БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»


ЗАКОН

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

от 28 февраля 2006 года N 35-оз

О качестве жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

     

Принят
Думой Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
10 февраля 2006 года

Настоящий Закон определяет механизм и направления государственной политики качества жизни населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ), а также полномочия органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах компетенции субъекта Российской Федерации по реализации настоящего Закона.

Глава I. Общие положения

     
Статья 1. Основные понятия


Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:

качество жизни населения автономного округа - совокупность социально-экономических и иных критериев (показателей), отражающих уровень и степень достигнутого благосостояния человека в различных сферах его жизнедеятельности, как основного условия устойчивого социального развития гражданского общества и личности;

социальный прожиточный минимум - стоимостная оценка жизненно необходимых потребностей материального, социального, культурного характера, обеспечивающих общественно приемлемый уровень жизни человека;

целевая программа поддержания качества жизни населения автономного округа - гарантированный законодательством автономного округа комплекс экономических и социальных услуг, предоставляемых субъекту социальной поддержки за счет средств бюджета автономного округа;

мониторинг качества жизни населения автономного округа (далее также - мониторинг) - система наблюдений, оценки и прогноза благосостояния соответствующих категорий населения, применяемая в целях осуществления государственной политики по обеспечению качества жизни человека в автономном округе (включая продолжительность жизни человека и состояние его здоровья, уровень знаний и образовательных услуг, уровень дохода на душу населения, уровень занятости, состояние окружающей среды и другие факторы и критерии);

социальные индикаторы - статистические показатели, отражающие стандарты условий и уровня жизни населения автономного округа;

социальные нормативы - социальные индикаторы, выражающие средний уровень требований, предъявляемых к условиям и процессам жизни человека, населения и его отдельных групп и категорий;

материальное благополучие населения автономного округа - уровень жизни населения автономного округа, при котором размеры и структуры доходов населения позволяют обеспечивать способность людей удовлетворять социальные потребности;

социально-психологическая поддержка населения автономного округа - комплекс мер, направленных на оказание социально-психологической помощи гражданам, в том числе находящимся в сложных жизненных ситуациях;

социальное индикативное планирование - способ государственного управления в социальной сфере, при котором определение целей, показателей, заданий и основных средств их осуществления основывается на системе социальных индикаторов;

социальное партнерство - система цивилизованных общественных отношений, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей, предпринимателей, различных социальных групп, слоев, их общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития.

Статья 2. Основные показатели обеспечения качества жизни населения автономного округа

1. Основными показателями обеспечения качества жизни населения автономного округа являются:

1) продолжительность жизни реальная и ожидаемая;

2) валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения;

3) индекс социального здоровья населения автономного округа в целом и в расчете на каждого жителя автономного округа;

4) уровень образования и грамотности населения автономного округа в целом;

5) уровень доходов населения автономного округа в целом и его отдельных групп;

6) занятость населения автономного округа;

7) потребление товаров, в том числе длительного пользования;

8) доля государственных расходов на социальную деятельность;

9) индексы бедности и нищеты населения автономного округа в целом и его отдельных социальных групп;

10) достаточность питания;

11) репродуктивное здоровье;

12) младенческая смертность;

13) материнская смертность;

14) количество инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

15) уровень потребления базовых социальных услуг;

16) уровень преступности;

17) уровень экологической безопасности;

18) социальная активность;

19) иные показатели, определяющие качество жизни населения автономного округа.

Порядок определения размеров показателей обеспечения качества жизни населения автономного округа устанавливается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - Правительство автономного округа).

2. На основании показателей обеспечения качества жизни населения автономного округа Правительство автономного округа разрабатывает социальные стандарты, социальные индикаторы и социальные нормативы.

3. Социальные нормативы подлежат изменению соответственно ресурсам и изменениям структуры и масштабам социальных потребностей населения автономного округа.

Глава II. Организация деятельности органов государственной власти автономного округа по обеспечению качества жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

     
Статья 3. Полномочия органов государственной власти автономного округа в области обеспечения качества жизни населения автономного округа


К полномочиям органов государственной власти автономного округа по обеспечению качества жизни населения автономного округа относятся:

1) принятие нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

2) установление социальных стандартов и нормативов, контроль за их соблюдением;

3) определение расходов на обеспечение установленных социальных нормативов, а также поддержание социальной инфраструктуры при формировании социальных стандартов качества жизни населения автономного округа с учетом средств, необходимых для субсидирования расходов органов местного самоуправления автономного округа в целях социально-экономического развития автономного округа и обеспечения равных прав граждан в области качества жизни;

4) выявление факторов, неблагоприятно влияющих на благополучие и здоровье граждан, информирование о них населения и проведение мероприятий по их устранению;

5) координация деятельности органов государственной власти автономного округа по повышению качества жизни населения автономного округа;

6) регулярное информирование граждан по вопросам обеспечения качества жизни населения;

7) координация и финансирование научных исследований в области обеспечения качества жизни населения автономного округа;

8) международное сотрудничество в области обеспечения качества жизни населения автономного округа;

9) определение основных направлений государственной политики автономного округа в области обеспечения качества жизни населения автономного округа и осуществление руководства ее реализацией;

10) разработка социальных стандартов, социальных показателей, социальных индикаторов и социальных нормативов обеспечения качества жизни населения автономного округа.

Статья 4. Совет по вопросам социального развития и обеспечения качества жизни населения автономного округа при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры


Для координации деятельности по регулированию вопросов обеспечения качества жизни населения автономного округа при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры создается Совет по вопросам социального развития и обеспечения качества жизни населения автономного округа. Порядок формирования и деятельности Совета по вопросам социального развития и обеспечения качества жизни населения автономного округа устанавливается Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Глава III. Обеспечение качества жизни населения

     
Статья 5. Обеспечение качества жизни населения автономного округа


Качество жизни населения автономного округа обеспечивается посредством:

1) системы мер по регулированию демографической ситуации в автономном округе;

2) регулирования материального благополучия граждан путем установления за счет средств бюджета автономного округа дополнительных надбавок к минимальным размерам заработной платы, пенсиям, социальным выплатам, обеспечивающим достижение установленного в автономном округе прожиточного минимума для малообеспеченных категорий населения в соответствии с законодательством;

3) разработки и реализации целевых программ обеспечения качества жизни населения автономного округа;

4) осуществления активного жилищного строительства и обеспечения отдельных категорий граждан социальным жильем в порядке, определяемом Правительством автономного округа;

5) создания социокультурной среды и развития социальной инфраструктуры автономного округа;

6) осуществления социального индикативного планирования при формировании государственной политики в области обеспечения качества жизни населения автономного округа, разработки и принятия социальных индикативных планов;

7) установления социальных нормативов качества жизни населения автономного округа и контроля за их соблюдением;

8) определения социальных индикаторов и порядка их использования;

9) оказания социально-психологической поддержки населению автономного округа;

10) сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;

11) лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;

12) проведения мониторинга качества жизни населения автономного округа;

13) проведения социально-экономической экспертизы качества жизни населения автономного округа;

14) научных исследований в области обеспечения качества жизни населения автономного округа;

15) информирования населения о фактическом положении дел в области обеспечения качества жизни населения автономного округа, а также о мерах государственной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по повышению качества жизни населения.

Статья 6. Представление гражданам информации о качестве жизни населения автономного округа

1. Граждане регулярно получают достоверную, своевременную и полную информацию о качестве жизни населения автономного округа, включая информацию о состоянии окружающей среды, рациональных нормах питания, товарах и услугах, а также об их соответствии законодательно установленным стандартам и нормативам, правилам реализации и контроля, о правах потребителей в отношении реализуемых на территории автономного округа товаров и услуг, других факторах, влияющих на качество жизни населения автономного округа.

2. Информация о качестве жизни населения автономного округа представляется органами государственной власти автономного округа через средства массовой информации.

Статья 7. Предоставление помощи гражданам в случаях снижения качества жизни населения автономного округа


Гражданам, проживающим на территории автономного округа, предоставляется помощь в случае снижения качества их жизни из-за определенных жизненных обстоятельств: утраты постоянного источника дохода, обеспечивающего прожиточный минимум, ограничения жизнедеятельности по состоянию здоровья (болезнь, инвалидность), других социальных обстоятельств (чрезвычайная ситуация, безработица, пребывание в специализированных учреждениях) - на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством автономного округа.

Статья 8. Социально-психологическая поддержка населения автономного округа

1. Правительство автономного округа ежегодно осуществляет исследования мнения граждан по проблемам обеспечения качества жизни населения автономного округа и использует их результаты для принятия решений по оптимизации управления в области обеспечения качества жизни населения автономного округа.

2. Органами исполнительной власти автономного округа могут создаваться специализированные социально-психологические службы для оказания услуг по социально-психологической поддержке граждан.

Статья 9. Материальное благополучие населения автономного округа

1. Уровень материального благополучия населения в автономном округе основывается на постоянных источниках доходов граждан (заработная плата, пенсия, пособие, стипендия, доход от предпринимательской деятельности, целевая социальная выплата) и не должен быть ниже ежегодно устанавливаемой Правительством Российской Федерации и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры величины прожиточного минимума.

2. Правительство автономного округа в пределах установленных законодательством полномочий осуществляет:

1) контроль за реализацией прав граждан в области выплат заработной платы, пенсий, дополнительного пенсионного обеспечения, стипендий, пособий, целевых социальных выплат, в том числе за их индексацией в порядке и размерах, установленных действующим законодательством;