__________________________
Утратило силу на основании
Решения Хабаровской городской Думы Хабаровского края
от 31 января 2017 года N 488
__________________________
На основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава городского округа «Город Хабаровск», Хабаровская городская Дума
решила:
1. Утвердить Стратегический план устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года.
2. Администрации городского округа «Город Хабаровск» обеспечить мониторинг реализации Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года начиная с результатов работы за 2012 год.
3. Признать утратившим силу решение Хабаровской городской Думы от 26.09.2006 N 306 «О принятии Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года».
4. Настоящее решение подлежит официальному опубликованию.
5. Контроль за выполнением решения возложить на комитет по бюджету, финансам и экономическому развитию Хабаровской городской Думы (Корниенко Н.Н.) и Вице-Мэра города В.Ф. Лебеду.
Председатель городской Думы
С.Н. Савков
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА ХАБАРОВСКА ДО 2020 Г.
(новая редакция)
ВВЕДЕНИЕ
Стратегический план устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года (далее - Стратегический план) был разработан в 2006 году и утвержден решением Хабаровской городской Думы от 26.09.2006 N 306 «О принятии Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года».
Поскольку Стратегический план - это не догма, а живой документ, требующий постоянной работы по сверке намеченных в нем целей и задач с реальным положением дел и вектором общественных интересов, был поставлен вопрос о его корректировке.
Он вызван наличием новых возможностей и вызовов, которые дает нам день сегодняшний. Это прежде всего значительные изменения, произошедшие за последнее время в социально-экономическом развитии города. Это также изменившиеся ожидания хабаровчан. Растет их содержательный уровень и требования, особенно самой активной и растущей части горожан - среднего класса. Не ответить на их ожидания реальными действиями будет серьезным сдерживающим фактором развития. И, конечно же, нам необходимо сохранить и усилить свои позиции.
Потребность корректировки и встраивания Стратегического плана в систему регионального и федерального стратегического планирования обусловлена также сменой тенденций в национальной экономике и обозначенными Президентом и Правительством Российской Федерации приоритетами социально-экономического развития России до 2020 года.
В процессе корректировки учтены разработанные к настоящему времени стратегические документы федерального и регионального уровней, подчиненные целям и задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Основные направления социально-экономического развития города Хабаровска до 2020 года были актуализированы также с учетом целей и задач Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года и Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года.
Одними из базовых принципов актуализации Стратегического плана стали сохранение миссии и стратегической цели развития города Хабаровска, которые соответствуют главному целевому ориентиру долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации - «устойчивому повышению благосостояния российских граждан», и преемственность концептуальных основ стратегического планирования и структуры Стратегического плана.
Наиболее значительные структурные изменения произошли в разделе «Формирование селитебного социально-политического центра России на Дальнем Востоке» Стратегического плана, что обусловлено результатами реализации мероприятий Стратегического плана на протяжении 2006-2010 годов, изменениями тенденций развития соответствующих сфер и уточнением или формированием новых приоритетов в долгосрочной перспективе.
Произведена актуализация всех стратегических направлений, включая уточнение целей и основных задач, мероприятий, а также ожидаемых результатов. Дерево целей Стратегического плана было переструктуризировано в связи с необходимостью формирования комплексного стратегического подхода и аккумуляцией ресурсов в наиболее перспективных сферах социально-экономического развития города.
Анализ конкурентных возможностей города Хабаровска и особенностей его развития предопределил не только ориентиры развития города на долгосрочную перспективу, нашедшие свое отражение в стратегических направлениях и проектах, но и позволил обосновать необходимость усиления отдельных направлений развития экономики и социальной сферы города, выявил новые стратегические возможности.
Наиболее значимые новации Стратегического плана связаны с повышением требований к качеству социальных услуг, усилением значимости духовно-нравственного воспитания молодежи, укреплением института семьи и повышением ответственности членов общества за свое здоровье, здоровый образ жизни в целом.
Первое стратегическое направление «Создание условий для комфортного и безопасного проживания хабаровчан, обеспечение высокого уровня жизни» потребовало постановки новых задач, отсутствующих в прежней редакции Стратегического плана по усилению модернизации и инновационных процессов развития экономики города.
Здесь также сделан акцент на улучшение экологической обстановки и повышение безопасности жизнедеятельности в целях создания комфортных условий проживания населения. Особое внимание уделено формированию экологического мировоззрения и культуры, что будет содействовать становлению активной гражданской позиции и ответственности, консолидации усилий жителей для решения проблем сохранения и улучшения окружающей среды.
При формировании второго стратегического направления «Инновационное развитие социальной сферы», учитывая результаты мониторинга реализации Стратегического плана, определяющим фактором стало изменение ориентира с количественного обеспечения на качество, комфортность и доступность обслуживания населения на основе инновационных технологий.
Новые стратегические приоритеты в развитии города как центра международного сотрудничества расширили состав задач третьего стратегического направления «Создание административно-политического центра России на Дальнем Востоке», усилили требования к конкурентоспособности рынка товаров и услуг на региональном, межрегиональном и международном уровнях.
В этом направлении предложен также комплекс задач по продвижению имиджа Хабаровска в качестве административно-политического центра России на Дальнем Востоке, включающих опережающее развитие всей сопутствующей бизнес-инфраструктуры.
Направление дополнено задачами и мероприятиями по формированию «электронного муниципалитета», включению информационных ресурсов местного самоуправления в единое городское интернет-пространство, созданию новых механизмов взаимодействия с использованием электронных технологий, повышению уровня информированности населения о всех сферах жизни города.
В четвертом стратегическом направлении «Формирование регионального торгово-транспортного логистического центра» раскрыта необходимость развития улично-дорожной сети, учитывая приоритет общественного транспорта, и строительство объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивающих улучшение дорожно-транспортной ситуации и комфортное передвижение по территории города.
В целом обеспечение реализации Стратегического плана города определяется с учетом инновационного потенциала территории, выявления и использования уникальных особенностей города, формирования благоприятной среды жизнедеятельности горожан.
Корректировка и актуализация Стратегического плана позволила сформулировать новые задачи, мероприятия и целевые ориентиры для конкретных стратегических проектов, к реализации было предложено несколько новых стратегических проектов.
Корректировка Стратегического плана основывалась на следующих методологических принципах:
- широкое привлечение граждан, представителей бизнеса и общественных организаций к партнерству с органами местного самоуправления в процессе определения целей и задач стратегического развития;
- активное общественное обсуждение стратегических направлений городского развития на общегородских семинарах, совещаниях, конференциях и в СМИ в процессе определения приоритетов и особенностей этапов стратегического развития;
- учет в Стратегическом плане современных тенденций глобализации экономики и новейших методов стратегического управления как российскими, так и зарубежными городами;
- актуализация Стратегического плана от долгосрочного видения в перспективе до конкретных проектов и целевых программ;
- использование результатов современных экономических научно-прикладных разработок, достижений и опыта активных зарубежных и российских городов, экспертно-практического потенциала сотрудников администрации города.
В процессе модернизации Стратегического плана использованы следующие научные методы и модели:
- анализ экономического развития, SWOT-анализ;
- Бостонская матрица;
- дерево целей;
- анализ Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года;
- анализ Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года;
- анализ опыта по развитию городов - административных центров России, сопоставимых по условиям функционирования г. Хабаровска.
Механизм реализации Стратегического плана, являющийся его составной частью и предусматривающий оперативный, тактический и стратегический контроль за проводимыми мероприятиями и их соответствием стратегическим целям, доказал свою эффективность на практике.
Необходимость взаимосвязанности целей стратегических направлений, программ с ориентирами долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Дальневосточного федерального округа, Хабаровского края обусловила внесение незначительных изменений в механизм реализации Стратегического плана, связанных в основном, с уточнением процедур мониторинга и формирования документов стратегического и текущего планирования.
Мониторинг реализации Стратегического плана базируется на системе контрольных показателей деятельности администрации города Хабаровска и показателях эффективности реализации стратегических проектов, отражающих все сферы социально-экономического развития городского округа «Город Хабаровск».
Оценить возможности развития города Хабаровска и разработать Стратегический план невозможно без учета естественно-исторических условий становления промышленных и административно-хозяйственных центров юга региона. Развитие их шло в контексте общих процессов. Невысокий социально-экономический потенциал Дальнего Востока и ограниченность его воспроизводственных возможностей придавали формированию промышленных центров неустойчивый характер.
Это особенно хорошо прослеживается на примере городов Николаевска-на-Амуре и Благовещенска. Первый пережил несколько циклов развития. До середины XIX века являлся центром Нижнеамурской области. В период рыночных преобразований столкнулся с серьезными проблемами развития.
В конце XIX века наиболее крупным промышленным центром на Дальнем Востоке был город Благовещенск. Население его в 1897 году составляло 33 тыс. человек. Однако в дальнейшем, с завершением строительства Транссиба и более выгодным стратегическим положением других городов региона, он остался на периферии экономической жизни.
Благодаря своему выгодному экономико-географическому положению мощный импульс на рубеже XIX-XX веков получает город Владивосток. Располагаясь на берегах уникальной глубоководной незамерзающей бухты, он раньше других городов региона получил связь с железнодорожной сетью страны (в 1903 г. открыто движение по КВЖД, в 1900 г. - по Уссурийской железной дороге до Хабаровска). Владивостокский порт выполняет функции международного, являясь главными «входными и выходными воротами российского Дальнего Востока и обслуживая внешнеторговые связи Маньчжурии. Население города растет, и с 1917 года он становится крупнейшим на Дальнем Востоке (130 тыс. чел.).
Экономико-географический фактор сыграл важную роль и в основании города Хабаровска: центральное расположение в широтном направлении у слияния двух крупных транспортных артерий, близость границы с Маньчжурией и связь с ней по реке Сунгари. Это обусловило формирование его как административного центра Дальнего Востока. Здесь разместились такие органы управления, осуществляющие деятельность на всей территории региона (за исключением Якутии), как Приамурское генерал-губернаторство, Приамурский военный округ, Амурские казенная и контрольная палаты, Приамурское главное учебное инспекторство, Приамурское управление земледелия и госимущества и др.
На рубеже XX века возросло военно-стратегическое значение города. Он становится центром дислокации сухопутных армейских сил. Здесь действовало несколько небольших предприятий пищевой промышленности, чугунолитейный завод и мастерские Амурской флотилии.
В послереволюционные годы, вплоть до окончания Великой Отечественной войны, геополитическая обстановка на Дальнем Востоке резко меняется. На дальневосточных рубежах страны образуется враждебное агрессивное окружение. Практически сводятся «на нет» морские внешнеэкономические связи, вследствие чего падает значение Владивостокского торгового порта, который ограничивается в основном обслуживанием каботажных перевозок. В то же время (1920-1930 годы) государство осуществляет крупномасштабные программы хозяйственного освоения и заселения Дальнего Востока, происходит процесс его индустриализации, в том числе путем формирования мощного военно-промышленного комплекса. Экономические связи переориентируются на внутренние регионы страны.
В таких условиях усиливается значение города Хабаровска. Развиваются его административно-управленческие и транспортно-распределительные функции. На этой основе начинает формироваться многоотраслевая структура промышленности города, создаются высшие и средние специальные учебные заведения, отраслевые научно-исследовательские и проектные институты. Город Хабаровск становится крупной опорно-тыловой базой и административно-культурным центром не только края, но и всего Дальнего Востока. За 1926-1939 годы население города увеличилось в 4 раза. Он превращается в самый крупный населенный пункт региона (207 тыс. чел.).
В этот период в Хабаровском крае закладывается город Комсомольск-на-Амуре. В условиях растущей международной напряженности стало очевидным, что устойчивости региональной системы нельзя достичь, развивая ее в пределах узких приграничных и прибрежных полос. Становление Комсомольской агломерации следует рассматривать как совершенно естественное дело, обусловленное непреходящими потребностями Российского государства. Она должна была быть и стала мощной опорно-тыловой, оборонной, хозяйственной, социокультурной базой всего Приамурья, одинаково обращенной к югу и северу, западу и востоку региона.
Уже в 1939 г. по численности населения Комсомольск-на-Амуре опередил Благовещенск. В последующем он превращается в крупный промышленный центр с военно-промышленной специализацией. Наличие здесь двух уникальных предприятий по строительству атомных подводных лодок и военных самолетов поставило его по научно-техническому уровню в число наиболее высокоразвитых центров России. С постройкой Байкало-Амурской магистрали Комсомольск-на-Амуре начинает выполнять важные транспортно-транзитные функции.
Следующий этап развития промышленных центров Дальнего Востока - 1950-1960 годы. В Приморском крае появляются новые города: Находка и Арсеньев. Первый со временем становится крупнейшим портом на Востоке России, второй получает военно-промышленную специализацию. За счет нового строительства и реконструкции существующих предприятий завершается формирование индустриального комплекса города Хабаровска, ориентированного на общегосударственные потребности и в меньшей мере на нужды Дальнего Востока; создается система вузов, научно-исследовательских институтов, в том числе академического, отраслевого и проектно-конструкторского профиля.
С разукрупнением обширного Хабаровского края, выделением из его состава Сахалинской (1947 год), Амурской (1948 год), Магаданской (1953 год) и Камчатской (1956 год) областей снижается значение Хабаровска как административного центра, но город по-прежнему является местом дислокации многих управленческих структур общерегионального значения.
С 1970-х годов темпы и масштабы экономического роста Хабаровска замедляются. Развитие города происходит в большей степени инерционно, главным образом по линии совершенствования сложившейся социально-хозяйственной структуры и присущих городу функций. Усиливается разделение труда между Хабаровском, сохраняющим свою роль главного экономического и в большей степени организационно-управленческого центра материковой части Дальнего Востока, и Владивостоком.
Бурное развитие внешнеэкономических связей Дальнего Востока и государства в целом со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) создали благоприятные условия для роста Владивостока как торгово-промышленного центра общегосударственного значения с крупнейшим в России комплексом отраслей океанической ориентации. С формированием Дальневосточного научного центра АН СССР (1970 год) он получает академическую специализацию союзного значения. В эти же годы по численности населения (441 тыс. чел.) Владивосток выходит в регионе на первое место.
В целом для 1970-1980-х годов характерно ускоренное создание научно-технического и образовательного потенциала промышленных центров юга Дальнего Востока. В 1990 г. в четырех крупнейших городах (Владивосток, Хабаровск, Благовещенск и Комсомольск-на-Амуре) работали около 20 тыс. научных работников, а в высших учебных заведениях обучались более 85 тыс. студентов. В 1991 г. в городе Хабаровске создан Хабаровский научный центр ДВО РАН, включающий 7 академических институтов.
Развитие наукоемких производств выполняло важную связующую роль Дальнего Востока с интеллектуальным потенциалом Европейской России. Они были одними из немногих рукотворных секторов экономики, способных конкурировать в долговременном плане на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. Важно и то, что промышленность городов дополняла ресурсодобывающие отрасли специализации в обеспечении полной занятости населения и его полнокачественного воспроизводства.
Социально-экономический потенциал Дальнего Востока сильно подвержен воздействию вновь возникающих факторов развития, которые обусловливают смещение акцентов и направлений формирования экономики, подъемы и спады в развитии промышленных центров. Это усиливает их конкуренцию за сферы влияния.
Сложилась определенная специализация промышленных центров юга Дальнего Востока: Хабаровск - административно-управленческий и транспортно-распределительный центр с высокой долей машиностроения; Владивосток и Находка развиваются в океаническом направлении; Комсомольск-на-Амуре и Арсеньев концентрировали высокотехнологичный военно-промышленный потенциал Дальнего Востока. Центры субъектов Российской Федерации к тому же накопили достаточно солидный научный и образовательный потенциал.
Высокий социохозяйственный потенциал промышленных центров выполнял важную воспроизводственную роль в регионе. В более благоприятном положении находились города с океанической специализацией. Другие устойчиво развивались в условиях директивной экономики, будучи включенными в систему союзного разделения труда.
2. ХАБАРОВСК В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Город Хабаровск является составной частью более общей социохозяйственной системы - российского Дальнего Востока, и его нельзя рассматривать вне складывающихся тенденций развития региона, геостратегического значения для России.
Включение страны в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона, куда перемещается доминанта общемирового развития, может осуществляться только посредством Дальнего Востока. Через него Россия в ближайшем будущем может с наибольшей эффективностью реализовывать импульс развития от АТР. Поэтому сохранение и приумножение социально-экономического потенциала Дальнего Востока отвечает долговременным интересам России.
За годы рыночных преобразований российский Дальний Восток потерял более 1,4 млн. чел. В настоящее время демографическая и миграционная ситуация в регионе продолжает ухудшаться, что в некоторых научных и политических кругах интерпретируется в виде вопроса «быть или не быть в долгосрочной перспективе региону в составе России».
Эта угроза для российского Дальнего Востока не сегодняшнего дня. Еще П.А. Столыпин на заседании Государственной Думы по поводу строительства Амурской железной дороги в 1908, году говорил: «При наличии государства густонаселенного, соседнего нам, эта окраина не останется пустынной. В нее просочится чужестранец, если туда не придет русский, и это просачивание уже началось. Если мы будем спать летаргическим сном, то этот край будет пропитан чужими соками и, когда мы проснемся, может оказаться русским только по названию».