Действующий

О Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года (с изменениями на 25 мая 2023 года)



2. Современная экологическая ситуация и анализ результатов деятельности в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (2008 - 2022 годы)

(в ред. распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.05.2023 N 298-рп)



2.1. В автономном округе внедрен комплексный подход к решению экологических проблем, направленный на развитие регионального природоохранного законодательства, программно-целевое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности, повышение уровня экологической культуры населения.


Окружающая среда в автономном округе испытывает мощную антропогенную нагрузку, связанную с активным развитием в последние десятилетия инфраструктуры городов и крупнейшего в Российской Федерации топливно-энергетического комплекса. Для снижения негативного техногенного воздействия обеспечено конструктивное взаимодействие со всеми крупными нефтегазодобывающими компаниями.


Введены налоговые льготы в целях стимулирования предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность в автономном округе, к реализации мер, направленных на оздоровление окружающей среды, внедрению экологически безопасных и малоотходных технологий (организациям в отношении имущества, относящегося к объектам основных фондов природоохранного назначения, исчисленная сумма налога на имущество уменьшается на 50%).


Заключены соглашения о сотрудничестве Правительства автономного округа со всеми крупными нефтегазодобывающими компаниями, согласно которым предприятиями взяты повышенные обязательства по разработке и реализации долгосрочных природоохранных программ и мероприятий.


В государственную программу автономного округа "Экологическая безопасность", утвержденную постановлением Правительства автономного округа от 31 октября 2021 года N 482-п, включены мероприятия нефтяных компаний, отвечающие ее целям и задачам: строительство объектов по утилизации попутного нефтяного газа, рекультивация нефтезагрязненных земель, строительство объектов для размещения отходов производства и потребления на лицензионных участках автономного округа, внедрение и использование технологий по обезвреживанию и использованию опасных промышленных отходов, рекультивация шламовых амбаров, компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов. Ежегодный объем инвестиций в реализацию природоохранных и природовосстановительных мероприятий составляет порядка 85 млрд. рублей.


Внедрена и эффективно используется система регулярных наблюдений за воздействием на состояние окружающей среды в границах лицензионных участков - локальный экологический мониторинг (постановление Правительства автономного округа от 23 декабря 2011 года N 485-п "О системе наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"). Локальным экологическим мониторингом охвачено 97,3% лицензионных участков, на которые выданы долгосрочные лицензии. Ежегодно в базу данных государственной информационной системы "Экологический паспорт территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" поступает около 160 тысяч измерений. Всего за период 2008 - 2022 годов накоплено 2,7 млн. измерений концентраций загрязняющих веществ с координатной привязкой к пунктам наблюдений. Обработанные результаты экологического мониторинга используются предприятиями для планирования и реализации долгосрочных экологических программ.


Для оценки качества природных сред и контроля динамики экологической ситуации приняты региональные нормативы допустимого остаточного содержания нефти и нефтепродуктов в почвах и донных отложениях поверхностных водных объектов (постановления Правительства автономного округа от 10 декабря 2004 года N 466-п "Об утверждении регионального норматива "Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 23 ноября 2018 года N 432-п "О нормативе "Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в донных отложениях после проведения восстановительных работ на водных объектах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"). Функционирует веб-сервис "Личный кабинет природопользователя", посредством которого предприятия имеют возможность представлять в электронном виде сведения о техногенной нагрузке и качестве компонентов природной среды. Исполнительные органы автономного округа получили доступ к информации, позволяющей вырабатывать систему мер по минимизации негативного воздействия на окружающую среду.


Создана эффективная система государственного экологического надзора с применением космических технологий и беспилотных летательных аппаратов. Разработан и внедрен механизм компенсации ущерба, причиненного окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи в "натуральной" форме, путем восстановления ее нарушенного состояния.


Результатом эффективности указанного взаимодействия, а также принятия мер в сфере предупреждения, выявления и пресечения нарушений в области охраны окружающей среды является снижение негативного воздействия, стабилизация состояния окружающей среды и улучшение основных показателей, характеризующих экологическую обстановку в автономном округе.


2.2. Атмосферный воздух.


Состояние воздушного бассейна автономного округа определяется выбросами загрязняющих веществ от объектов нефтегазодобывающего комплекса (факелов для сжигания попутного нефтяного газа, газотурбинных и газопоршневых станций, труб печей), расположенных на лицензионных участках недр за пределами населенных пунктов, на долю которых приходится 91,9% от валовых выбросов.


Наблюдается устойчивая тенденция снижения объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. По данным государственной статистической отчетности 2-ТП (воздух), в период с 2008 по 2022 годы выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в автономном округе снизились на 48% (с 2201 тыс. тонн в 2008 году до 1141 тыс. тонн в 2022 году), что является результатом эффективной реализации предприятиями программ по повышению уровня утилизации попутного нефтяного газа по соглашению о сотрудничестве (с начала реализации программ построено более 3850 км газопроводов, 104 компрессорные станции, 83 газотурбинных и газопоршневых электростанции, 3 газоперерабатывающих завода). Уровень использования попутного нефтяного газа в 2022 году повысился по отношению к 2007 году на 17% и составил 95,8%. При этом большинство крупных нефтяных компаний не только достигли требований национального стандарта Российской Федерации по 95-процентному уровню утилизации, но и превысили его.


Высокие достижения автономного округа по решению проблемы сжигания попутного нефтяного газа на факелах отмечены Глобальным партнерством по сокращению сжигания газа (GGFR), членом которого автономный округ является с 2004 года. За прошедший период подписано несколько важных соглашений, касающихся сотрудничества в вопросах сокращения объемов сжигания попутного нефтяного газа, на Глобальном форуме партнерства Всемирного банка по сокращению факельного сжигания попутного газа в Лондоне в октябре 2012 года автономный округ занял первое место в рейтинге лучших региональных программ по сокращению факельного сжигания попутного нефтяного газа.


В сентябре 2015 года город Ханты-Мансийск стал площадкой для очередного Глобального форума партнерства Всемирного банка по сокращению факельного сжигания попутного газа, в котором приняли участие представители более 20 стран и крупнейшие нефтегазодобывающие компании мира. Проведение указанного Глобального форума партнерства позволило обобщить накопленный международный опыт и лучшие практики по сокращению объемов сжигания попутного нефтяного газа, дало возможность обменяться опытом и инновационными технологиями в области подготовки, переработки и транспортировки газа и рационального его использования.