Принят
Думой Ханты-Мансийского
автономного округа
22 марта 2002 года
Внести изменения и дополнения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 18 апреля 1996 года N 15-оз "О недропользовании" в редакции законов Ханты-Мансийского автономного округа "О внесении изменений и дополнений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О недропользовании" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа, 1998, N 6, ст. 584), "О внесении изменений и дополнений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О недропользовании" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа, 2001, N 3, ст. 179), "О внесении изменений и дополнений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О недропользовании" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа, 2001, N 10, ст. 1231), изложив его в следующей редакции:
ЗАКОН
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
О недропользовании
Настоящий Закон в соответствии с федеральными законами регулирует отношения владения, пользования и распоряжения недрами, возникающие в процессе геологического изучения, использования (в том числе для целей поисков, разведки и добычи полезных ископаемых) и охраны недр на территории Ханты-Мансийского автономного округа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
Настоящий Закон направлен на обеспечение защиты прав и интересов граждан и пользователей недр, а также закрепляет правовые условия, обеспечивающие рациональное использование недр, экологическую безопасность, сохранение традиционного образа жизни и исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера при пользовании недрами на территории автономного округа.
Законодательство автономного округа о недропользовании основывается на Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве, состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов автономного округа.
Государственное регулирование отношений недропользования на территории автономного округа (в том числе в части соблюдения норм и правил ведения работ и охраны недр) в связи с поисками, разведкой и добычей полезных ископаемых либо иной эксплуатацией недр на условиях соглашений о разделе продукции осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, положениями законов и иных нормативных правовых актов автономного округа, принятых в пределах компетенции по вопросам недропользования.
Органы и должностные лица исполнительной власти автономного округа обязаны учитывать требования настоящего Закона при внесении предложений по условиям недропользования в проекты разрабатываемых соглашений о разделе продукции в целях поисков, разведки и добычи полезных ископаемых на территории автономного округа и согласовании условий заключаемых соглашений.
Отношения, связанные с использованием и охраной земельных, водных и лесных ресурсов, растительного, животного мира, атмосферного воздуха и иных природных ресурсов, возникающие при пользовании недрами на территории автономного округа, регулируются в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Настоящий Закон регулирует отношения недропользования на территории автономного округа с учетом:
1) государственной собственности на недра;
2) разрешительного характера предоставления права пользования недрами либо в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, предоставления права пользования недрами на условиях соглашений о разделе продукции;
3) федерального перечня оснований получения и прекращения права пользования недрами;
4) состязательности при выборе недропользователя и определении условий недропользования при проведении конкурсов (аукционов) для целей разведки и добычи полезных ископаемых на территории автономного округа, в том числе на условиях соглашений о разделе продукции;
5) срочности и платности пользования недрами;
6) рационального и комплексного пользования недрами в пределах предоставленных в пользование участков недр;
7) минимально технически возможного воздействия на окружающую среду при пользовании недрами;
8) сочетания экономических интересов недропользователей и государства;
9) обеспечения прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера;
10) возвратности участков недр;
11) государственного мониторинга геологической среды;
12) закрепления в лицензии на пользование недрами обязательных условий пользования недрами;
13) государственного геологического, экологического и иного контроля за деятельностью недропользователя.
Недра на территории автономного округа, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, в соответствии с федеральным законом являются государственной собственностью.
Участки недр на территории автономного округа, право пользования которыми предоставлено, образуют государственный распределенный фонд недр на территории автономного округа.
Участки недр на территории автономного округа, право пользования которыми не предоставлялось, изъятые у недропользователей либо возвращенные недропользователям, в том числе до истечения срока пользования недрами, составляют государственный нераспределенный фонд недр на территории автономного округа.
Распределенные и нераспределенные участки недр составляют государственный фонд недр Российской Федерации на территории автономного округа и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами находятся в совместном ведении Российской Федерации и автономного округа.
В соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа распоряжение участками недр и определение правового режима их использования на территории автономного округа осуществляются Правительством автономного округа совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Правительство автономного округа в пределах своих полномочий вправе определить уполномоченный орган исполнительной власти автономного округа по управлению ресурсами недр на территории автономного округа и его компетенцию.
Права пользования недрами на территории автономного округа могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в которой их оборот допускается федеральными законами.
На территории автономного округа в соответствии с федеральными законами запрещается отчуждение участков недр, в том числе посредством совершения гражданских сделок.
В соответствии с федеральными законами право собственности на добытые из недр полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы переходит к владельцу права пользования таким участком недр по условиям лицензии на пользование недрами или соглашения о разделе продукции.
К полномочиям Думы Ханты-Мансийского автономного округа в сфере регулирования отношений недропользования относятся:
1) законодательное регулирование отношений недропользования на территории автономного округа;
2) утверждение порядка формирования и использования целевых средств финансирования воспроизводства минерально-сырьевой базы;
3) установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов автономного округа, регулирующих отношения недропользования на территории автономного округа;
4) установление порядка получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) законодательная защита интересов коренных малочисленных народов Севера, прав пользователей недр и интересов граждан;
6) регулирование других вопросов в пределах своей компетенции.
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа в пределах своей компетенции в соответствии с положениями федеральных законов и законов автономного округа организует и осуществляет управление государственным фондом недр на территории автономного округа, а также осуществляет правовое регулирование отношений в связи с недропользованием и охраной участков недр на территории автономного округа.
Правительство автономного округа в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе заключать договоры (соглашения) с федеральными органами исполнительной власти по вопросам организационного обеспечения на территории автономного округа государственной системы лицензирования пользования недрами, а также реализации государственных гарантий, предоставленных недропользователям федеральным законодательством.
В области управления геологическим изучением недр на территории автономного округа Правительство автономного округа:
1) участвует в проведении государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, на территории автономного округа;
2) создает территориальный фонд геологической информации и обеспечивает его ведение;
3) обеспечивает составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых, осуществляет контроль за составлением территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых;
4) определяет порядок хранения и использования получаемой на территории автономного округа за счет средств бюджета автономного округа и местных бюджетов геологической и иной информации о недрах;
5) разрабатывает, утверждает окружные программы геологического изучения недр на территории автономного округа, а также определяет уполномоченный орган исполнительной власти автономного округа, осуществляющий контроль за их реализацией;
6) участвует в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
7) определяет в соответствии с федеральным законом совместно с федеральными органами исполнительной власти региональные перечни полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, выделяет участки недр федерального значения, регионального значения и местного значения, устанавливает либо подготавливает перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции.
В области эксплуатации недр на территории автономного округа Правительство автономного округа:
1) определяет условия и порядок пользования месторождениями полезных ископаемых;
2) организует контроль со стороны органов исполнительной власти автономного округа за выполнением недропользователями условий лицензии на пользование недрами и договоров об условиях пользования недрами;
3) принимает совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр решения о заключении договоров с временными операторами в целях пользования участком недр, право пользования которым досрочно прекращено;
4) принимает совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом решения о выдаче государственных разрешений (лицензий) на специальное водопользование из источников подземных вод на территории автономного округа;
5) организует в пределах своих полномочий на территории автономного округа учет участков недр, используемых для геологического изучения, поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, а также для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
6) устанавливает порядок пользования недрами для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;
7) определяет органы исполнительной власти автономного округа, осуществляющие предварительное согласование разрабатываемого недропользователем в установленном порядке технического задания на разработку проектной документации;
8) обеспечивает защиту прав коренных малочисленных народов Севера, в том числе при заключении с недропользователями договоров об условиях пользования недрами и соглашений о разделе продукции, а также посредством разработки и принятия модельных соглашений недропользователей с коренными малочисленными народами Севера.
В области обеспечения взимания платежей при пользовании недрами на территории автономного округа Правительство автономного округа:
1) устанавливает по представлению территориальных органов управления государственным фондом недр конкретные размеры ставки регулярного платежа за пользование недрами по конкретным лицензионным участкам недр в рамках минимального и максимального размеров таких ставок, утвержденных Правительством Российской Федерации;
2) принимает совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр (его территориальным органом) решения об установлении минимальных (стартовых) размеров разовых платежей за пользование недрами при утверждении условий конкурсов (аукционов) на право пользования недрами;