Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА- ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 апреля 2009 г. № 88-п


О развитии системы социального партнерства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
от 6 ноября 2020 года N 500-п

____________________________________________________________________

Руководствуясь посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года,  от 26 апреля 2007 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 февраля 2006 года № 35-оз «О качестве жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», в целях определения стратегии и механизма развития системы социального партнерства  на территории автономного округа Правительство автономного округа  п о с т а н о в л я е т:

1.Утвердить стратегию «Новое социальное партнерство в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2010 года» (далее - Стратегия, приложение 1).

2.Создать Координационный совет при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по развитию социального партнерства на территории автономного округа.

3.Утвердить Положение о Координационном совете при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по развитию социального партнерства на территории автономного округа и его состав (приложения 2, 3).

4.Исполнительным органам государственной власти автономного округа:

4.1.Провести анализ действующих нормативных правовых актов автономного округа, регулирующих вопросы социального партнерства, и подготовить предложения по их совершенствованию в соответствии с утвержденной Стратегией.

4.2.Предусмотреть разработку мероприятий, направленных на создание условий и механизмов реализации Стратегии и развития социального партнерства.

5.Рекомендовать главам муниципальных образований автономного округа принять необходимые организационные меры по развитию социального партнерства на территории муниципальных образований с учетом обеспечения взаимодействия и координации деятельности по реализации Стратегии.

6.Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства автономного округа Западнову Н.Л.


Председатель Правительства
автономного округа
А.В.Филипенко




Приложение 1
к постановлению Правительства
автономного округа
от 22 апреля 2009 г. № 88-п


Стратегия «Новое социальное партнерство в Ханты-Мансийском
автономном округе - Югре на период до 2010 года»


Содержание

Введение

1.1.Исторические и региональные предпосылки

1.2.Государственная политика и общественно-политические предпосылки

1.3. Экономические предпосылки

I.Характеристика стратегии «Новое социальное партнерство в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»

1.1.Основные цели, задачи и принципы

1.2.Идеология и механизм реализации

1.3.Социальные инвестиции:

1.3.1.Современное понятие и опыт

1.3.2.Виды и формы социальных инвестиций

1.3.3.Перспективные практики реализации социальных инвестиций

1.3.4.Целевые аудитории социального инвестирования

1.3.5.Критерии оценки

1.4.Корпоративная социальная ответственность как органичная часть социального партнерства

II.Менеджмент и координация деятельности по осуществлению стратегии

2.1. Управление, планирование и реализация стратегии

2.2. Координация, аудит и экспертиза стратегии

III.Сотрудничество в осуществлении стратегии с некоммерческими, общественными организациями и гражданами

IV. Информационная поддержка реализации стратегии

4.1.Основные цели, задачи и принципы информационного обеспечения стратегии

4.2.Формы распространения информационных материалов по тематике стратегии

V.Формирование отчетности по осуществлению стратегии

5.1.Цели и задачи формирования отчетности

5.2.Формирование отчетной документации по стратегии

5.3.Порядок подготовки регионального (окружного) социального отчета «Наш социальный год»

VI.Ключевые показатели эффективности реализации стратегии

6.1.Внутренние показатели эффективности

6.2.Внешние показатели эффективности

6.3.Стратегические показатели эффективности

VII.Список терминов и сокращений

VIII.Приложения

8.1.Перспективный комплексный план по реализации стратегии «Новое социальное партнерство»

Введение

1.1.Исторические и региональные предпосылки

Закономерности общественного развития свидетельствуют, что гармоничное и неконфликтное развитие общества зависит от согласования интересов государства, предпринимателей и граждан. Оптимальный баланс и реализацию интересов государства, предпринимателей и граждан обеспечивает социальное партнерство.

Основополагающими международно-правовыми актами, определяющими законодательное регулирование социального партнерства, являются Конвенции Международной организации труда, ратифицированные и действующие на территории Российской Федерации.

В эпоху глобализации и связанных с нею вызовов в области устойчивого экономического и социального развития, мировое сообщество вырабатывает новые принципы и стандарты социально ответственного поведения, которые находят отражение в декларациях, конвенциях и инициативах ООН, МОТ, ОЭСР, а также в документах других международных организаций. Формируются новые представления и вводятся в практику новые понятия - «социальные инвестиции», социальная отчетность», - подготавливаются специалисты в сфере социального менеджмента и проектирования.

В 2002 году Глобальный договор ООН призвал руководителей деловых кругов присоединиться к международной инициативе с тем, чтобы объединить усилия компаний, учреждений ООН, трудящихся и гражданского общества по реализации основополагающих принципов в области прав человека, трудовых отношений и охраны окружающей среды.

В отличие от западных стран, в России становление института социального партнерства происходит при активном участии государства, посредством формирования правовой базы и организационной структуры, а также благодаря вовлечению наемных работников и работодателей в социальный диалог.

Социальное партнерство в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре динамично развивается благодаря согласованной работе Правительства автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований, деловых кругов и объединений граждан. Накоплен значительный опыт взаимодействия субъектов социального партнерства: работают трехсторонние комиссии, заключаются коллективные трудовые договоры, активная работа ведется профсоюзными организациями.

С 1992 года на территории автономного округа действует Двухсторонняя комиссия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по регулированию социально-трудовых отношений работников бюджетных отраслей. Результатами работы комиссии явилось заключение и выполнение Межотраслевого тарифного соглашения с окружными профессиональными союзами. На территориальном (муниципальном) уровне заключены и действуют 20 отраслевых (межотраслевых) соглашений, в основном регулирующих социально-трудовые отношения в организациях, относящихся к бюджетной сфере.

С ноября 2002 года осуществляет деятельность Трехсторонняя комиссия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по регулированию социально-трудовых отношений. Заключено и действует Трехстороннее соглашение между органами государственной власти, объединением работодателей и объединением профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В условиях рыночных отношений интерес к коллективному договорному регулированию трудовых отношений объективно растет. Вместе с тем социальное партнерство многими участниками до сих пор воспринимается достаточно узко, почти исключительно как партнерство в области трудовых отношений. Однако глобальные тенденции обязывают расширять объем и масштабировать понятие «социальное партнерство», выводить совместную работу субъектов партнерства на принципиально новый продуктивный уровень взаимодействия.

Благоприятные результаты совместной работы обеспечивают стабильность партнерского формата отношений. Но для  улучшения качества жизни граждан Ханты-Мансийского автономного округа - Югры всем партнерам необходимо стремиться к эволюции формы и содержания социального партнерства. Необходимо учитывать объективные международные тенденции - распространение практики социального инвестирования, проектный подход в деятельности некоммерческих организаций (далее - НКО), стандартизация социальной отчетности, рост подготовки менеджеров и юристов в области социального проектирования.

Мировой опыт показывает - сбалансированные отношения на основе согласованной политики субъектов социального партнерства обеспечивают новое качество жизни граждан и форсируют развитие территорий.

Совершенствование системы социального партнерства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре направлено на формирование наилучших условий для развития каждого человека и общества в целом.

1.2.Государственная политика и общественно-политические предпосылки

Развитие социально-партнерских отношений в России в 1990-х годов осложнялось системным кризисом всего строя общественных отношений. Формирование рыночной экономики обусловило изменение подходов к правовому регулированию общественных отношений, прежде всего, возникновение договорных методов.

Для защиты интересов работника в условиях рыночной экономики правительство Российской Федерации инициировало работу по законодательному и нормативному оформлению системы социального партнерства.

Формирование системы социального партнерства остается приоритетным направлением политики государства. Президент России В. В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года так сформулировал тезис о назначении социальной ответственности: «Считаю, что социальная ответственность должна быть основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса, и они обязаны помнить, что источником благополучия и процветания России является народ.».

Законодательной основой формирования современной системы социального партнерства стали такие акты как указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г.  № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)», Указ Президента от 24 января 1992 г. № 45  «О создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях».

На смену КЗоТ РСФСР 1971 года пришел Трудовой кодекс РФ, принятый  в 2001 году, в котором заложено понимание социального партнерства как механизма, способствующего нахождению компромиссных решений с учетом интересов и работодателей и работников.

Принят Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», регламентирующий права и обязанности, а также порядок образования и принципы деятельности объединений работодателей и их членов. В соответствии с этим законом объединения работодателей должны представлять собой некоммерческие организации, основанные на членстве работодателей.

Федеральное законодательство позволило субъектам РФ не только формировать самостоятельные законодательства о социальном партнерстве, но и послужило созданию принципиально новых социально-партнерских отношений в сфере труда. Число организаций, в которых заключаются коллективные договоры, ежегодно увеличивается, коллективно-договорными отношениями охвачено порядка 90% российских работников.  

При расширении круга участников общественных отношений в сфере труда складываются социально-трудовые отношения, вытекающие из реализации права человека на труд и распространяющиеся на неопределенный круг лиц. В этом случае механизм замкнутого правоотношения не может быть использован. Именно здесь и возникает социальное партнерство, как принцип взаимодействия участников социально-трудовых отношений.

Социальное партнерство как принцип взаимодействия участников общественных отношений может возникать не только в сфере труда. Предметом социального партнерства могут быть любые общественные отношения, распространяющиеся на неопределенный круг лиц, заинтересованных в социальных инвестициях.

К общественно-политическим предпосылкам социального партнерства следует также отнести рост образованности населения, формирование глобальных рынков труда и глобального информационного мира. Возникновение этих факторов обусловлено усложнением социально-экономической организации общества, усиливающимся влиянием общественных организаций на бизнес.

Активно идет процесс институционализации принципов социальной работы. Представители деловой среды разрабатывают и принимают документы, которые регламентируют реализацию социального партнерства на практике. В течение последних лет такой работой занимается Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).

Социальная хартия российского бизнеса, разработанная РСПП в 2005 году, стала серьезным шагом к общему пониманию значения социального партнерства для будущего России. Социальная хартия - это стратегическая инициатива, свод основополагающих принципов социально ответственной деловой практики, которые очерчивают направления и границы социальной компетенции деловых кругов и которые применимы в повседневной деятельности любой организации.

Согласно Хартии, социальная миссия российского бизнеса заключается в устойчивом развитии самостоятельных и ответственных компаний, которое отвечает долгосрочным экономическим интересам бизнеса, способствует достижению социального мира, сохранению окружающей среды, соблюдению прав человека.

Наряду с корпоративной социальной ответственностью в России получает развитие новая форма взаимодействия власти и бизнеса - государственно-частное партнерство (далее - ГЧП). Форма государственно-частного партнерства зародилась в начале 1990-х годов в Великобритании, когда на смену традиционному взаимодействию заказчика (государства) и подрядчика (бизнеса), пришла модель частной финансовой инициативы, при которой государство лишь заказывало, но не оплачивало бизнесу капиталоемкие объекты.

Государственно-частное партнерство как институциональный и организационный взаимовыгодный альянс государства и бизнеса в целях реализации совместных проектов стало альтернативой приватизации важных отраслей, объектов.

Развитию государственно-частного партнерства уделено внимание в Концепции административной реформы в РФ в 2006-2010 гг., одобренной Правительством РФ (распоряжение от 25 ноября 2005 г. №1789-р). Для развития государственно-частного партнерства сформирована правовая база. Приняты законы РФ: от 21 июля 2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», от 3 ноября 2006 г. № 183-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон  «О сельскохозяйственной кооперации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Социально ориентированными проектами являются и приоритетные национальные проекты, работа над которыми началась в 2003 году. Их реализация предусматривает непосредственное вовлечение деловых кругов и активную поддержку граждан.

1.3.Экономические предпосылки

Современный этап экономических преобразований в Российской Федерации обусловлен усилением социальной ориентации рыночной экономики. В этих условиях принципиально важным становится достижение баланса принципов, факторов, отношений и механизмов реализации экономических и социальных приоритетов, сочетание рыночной эффективности и социальной стабильности.

Переход к социально ориентированной, высокоэффективной рыночной экономике предполагает формирование устойчивой системы экономического и социального партнерства работников, работодателей и государства. В сфере труда партнерство выступает принципом взаимодействия субъектов трудовых отношений, осуществляемым с целью согласования их экономических и социальных интересов.

Возрастающая сложность и интеллектуализация общественного труда обеспечивают возрастание роли человеческого фактора, превращение наемного  работника из простого исполнителя в образованного, активного субъекта производства и управления.

Социально ответственная деятельность компании вне зависимости от сферы деловой активности является существенным конкурентным преимуществом по сравнению с другими компаниями, ведущими бизнес на том же рынке. Особенно ощутимо преимущества активной социальной политики проявляются при выходе компании на IPO (Initial Public Offering - сделанное впервые, публичное предложение инвесторам стать акционерами компании), зарубежные рынки. Интеграция политики корпоративной социальной ответственности (далее - КСО) в политику компании повышает качество социальных коммуникаций, позволяет инкорпорировать общественные интересы, усиливая тем самым интерактивность стратегических решений и степень проникновения бизнеса в целевые сегменты.

К социально-экономическим предпосылкам социального партнерства также следует отнести появление новых производственных структур и технологий, усложнение социальной структуры общества, усиление концентрации и централизации капитала с сопутствующим изменением форм организации труда.

I.Характеристика стратегии «Новое социальное партнерство»


1.1.Основные цели, задачи и принципы

Исторический и региональный опыт, общественно-политические и экономические предпосылки к созданию новых механизмов взаимодействия общественных сил, глобальные тенденции повышения социальной и экологической ответственности, объективные потребности экономики - таковы основные условия, предопределяющие разработку и широкую адаптацию Стратегии нового социального партнерства.

Социальное партнерство в современном понимании - это общественный институт, основанный на добровольных соглашениях и принципах  взаимовыгодного сотрудничества между государственными структурами, бизнесом и некоммерческими организациями для совместной работы по важнейшим направлениям социально-экономического и общественного развития.

Стратегия нового социального партнерства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предполагает широкую вовлеченность и равенство всех участников, субъектов партнерских отношений. Вместе с тем, каждая сторона принимает на себя определенную ответственность.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»