Раздел I. Текущее состояние системы общего образования Хабаровского края
Модернизация системы общего образования в 2011 году осуществлялась в соответствии с целевыми ориентирами национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" приоритетного национального проекта "Образование", Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы.
Первоочередной задачей основных направлений модернизации системы образования в Хабаровском крае на 2011-2013 годы, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 16 апреля 2010 г. N 104-пр, плана действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в Хабаровском крае, утвержденного приказом министерства образования Хабаровского края на 2011-2015 годы от 31 декабря 2010 г. N 2534, являлась подготовка к введению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Для реализации задачи введения федеральных государственных образовательных стандартов была подготовлена необходимая нормативная база (постановление Губернатора Хабаровского края от 07 февраля 2011 г. N 9 "О внесении изменений в постановление Губернатора Хабаровского края от 20 мая 2006 г. N 116 "О формировании субвенций из краевого бюджета на реализацию основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях на основе нормативов подушевого финансирования", приказы министерства образования Хабаровского края от 16 августа 2010 г. N 1752 "О создании координационного совета по вопросам организации введения и реализации федеральных государственных стандартов общего образования в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края", от 25 августа 2010 г. N 1775 "Об организации введения федеральных государственных стандартов общего образования в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края"), разработаны во всех общеобразовательных учреждениях основные образовательные программы, модели внеурочной деятельности, организована апробация стандартов в 5 пилотных школах, которые с 2011/2012 учебного года стали центрами трансфера технологий, разработана каскадная модель повышения квалификации педагогов и руководителей, проведен мониторинг соответствия материально-технической базы учреждений и разработаны планы по ее укреплению.
Эффективность проведенных мероприятий отражена в следующих показателях:
- рост численности школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам с 0,33 процента до 12 процентов, в том числе на ступени начального общего образования - до 28,2 процента;
- рост численности обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ в соответствии с федеральным государственным стандартом до 19 процентов;
- рост численности педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами до 19,2 процента, в том числе 100 процентов охвата повышением квалификации учителей, работающих в 1-ых классах;
- обеспеченность учащихся учебниками в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами - 100 процентов за счет средств краевого бюджета.
Необходимо продолжить работу по укреплению материальной базы учреждений для приведения ее в соответствие с современными требованиями к организации образовательного пространства.
Наиболее сложным в решении задачи введения федерального государственного образовательного стандарта явилась разработка модели оценивания достижений учащихся. Очевидна потребность в системе общенациональной оценки качества образования, обеспечивающей принцип иерархичности, согласованности действий на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне отдельного образовательного учреждения.
В содержании направления "Система поддержки талантливых детей" реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" можно выделить два аспекта. С одной стороны, речь идет о выявлении и поддержке небольшой группы ярко одаренных детей, с другой стороны - о коренном изменении образовательного процесса, его переориентации на индивидуальные образовательные траектории, создание которых позволяет не просто отбирать одаренных детей, но сформировать условия для массового проявления детских талантов в разных сферах деятельности.
В 15 из 19 муниципальных образованиях края разработаны и приняты нормативные акты по поддержке одаренных детей. В 2010/2011 учебном году на поощрение одаренных детей и молодежи из бюджетов муниципальных образований было израсходовано около 3,5 млн. рублей.
В соответствии с приказами Минобрнауки России присуждены премии 48 победителям региональных, межрегиональных и всероссийских мероприятий.
Продолжает развиваться олимпиадное движение. В 2011 году в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников приняли участие 98,7 процента общеобразовательных учреждений края. В муниципальном этапе олимпиады участвовали 10823 человека, что составляет 38,5 процента от количества учащихся 7 - 11 классов. Краевой этап всероссийской олимпиады школьников проводился по 21 предмету, в нем приняли участие 860 человек из всех городских округов и муниципальных районов края.
В заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников приняли участие 39 человек. Победителями и призерами по 6 предметам (право, химия, физика, физическая культура, русский язык, технология) стали 10 учащихся (25,6 процента от количества участников).
Развивается научно-исследовательская деятельность школьников, совершенствуется деятельность Хабаровского краевого научного общества учащихся. В 17 муниципальных образованиях края создано 176 научных обществ учащихся. В 2011 году организовано сетевое взаимодействие Совета кураторов и членов краевого научного общества учащихся по 21 направлению. Из краевого бюджета в 2011 году на проведение краевых олимпиад, конкурсов, участие в научно-практических конференциях израсходовано 7,1 млн. рублей.
Значение показателей:
- удельный вес численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях, которым оказана поддержка в рамках программ поддержки одаренных детей и талантливой молодежи - 20 процентов;
- удельный вес численности детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору (не менее трех доступных предложений из разных областей знаний и сфер деятельности) получать доступные качественные услуги дополнительного образования - 88,8 процента.
Указанные показатели позволяют сделать вывод о достаточной эффективности мероприятий по развитию данного направления.
Требуется продолжение деятельности по развитию сети образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, увеличения финансовой поддержки данного направления (предоставление грантов).
В рамках направления "Совершенствование учительского корпуса" в 2011 году в Хабаровском крае проходила работа по следующим направлениям: повышение заработной платы учителей, апробация нового порядка аттестации педагогических работников; разработка и апробация модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации; обеспечение профессионального развития управленческих кадров системы образования.
В результате проделанной работы складывается инновационная система переподготовки и повышения квалификации работников образования. Программа аттестации реализуется в мероприятиях, призванных материально и морально стимулировать процессы совершенствования педагогов как профессионалов (размер повышающего коэффициента за высшую квалификационную категорию специалистам повышен с 0,5 до 0,75). Разработаны инновационные модели, обеспечивающие адресный подход в повышении квалификации педагогов.
В соответствии с федеральным Сетевым графиком реализации приоритетного национального проекта "Образование" министерство образования и науки края приняло участие и победило в конкурсе по созданию сети из 32 стажировочных площадок для обучения педагогических и руководящих работников системы образования по направлению "Достижение стратегических ориентиров, заявленных в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". Ключевая составляющая деятельности стажировочной площадки - внедрение практико-ориентированной модульной системы в процесс повышения квалификации на базе 20 учреждений, входящих в ассоциативное объединение стажировочной площадки.
Требуется продолжение реализации мер по закреплению молодых педагогов в образовательных учреждениях.
Региональный план первоочередных действий по реализации направления инициативы "Изменение школьной инфраструктуры" включал в себя четыре ключевых направления:
- внедрение эффективных форм профильного обучения на III ступени общего образования;