(с изменениями на 22 июля 2013 года)
(редакция, действующая с 26 июля 2013 года)
__________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
Постановления Администрации города Хабаровска
от 14 ноября 2013 года N 4837
__________________________
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Администрации города Хабаровска от 26 декабря 2011 года N 4524
Постановлением Администрации города Хабаровска от 9 октября 2012 года N 4280
Постановлением Администрации города Хабаровска от 11 февраля 2013 года N 464
Постановлением Администрации города Хабаровска от 22 июля 2013 года N 2819
________________________________
В соответствии с постановлением Мэра города Хабаровска от 29.06.2007 N 1114 «О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, индикаторов оценки результативности и планируемых результатов, а также корректировки предоставляемых ведомствам бюджетных средств исходя из уровня достижения результатов», на основании Устава городского округа «Город Хабаровск», администрация города
постановляет:
1. Утвердить ведомственную целевую программу «Развитие существующей системы предоставления услуг в сфере социальной работы с населением, оказываемых за счет бюджета городского округа «Город Хабаровск»», на 2011-2013 годы» (далее - Программа) согласно приложению.
2. Пресс-службе администрации города (Ерохин В.А.) опубликовать настоящее постановление в газете «Хабаровские вести».
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-Мэра города Казаченко В.П.
5. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2011.
И.о. Мэра города
В.П. Казаченко
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие существующей системы предоставления услуг в сфере социальной
работы с населением, оказываемых за счет бюджета городского округа
«Город Хабаровск» на 2011-2013 годы»
(с изменениями на 22 июля 2013 года)
Паспорт программы
Наименование субъекта бюджетного планирования (распорядителя средств бюджета города) | администрация города Хабаровска в лице управления социальной работы с населением |
Наименование программы | развитие существующей системы предоставления услуг в сфере социальной работы с населением, оказываемых за счет бюджета городского округа «Город Хабаровск» на 2011-2013 годы |
Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения), или наименование и номер соответствующего акта | |
Номер и дата учета в управлении экономического развития администрации города | |
Цели и задачи | Цель программы - удовлетворение потребностей населения города Хабаровска в услугах в сфере социальной работы с населением, оказываемых за счет бюджета городского округа «Город Хабаровск». |
Целевые индикаторы и показатели | - количество посещений гражданами досуговых и культурно-массовых мероприятий, до 309 504 посещений; |
Характеристика программных мероприятий | Мероприятия по программе имеют следующую направленность: |
Сроки реализации | 2011-2013 годы |
Объемы и источники финансирования | Финансирование программы осуществляется за счет средств бюджета города. Всего по программе предусмотрено 40235,0 тыс. руб., в том числе: - 2011 год - 14699,6 тыс. руб.; - 2012 год - 10045,1 тыс. руб.; - 2013 год - 15490,3 тыс. руб. (в редакции Постановления Администрации города Хабаровска от 26 декабря 2011 года N 4524 - см. предыдущую редакцию, Постановления Администрации города Хабаровска от 9 октября 2012 года N 4280 - см. предыдущую редакцию, Постановлением Администрации города Хабаровска от 11 февраля 2013 года N 464 - см. предыдущую редакцию, Постановления Администрации города Хабаровска от 22 июля 2013 года N 2819 - см. предыдущую редакцию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности | 1) удельный вес детей, снятых с учета по достижению положительных результатов в отделениях ранней коррекции к общему числу детей, посещающих отделения: |
1. Характеристика, проблемы (задачи), решение которых осуществляется путем реализации программы
Развитие крупного мегаполиса, которым является г. Хабаровск, невозможно без развития системы предоставления услуг в сфере социальной работы с населением и, как следствие - развития сети учреждений, предоставляющих данные услуги. Одним из направлений Стратегического плана развития г. Хабаровска до 2020 года является повышение доступности и качества услуг в сфере социальной работы с населением за счёт повышения эффективности функционирования системы социальной работы с населением.
Необходимость наличия и функционирования развитой системы оказания услуг населению г. Хабаровска очевидна. Оказание населению услуг в сфере социальной работы с населением, способствует снижению риска социального сиротства и семейного неблагополучия для детей, укреплению института семьи, удовлетворению социокультурных потребностей различных категорий населения. Более тысячи семей ежегодно получают социально-педагогическую и социально-психологическую помощь. Работа на ранних этапах семейного неблагополучия позволяет сохранить для ребенка семью и предупредить его попадание в сиротские учреждения. В результате целенаправленной деятельности в семьях, состоящих на учете в учреждениях, подведомственных управлению социальной работы с населением, достигается стабильный положительный результат, и нормализуются семейные и социальные отношения.
Старение городского населения обозначило потребность в реализации творческого и социального потенциала пожилых людей, потребность в обеспечении активного их участия в жизни города через создание клубов по интересам, творческих коллективов, кружков. Организация досуга пожилых людей ведет к продлению полноценной, социально значимой, инициативной жизни.
Создание условий для досуга отдельных категорий населения города способствует утверждению в обществе высоких нравственных и духовных ценностей, сохранению национальной культуры и народных традиций, способствует патриотическому воспитанию населения и, прежде всего, молодежи, передаче ей лучших традиций в труде и служению отечеству.
Однако, количество имеющихся в г. Хабаровске учреждений, предоставляющих услуги пожилым гражданам, семьям группы риска, недостаточно.
Анализ результатов мониторинга мнения жителей города свидетельствует о недостаточности количества учреждений, предоставляющих услуги семьям с детьми, пожилым гражданам и недоступности качественных услуг в сфере социальной работы с населением жителям периферийных районов города. Необходимость в открытии Центров работы с населением имеется в пос. Красная речка, пос. Березовка, Дома ветеранов - в Южном микрорайоне Индустриального района г. Хабаровска.
Удаленность этих микрорайонов и их слабая обеспеченность социальной инфраструктурой не позволяет их жителям в полной мере воспользоваться всем спектром услуг в сфере социальной работы, предоставляемых за счет бюджета города.
Рост числа учреждений обусловлен как объективными потребностями граждан в широкой амплитуде содержания услуг, максимально учитывающих особенности конкретной ситуации и строящихся на основе дифференцированного и одновременно индивидуального подхода, так и возможностью и способностью учреждений отрасли адекватно реагировать на данные объективные потребности.
Динамика развития муниципальных учреждений свидетельствует об их значимости в решении назревших, безотлагательных проблем семьи и детства. Именно они способны оказывать, и оказывают действенную и комплексную помощь детям и семьям по широкому кругу вопросов их жизнедеятельности, предупреждать и предупреждают многие негативные проявления, касающиеся выполнения семьей ее функций.
Необходимость сокращения притока детей в учреждения интернатного типа, повышение качества услуг в сфере социальной работы с населением, предоставляемых семье и детям, требует проведения планомерной профилактической работы с семьей на ранней стадии семейного неблагополучия через разветвленную сеть учреждений социальной работы с населением. В свою очередь это требует создание условий для эффективного функционирования и развития сети учреждений, оказывающих услуги в сфере социальной работы с населением, что позволяет решать проблемы:
- предупреждения семейного неблагополучия и профилактики социального сиротства;
- социализации детей из неблагополучных семей.
Стратегия развития системы предоставления услуг в сфере социальной работы с населением г. Хабаровска во многом определена сложившейся социально-демографической ситуацией.
В городском округе особое внимание уделяется семье как социальному институту, закладывающему основы становления личности ребенка. По состоянию на 01.01.2010 в г. Хабаровске проживает более 119 тыс. детей в возрасте до 18 лет, что составляет 20 процентов от всей численности населения.
В последние годы наметились позитивные изменения в естественном движении населения. Уровень рождаемости на 1 тыс. человек населения увеличился с 7,6 в 2000 году до 11,8 в январе - июле 2010 года.
Ежегодно на учет в учреждениях системы профилактики социального сиротства ставится около 800 семей с неблагоприятными условиями для воспитания детей. Происходит стабильное ухудшение брачной структуры. Падение ценности семьи, отсутствие устойчивых социально - культурных укладов определяет неустойчивость семьи.
Высокий уровень разводов, внебрачной рождаемости, а также вдовства вследствие более высокой смертности мужчин - основные причины увеличения количества неполных семей, что, в свою очередь, влечет к снижению частоты деторождении, а также накладывает негативный отпечаток на формирование будущего брачного поведения детей, воспитанных в неполных семьях.
Обостряются и принимают затяжной характер такие социальные проблемы, как социальное сиротство детей и девиантный образ жизни их родителей. Семейное неблагополучие все чаще приводит к уходу детей из дома, приобретению ими статуса безнадзорных или беспризорных. Как показывает практика последних лет, существующая в настоящее время система социальных служб не в состоянии решить эти проблемы. Чаще всего упор делается не на профилактику в семейной и детской среде, а на попытку исправить ситуацию, когда она уже имеет запущенный либо необратимый характер.
В тоже время, как показывает опыт социальной работы в городе, работа с ребенком и семьей, проводимая на ранних этапах семейного неблагополучия, позволяет нормализовать семейные отношения и содействует созданию для ребенка благоприятных условий для его жизни и воспитания в кровной семье, предупреждению социального сиротства.
Для Хабаровска, как и для всей России в целом, насущной является проблема старения населения. В городе Хабаровске проживает 580,7 тысяч человек, из них 126 тысяч - граждане пожилого возраста. Динамика увеличения численности пожилого населения города соответствует общероссийским показателям и составляет в среднем 1,5% в год. Таким образом, к 2013 году в г. Хабаровске будет проживать 132 тысячи пожилых людей.
Пожилой человек имеет право на полноценную, насыщенную событиями жизнь, на активное участие в жизни города. Особо важную роль в жизни людей пожилого и старческого возраста играет досуг и отдых, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено.
Организация досуга граждан направлена, прежде всего, на поддержание активного долголетия граждан старших возрастных групп, повышение социальной активности пожилых граждан.
Привлечение людей пожилого возраста к содержательному досугу, к организации и проведению мероприятий создает благоприятные условия для живого человеческого общения, позволяет передавать социокультурный опыт подрастающему поколению, способствует его духовно-нравственному развитию, что в целом благоприятно сказывается на духовно-нравственном состоянии города.
Так же создаются условия для распространения достижений отечественной и мировой культуры, литературы, искусства, науки, позволяет формировать мировоззрение и воспитывать эстетический вкус, прививать навыки самоуправления и самообразования, развивать инициативу и предприимчивость, что приводит к повышению качества жизни населения.
Таким образом, в муниципальной системе оказания услуг в сфере социальной работы с населением отдельным категориям граждан и детям, воспитывающимся в семьях группы риска, приоритетными задачами являются:
- использование нравственного, духовного, профессионального опыта людей пожилого возраста для углубления взаимосвязи между поколениями;
- обеспечение преемственности социокультурного опыта разных возрастных групп в проведении культурно-массовых мероприятий;
- реализация культурного потенциала и удовлетворение социокультурного потенциала людей зрелого возраста;
- профилактика семейного неблагополучия на ранних этапах;
- содействие семьям в создании благоприятных условий для развития и воспитания детей, сохранение для ребенка кровной семьи;
- содействие семьям с детьми в реализации имеющегося у них воспитательного и социального потенциала.
Для улучшения качества работы и с целью удовлетворения потребностей отдельных категорий населения разрабатываются и поэтапно внедряются новые технологии, методики и формы работы через разработку и написание проектов и программ.
Наиболее приоритетными направлениями развития услуг в сфере социальной работы с населением являются:
- психологическая помощь неполным семьям;
- содействие в формировании навыков здорового образа жизни у детей из семей группы риска;
- комплексная психолого-педагогическая помощь семьям,
- воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья;
- расширение видов клубных объединений.
Данные направления были выбраны с учетом мониторинга потребностей населения, возможностями учреждений отрасли, социальной значимости указанных проблем.
В 2011 году планируется увеличить число получателей услуг за счет внедрения новой формы работы с одинокими родителями. Работа в данном направлении была апробирована на базе экспериментальной площадки «Ты не одна» в Центре работы с населением Кировского района.
Проанализировав семьи, состоящие на учете в Центре, процент неполных семей составил 54,4%, и в них уже наблюдаются факторы неблагополучия.
Проводимые специалистами психодиагностика и психореабилитационные занятия с семьями, находящимися на патронаже, позволяют оказать квалифицированную помощь, предотвратить и помочь разрешить многие проблемы детско-родительских отношений.
Наиболее распространенными являются следующие проблемы:
- несформированность стиля воспитания, родительская неуверенность в правильности методов воспитания и неустойчивый стиль воспитания - 80% (из 100% всех родителей);
- оценка ребенка, неадекватная его личностным особенностям - 50% (из 100% детей).
В 2012 году планируется открытие 2-х экспериментальных площадок целью деятельности, которых будет являться разработка и апробация новых форм и технологий работы с населением города и внедрение инновационных услуг в сфере социальной работы с населением:
- формирование навыков здорового образа жизни у детей и родителей из семей группы риска (экспериментальная площадка «Муравьишка»);
- психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей инвалидов.
В 2013 году планируется открыть отделение «Профилактика ранних отказов».
Разработка и внедрение таких видов услуг в деятельность учреждений отрасли позволит улучшить психологическое состояние семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, удовлетворить их потребность в получении качественной социально-педагогической и социально-психологической поддержке, развить позитивное отношение к здоровому образу жизни, реализовать имеющийся социальный потенциал и принять активное участие в жизни города.
В части досуговой деятельности планируется открытие 2-х экспериментальных площадок по расширению видов клубных объединений:
- клуб знакомств для пожилых людей;
- технология «театр воспоминаний».
Задачи клуба:
- проведение досуговых мероприятий;
- вовлечение в организационную работу клуба пожилых людей, ведущих активный образ жизни;
- индивидуальный подход и моральная поддержка одиноких граждан.