться настоящими методическими рекомендациями при подготовке к процедуре аккредитации, расширения области аккредитации, подтверждения компетентности аккредитованного лица.
2.1. В настоящих методических рекомендациях использованы ссылки на следующие документы:
Федеральный закон N 412-ФЗ | Федеральный закон от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" |
Постановление Правительства Российской Федерации N 2050 | |
Приказ Минэкономразвития России N 284 | |
Приказ Минэкономразвития России N 473 | |
Приказ Минэкономразвития России N 496 | |
Приказ Минэкономразвития России N 657 | |
Приказ Минэкономразвития России N 707 (критерии аккредитации) | |
Приказ Федеральной службы по аккредитации N 41 | |
СМ N 03.1-1.0007 | Документ СМ N 03.1-1.0007 "Руководство по проведению удаленной оценки" |
СМ N 03.1-1.0010 | Документ СМ N 03.1-1.0010 "Политика Росаккредитации в отношении неопределенности измерений при калибровках" |
СМ N 04.1-9.0011 | Документ СМ N 04.1-9.0011 "Политика Росаккредитации по метрологической прослеживаемости результатов измерений" |
СМ N 04.1-9.0014 | |
Р 50.1.108-2016 "Политика ИЛАК по прослеживаемости результатов измерений" | |
Р 50.1.109-2016 "Политика ИЛАК в отношении неопределенности при калибровках" | |
2.2. При применении настоящих методических рекомендаций следует проверять действие ссылочных документов. Если ссылочный документ заменен, то при применении настоящих методических рекомендаций следует руководствоваться замененным (измененным) документом.
3.1. В настоящих методических рекомендациях применяются термины в соответствии с Федеральным законом N 412-ФЗ и ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, а также условные обозначения и сокращения:
СМК | - | система менеджмента качества |
Калибровочные лаборатории (КЛ) | - | юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и (или) оказывающие услуги по калибровке средств измерений |
4.1. Принятие решения о проведении документарной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации и выездной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, утверждение состава экспертной группы, а также при необходимости перечня должностных лиц Росаккредитации, принимающих участие в мероприятиях по оценке соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, программы выездной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (приложение 1) осуществляется приказом Росаккредитации.
Приказ Росаккредитации, указанный в абзаце первом настоящего пункта, формируется в виде электронного документа и направляется заявителю (аккредитованному лицу), эксперту по аккредитации и экспертной организации, которая для эксперта по аккредитации - руководителя экспертной группы является основным местом работы или с которой такой эксперт по аккредитации осуществляет взаимодействие для целей оказания услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с Федеральным законом N 412-ФЗ, Росаккредитацией с использованием средств федеральной государственной информационной системы в области аккредитации не позднее трех рабочих дней после истечения сроков, установленных абзацем первым пункта 29 Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 2050.
4.2. Программа выездной оценки формируется в соответствии со схемой аккредитации, принятой Росаккредитацией, в соответствии с которой заявитель (аккредитованное лицо) претендует на получение аккредитации в национальной системе аккредитации (расширение области аккредитации).
Программа выездной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации в рамках государственной услуги по аккредитации, расширению области аккредитации формируется с учетом заявленной (расширяемой) области аккредитации, а также результатов документарной оценки соответствия представленных заявителем (аккредитованным лицом) документов и сведений, и содержит:
________________
Заявителями на предоставление государственной услуги в части аккредитации могут быть российские юридические лица независимо от организационно-правовой формы, а также иностранные организации, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации, претендующие на аккредитацию.
Заявителями на предоставление государственной услуги в части расширения области аккредитации являются аккредитованные юридические лица, действие аккредитации которых не прекращено.
1) перечень работ по проведению выездной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, выполняемых экспертной группой, предусматривающий в том числе:
а) проведение экспертом по аккредитации - руководителем экспертной группы с участием членов экспертной группы (технических экспертов) вступительного совещания, включающего в том числе разъяснение заявителю (аккредитованному лицу) программы выездной оценки, ознакомление с планом проведения выездной экспертизы соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, содержащим перечень мероприятий, проводимых экспертной группой в целях реализации программы выездной оценки, с указанием времени и места проведения конкретного мероприятия, а также информирование заявителя (аккредитованного лица) о результатах проведения документарной оценки соответствия документов и сведений, представленных заявителем (аккредитованным лицом) с заявлением об аккредитации (расширении области аккредитации) в целях подтверждения соответствия критериям аккредитации;
б) оценку СМК заявителя (аккредитованного лица), в том числе правил применения изображения знака национальной системы аккредитации, а также соблюдения при осуществлении деятельности требований СМК по всем адресам мест осуществления деятельности в заявленной (расширяемой) области аккредитации;
в) оценку материально-технической базы заявителя (аккредитованного лица) (в том числе помещений, оборудования, эталонов единиц величин, средств измерений, стандартных образцов, реактивов, вспомогательного, в том числе испытательного оборудования, и иных технических средств и материальных ресурсов, необходимых для проведения работ и (или) оказания услуг по калибровке средств измерений в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов по стандартизации и иных документов, указанных в области аккредитации, прилагаемой к заявлению об аккредитации (расширению области аккредитации));
г) оценку работников заявителя (аккредитованного лица), выполняющих работы в заявленной (расширяемой) области аккредитации, в том числе оценку:
фактического наличия работников (их идентификацию), их соответствия требованиям к штатной численности, а также соответствия документов, устанавливающих правоотношения работников с заявителем (аккредитованным лицом);
наличия у работников необходимого образования, соответствующего области аккредитации, а также анализ документов по повышению квалификации работников, планов повышения квалификации работников в соответствии с требованиями СМК заявителя (аккредитованного лица);
наличия у работников необходимого опыта работы в соответствии с областью аккредитации;
наличия у работников, участвующих в проведении работ и (или) оказании услуг по калибровке средств измерений, навыков и профессиональных знаний в области аккредитации;
наличия у работников допуска к проведению работ по подтверждению соответствия, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при необходимости), включая знание работником требований нормативных документов в области защиты государственной тайны;
знания работниками требований СМК заявителя (аккредитованного лица);
знания работниками нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, предусмотренных критериями аккредитации, утвержденными приказом Минэкономразвития России N 707, документов, включенных в область аккредитации;
д) оценку обеспеченности заявителя (аккредитованного лица) документацией, необходимой для выполнения работ в заявленной (расширяемой) области аккредитации, в том числе:
наличие нормативных правовых актов, документов по стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к проведению работ и (или) оказанию услуг по калибровке средств измерений, указанных в области аккредитации, прилагаемой к заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации), а также соблюдение в процессе деятельности требований документов, устанавливающих соответствующие требования;
подтверждение фактического наличия всех необходимых документов в соответствии с заявленной (расширяемой) областью аккредитации по всем адресам мест осуществления деятельности, указанным в заявлении об аккредитации (расширении области аккредитации), наличия актуальных версий документов, а также наличия документов в местах их применения работниками заявителя (аккредитованного лица);
е) свидетельскую оценку (в случае необходимости);
ж) оценку заявленной (расширяемой) области аккредитации, в том числе оценку соответствия сведений, указанных в заявленной (расширяемой) области аккредитации, а также в документах, подтверждающих соответствие заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, прилагаемых к заявлению об аккредитации (расширении области аккредитации), и фактического состояния обеспеченности заявителя (аккредитованного лица) помещениями, материально-техническими ресурсами, работниками, необходимыми для проведения работ в заявленной (расширяемой) области аккредитации;
з) оценку устранения заявителем (аккредитованным лицом) несоответствий, выявленных при экспертизе документов и (или) сведений, представленных заявителем (аккредитованным лицом), подтверждающих соответствие критериям аккредитации (в случае наличия несоответствий);
и) проведение заключительного совещания и оформление результатов выездной экспертизы экспертной группой;
2) перечень мероприятий по оценке соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации по месту (местам) осуществления им деятельности в заявленной (расширяемой) области аккредитации, осуществляемых должностными лицами Росаккредитации (при необходимости), определяемый с учетом области аккредитации и места (мест) осуществления деятельности в области аккредитации, предусматривающий в том числе:
а) выборочную оценку документации и записей в соответствии с установленными процедурами СМК заявителя (аккредитованного лица);
б) анализ проведения внутренних аудитов и межлабораторных сличительных испытаний;
в) собеседование с работниками на предмет знаний требований СМК заявителя (аккредитованного лица);
г) оценку наличия у работников необходимого образования или ученой степени по специальности и (или) направлению подготовки, соответствующих области аккредитации, а также анализ документов по аттестации и повышению квалификации работников, планов повышения квалификации работников в соответствии с требованиями СМК заявителя (аккредитованного лица);