РЕШЕНИЕ
от 31 января 2017 года N 488
Об утверждении Стратегии социально-экономического
развития городского округа "Город Хабаровск" на период до 2030 года
На основании Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава городского округа "Город Хабаровск" Хабаровская городская Дума
решила:
1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития городского округа "Город Хабаровск" на период до 2030 года согласно приложению к данному решению.
2. Признать утратившим силу решение Хабаровской городской Думы от 22.05.2012 N 593 "Об утверждении Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года".
3. Настоящее решение подлежит официальному опубликованию.
4. Контроль за выполнением решения возложить на комитет по бюджету, финансам и экономическому развитию Хабаровской городской Думы (Титяев Д.С.) и Вице-Мэра города, первого заместителя Мэра города по экономическим вопросам Лебеду В.Ф.
СТРАТЕГИЯ
социально-экономического развития городского округа
"Город Хабаровск" на период до 2030 года
С принятием Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" завершился период неопределенности в стратегическом управлении в муниципальных образованиях России.
Отсутствие законодательного регулирования процессов разработки муниципальных стратегий предоставляло разработчикам широкий спектр свобод и возможностей в выборе методик и технологий, формировании целей и приоритетов, постановке задач и разработке мероприятий.
В результате в большинстве случаев города получали яркие, амбициозные, но порой нереалистичные проекты, направленные в первую очередь на усиление имиджевой составляющей преуспевающего региона.
В то же время применение механизмов стратегического планирования в муниципальном управлении, безусловно, дало положительный эффект в обеспечении поступательного социально-экономического развития.
Стратегический план, принятый в Хабаровске в 2006 году, позволил городу динамично развиваться. Был преодолен финансово-экономический кризис 2008-2009 годов и снивелированы последствия текущего, сохранено стабильное состояние жизнеобеспечивающей системы города, остановлена депопуляция и восстановлен естественный прирост населения. Сегодня Хабаровск по численности населения является самым крупным на Дальнем Востоке городом.
Произошли позитивные перемены в инженерной инфраструктуре и облике города. Серьезное развитие получила социальная сфера, выросли масштабы жилищного строительства.
Но время не стоит на месте, в новых условиях политического и экономического развития страны вопросы долгосрочного и ускоренного развития дальневосточных территорий приобретают особое стратегическое значение.
Принятый Закон концептуально выстраивает целостную систему стратегического планирования для всех уровней государственного и муниципального управления, ориентированную на долгосрочные приоритеты страны, но увязанную с решением текущих задач на местах.
Это позволит развивать взаимодействие и координацию действий органов власти в достижении целей магистрального развития страны в целом и повлияет на улучшение инвестиционного климата в городе.
Администрация города Хабаровска, выполняя полномочия в сфере стратегического планирования, обеспечила возможность широкого участия представителей науки, бизнеса и общественности на всех этапах разработки и обсуждения муниципальной стратегии.
В течение 2016 года проведены: установочная сессия и два заседания Координационного совета по стратегическому развитию города, 5 мастер-классов, 10 фокус-групп, 4 круглых стола, 6 отраслевых совещаний, 15 заседаний общественных советов при мэре города Хабаровска.
96% жителей города, принявших участие в интернет-голосовании, положительно оценили цели и задачи муниципальной стратегии.
В ноябре - декабре 2016 года местные и региональные средства массовой информации, включая электронные, опубликовали более 130 материалов, посвященных тематике стратегического управления.
В ходе публичного обсуждения проекта муниципальной стратегии поступило более 180 предложений и замечаний, которые рассмотрены на заседаниях экспертной комиссии.
В итоге 60% замечаний отклонены как выходящие за рамки вопросов, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления; 30% замечаний будут учтены при разработке документов стратегического планирования на этапах планирования, прогнозирования и программирования; 10% замечаний и предложений учтены при доработке муниципальной стратегии.
Среди них:
- изменена формулировка миссии города;
- уточнены главная и 2 стратегические цели;
- откорректированы 5 задач социально-экономического развития;
- внесены изменения по ожидаемым результатам.
Отдельного внимания заслуживает предложение общественных организаций по необходимости разработки отраслевых муниципальных стратегий. Администрация г. Хабаровска приняла решение по разработке пилотного проекта, позволяющего апробировать технологию участия граждан и их объединений в стратегическом планировании на уровне городского округа.
Учтено также замечание общественности по стилю изложения документа: краткость, лаконичность и доступность восприятия позволяют понимать проблемы и перспективы социально-экономического развития города как профессиональными управленцами, так и рядовыми гражданами.
Целью анализа является выявление тенденций социально-экономического развития, сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, а также проблемных вопросов, присущих городскому округу "Город Хабаровск" в решении вопросов местного значения, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления.
1.1. Общая характеристика
Хабаровск является крупным административным, торговым, промышленным, транспортным, научно-образовательным, культурным центром ДФО. Хабаровск входит в число ведущих городов России, располагает мощной диверсифицированной экономикой и высоким населенческим потенциалом.
Город расположен в центре наиболее освоенной части Дальнего Востока, в которой сосредоточены крупнейшие предприятия промышленных видов экономической деятельности и сельского хозяйства. Стратегическое положение Хабаровска обусловлено географической близостью экономически развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона (далее - АТР).
Стратегическая роль Хабаровска усиливается в связи с признанием геополитической значимости развития Дальнего Востока в качестве абсолютного приоритета в реализации государственной политики Российской Федерации.
Важнейшим преимуществом города является его уникальное расположение с точки зрения транспортной логистики как в масштабах страны, так и АТР. Хабаровск является промышленно-транспортным узлом Дальнего Востока России. По его территории проходят крупнейшие федеральные железнодорожные, авиационные и автомобильные трассы. Расположение города вдоль р. Амур создает уникальные условия для развития речного и морского водного транспорта.
Площадь территории города составляет 386,4 км2, в том числе зеркало р. Амур - 77,0 км2, линейная протяженность - более 40 километров.
В Генеральном плане города предусмотрено формирование "открытой планировочной структуры", предоставляющей вариантные возможности развития основных функциональных зон города (жилых, общественно-деловых, производственных зон, транспортной и инженерной инфраструктуры, рекреационного назначения и др.) по главным планировочным осям (природным и транспортным) с сохранением относительно упорядоченных взаимосвязей между основными элементами города в процессе его территориального роста.
Хабаровск является ядром Хабаровской агломерации, включающей в себя территорию городского округа и тесно прилегающие к ней территории городских и сельских поселений Хабаровского района (Ильинка, Тополево, Гаровка, Сосновка, Ракитное, Некрасовка и др.), образующие ближайший пригород Хабаровска. Формируются благоприятные условия к дальнейшей агломерационной экспансии Хабаровска в западном, южном и северо-восточном направлениях, вдоль основных транспортных коммуникаций - на российскую часть о. Большой Уссурийский, в Вяземский и Бикинский районы, район им. Лазо Хабаровского края, в Смидовичский район Еврейской автономной области.
Хабаровск является экономическим центром Хабаровского края, играет ведущую роль в его социально-экономическом развитии. В Хабаровске сосредоточено почти 46% демографического и более 50% трудового потенциала края, на территории города осуществляют деятельность 68% организаций от их общего числа в крае, более 55% основных фондов экономики и социальной сферы края (в стоимостной оценке) размещено в городе. Экономика города в 2015 г. обеспечивала 30% выпуска товаров и услуг промышленности края, 47% - строительства, 66% - розничной торговли и 72% - общественного питания.
За последние пять лет Хабаровск достиг значительных результатов в развитии экономики и социальной сферы, улучшении демографической ситуации, совершенствовании городской среды и росте уровня жизни населения.
1.2. Тенденции развития
Главным источником повышения качества жизни населения выступает экономическое развитие города.
В Хабаровске сформировался многопрофильный хозяйственный комплекс, основу которого составляют организации промышленных видов экономической деятельности (с долей 24,7% в общем обороте организаций в 2015 г.); оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (35,9%); транспорта и связи (23,6%).
В 2011-2015 годы среднегодовые темпы роста оборота средних и крупных организаций составили (в фактически действовавших ценах) 108,3%, объема отгруженных товаров и услуг по промышленным видам экономической деятельности - 108,9%, в том числе по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" - 115,3%, "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 106,6% (табл. 1).
Основные показатели экономического развития г. Хабаровска
Показатель | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Темп роста, 2015 к 2011, % |
Оборот организаций (без субъектов малого предпринимательства), млрд руб. | 325,2 | 361,9 | 391,3 | 434,8 | 433,1 | 133,2 |
Объем отгруженных товаров по промышленным видам экономической деятельности, млрд руб. | 70,8 | 77,2 | 71,8 | 79,2 | 95,6 | 135,0 |
Инвестиции в основной капитал (по крупным и средним организациям), млрд руб. | 51,3 | 65,1 | 65,5 | 55,7 | 54,8 | 106,8 |
Ввод в эксплуатацию жилья, тыс. кв. м | 348,7 | 275,7 | 213,3 | 287,8 | 285,5 | 81,8 |
Оборот розничной торговли во всех каналах реализации (по полному кругу организаций), млрд руб. | 108,7 | 120,5 | 138,1 | 158,1 | 180,3 | 165,9 |
Оборот общественного питания (по полному кругу организаций), млрд руб. | 6,1 | 6,9 | 8,3 | 9,8 | 11,3 | 185,2 |
В последние годы происходит усиление промышленного вектора развития Хабаровска, что находит отражение в структуре оборота организаций.
Доля промышленных видов деятельности в обороте организаций возросла с 21,4% в 2013 году до 24,7% в 2015 году, в том числе обрабатывающих производств - с 7,8 до 13,7%.
Основным драйвером развития экономики являются инвестиции. В период с 2011 по 2015 г. среднегодовой объем инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства) составил 58,5 млрд руб. (наибольший объем был в 2013 г. - 65,5 млрд руб., наименьший в 2011 г. - 51,3 млрд руб.).
Важную роль в улучшении инвестиционного климата и повышении инвестиционной привлекательности города имеет реализация крупных инвестиционных проектов, в том числе локализованных на территориях опережающего развития (ТОСЭР). Среди крупных проектов - развитие Хабаровского авиаузла (18,7 млрд руб.), строительство автомагистрали "Восточный обход г. Хабаровска" (15,5 млрд руб.), металлургического завода мощностью 200,0 тыс. т литой заготовки в год (7,0 млрд руб.), создание и развитие индустриальных парков.
Важным направлением социально-экономического развития города является повышение доступности и комфортности жилья. В период с 2011 по 2015 г. в Хабаровске в среднем за год вводилось в действие 282,2 тыс. кв. м общей площади жилья (наибольший объем ввода жилья был в 2011 г. - 348,7 тыс. кв. м, наименьший в 2013 г. - 213,3 тыс. кв. м). В результате общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, увеличилась с 21,8 кв. м в 2011 г. до 22,7 кв. м в 2015 г. Объем ввода жилья на 1 000 чел. населения в 2015 г. в Хабаровске составил 468,6 кв. м, что значительно ниже среднего показателя РФ (583), но выше среднего показателя ДФО (358).
Весомый вклад в развитие экономики города вносят субъекты малого предпринимательства. Количество субъектов малых предприятий, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей в Хабаровске выросло с 24,5 тыс. единиц в 2012 году до 26,4 тыс. единице 2015 году. Оборот организаций малых предприятий (включая микропредприятия) по всем видам экономической деятельности достиг в 2015 г. 299,6 млрд руб., или 132% к 2012 г. Численность занятых в сфере малого бизнеса увеличилась с 116,8 тыс. чел. в 2012 г. до 119,2 тыс. чел. в 2015 г., а их доля в общей численности занятых в экономике города - с 32,1 до 32,6%.
В рейтинге крупных городов России по активности малого и среднего бизнеса, составленном Департаментом социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Хабаровск в 2014 г. занял 5-е место из 35.
Важным направлением социального развития Хабаровска является рост уровня жизни населения (табл. 2).
Среднемесячная заработная плата одного работника увеличилась в Хабаровске с 34,4 тыс. руб. в 2011 году до 46,5 тыс. руб. в 2015 году.
В 2015 году она в 3,25 раза превышала установленный прожиточный минимум для трудоспособного населения по Хабаровскому краю. Средний размер назначенных пенсий за этот же период вырос с 9,2 тыс. руб. до 13,5 тыс. руб.
Реальный размер назначенных пенсий увеличился в 2015 году на 8% к уровню 2011 года, тогда как реальная заработная плата (с учетом инфляции) уменьшилась на 2%. На снижение реальной заработной платы существенное влияние оказало замедление ее номинального роста в 2014 и 2015 годы в связи с ухудшением макроэкономической конъюнктуры, а также инфляционный шок 2014 года.
Основные показатели уровня жизни населения г. Хабаровска
Показатель | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Темп роста, 2015 к 2011, % |
Занято в экономике, тыс. чел. | 358,3 | 359,3 | 362,1 | 365,3 | 365,3 | 102,0 |
Численность зарегистрированных безработных, тыс. чел. | 1,7 | 1,35 | 1,1 | 0,9 | 1,1 | 64,7 |
Уровень регистрируемой безработицы, % | 0,52 | 0,41 | 0,34 | 0,25 | 0,32 | -0,2 п.п. |
Средняя начисленная заработная плата, тыс. руб. | 34,4 | 39,6 | 43,0 | 44,8 | 46,5 | 135,2 |
Темп роста реальной заработной платы, % к предыдущему году | 103,9 | 111,5 | 102,3 | 97,1 | 88,9 | - |
Среднемесячный размер назначенных пенсий, тыс. руб. | 9,2 | 10,3 | 11,4 | 12,1 | 13,5 | 146,7 |
Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года, % | 107,9 | 105,4 | 106,3 | 107,2 | 113,1 | - |
Стоимость минимального набора продуктов питания (декабрь), тыс. руб. | 3,5 | 3,6 | 4,1 | 4,7 | 5,3 | 152,3 |
Прожиточный минимум в среднем на душу населения (IV квартал), тыс. руб. | 9,0 | 9,4 | 10,2 | 11,5 | 13,5 | 150,0 |
Прожиточный минимум для трудоспособного населения (IV квартал), тыс. руб. | 9,7 | 10,2 | 10,8 | 12,2 | 14,3 | 147,4 |