(с изменениями на 28 декабря 2012 года)
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Администрации города Хабаровска от 28 декабря 2012 года N 5365
________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской федерации от 30.06.2010 N 1101-р, в целях реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 29.06.2010 «О бюджетной политике в 2011-2013 годах» администрация города
постановляет:
1. Утвердить городскую программу «Повышение эффективности расходов бюджета города Хабаровска на 2012-2014 годы» согласно приложению.
2. Финансовому департаменту администрации города (Соколов В.Е.):
2.1. Осуществлять координацию деятельности структурных подразделений администрации города по реализации Плана мероприятий.
2.2. Обеспечить проведение мониторинга реализации Плана мероприятий. Ежегодно подводить итоги выполнения Плана мероприятий и оценку результатов, достигнутых в ходе реализации программы, до 1 марта года, следующего за отчетным.
2.3. Утвердить форму отчета о реализации мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2014 года.
3. Руководителям структурных подразделений администрации города в указанные сроки обеспечить своевременное исполнение вышеуказанной программы и реализацию Плана мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-Мэра города Казаченко В.П.
5. Пресс-службе администрации города Хабаровска (Ерохин В.А.) опубликовать настоящее постановление в газете «Хабаровские вести».
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).
И.о. Мэра города
В.П. Казаченко
ГОРОДСКАЯ ПРОГРАММА
«Повышение эффективности расходов бюджета города Хабаровска на 2012-2014 годы»
1. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Программы
В последние годы на федеральном уровне был предпринят ряд действий, направленных на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
Этому, в частности, способствует утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Цель правительственной программы - создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Среди задач, на решение которых направлена данная программа Правительства Российской Федерации, некоторые относятся не только к федеральным органам государственной власти, но также и к органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. В частности, к таким задачам относятся:
- четкое определение сфер ответственности как публично-правовых образований, так и органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей;
- создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по обеспечению государственных (муниципальных) услуг;
- создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
- повышение качества финансового управления в общественном секторе, в том числе путем адаптации инструментов корпоративного менеджмента;
- повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности;
- обеспечение более тесной увязки между количеством и составом имущества, находящегося в собственности публично-правовых образований, и полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Кроме того, был принят ряд федеральных законов, направленных на повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг.
Так, Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных учреждений» направлен на изменение правового положения существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, без их преобразования, а также на создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности их деятельности.
Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предопределил регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. Предусматривается, в частности, что услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме. При этом муниципальная услуга понимается как деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом муниципального образования.
Кроме того, в 2011 году ожидается принятие Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования бюджетного процесса и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым планируется создать правовую базу для перехода к формированию бюджетов на основе программно-целевого принципа и реализации отдельных мероприятий Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах представлены необходимые действия по 12 ключевым направлениям этой политики.
В 2011 году Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством разработан проект Концепции создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Основной целью этого является обеспечение открытости, прозрачности и подотчетности органов государственной власти и органов местного самоуправления, повышение качества финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства, применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами.
Наряду с другими решениями на федеральном уровне вышеупомянутые федеральные законы и нормативные правовые акты диктуют необходимость проведения масштабных преобразований по повышению эффективности бюджетных расходов на всех уровнях публичной власти в Российской Федерации.
В Хабаровском крае также уже разработаны и приняты нормативные правовые акты, способствующие реализации нововведений по данным вопросам. Постановлением Правительства Хабаровского края от 24 августа 2011 года N 280-пр утверждена Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, а также План мероприятий по реализации данной Программы.
В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р органам местного самоуправления рекомендовано разработать и реализовать аналогичные муниципальные программы по повышению эффективности расходов соответствующих бюджетов согласно основным положениям программы Правительства Российской Федерации.
Для повышения эффективности деятельности городского округа в целом и в бюджетной сфере в том числе необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым, в частности, относятся:
- реалистичность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
- формирование бюджета городского округа с учетом долгосрочного прогноза;
- полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей развития городского округа (включая бюджетные ассигнования, налоговые льготы, имущество);
- планирование бюджетных ассигнований исходя из безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований;
- принятие новых расходных обязательств с учетом сроков их реализации и принципов реализации (разовых или «условно постоянных»);
- соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости);
- систематический анализ и оценка бюджетных рисков развития городского округа.
Этим и определяется необходимость принятия настоящей городской программы «Повышение эффективности расходов бюджета города Хабаровска на 2012-2014 годы» (далее - Программа).
Настоящая Программа развивает многие мероприятия, начатые в предшествующие годы, и направлена на дальнейшее повышение качества управления муниципальными финансами в целом.
Значимым шагом в осуществлении финансовой политики, проводимой администрацией города Хабаровска, стала разработанная и реализованная Программа реформирования системы управления муниципальными финансами города Хабаровска на 2006-2008 годы «Финансам Хабаровска - качественное управление!», утвержденная решением Хабаровской городской думы от 24 ноября 2006 года N 348. Данная программа, являющаяся комплексным документом для модернизации и совершенствования всех аспектов управления муниципальными финансами, стала важной частью реализации общей стратегии социально-экономического развития города. Реализация запланированных мероприятий программы позволила решить ряд проблем в финансово-бюджетной сфере города и смежных отраслях муниципальной экономики. По результатам оценки, проведенной Министерством финансов Российской Федерации, город Хабаровск вошел в число лучших муниципальных образований, отобранных для получения субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов.
2. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности городского округа по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей жителей города в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития города.
Для достижения поставленной цели в реализации положений программы Правительства Российской Федерации в городском округе Хабаровск в 2012-2014 годы предлагается осуществить решение ряда задач:
- внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления;
- применение в полном объеме всех норм бюджетного законодательства в части формирования трехлетнего бюджета городского округа;
- переход к утверждению программного бюджета городского округа;
- развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг, в том числе путем реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
- реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля;
- совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок;
- создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Содержанию реформ по указанным направлениям посвящены соответствующие разделы Программы, разработанные в соответствии с основными положениями Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и рекомендациями федеральных органов исполнительной власти по внедрению аналогичных региональных и муниципальных программ. Кроме того, реализация мероприятий Программы предусматривает необходимость выполнения в городском округе комплекса действий по внедрению положений Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления требует изменения формата составления и утверждения бюджета городского округа на основе новой бюджетной классификации. Ожидается, что после соответствующих изменений федерального законодательства, а именно внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, муниципальным образованиям будет дана возможность определять целесообразность, степень подготовленности, порядок и сроки перехода от традиционного (по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов, условно-функционально и классификации расходов) к программному (по долгосрочным и ведомственным целевым программам) формату составления и утверждения местного бюджета.
При создании порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ в городе необходимо ориентироваться на вышеупомянутый аналогичный порядок, принятый на федеральном уровне, а также лучшую практику субъектов Российской Федерации и других муниципальных образований в этом вопросе. При этом общими принципами разработки и реализации муниципальных программ в городском округе являются:
- формирование муниципальных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития города, обозначенных в Стратегическом плане устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года, принятом решением Хабаровской городской думы от 26 сентября 2006 года N 306, и индикаторов их достижения;
- определение структурного подразделения администрации города, отвечающего за реализацию муниципальной программы (достижение конечных результатов);
- установление для муниципальных программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
- охват муниципальными программами всех сфер деятельности органов местного самоуправления и, соответственно, большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, имущественных, кредитных, долговых) инструментов для достижения целей муниципальных программ;
- наделение органов местного самоуправления и их должностных лиц, осуществляющих управление муниципальными программами и их подпрограммами, полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ в соответствии с принципами и требованиями проектного управления;
- проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, в том числе внешней экспертизы, оценки их вклада в решение вопросов развития городского хозяйства с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
Такие изменения потребуют изменений и дополнений в порядки разработки, реализации и оценки эффективности долгосрочных и ведомственных целевых программ, а именно в постановления Мэра города Хабаровска от 29 июня 2007 года N 1114 «О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, индикаторов оценки результативности, а также корректировки предоставляемых ведомствам бюджетных средств исходя из уровня достижения результатов» и от 15 ноября 2007 года N 1753 «О порядке принятия решений о разработке, формировании, реализации долгосрочных целевых программ в городе Хабаровске», а также иные акты.
С учетом требований времени основными направлениями повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в среднесрочной перспективе должны стать:
- противодействие коррупции, снижение административных барьеров;
- совершенствование контрольно-надзорной деятельности;
- продолжение работы по оптимизации состава и полномочий структурных подразделений администрации города, результатом которой должно стать сокращение дублирования функций и полномочий этих подразделений, а также исключение вопросов, не отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления;
- передача функций органов местного самоуправления, не отнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, или размещение муниципальных заказов на соответствующие услуги;
- оптимизация межведомственного взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий путем раскрытия информации о деятельности органов местного самоуправления.
Целевыми ориентирами решения задачи повышения качества предоставления муниципальных услуг являются:
- повышение доступности муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых сферах;
- создание условий для оптимизации бюджетной сети;