ХАБАРОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 24 ноября 2006 года N 348


Об утверждении Программы реформирования системы
управления муниципальными финансами города Хабаровска
на 2006-2008 годы «Финансам Хабаровска - качественное управление!»

(с изменениями на 26 июня 2007 года)


     ________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Решением Хабаровской городской Думы от 26 июня 2007 года N 447
     ________________________________


В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2005 N 2 «Об утверждении положения о предоставлении субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов», на основании Устава городского округа «Город Хабаровск», Хабаровская городская Дума     

решила:

1. Утвердить Программу реформирования системы управления муниципальными финансами города Хабаровска на 2006-2008 годы «Финансам Хабаровска - качественное управление!».

2. Решение подлежит официальному опубликованию.

3. Контроль за выполнением решения возложить на комитет по бюджету, финансам и экономическому развитию Хабаровской городской Думы (Корниенко Н.Н.), Вице-Мэра города Казаченко В.П.

Мэр города
       А.Н.Соколов


ПРОГРАММА
реформирования системы управления муниципальными финансами
 г. Хабаровска на 2006 - 2008 годы «Финансам Хабаровска - качественное управление!»


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
реформирования системы управления муниципальными
финансами г. Хабаровска на 2006 - 2008 годы «Финансам Хабаровска - качественное управление!»

Наименование Программы

Программа реформирования системы управления муниципальными финансами г. Хабаровска на 2006 - 2008 годы «Финансам Хабаровска - качественное управление!» (далее Программа реформирования)

Основание для разработки Программы

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 сентября 2006 г. N 322 «О проведении в 2006 году отбора муниципальных образований для распределения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов»,
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 января 2005 г. N 2 «Об утверждении положения о предоставлении субсидий из фонда реформирования региональных и муниципальных финансов»,
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2004 г. N 238 «Вопросы распределения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов».

Заказчик Программы

Администрация г. Хабаровска

Разработчик Программы

Финансовый департамент Администрации г. Хабаровска

Цели Программы

Улучшение качества администрирования местного бюджета, повышение его прозрачности и качества планирования, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов.
Создание благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития г. Хабаровска путем реформирования системы управления муниципальными финансами и отраслями муниципального сектора экономики.
Внедрение новых подходов к управлению муниципальными финансами, способствующих обеспечению предоставления населению муниципального образования полного набора требуемых бюджетных услуг.
Повышение удовлетворенности населения города деятельностью органов местного самоуправления и качеством предоставляемых населению муниципальных бюджетных услуг.
Совершенствование механизмов эффективного управления муниципальным имуществом.
Совершенствование структуры, систем управления издержками, качеством продукции предприятий муниципального сектора экономики.
Создание благоприятных условий для увеличения доходной базы местного бюджета и привлечения инвестиций в г. Хабаровск, в том числе на развитие сферы по оказанию бюджетных услуг.
Обеспечение прозрачности деятельности органов местного самоуправления и повышение общественного контроля.
Реализация основных положений реформы бюджетной системы: реформы бюджетного процесса, бюджетного учета, реструктуризации бюджетного сектора и бюджетных учреждений.

Задачи Программы

Формирование сбалансированной налоговой и бюджетной политики муниципального образования на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Внедрение системы среднесрочного финансового планирования, повышение точности планирования местного бюджета.
Мобилизация финансовых ресурсов на улучшение социально-экономического положения в муниципальном образовании.
Внедрение системы бюджетирования, ориентированной на результат, повышение эффективности использования и экономии бюджетных средств.
Реализация принципов ответственной бюджетной политики.
Повышение прозрачности бюджетных процессов.
Внедрение передовой организационной культуры муниципального управления, ориентированной на повышение эффективности работы аппарата управления муниципального образования.
Разработка и утверждение системы оценки качества предоставляемых муниципальных бюджетных услуг, эффективности и результативности бюджетных расходов.
Оптимизация состава и повышение эффективности использования муниципальной собственности, совершенствование системы учета муниципального имущества. Оптимизация функционирования муниципального сектора экономики: реформирование жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, совершенствование системы социальной защиты населения.
Формирование муниципальной долговой политики, разработка и внедрение системы управления муниципальным долгом.
Получение кредитного рейтинга и повышение инвестиционной привлекательности г. Хабаровска.
Реализация положений административной реформы путем повышения квалификации работников органов местного самоуправления, реализации программ инновационного обучения сотрудников.
Совершенствование нормативной правовой базы по основным направлениям реформирования системы управления муниципальными финансами, интегрирующей подходы к муниципальному управлению.
Обеспечение режима открытости информации об использовании общественных ресурсов и учета общественного мнения при определении бюджетно-налоговой политики муниципального образования.

Сроки реализации Программы

2006 - 2008 годы

Перечень основных направлений реализации Программы

Реформа бюджетного процесса и управления расходами.
Внедрение принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат.
Проведение административной реформы.
Реформирование муниципального сектора экономики.
Совершенствование системы инвестиций.
Создание условий для развития доходной базы.
Совершенствование долговой политики.

Исполнители Программы

Администрация г. Хабаровска, структурные подразделения Администрации г. Хабаровска, экспертные, научные и иные организации, привлекаемые Администрацией г. Хабаровска для разработки и реализации Программы реформирования.

Объемы и источники финансирования Программы

27,0 млн.рублей - за счет средств бюджета г. Хабаровска (2007 г. - 18,0 млн.рублей, 2008 г. - 9,0 млн.рублей);
50,0 млн.рублей - софинансирование за счет средств Федерального фонда реформирования региональных и муниципальных финансов (2007 г. - 24,0 млн.рублей, 2008 г. - 26,0 млн.рублей).

Ожидаемые результаты от реализации Программы

Повышение качества управления муниципальными финансами.
Переориентация технологий управления муниципальными финансами и собственностью на реализацию стратегии развития доходной базы местного бюджета.
Стимулирование экономических реформ и обеспечение устойчивого экономического развития г. Хабаровска.
Формирование бюджетной системы как эффективного инструмента, обеспечивающего реализацию Стратегического плана развития Хабаровска до 2020 г.
Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Снижение затрат на обеспечение бюджетного процесса.
Формирование базовых условий для повышения качества предоставляемых населению бюджетных услуг.
Снижение себестоимости предоставления бюджетных муниципальных услуг в предполагаемом периоде в сопоставимых условиях.
Разработка возможности применения широкого спектра привлеченных ресурсов, реализация активной долговой политики.
Получение кредитного рейтинга г. Хабаровска и создание условий для его последующего повышения.
Получение положительных оценок проводимой органами власти г. Хабаровска бюджетной политики со стороны налогоплательщиков.
Совершенствование системы муниципальных правовых актов по основным направлениям реформирования системы управления муниципальными финансами.
Создание благоприятного правового и инвестиционного климата для развития бизнеса на территории города.

Система организации контроля за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы реформирования осуществляется мэром г. Хабаровска, вице-мэром г. Хабаровска, депутатами Хабаровской городской Думы, межведомственной рабочей группой по разработке и управлению реализацией Программы реформирования (МВРГ), руководителями структурных подразделений Администрации г. Хабаровска (по направлениям реализации Программы реформирования).


Введение


Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 была утверждена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации. Этим же постановлением органам местного самоуправления было рекомендовано разработать и реализовать меры по повышению результативности расходов муниципальных бюджетов согласно основным положениям федеральной Концепции. Такой комплекс мер разработан Администрацией г. Хабаровска и образует основу Программы реформирования системы управления муниципальными финансами на 2006-2008 годы «Финансам Хабаровска - качественное управление!».

Принятием Программы реформирования Хабаровская городская Дума и Администрация г. Хабаровска подтверждают свое решение проводить бюджетную политику в соответствии со следующими принципами:

- повышение прозрачности системы муниципальных финансов, качества и достоверности бюджетного учета и отчетности;

- обеспечение реалистичности бюджета, безусловное выполнение обязательств перед бюджетополучателями и кредиторами;

- проведение реструктуризации бюджетной сети с целью повышения эффективности ее функционирования, оптимизации состава муниципального имущества;

- сокращение нерациональных бюджетных расходов, в частности средств, предоставляемых предприятиям;

- реализация административной реформы, оптимизация структуры и задач органов местного самоуправления;

внедрение передовых методов управления муниципальными финансами, в частности переход к принципам бюджетирования, ориентированного на результат, внедрение системы среднесрочного финансового планирования, создания системы управления муниципальным долгом;

- создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций и экономического развития муниципалитета.

Программа реформирования системы управления муниципальными финансами на 2006-2008 годы «Финансам Хабаровска - качественное управление!» разработана в соответствии с методическими рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации и включена в состав заявки г. Хабаровска на получение субсидий из федерального Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.


1. Концепция Программы реформирования системы управления
муниципальными финансами г. Хабаровска на 2006 - 2008 годы
«Финансам Хабаровска - качественное управление!»


1.1. Общие положения


Предлагаемая концепция Программы реформирования системы управления муниципальными финансами г. Хабаровска на 2006-2008 годы «Финансам Хабаровска - качественное управление!» предполагает комплексную реализацию совокупности мероприятий, направленных на достижение стратегической цели по улучшению качества управления муниципальными финансами г. Хабаровска посредством:

стабилизации бюджетной системы муниципального образования;

разработки и внедрения на территории муниципального образования нового стандарта управления муниципальными финансами;

улучшения качества администрирования бюджета за счет повышения прозрачности бюджета и качества его планирования;

повышения эффективности и результативности расходов бюджета;

повышения инвестиционной привлекательности муниципалитета.


1.2. Краткое описание социально-экономического положения г. Хабаровска


Экономико-географическое положение


Хабаровск появился на Амуре в числе первых русских поселений в мае 1858 г. при заключении Айгуньского договора о размежевании границ с Китаем, на правом берегу Амура был основан военный пост Хабаровка. В 1893 г. Хабаровка была переименована в город Хабаровск.

Хабаровск является важнейшим транспортным узлом, соединяющим потоки железнодорожных, речных и авиационных перевозок. По объему железнодорожных и авиаперевозок г. Хабаровск занимает первое место на Дальнем Востоке.

Вблизи города к Транссибирской железнодорожной магистрали примыкает железная дорога, идущая к Комсомольску-на-Амуре и БАМу, порту Ванино и далее на остров Сахалин в виде морской железнодорожной паромной переправы.

Главные территориальные автомобильные дороги имеют статус федеральных - Владивосток-Хабаровск-Чита, Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре и Хабаровск - Ванино.

Существенную роль в транспортных перевозках играет амурский водный путь, в зоне влияния которого находятся обширные территории Хабаровского и Приморского краев, Амурской и Читинской областей, северовосточного Китая.

Хабаровский международный аэропорт является базовым для авиатрасс международного и общегосударственного значения.

Площадь территории города составляет 386,4 кв. км. Административно город подразделяется на 4 округа: Центральный, Южный, Северный, Железнодорожный, которые объединяют пять районов: Железнодорожный, Кировский, Краснофлотский, Центральный, Индустриальный.

Средняя расчетная плотность населения Хабаровска в 2005 г. составила 1495 чел. на кв. км.

Важнейшим фактором выгодного экономико-географического положения Хабаровска на российском Дальнем Востоке и Азиатско-Тихоокеанском регионе является близость быстро развивающегося Китая, высокоразвитых Японии и Республики Корея.


Демографические процессы


Наиболее обобщёнными показателями, характеризующими социохозяйственный потенциал города, являются численность населения и его динамика. На 1 января 2006 г. численность постоянного населения г. Хабаровска составила 577,8 тыс. чел. Общая численность горожан по сравнению с 2004 г. уменьшилась на 1,2 тыс. чел., или на 0,2%. В 2005 г. смертность превысила рождаемость в 1,5 раза.

Снижение численности населения г. Хабаровска определяется естественным движением населения. Оно имеет отрицательное сальдо и колеблется в интервале 2,8 - 3,6 тыс.чел. К положительным моментам можно отнести улучшающуюся, хотя и остающуюся в последние годы отрицательную динамику естественного движения населения: 2003 г. - 3,3 тыс. чел.; 2004 г. - 2,8 тыс. чел., 2005 г. - 2,8 тыс. чел.

На рис. 1 представлена динамика естественного движения населения г. Хабаровска за 2003-2005 гг.


Рис. 1 Динамика естественного движения населения (тыс. чел.)


В 2005 г. миграционный прирост населения увеличился по сравнению с предыдущим годом на 42,2%, но не компенсировал естественную убыль населения. Благоприятным фактором в формировании потенциала города является положительное сальдо миграции. На рис.2 представлена динамика миграции населения города за 2003-2005 гг.

К положительным факторам можно отнести заметно сокращающееся падение численности населения г. Хабаровска в последние годы: 2003 г. - 1,9 тыс. чел., 2004 г. - 1,4 тыс. чел., 2005 г. - 1,2 тыс. чел.


Рис.2 Динамика миграции населении, тыс. чел.


Экономика

В стоимостном выражении в валовом выпуске отраслей экономики преобладают промышленность, транспорт и строительство; наиболее благоприятная динамика - в связи, а также в торговле и общественном питании. В отраслях промышленности в абсолютном выражении на первый план вышли электроэнергетика, пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка.

Однако в целом в машиностроении сохраняется невысокая инновационность и, как следствие, слабая конкурентоспособность продукции. По-прежнему в сложном положении находятся судостроительные предприятия. Завод им. Кирова (Остон) практически перестал существовать, другие сократили производство в 4-7 раз. Нестабильно развивается промышленность строительных материалов, чёрная и цветная металлургия, топливная промышленность.

С 2005 г. учет хозяйственной деятельности предприятий и организаций ведется в разрезе видов экономической деятельности, где одним из основных показателей является оборот организаций.

По итогам 2005 г. оборот 524 крупных и средних организаций города составил 136,8 млрд. рублей, или 123,2 % к уровню прошлого года.

Наибольший удельный вес в общем объеме оборота организаций приходится на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования - 35,0 %, на транспорт и связь - 28,3 %, на промышленные виды деятельности - 32,5 %.

Основой промышленного потенциала города являются 96 крупных и средних предприятий.

Рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по промышленным видам экономической деятельности в 2005 г. составил 110,1 % по сравнению с 2004 г. (Таблица 1).


Таблица 1


Объем отгруженных товаров собственного производства,
выполненных работ и оказанных услуг собственными
силами по промышленным видам экономической деятельности

Виды экономической деятельности

млн.руб.

 Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

742,1

 Обрабатывающие производства

16578,2

 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

14535,5

ВСЕГО

31855,8


На рис.3 представлена диаграмма удельного веса видов экономической деятельности в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами в 2005 г.


Рис. 3 Удельный вес видов экономической деятельности
в общем объеме отгруженных товаров собственного производства,
выполненных работ и оказанных услуг собственными силами в 2005 году, %


В последнее время наблюдается рост доли г. Хабаровска в инвестиционном процессе Хабаровского края. За 2000-2005 гг. произошло увеличение доли с 51,1% до 55,1%. В 2005 г. объем инвестиций в основной капитал составил 22,3 млрд. рублей.

В рамках формирования положительного инвестиционного имиджа города разрабатываются и внедряются в жизнь общегородские инвестиционные программы, реализация которых позволила провести реконструкцию детского парка им. Гайдара, городских прудов, парковой зоны стадиона «Динамо», социальных бань, построить муниципальные торговые комплексы, сеть магазинов «Ветеран». Все эти объекты значительно украсили город. Высокими темпами растут инвестиции в транспорт, связь и промышленность.

Подтверждением инвестиционной привлекательности города свидетельствует выбор г. Хабаровска, как места вложения крупных частных капиталов, таких как «Балтика», «Балтимор», «Террако», строительство в городе Межрегионального центра экономического сотрудничества с выставочным залом и развитой инфраструктурой, который войдет в эксплуатацию в 2008 году.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»