Программа является инструментом реализации государственной политики края в сфере развития транспортной инфраструктуры в Хабаровском крае (далее - государственная политика края). Ее приоритеты и цели коррелируют с целями и задачами Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р (далее - транспортная стратегия Российской Федерации), государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596, государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 308, и направлены на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных указами Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
Транспортной стратегией Российской Федерации определены цели и приоритеты развития транспорта на долгосрочную перспективу, направленные на решение главной задачи государства в сфере функционирования и развития транспорта, - создание условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения через обеспечение доступа к безопасным и качественным транспортным услугам.
Стратегией социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр, предусматривается развитие транспортной системы края не только в региональном, но и в общероссийском и международном масштабах. Планируется развитие портов акваториальной зоны Де-Кастри - Ванино - Советская Гавань. Развитие железнодорожного транспорта предусматривает рост доли международного транзита через территорию края, в том числе высокодоходных контейнерных перевозок, а также рост экспортных, импортных и внутренних грузопотоков.
Целью государственной политики края является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, включая:
- развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, формирование единого транспортного пространства страны;
- повышение доступности и качества услуг транспортного комплекса края для населения;
- повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализацию транзитного потенциала страны;
- повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
- снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду.
Одним из ключевых приоритетов развития транспортного комплекса края станет реализация мероприятий по формированию и развитию транспортной сети края. Предполагается ликвидировать инфраструктурные ограничения на ней, в том числе за счет развития участков транспортных коридоров, сети аэродромов (аэропортов) гражданской авиации, устранения ограничений пропускной способности на подходах к портам, развития магистральной транспортной сети городских агломераций, создания автодорожных обходов крупных городов и других населенных пунктов, ликвидации лимитирующих участков на внутренних водных путях, развития опорной логистической инфраструктуры. Развитие транспортной сети края предполагает повышение транспортной доступности северной части края, обеспечение выхода развивающихся портов края на федеральную автодорожную сеть, рост общей пропускной способности автодорожной сети за счет обеспечения качественной и надежной связи с другими регионами России.
Приоритетным вопросом являются развитие городского пассажирского транспорта и транспортное обеспечение крупных и крупнейших городских агломераций, являющихся центрами экономического и социального развития края. Сбалансированное развитие систем общественного транспорта (включая железнодорожный транспорт смешанного "город-пригород" сообщения) позволит обеспечить оптимальную транспортную доступность мест проживания, работы и досуговых объектов.
Важнейшим приоритетом государственной политики края является цифровая трансформация транспортной отрасли и ускоренное внедрение новых технологий, которые обеспечат повышение качества транспортно-логистических услуг (повышение доступности и скорости, снижение стоимости), развитие перевозок, их безопасность и надежность (устойчивость к особым внешним условиям), а также снизят нагрузку на окружающую среду.