ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О Законе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О внесении изменений и дополнений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О недропользовании"
Рассмотрев проект закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О внесении изменений и дополнений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О недропользовании", принятый в первом чтении 10 декабря 2004 года, руководствуясь пунктом 4 статьи 43 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
постановляет:
1. Принять Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О внесении изменений и дополнений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О недропользовании".
2. Направить вышеназванный Закон Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры А.В. Филипенко для подписания и обнародования.
Председатель Думы
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
В.С.Сондыков
г.Ханты-Мансийск
25 декабря 2004 года
N 1981
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
О внесении изменений и дополнений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О недропользовании"
Принят
Думой Ханты- Мансийского
автономного округа - Югры
25 декабря 2004 года
Статья 1
Внести изменения и дополнения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 18 апреля 1996 года N 15-оз "О недропользовании" (с изменениями и дополнениями, внесенными законами Ханты-Мансийского автономного округа от 19 марта 2001 года N 25-оз, 16 ноября 2001 года N 72-оз) (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа, 2001, N 3, ст. 179; N 10, ст. 1231) в редакции Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 4 апреля 2002 года N 18-оз "О внесении изменений и дополнений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О недропользовании" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа, 2002, N 3, ст. 248), изложив его в следующей редакции:
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
О недропользовании
Настоящий Закон в соответствии с федеральными законами регулирует отношения владения, пользования и распоряжения недрами на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, возникающие в процессе геологического изучения, использования (в том числе для целей поисков, разведки и добычи полезных ископаемых) недр, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, охраной недр и в связи с реализацией исполнительными органами государственной власти автономного округа своих полномочий в установленных федеральными законами пределах по управлению государственным фондом недр.
Настоящий Закон направлен на обеспечение защиты прав и интересов граждан и пользователей недр в процессе недропользования, а также закрепляет правовые условия, обеспечивающие экологическую безопасность, сохранение традиционного образа жизни и исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера при пользовании недрами на территории автономного округа.
Законодательство автономного округа о недропользовании состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов автономного округа, принятых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
1. Регулирование участия автономного округа в соглашениях о разделе продукции в связи с поисками, разведкой и добычей полезных ископаемых осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
2. Уполномоченные исполнительные органы государственной власти автономного округа и их должностные лица обязаны учитывать требования настоящего Закона при внесении предложений по условиям недропользования в проекты разрабатываемых соглашений о разделе продукции в целях поисков, разведки и добычи полезных ископаемых.
Отношения, связанные с использованием и охраной земельных, водных и лесных ресурсов, растительного, животного мира, атмосферного воздуха и иных природных ресурсов, возникающие при пользовании недрами на территории автономного округа, регулируются в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Настоящий Закон регулирует отношения недропользования на территории автономного округа с учетом закрепленных федеральным законом положений:
1) о государственной собственности на недра;
2) о разрешительном характере предоставления права пользования нед-рами либо (в случаях, предусмотренных федеральным законодательством) о предоставлении права пользования недрами на условиях соглашений о разделе продукции;
3) о перечне оснований получения, перехода и прекращения права пользования недрами, закрепленных федеральным законом;
4) о состязательности при выборе пользователя недр в процессе проведения конкурсов или аукционов на право пользования недрами;
5) о платности пользования недрами;
6) о рациональном и комплексном пользовании недрами в пределах предоставленных в пользование участков недр;
7) о минимально технически возможном воздействии на окружающую среду при пользовании недрами;
8) о сочетании экономических интересов пользователей недр и государства;
9) об обеспечении прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера;
10) о возвратности участков недр;
11) о государственном мониторинге геологической среды;
12) о закреплении в лицензии на пользование недрами обязательных условий пользования недрами;
13) о государственном геологическом, экологическом и ином контроле за деятельностью пользователей недр.
1. Недра на территории автономного округа, включая подземные пространства и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, в соответствии с федеральным законом являются государственной собственностью.
2. На территории автономного округа в соответствии с федеральными законами запрещается отчуждение участков недр, в том числе посредством совершения гражданских сделок.
3. В соответствии с федеральными законами право собственности на добытые из недр полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы переходит к владельцу права пользования таким участком недр по условиям лицензии на пользование недрами или соглашения о разделе продукции.
1. Правительство автономного округа в пределах своих полномочий вправе определить уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа в сфере управления государственным фондом недр на территории автономного округа и его компетенцию.
2. В соответствии с федеральным законодательством Правительством автономного округа могут заключаться соглашения с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти о передаче осуществления части полномочий в сфере управления государственным фондом недр.
К полномочиям Думы автономного округа в сфере регулирования отношений недропользования относятся:
1) регулирование отношений недропользования в пределах своей компетенции, определенной федеральными законами;
2) установление порядка пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) принятие решений по проектам федеральных законов, утверждающих перечни участков недр, расположенных на территории автономного округа, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, и внесение в установленном порядке таких проектов федеральных законов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
4) утверждение условий участия представителей исполнительных органов государственной власти автономного округа в комиссиях и управляющих комитетах, образуемых федеральными органами исполнительной власти, с участием исполнительных органов государственной власти автономного округа для целей подготовки проектов соглашений о разделе продукции, координации работ при реализации названных соглашений соответственно;
5) установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов автономного округа, регулирующих отношения недропользования на территории автономного округа;
6) законодательная защита интересов коренных малочисленных народов Севера и интересов граждан, проживающих на территории автономного округа.
1. Правительство автономного округа в пределах своих полномочий в соответствии с положениями федеральных законов, соглашений об исполнении части федеральных полномочий по управлению государственным фондом недр, настоящего Закона и иных законов автономного округа организует и осуществляет управление государственным фондом недр на территории автономного округа.
2. В области управления геологическим изучением недр на территории автономного округа Правительство автономного округа:
1) осуществляет нормативное правовое регулирование в области недропользования в пределах своей компетенции, определяемой федеральными законами, законами автономного округа, а также соглашениями об исполнении части федеральных полномочий по управлению государственным фондом недр;
2) определяет уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа, участвующий в установленном порядке в проведении государственной экспертизы геологической и иной информации о недрах в части общераспространенных полезных ископаемых;
3) создает территориальный фонд геологической информации и определяет условия его ведения;
4) организует оперативный учет поступающей в территориальный фонд геологической и иной информации о недрах;
5) обеспечивает составление территориальных балансов запасов и ка-дастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и осуществляет контроль за их составлением;
6) распоряжается геологической информацией, полученной за счет средств бюджета автономного округа и местных бюджетов;
7) разрабатывает и утверждает территориальные программы геологического изучения недр на территории автономного округа, а также определяет уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа, осуществляющий в установленном порядке государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр от имени автономного округа;
8) участвует в установленном порядке в разработке предложений к государственным программам геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации и в их реализации;
9) разрабатывает предложения по региональному перечню полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также перечням участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на территории автономного округа на условиях соглашений о разделе продукции;
10) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
3. В области эксплуатации недр на территории автономного округа Правительство автономного округа:
1) участвует в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;
2) разрабатывает и направляет в федеральный орган управления государственным фондом недр либо его территориальный орган предложения об условиях пользования недрами на территории автономного округа для конкурсных или аукционных комиссий, а также для комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении прав пользования недрами в бесконкурсном порядке;
3) осуществляет нормативно-правовое регулирование в с соответствии с законами автономного округа в области использования участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
4) организует учет участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) обеспечивает защиту прав коренных малочисленных народов Севера, в том числе при заключении с пользователями недр договоров об условиях пользования недрами, а также посредством разработки и принятия модельных соглашений недропользователей с коренными малочисленными народами Севера;
6) разрабатывает и направляет в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган предложения по разовым платежам за пользование недрами, уплата которых осуществляется при наступлении событий, оговоренных в лицензии;
7) разрабатывает предложения по условиям проектов соглашений о разделе продукции и после утверждения таких предложений Думой автономного округа направляет в комиссии, образуемые федеральными органами исполнительной власти, с участием исполнительных органов государственной власти автономного округа для целей подготовки проектов таких соглашений;