ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
от 28 февраля 2006 года N 35-оз
О качестве жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Принят
Думой Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
10 февраля 2006 года
Настоящий Закон определяет механизм и направления государственной политики качества жизни населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ), а также полномочия органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах компетенции субъекта Российской Федерации по реализации настоящего Закона.
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
качество жизни населения автономного округа - совокупность социально-экономических и иных критериев (показателей), отражающих уровень и степень достигнутого благосостояния человека в различных сферах его жизнедеятельности, как основного условия устойчивого социального развития гражданского общества и личности;
социальный прожиточный минимум - стоимостная оценка жизненно необходимых потребностей материального, социального, культурного характера, обеспечивающих общественно приемлемый уровень жизни человека;
целевая программа поддержания качества жизни населения автономного округа - гарантированный законодательством автономного округа комплекс экономических и социальных услуг, предоставляемых субъекту социальной поддержки за счет средств бюджета автономного округа;
мониторинг качества жизни населения автономного округа (далее также - мониторинг) - система наблюдений, оценки и прогноза благосостояния соответствующих категорий населения, применяемая в целях осуществления государственной политики по обеспечению качества жизни человека в автономном округе (включая продолжительность жизни человека и состояние его здоровья, уровень знаний и образовательных услуг, уровень дохода на душу населения, уровень занятости, состояние окружающей среды и другие факторы и критерии);
социальные индикаторы - статистические показатели, отражающие стандарты условий и уровня жизни населения автономного округа;
социальные нормативы - социальные индикаторы, выражающие средний уровень требований, предъявляемых к условиям и процессам жизни человека, населения и его отдельных групп и категорий;
материальное благополучие населения автономного округа - уровень жизни населения автономного округа, при котором размеры и структуры доходов населения позволяют обеспечивать способность людей удовлетворять социальные потребности;
социально-психологическая поддержка населения автономного округа - комплекс мер, направленных на оказание социально-психологической помощи гражданам, в том числе находящимся в сложных жизненных ситуациях;
социальное индикативное планирование - способ государственного управления в социальной сфере, при котором определение целей, показателей, заданий и основных средств их осуществления основывается на системе социальных индикаторов;
социальное партнерство - система цивилизованных общественных отношений, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей, предпринимателей, различных социальных групп, слоев, их общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития.
1. Основными показателями обеспечения качества жизни населения автономного округа являются:
1) продолжительность жизни реальная и ожидаемая;
2) валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения;
3) индекс социального здоровья населения автономного округа в целом и в расчете на каждого жителя автономного округа;
4) уровень образования и грамотности населения автономного округа в целом;
5) уровень доходов населения автономного округа в целом и его отдельных групп;
6) занятость населения автономного округа;
7) потребление товаров, в том числе длительного пользования;
8) доля государственных расходов на социальную деятельность;
9) индексы бедности и нищеты населения автономного округа в целом и его отдельных социальных групп;
10) достаточность питания;
11) репродуктивное здоровье;
12) младенческая смертность;
13) материнская смертность;
14) количество инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
15) уровень потребления базовых социальных услуг;
16) уровень преступности;
17) уровень экологической безопасности;
18) социальная активность;
19) иные показатели, определяющие качество жизни населения автономного округа.
Порядок определения размеров показателей обеспечения качества жизни населения автономного округа устанавливается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - Правительство автономного округа).
2. На основании показателей обеспечения качества жизни населения автономного округа Правительство автономного округа разрабатывает социальные стандарты, социальные индикаторы и социальные нормативы.
3. Социальные нормативы подлежат изменению соответственно ресурсам и изменениям структуры и масштабам социальных потребностей населения автономного округа.
К полномочиям органов государственной власти автономного округа по обеспечению качества жизни населения автономного округа относятся:
1) принятие нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
2) установление социальных стандартов и нормативов, контроль за их соблюдением;
3) определение расходов на обеспечение установленных социальных нормативов, а также поддержание социальной инфраструктуры при формировании социальных стандартов качества жизни населения автономного округа с учетом средств, необходимых для субсидирования расходов органов местного самоуправления автономного округа в целях социально-экономического развития автономного округа и обеспечения равных прав граждан в области качества жизни;
4) выявление факторов, неблагоприятно влияющих на благополучие и здоровье граждан, информирование о них населения и проведение мероприятий по их устранению;
5) координация деятельности органов государственной власти автономного округа по повышению качества жизни населения автономного округа;
6) регулярное информирование граждан по вопросам обеспечения качества жизни населения;
7) координация и финансирование научных исследований в области обеспечения качества жизни населения автономного округа;
8) международное сотрудничество в области обеспечения качества жизни населения автономного округа;
9) определение основных направлений государственной политики автономного округа в области обеспечения качества жизни населения автономного округа и осуществление руководства ее реализацией;
10) разработка социальных стандартов, социальных показателей, социальных индикаторов и социальных нормативов обеспечения качества жизни населения автономного округа.
Для координации деятельности по регулированию вопросов обеспечения качества жизни населения автономного округа при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры создается Совет по вопросам социального развития и обеспечения качества жизни населения автономного округа. Порядок формирования и деятельности Совета по вопросам социального развития и обеспечения качества жизни населения автономного округа устанавливается Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Качество жизни населения автономного округа обеспечивается посредством:
1) системы мер по регулированию демографической ситуации в автономном округе;
2) регулирования материального благополучия граждан путем установления за счет средств бюджета автономного округа дополнительных надбавок к минимальным размерам заработной платы, пенсиям, социальным выплатам, обеспечивающим достижение установленного в автономном округе прожиточного минимума для малообеспеченных категорий населения в соответствии с законодательством;
3) разработки и реализации целевых программ обеспечения качества жизни населения автономного округа;
4) осуществления активного жилищного строительства и обеспечения отдельных категорий граждан социальным жильем в порядке, определяемом Правительством автономного округа;
5) создания социокультурной среды и развития социальной инфраструктуры автономного округа;
6) осуществления социального индикативного планирования при формировании государственной политики в области обеспечения качества жизни населения автономного округа, разработки и принятия социальных индикативных планов;
7) установления социальных нормативов качества жизни населения автономного округа и контроля за их соблюдением;
8) определения социальных индикаторов и порядка их использования;
9) оказания социально-психологической поддержки населению автономного округа;
10) сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;
11) лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
12) проведения мониторинга качества жизни населения автономного округа;
13) проведения социально-экономической экспертизы качества жизни населения автономного округа;
14) научных исследований в области обеспечения качества жизни населения автономного округа;
15) информирования населения о фактическом положении дел в области обеспечения качества жизни населения автономного округа, а также о мерах государственной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по повышению качества жизни населения.
1. Граждане регулярно получают достоверную, своевременную и полную информацию о качестве жизни населения автономного округа, включая информацию о состоянии окружающей среды, рациональных нормах питания, товарах и услугах, а также об их соответствии законодательно установленным стандартам и нормативам, правилам реализации и контроля, о правах потребителей в отношении реализуемых на территории автономного округа товаров и услуг, других факторах, влияющих на качество жизни населения автономного округа.
2. Информация о качестве жизни населения автономного округа представляется органами государственной власти автономного округа через средства массовой информации.
Гражданам, проживающим на территории автономного округа, предоставляется помощь в случае снижения качества их жизни из-за определенных жизненных обстоятельств: утраты постоянного источника дохода, обеспечивающего прожиточный минимум, ограничения жизнедеятельности по состоянию здоровья (болезнь, инвалидность), других социальных обстоятельств (чрезвычайная ситуация, безработица, пребывание в специализированных учреждениях) - на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством автономного округа.
1. Правительство автономного округа ежегодно осуществляет исследования мнения граждан по проблемам обеспечения качества жизни населения автономного округа и использует их результаты для принятия решений по оптимизации управления в области обеспечения качества жизни населения автономного округа.
2. Органами исполнительной власти автономного округа могут создаваться специализированные социально-психологические службы для оказания услуг по социально-психологической поддержке граждан.
1. Уровень материального благополучия населения в автономном округе основывается на постоянных источниках доходов граждан (заработная плата, пенсия, пособие, стипендия, доход от предпринимательской деятельности, целевая социальная выплата) и не должен быть ниже ежегодно устанавливаемой Правительством Российской Федерации и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры величины прожиточного минимума.
2. Правительство автономного округа в пределах установленных законодательством полномочий осуществляет:
1) контроль за реализацией прав граждан в области выплат заработной платы, пенсий, дополнительного пенсионного обеспечения, стипендий, пособий, целевых социальных выплат, в том числе за их индексацией в порядке и размерах, установленных действующим законодательством;