РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
О внесении изменений и дополнений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О недропользовании"
Принят Думой Ханты-Мансийского
автономного округа 13 марта 2001 года
Статья 1. Внести в Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 18 апреля 1996 года № 15-оз "О недропользовании" в редакции Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 25 июня 1998 года № 55-оз (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа, 1998, № 6, ст. 584) следующие изменения и дополнения:
1. Статью 5 исключить.
2. Статью 11 исключить.
3. Статью 15 изложить в новой редакции:
"Статья 15. Полномочия органов местного самоуправления в регулировании отношений недропользования на территории автономного округа
Органы местного самоуправления осуществляют регулирование отношений недропользования в границах муниципальных образований в пределах полномочий, предоставленных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами автономного округа.
В области недропользования в границах муниципальных образований органы местного самоуправления осуществляют:
- участие в согласовании условий предоставления недр в пользование по вопросам, связанным с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения муниципального образования, а также условий отводов земельных участков;
- разработку предложений по геологическому изучению недр за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы для развития местных ресурсов общераспространенных полезных ископаемых;
- разработку предложений по защите социально-экономических и экологических интересов населения муниципальных образований, в том числе представителей коренных малочисленных народов Севера;
- выдачу разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых в целях развития предприятий местной промышленности, а также на строительство подземных сооружений местного значения;
- контроль за разработкой месторождений общераспространенных полезных ископаемых в границах муниципальных образований;
- направление в Правительство автономного округа представления о временном приостановлении работ, связанных с пользованием недрами (за исключением случаев пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых), в связи с угрозой экологических или техногенных катастроф и аварий;
- контроль за целевым использованием выделенных участков недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых и при строительстве подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей;
- введение ограничения на пользование участками недр на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде;
- направление в Правительство автономного округа предложения о введении законодательных ограничений на выделение участков недр на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи, а также в границах родовых угодий коренных малочисленных народов Севера;
- контроль за выполнением в границах муниципальных образований экологических стандартов и иных требований по охране окружающей природной среды, рекультивации земель и лесовосстановлению при пользовании недрами, а также требований законодательства Российской Федерации об охране историко-культурных памятников.".
4. Статью 16 изложить в следующей редакции:
"Статья 16. Пользователи недр
Пользователями недр на территории автономного округа могут быть субъекты предпринимательской деятельности, зарегистрированные в Российской Федерации, в том числе юридические лица и граждане, а также иностранные юридические и физические лица, если федеральными законами не установлены для определенных категорий лиц ограничения в предоставлении им права пользования недрами.
Пользователями недр на территории автономного округа на условиях соглашений о разделе продукции могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества), а также не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.
В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются государственные разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь такие разрешения (лицензии) или заключать договоры с организациями и предприятиями, имеющими право на осуществление соответствующих видов деятельности, связанной с пользованием недрами.".
5. Статью 17 изложить в следующей редакции:
"Статья 17. Получение права пользования недрами на территории автономного округа
Основанием получения права пользования участками недр на территории автономного округа в соответствии с федеральными законами может быть:
1) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и Правительства автономного округа, принятое по результатам конкурса или аукциона, для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр, расположенных на территории автономного округа;
2) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и Правительства автономного округа при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения, расположенного на территории автономного округа;
3) решение федерального органа управления государственным фондом недр (его территориального органа), согласованное с Правительством автономного округа, для целей геологического изучения участков недр;
4) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и Правительства автономного округа для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности;
5) решение Правительства Российской Федерации, согласованное с Правительством автономного округа, для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов;
6) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и Правительства автономного округа, согласованное с федеральным органом государственного горного надзора или его территориальным органом, для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
7) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и Правительства автономного округа для целей строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, размещения промышленных и бытовых отходов;
8) решение Правительства автономного округа или (в случаях, установленных законами автономного округа) органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа о предоставлении участков недр для добычи общераспространенных полезных ископаемых либо участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
9) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр и Правительства автономного округа для образования особо охраняемых геологических объектов;
10) переход права пользования участками недр в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования;
11) вступившее в силу соглашение о разделе продукции, заключенное в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции";
12) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр и Правительства автономного округа о предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр для целей осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено.".
6. Статью 18 изложить в следующей редакции:
"Статья 18. Виды пользования недрами
Недра на территории автономного округа в соответствии с федеральными законами предоставляются в пользование для:
- регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
- геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним производств;
- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
- сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Участок недр может быть предоставлен в пользование одновременно для нескольких видов пользования недрами.
Порядок проведения работ по геологическому изучению недр, поиску и оценке запасов, разведке и добыче полезных ископаемых на территории автономного округа определяется федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Недропользователь, осуществляющий работы по геологическому изучению недр либо по поиску и оценке запасов полезных ископаемых на основании государственного контракта (в рамках территориальной программы воспроизводства минерально-сырьевой базы) и за счет средств бюджета автономного округа, приобретает права пользования недрами в целях добычи полезных ископаемых из открытого месторождения на общих основаниях.".
7. Статью 19 изложить в следующей редакции:
"Статья 19. Сроки пользования недрами
Предельные сроки пользования участками недр на территории автономного округа, основания их продления либо основания для бессрочного пользования недрами определяются федеральным законом.
Конкретный срок пользования недрами для добычи полезных ископаемых устанавливается Правительством автономного округа совместно с федеральным органом по управлению государственным фондом недр (его территориальным органом) с учетом условий по рациональному и комплексному использованию недр.
Срок пользования недрами на территории автономного округа может быть продлен по инициативе пользователя недр для необходимости завершения разработки месторождения полезных ископаемых и обеспечения охраны недр по условиям лицензии и лицензионного договора или соглашения о разделе продукции (в том числе в целях выполнения мероприятий по ликвидации и консервации промысловых и иных объектов на участке недр).
Продление срока пользования недрами оформляется дополнением к выданной лицензии на пользование недрами с государственной регистрацией таких дополнений в порядке, предусмотренном для регистрации лицензии на пользование недрами.
Порядок продления срока пользования участком недр на территории автономного округа на условиях соглашения о разделе продукции определяется самим соглашением с учетом требований федеральных законов к предельным срокам пользования недрами на территории Российской Федерации.
Исчисление сроков пользования недрами, в том числе на условиях соглашения о разделе продукции, осуществляется с момента государственной регистрации лицензий на пользование недрами.".
8. Статью 25 изложить в следующей редакции:
"Статья 25. Переход права пользования недрами и переоформление лицензий на пользование недрами
Право пользования участками недр на территории автономного округа может переходить с переоформлением лицензии к другим лицам в соответствии с федеральными законами в случаях:
- реорганизации юридического лица - пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно - правовой формы;
- реорганизации юридического лица - пользователя недр путем присоединения к нему другого юридического лица или слияния его с другим юридическим лицом;
- реорганизации юридического лица - пользователя недр путем его разделения или выделения из него другого юридического лица, если вновь созданное юридическое лицо заявило о продолжении вида пользования недрами, ранее осуществлявшегося прежним недропользователем;
- учреждения юридическим лицом - пользователем недр нового юридического лица, созданного для продолжения вида пользования недрами, осуществлявшегося на основании ранее выданной лицензии, при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации, ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии (в том числе из состава промысловых объектов в границах лицензионного участка), имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, либо заключены договоры с организациями и предприятиями, имеющими такие разрешения, а также если доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица;
- приобретения имущества (имущественного комплекса) предприятия - недропользователя в процессе процедуры банкротства при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством о недрах Российской Федерации.
Переоформление лицензии на пользование недрами обязательно также при изменении названия предприятия - пользователя недр.
При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование недрами подлежит переоформлению в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, без пересмотра условий пользования участком недр по прежней лицензии, если недропользователь и органы исполнительной власти, предоставившие право пользования недрами, не примут решение о необходимости изменения положений лицензии и лицензионного договора.
Решение о передаче права пользования недрами и переоформлении лицензии, а также перезаключении лицензионного договора принимается Правительством автономного округа совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр (его территориальным органом) в связи с наступлением обстоятельств, установленных федеральными законами либо в лицензионном договоре с недропользователем, а также соглашением о разделе продукции.".
9. Часть вторую статьи 26 изложить в новой редакции:
"Решение о застройке земельных участков, под поверхностью которых имеются разведанные и поставленные на государственный баланс запасы полезных ископаемых, принимается Правительством автономного округа при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки, а также при наличии геологической и государственной экологической экспертиз.".
10. Статьи 29-1 - 29-4 изложить в новой редакции:
"Статья 29-1. Консервация скважин и демонтаж объектов обустройства месторождения при досрочном прекращении права пользования недрами
При получении уведомления о предстоящем досрочном прекращении права пользования недрами недропользователь обязан в 90-дневный срок со дня получения уведомления (и не позднее 60-дневного срока после вступления в силу решения о досрочном прекращении права пользования недрами) принять меры к консервации скважин и консервации либо ликвидации промысловых объектов в границах лицензионного участка недр в соответствии с нормативными требованиями, условиями лицензионного договора, если Правительством автономного округа совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр (его территориальным органом) не будет принято решение о передаче в пользование временному оператору определенных промысловых имущественных объектов, необходимых для организации и продолжения работ по добыче на участке недр.
Контроль со стороны органов исполнительной власти автономного округа за проведением мероприятий по консервации скважин и консервации (ликвидации) промысловых объектов, а также за документальным оформлением принятия работ по консервации (ликвидации) и переводом лицензионного участка недр в нераспределенный фонд недр либо передачей такого участка временному оператору или новому недропользователю осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа.
Недропользователь при досрочном прекращении его права пользования недрами за свой счет осуществляет демонтаж и вывоз принадлежащего ему на праве собственности промыслового оборудования и иных имущественных объектов в границах участка недр, за исключением имущественных объектов, в отношении которых Правительством автономного округа по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр (его территориальным органом) заключено с недропользователем соглашение об их передаче новому недропользователю либо временному оператору в целях продолжения работ по добыче на лицензионном участке недр.
Перечень необходимых для продолжения работ по добыче на лицензионном участке видов оборудования и промысловых объектов, передаваемых новому недропользователю либо временному оператору, определяется Правительством автономного округа совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр (его территориальным органом) с недропользователем с учетом заключений органа государственного горного надзора.
Статья 29-2. Торги по реализации объектов обустройства месторождения при досрочном прекращении права пользования недрами
По ходатайству недропользователя либо с его согласия Правительство автономного округа по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр (его территориальным органом) принимает решение об организации торгов по реализации промысловых объектов, оставляемых недропользователем в границах лицензионного участка недр, одновременно с конкурсами (аукционами) на право пользования недрами, на которые выставляется участок недр, право пользования которым было досрочно прекращено.
Определение начальной стартовой цены (по остаточной балансовой стоимости либо рыночной) выставляемых на торги промысловых и иных имущественных объектов в случаях, указанных в настоящей статье, условия пересмотра стартовой цены, условия расчетов по результатам проведенных торгов, в том числе условия покрытия затрат на их организацию, определяются условиями договора, заключаемого с недропользователем, чьи имущественные объекты выставляются на торги.
Статья 29-3. Назначение временного оператора при досрочном прекращении права пользования недрами
При досрочном прекращении права пользования недрами (до принятия в установленном порядке решения о новом пользователе недр) изъятый участок недр при невозможности либо нецелесообразности приостановления добычи полезных ископаемых (в целях обеспечения рационального использования недр) может быть передан временному оператору на основании решения Правительства автономного округа, принятого совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, на срок до 1 календарного года с оформлением лицензии на соответствующий вид пользования недрами.