В соответствии с Законом Хабаровского края от 29.02.96 № 8 "О малом предпринимательстве в Хабаровском крае", постановлением главы администрации Хабаровского края от 19.10.2000 № 361 "О программе развития и поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае 2001-2003 годы", в целях дальнейшего развития и поддержки малого предпринимательства в городе Хабаровске, осуществления мер, направленных на повышение его эффективности. Хабаровская городская Дума
РЕШИЛА:
1. Утвердить городскую целевую программу "Развитие и поддержка малого предпринимательства в г. Хабаровске на 2001-2003 годы" (прилагается).
2. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на Вице-Мэра города Казаченко В.П. и на комиссию по бюджету, финансам и социально-экономическому развитию.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания.
Мэр города А.Н. Соколов
УТВЕРЖДЕНО
решение Хабаровской
городской Думы
от 26.02.2001 № 20
Наименование программы: | - городская программа "Развитие и поддержка малого предпринимательства в г. Хабаровске на 2001-2003 годы" |
Основание для разработки программы: | - Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"; |
Заказчик программы: | - администрация г. Хабаровска |
Разработчик программы: | - управление экономики, инвестиций и промышленной политики администрации г. Хабаровска |
Сроки реализации программы: | - 2001 - 2003 годы |
Основная цель программы: | - создание благоприятного инвестиционно-финансового климата для динамичного развития малого предпринимательства в г. Хабаровске |
Задачи программы: | - создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивой деятельности малого предпринимательства; |
Основные исполнители программы: | - управление экономики, инвестиций и промышленной политики администрации города; |
Ожидаемые конечные результаты: | - увеличение в 1,5-2 раза числа субъектов малого предпринимательства; |
Объемы и источники финансирования программы: | - общий объем финансирования 109,4 млн. рублей, в том числе: |
Система контроля: | - управление экономики, инвестиций и промышленной политики администрации города совместно с советом по предпринимательству при Мэре города и общественными объединениями предпринимателей осуществляют текущий контроль за ходом выполнения программы |
I. Общие положения
Субъекты малого предпринимательства - коммерческие организации (малые предприятия), отнесенные к субъектам малого предпринимательства в соответствии со статьей 3 Закона РФ от 14.06.95 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малое предпринимательство - сфера коммерческой деятельности, где субъектами деятельности являются малые предприятия и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Предпринимательский климат - совокупность условий хозяйствования и комплекс факторов, оказывающих влияние на предпринимательскую деятельность,
1.2. Нормативно-правовое обеспечение Программы
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 14.06.95 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации";
- Указом Президента РФ от 29.06.2000 № 730 "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства";
- Указом Президента РФ от 29.04.96 № 491 "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации";
- Законом Хабаровского края от 29.02.96 № 8 "О малом предпринимательстве в Хабаровском крае";
- Постановлением главы администрации Хабаровского края 19.10.2000 № 361 "О развитии и поддержке малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2001-2003 годы",
II. Состояние и проблемы малого предпринимательства
За годы реформ предпринимательство прочно вошло в нашу жизнь, заняло лидирующие позиции во многих отраслях экономики. Малый бизнес, или малое предпринимательство представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению оно принадлежит к большинству населения, одновременно являясь как непосредственным производителем, так и потребителем широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого бизнеса образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг.
Малое предпринимательство в городе Хабаровске стало неотъемлемым элементом экономики города, наиболее динамично реагирующим на изменение потребительского спроса, обеспечивает значительную долю налоговых поступлений и занятость трудоспособного населения.
Из 17 тысяч юридических лиц, зарегистрированных в городе Хабаровске по состоянию на 1 января 2000 года, более 11 тысяч относится к разряду малых предприятий, их количество на 1 тыс. населения, в городе составляет - 18, тогда как в наиболее развитых странах эта цифра превышает 50. Общая численность работающих в малом бизнесе, с учетом зарегистрированных индивидуальных предпринимателей составляет 76400 человек или 28% от общей численности, занятых в экономике города (278 тыс. человек).
В отраслевой структуре малых предприятий по-прежнему доминирует торговля и общественное питание (47%), 14% малых предприятий занято в промышленности, 17% - в строительстве, 4 % - в транспорте и связи.
Объем произведенной продукции малыми предприятиями города в 1999 году составил 2820,3 млн. рублей (16,5% от общего объема производства всех отраслей экономики города).
Несмотря на трудности становления малого бизнеса, следует отметить, что городская инфраструктура располагает всем необходимым для динамичного развития малого предпринимательства, его эффективности и устойчивости. Об этом свидетельствует приведенная ниже динамика показателей малого предпринимательства, в том числе за период действующей городской программы "Основные направления развития и поддержки малого предпринимательства в г. Хабаровске на 1998-2000 годы".
Показатели | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 1999 г. к 1998 г. в % | 1 п/г |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Количество зарегистрированных малых предприятий (по состоянию на конец года), ед. | 9400 | 10100 | 10600 | 11100 | 104,7 | 11300 |
Из них количество действующих малых предприятий, ед. | 4910 | 4798 | 4240 | 4450 | 104,9 | 4520 |
Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, тыс. чел. | 16,0 | 19,2 | 19,3 | 20,9 | 108,3 | 22,6 |
Из них количество действующих, тыс. чел. | 7,52 | 8,60 | 9,80 | 9,70 | 99,0 | 9,98 |
Общая численность с учетом работающих на действующих малых предприятиях и зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, тыс. ел. | 70,9 | 74,0 | 67,4 | 75,6 | 112,1 | 76,4 |
Объем налоговых поступлений в бюджет города от субъектов малого предпринимательства (юридических и физических лиц), млн. руб. | 79,0 | 90,0 | 111,7 | 174,0 | 164,0 | 123,9 |
Доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджет города, в % | 8,0 | 8,0 | 8,6 | 12,0 | 14,0 | |
СПРАВОЧНО: |
|
|
|
|
|
|
Исполненный бюджет города, млн. руб. | 988,0 | 1123,0 | 1299,0 | 1450,0 | 651,55 | |
Поступления налоговых платежей в бюджет города на 1 работающего, | ||||||
Всего в отраслях экономики города | 5,3 | 2,4 | ||||
в том числе: | ||||||
Субъекты малого предпринимательства всего | 2,3 | 1,6 | ||||
в том числе: | ||||||
малые предприятия | 2,1 | 1,4 | ||||
частные предприниматели | 6,4 | 4,9 | ||||
Бюджетная обеспеченность | 2,11 | 1,07 |
Численность населения занятого в малом бизнесе увеличилась в 1999 году по сравнению с 1998 годом на 12,1 процента, Увеличился к 1998 году (111,7 млн. рублей) объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в 1,6 раза. На рост налоговых поступлений значительное влияние оказал переход индивидуальных предпринимателей на уплату единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД).
Изменение налогового режима для данной категории налогоплательщиков позволило привлечь к уплате налоговых и других платежей предпринимателями, ранее не платившими налоги вообще, или уплачивающими их в минимальном объеме.
В текущем году сохраняется положительная тенденция к повышению собираемости налогов от малого предпринимательства, хотя темпы прироста ниже против 1999 года - года ввода ЕНВД. Объем налоговых поступлений в бюджет города от них в 1 полугодии текущего года составил 123,9 млн. рублей, его доля в общем объеме доходов возросла до 14 процентов. При этом проблема собираемости налогов от субъектов малого предпринимательства сохраняется.
Современный период можно охарактеризовать как период выживания малого предпринимательства. Из общего числа зарегистрированных малых предприятий только 40% ведут хозяйственную деятельность и уплачивают налоги, среди индивидуальных предпринимателей этот показатель несколько выше - 44%.
Тем не менее, трудности выживания малого бизнеса не помешали увеличению за 1 полугодие т.г. числа зарегистрированных малых предприятий на 200 единиц, на 1,7 тыс. человек увеличилось число индивидуальных предпринимателей и достигло 22,6 тысяч.
Как и в предыдущие годы, индивидуальная трудовая деятельность, как самостоятельное направление предпринимательства получило развитие во всех районах города. Причем 60,1 % от общего числа индивидуальных предпринимателей находится в Железнодорожном и Индустриальном районах.
1998г. | 1999г. | Уд. вес в общем кол-ве, % | 1999 г. к 1998 г. в % | 1 полуг. 2000 г. | |
Всего по городу | 19275 | 20911 | 100 | 108,5 | 22601 |
в том числе по районам: |
|
|
|
|
|
Железнодорожный | 5937 | 6441 | 30,8 | 108,5 | 6961 |
Индустриальный | 5532 | 6127 | 29,3 | 110,8 | 6622 |
Кировский | 1889 | 1945 | 9,3 | 102,9 | 2102 |
Краснофлотский | 2775 | 3178 | 15,2 | 103,0 | 3435 |
Центральный | 3142 | 3220 | 15,4 | 102,5 | 3481 |
Предпринимательский климат в городе на данном этапе имеет ряд особенностей, не способствующих развитию малого предпринимательства, а именно:
отсутствуют механизмы реализации комплексной системы государственной поддержки малого предпринимательства, не отработан механизм взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных звеньев по осуществлению единой политики поддержки предпринимательства;
- неблагоприятные социально-экономические условия, нестабильная политическая обстановка определяют высокую степень риска для начинающих предпринимателей,
- растущее налоговое бремя, стремление переложить тяжесть налогов с крупного бизнеса на малое предпринимательство в связи с неплатежеспособностью крупного предпринимательства, нежеланием или неумением взыскать с него налоги;
- нестабильность финансового рынка, ограниченный доступ к инвестициям в связи с высокой стоимостью кредитов не позволяет малому предпринимательству применять передовые дорогостоящие технологии и повышать конкурентоспособность продукции;
административные барьеры, давление надзорно-контрольных органов, отсутствие надежного правового обеспечения и защиты порой предопределяют стиль хозяйствования предпринимателей за гранью закона (теневой бизнес).
Достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства пока еще недостаточен для того, чтобы раскрыть для общества его привлекательные свойства в качестве источника быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса-предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода у значительной части экономически активного населения, снижения социальных нагрузок на бюджетные расходы всех уровней.
Основные мероприятия Программы направлены, прежде всего, на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, среди которых наиболее острыми являются как недостаток собственных финансовых средств, так и административные барьеры, представляющие собой отдельный блок проблем организационного характера
Программа отражает те проблемы, на которые, в первую очередь, необходимо обратить внимание органов местного самоуправления, чтобы превратить сферу малого предпринимательства в важный элемент экономической и социальной политики города.
Основные направления поддержки малого предпринимательства
Целью Программы является создание благоприятных условий для развития малого бизнеса, его количественного и качественного роста на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на муниципальном уровне. Основные задачи Программы определяются ее конечной целью и включают в себя:
- создание благоприятного предпринимательского климата, снятие нормативно-правовых, административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию малого бизнеса;
- расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе через привлечение внебюджетных средств, развитие лизинга оборудования и технологий;
- оказание малым предприятиям финансово-имущественной и организационно-методической поддержки;
- обеспечение малых предприятий доступными квалифицированными информационными, консалтинговыми и обучающими услугами через систему городских и территориальных структур поддержки малого бизнеса;
- формирование социальных условий и благоприятного общественного мнения позволит улучшить психологический климат, укрепить социальный статус и престиж предпринимателя, улучшить социальные условия работников малых и средних предприятий, вовлечь более широкие слои населения в малый бизнес.
Каждая из задач имеет взаимообусловленные связи с другими, которые в зависимости от функций государственной поддержки малого предпринимательства решаются по следующим направлениям:
- совершенствование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;
- финансово-кредитная инвестиционная поддержки малого предпринимательства;
- совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и его информационное обеспечение;
- производственная и организационно-методическая поддержка малого предпринимательства, кадровое обеспечение;
- развитие социально-трудовых отношений и охрана труда в малом предпринимательстве.
В соответствии с задачами Программы определены следующие отраслевые приоритеты развития и поддержки малого предпринимательства в г. Хабаровске в 2001-2003 гг.:
- производство продовольственных товаров;
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство товаров народного потребления;
- оказание потребительских и социально-значимых услуг населению (включая образовательные, медицинские и жилищно-коммунальные услуги);
- производство современных строительных материалов;
- внедрение передовых технологий в области строительства и в первую очередь жилищного строительства;
- инновационная деятельность, включая разработку и производство новых видов продукции и технологий;
- развитие туризма и гостиничного бизнеса.
Реализация мероприятий Программы повысит значение предпринимательства в развитии городского хозяйства и приведет к следующим ожидаемым положительным результатам:
- рост количества малых и средних негосударственных предприятий, позволяющих усилить конкуренцию на местном уровне;
- повышение доли производимой малыми предприятиями продукции в структуре экономки;
- пополнение рынка товарами и укрепление налоговой базы бюджета города;
- увеличение количества вновь создаваемых рабочих мест, что снизит уровень безработицы;
- улучшение общих параметров инвестиционного климата в регионе; формирование слоя собственников как социальной основы стабильного развития общества, создание предпосылок для повышения уровня благосостояния населения.
Развитие малого предпринимательства в г. Хабаровске приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение. Поэтому меры, принимаемые администрацией города, будут направлены на совершенствование нормативной правовой базы, устранение административных барьеров, препятствующих развитию малого бизнеса, предоставление методической, информационной, консультационной и инвестиционной поддержки.
Программа позволит малому бизнесу стать основой, которая даст возможность существенно сократить уровень безработицы, позволит увеличить доходную часть бюджета города, реализовать инвестиционные программы и проекты, имеющие важное социально-экономическое значение для города.
Координация деятельности исполнителей мероприятий Программы осуществляется управлением экономики, инвестиций н промышленной политики.