Недействующий

КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 августа 2011 года N 361

Об утверждении комплексной региональной программы "Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области" на 2011 - 2015 годы

(в ред. Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области
от 18.10.2011 N 474, от 26.07.2012 N 304, от 12.02.2013 N 39)

(признано утратившим силу постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.07.2013 N 264)

В целях выполнения пункта 9 протокола заседания Совета безопасности Российской Федерации от 20.06.2006, утвержденного Президентом Российской Федерации 13.07.2006 N ПР - 1183, и Указа Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую комплексную региональную программу "Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области" на 2011 - 2015 годы.

2. Руководителям структурных подразделений Администрации Кемеровской области, исполнительных органов государственной власти Кемеровской области отраслевой и специальной компетенции ежегодно до 15 января направлять в департамент труда и занятости населения Кемеровской области (Е.И.Степин) информацию о ходе выполнения основных программных мероприятий.

3. Департаменту труда и занятости населения Кемеровской области (Е.И.Степин) ежегодно до 20 февраля направлять обобщенную информацию о ходе выполнения основных программных мероприятий Губернатору Кемеровской области.

4. Признать утратившими силу:

постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.12.2007 N 369 "Об утверждении комплексной региональной программы "Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области" на период до 2015 года";

постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.07.2009 N 310 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.12.2007 N 369 "Об утверждении комплексной региональной программы "Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области" на период до 2015 года";

постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 15.06.2010 N 245 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.12.2007 N 369 "Об утверждении комплексной региональной программы "Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области" на период до 2015 года".

5. Департаменту документационного обеспечения Администрации Кемеровской области (Т.Н.Вовченко), управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (С.И.Черемнов), департаменту информационных технологий Кемеровской области (С.Л.Мурашкин) обеспечить размещение настоящего постановления на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

6. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора Кемеровской области В.П.Мазикина.


Губернатор

Кемеровской области

А.М.Тулеев

Приложение
к постановлению Коллегии
Администрации Кемеровской области
от 2 августа 2011 г. N 361

Комплексная региональная программа "Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области" на 2011 - 2015 годы

Паспорт комплексной региональной программы "Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области" на 2011 - 2015 годы


Наименование
 программы

Комплексная региональная программа  "Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области" на 2011- 2015 годы (далее - Программа)

Основание для
 разработки
 Программы

Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года".
 Пункт 9 протокола заседания Совета безопасности  Российской Федерации от 20 июня 2006 г., утвержденного  Президентом  Российской Федерации
 13 июля 2006 г. N ПР-1183

Государственный
 заказчик
 Программы

Коллегия Администрации Кемеровской области

Директор
 Программы

Первый заместитель Губернатора Кемеровской области -
 председатель межведомственного совета по проблемам
 социально-демографического развития Кемеровской области

Разработчики
 Программы

Департамент труда и занятости населения Кемеровской  области;

 департамент охраны здоровья населения Кемеровской  области;

 департамент административных органов Администрации
 Кемеровской области;

 департамент сельского хозяйства и перерабатывающей
 промышленности Кемеровской области;

 департамент социальной защиты населения Кемеровской области;

 департамент культуры и национальной политики Кемеровской области;

 департамент образования и науки Кемеровской области;

 департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области;

 департамент экономического развития Администрации
 Кемеровской области;

 департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса  Кемеровской области;

 департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области;

 управление ЗАГС Кемеровской области;

 департамент строительства Кемеровской области;

 департамент по чрезвычайным ситуациям Кемеровской области;

 управление Федеральной миграционной службы по Кемеровской области (по согласованию);

 территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (по согласованию);

 комитет по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения Совета народных депутатов Кемеровской области (по согласованию);

 Кемеровское региональное отделение Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (по согласованию);

 группа ученых (временный творческий коллектив)

Цель Программы

Стабилизация численности населения и создание условий для последующего  демографического роста, повышение качества жизни  при увеличении ожидаемой  продолжительности жизни к 2015 году до 68 лет, достижение оптимальной структуры и качества человеческого потенциала

Задачи
 Программы

Снижение смертности населения (прежде всего в трудоспособном возрасте);

 усиление мер, направленных на сокращение смертности от внешних причин;

 обеспечение безопасности условий жизни населения, защиты от экологической опасности;

 снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями;

 укрепление здоровья населения, здоровья детей и подростков, увеличение продолжительности жизни;

 формирование здорового образа жизни. Развитие и пропаганда физической культуры  и спорта;

 снижение материнской и младенческой смертности;
 повышение  уровня рождаемости, прежде всего за счет роста числа  рождений вторых и последующих детей;

 оказание государственной поддержки семьям, имеющим детей;

 укрепление института семьи, возрождение и сохранение  духовно-нравственных традиций;

 социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов;

 повышение уровня занятости н аселения;

 регулирование миграционных процессов

Сроки
 реализации
 Программы

2011 - 2015 годы

Основные
 исполнители
 Программы

Департамент труда и занятости населения Кемеровской  области;

 департамент охраны здоровья населения Кемеровской  области;

 департамент административных органов Администрации
 Кемеровской области;

 департамент сельского хозяйства и перерабатывающей
 промышленности Кемеровской области;

 департамент социальной защиты населения Кемеровской области;

 департамент культуры и национальной политики Кемеровской области;

 департамент образования и науки Кемеровской области;

 департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области;

 департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области;

 департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области;

 управление ЗАГС Кемеровской области;

 департамент строительства Кемеровской области ;

 департамент по чрезвычайным ситуациям Кемеровской области;

 департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области;

 департамент лесного комплекса Кемеровской области;

 управление Федеральной миграционной службы по Кемеровской области (по согласованию);

 территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (по согласованию)

Основные
 мероприятия
 Программы
 (перечень подпрограмм)*

Подпрограммы:
  "Здоровье кузбассовцев" на 2008 - 2013 годы;

  "Борьба с преступностью, профилактика правонарушений  и обеспечение безопасности дорожного движения в  Кемеровской области" на 2008 - 2013 годы;

  "Государственная поддержка агропромышленного комплекса  и социального развития села в Кемеровской области" на 2008 - 2013 годы;

  "Повышение уровня социальной защиты населения Кемеровской области" на 2008 - 2013 годы;

  "Культура Кузбасса" на 2008 - 2013 годы;

  "Развитие системы образования и повышение уровня
 потребности в образовании населения Кемеровской области" на 2008 - 2013 годы;

  "Молодежь Кузбасса. Развитие спорта и туризма в
 Кемеровской области" на 2008 - 2013 годы;

  "Обеспечение безопасности условий жизни населения
 и деятельности предприятий в Кемеровской области"
 на 2008 - 2013 годы;

  "Содействие занятости населения Кемеровской области" на 2008 - 2013 годы;

  "Дополнительные мероприятия по содействию занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области, на 2011 год";

  "Жилище" на 2008 - 2013 годы;

  "Социально-экономическое развитие наций и народностей в  Кемеровской области" на 2008 -
 2013 годы;

 "Чистая вода" на 2008 - 2013 годы;

 "Экология и природные ресурсы Кемеровской области" на 2008 - 2013 годы;

 "Развитие инфраструктуры жизнеобеспечения населения Кемеровской области"  на 2008-2013 годы;

 Программа модернизации здравоохранения Кемеровской области на 2011-2012 годы;

 "Оказание содействия добровольному переселению в
 Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2009 - 2012 годы;

 "Формирование здорового образа жизни" на 2010 -
 2011 годы;

 Программа по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Кемеровской области на период до
 2020 года;

 Программа по созданию региональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в Кемеровской области на 2011-2015 годы

Объемы и
 источники
 финансирования
 Программы < * >
 (в ред. Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 12.02.2013 N 39)

Всего на реализацию Программы на 2011-2013 годы потребуется - 99326880,18 тыс. руб., в том числе по годам:
 2011 год - 33666602 тыс. руб.;

 2012 год - 33472252,82 тыс. руб.;

 2013 год - 32188025,36 тыс. руб.
 Средства областного бюджета на 2011-2013 годы -
 24873993,3 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2011 год - 10342264,4 тыс. руб.;

 2012 год - 8147273,5  тыс. руб.;

 2013 год - 6384455,4 тыс. руб.
 Иные не запрещенные законодательством источники:
 средства федерального бюджета на 2011-2013 годы -
 5793922,86 тыс. руб., в том числе по годам:
 2011 год - 1993402,4 тыс. руб.;

 2012 год - 2495710,8 тыс. руб.;

 2013 год - 1304809,66 тыс. руб.;

 средства местного бюджета на 2011-2013 годы -  2529988,6  тыс. руб., в том числе по годам:
 2011 год - 1278446,6 тыс. руб.;

 2012 год - 595006,0 тыс. руб.;

 2013 год - 656536,0 тыс. руб.;

 внебюджетные источники на 2011-2013 годы -
 65599834,52 тыс. руб., в том числе по годам:
 2011 год - 19960375,5 тыс. руб.;

 2012 год - 21797234,72 тыс. руб.;

 2013 год - 23842224,3 тыс. руб.
 ТФОМС < * > < * > - на 2011-2012 годы -
 529140,9 тыс. руб., в том числе по годам:
 2011 год - 92113,1 тыс. руб.;

 2012 год - 437027,8 тыс. руб.

Ожидаемые
 конечные
 результаты
 реализации
 Программы
 (в ред. Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области  от 26.07.2012 N 304 )

Снижение числа умерших (прежде всего в трудоспособном возрасте) до 13,9 случая на 1000 человек населения;

 достижение младенческой смертности до 8,2 случая на
 1000 родившихся живыми;

 снижение материнской смертности  до 14,2 случая на 100000 родившихся живыми;

 рост числа родившихся до 11,7  случая на 1000 человек населения;

 увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,69;

 увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 69,76 года;

   снижение смертности от болезней системы кровообращения до 700 случаев на 100000 человек населения;

 снижение  смертности от новообразований (в том числе  злокачественных) до 215,6 случая на 100000 человек населения;

 снижение смертности от туберкулеза до 27,7 случая на 100000 человек  населения;

 снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 13,7 случая на 100000 человек населения;

 увеличение миграционного прироста до 3700 человек

Организация
 контроля за
 выполнением
 Программы

Организацию контроля за выполнением Программы
 осуществляет государственный заказчик Программы,
 межведомственный совет по проблемам социально-
 демографического развития Кемеровской области

<*> На 2014 - 2015 годы разрабатываются дополнительные программные мероприятия, определяются объемы и источники финансирования.

<*><*> Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области.

1. Анализ демографической ситуации в Кемеровской области, долгосрочный прогноз, актуальность разработки Программы

1.1. Характеристика демографической ситуации в Кемеровской области


Главной проблемой демографического развития Кемеровской области с позиции обеспечения экономической безопасности является депопуляция - систематическое уменьшение абсолютной численности населения.

Численность населения Кемеровской области, рассчитанная от предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, на

1 января 2011 составила 2761,6 тыс. человек. Пять лет назад в Кузбассе проживало 2838,5 тыс. человек, или на 76,9 тыс. человек больше.

За 2010 год население области сократилось на 7,6 тыс. человек, или на 0,3 процента (в 2009 году - на 1,2 тыс. человек, или на 0,04 процента).

Сокращение численности населения происходило в основном из-за естественной убыли населения (превышения числа умерших над числом родившихся) на фоне миграционного прироста населения. За последние пять лет она сократилась в 2,1 раза. При этом в 2010 году естественная убыль населения увеличилась по сравнению с 2009 годом на 865 человек.

Период депопуляции населения продолжается в Кемеровской области с начала 90-х годов XX века. Ее наиболее острый период пришелся на 1994-2000 годы, когда смертность почти в два раза превышала рождаемость, однако за последние пять лет темпы превышения смертности над рождаемостью немного замедлились.

В целом по области в 2010 году превышение числа умерших над числом родившихся осталось на уровне прошлого года - 1,2 раза, в 12 городах и районах оно составило 1,4 - 1,5 раза. В среднем по России превышение составило 1,1 раза.

В 90-х годах в Кемеровской области превалировала тенденция сокращения рождаемости. В среднем с 1991 по 1999 годы число появившихся на свет детей ежегодно уменьшалось на 5 процентов. Коэффициент рождаемости за последние пять лет вырос на 16,8 процента. В 2010 году в области родилось 36,4 тыс. детей. В расчете на тысячу жителей коэффициент рождаемости составил 13,2 - это выше, чем в среднем по России (12,6 ребенка на каждую тысячу жителей). Однако по сравнению с 2009 годом число родившихся сократилось на 1229 человек (на 3,3 процента).

Существующие сегодня показатели рождаемости (суммарный коэффициент рождаемости 1,6) в 1,3 раза ниже, чем необходимо для обеспечения хотя бы простого воспроизводства населения. Такая ситуация ставит под вопрос развитие накопленного материального, духовного и культурного потенциала в дальнейшем. Ретроспективный анализ уровня рождаемости указывает на то, что в области превалирует тенденция малодетности.

Учитывая невысокие показатели рождаемости, особое значение приобретает сокращение смертности новорожденных. Начиная с 2000 года стабильно снижается младенческая смертность, здесь достигнут существенный прогресс. За последние пять лет коэффициент младенческой смертности уменьшился на 19,4 процента. В 2010 году в Кемеровской области умерло 303 ребенка до одного года, что составило 8,3 случая на каждую 1000 новорожденных.

Начиная с 2006 года в области наблюдается устойчивая динамика снижения общей смертности. За последние пять лет общая смертность сократилась на 6,9 процента: с 17,3 умершего на 1000 человек населения в 2006 году до 16,1 - в 2010 году (по Российской Федерации – 14,2). В 2010 году в Кемеровской области умерло 44,5 тыс. человек, что на 1 процент ниже показателя 2009 года.

Одна из наиболее острых проблем - смертность населения в трудоспособном возрасте. С 2005 года началось постепенное снижение численности населения трудоспособного возраста, связанное с сокращением численности поколений, вступающих в трудовой возраст и выходящих из него, и ежегодными потерями трудоспособного населения из-за смертности. Ежегодные потери населения трудоспособного возраста составляют 15-18 тысяч человек, или более трети общего числа умерших. В ближайшей перспективе процесс снижения численности трудоспособного населения будет нарастать, что может вызвать дефицит рабочей силы на рынке труда.

Основными причинами смерти населения области являются болезни системы кровообращения - 48,4 процента всех умерших, новообразования – 13,9 процента, болезни органов дыхания и пищеварения – соответственно 4,6 и 4,8 процента. От инфекционных и паразитарных болезней в 2010 году умерло 1250 человек, или 2,8 процента, из них от различных форм туберкулеза 882 человека. Высокой остается смертность и от внешних причин –7176 человек (16,1 процента от общего числа умерших).

По предварительным данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сохранилось характерное для населения области значительное превышение численности женщин над численностью мужчин. Удельный вес мужчин в общей численности населения составил 45,9 процента, женщин - 54,1 процента. Соотношение мужчин и женщин несколько ухудшилось в связи с продолжающимся общим старением населения и высокой преждевременной смертностью мужчин.

Высокий уровень смертности негативно отражается на показателе ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Продолжительность жизни в Кемеровской области ежегодно увеличивается (по сравнению с данными за 1994 год продолжительность жизни в области возросла на 4,56 года), но при этом данный показатель находится на довольно низком уровне.

В 2009 году средняя продолжительность жизни населения Кемеровской области составляла 65,4 года. В среднем по России показатель равнялся 68,67 года, а по регионам Сибирского федерального округа - 66,99 года.

На фоне негативных естественных процессов движения населения для Кемеровской области возрастает значение миграции населения. Кемеровская область характеризуется как зона миграционного притяжения населения.

На протяжении последних лет миграционные потоки (сумма прибывших и выбывших) имеют нестабильный характер. Так, миграционный прирост области в 2009 году составил 6034 человека, а в 2010 году - 537 человек. Миграционный поток в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 1,4 тыс. человек (1,7 процента), но за счет снижения числа прибывших и роста числа выбывших миграционный прирост сократился на 5,5 тыс. человек

(в 11 раз).

До 2002 года в области шел процесс урбанизации, в последующий период число городских жителей снизилось: соотношение городских и сельских жителей в 2010 году составило 85,4 процента и 14,6 процента соответственно (в 2002 году - 86,7 и 13,3 процента).

Снижение доли городского населения в общей численности обусловлено прежде всего тем, что во исполнение Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" за этот период были проведены административно-территориальные преобразования, связанные с переводом ряда городских поселений в категорию сельских населенных пунктов. В 2003 - 2005 годах 15 поселков городского типа были преобразованы в сельские населенные пункты, вследствие чего более 50 тыс. горожан автоматически стали сельскими жителями.

Таким образом, основная демографическая характеристика демографических изменений в Кемеровской области - продолжающаяся депопуляция населения. Высокий уровень естественной убыли населения лишь частично перекрывается положительным сальдо миграции.

* За 2009 год показатели на 1 тыс. человек населения и на 100 тыс. человек населения рассчитаны с использованием численности населения без учета итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, за 2010 год - с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.

1.2. Прогноз демографического развития Кемеровской области на период до 2015 года


Данные демографического прогноза Кемеровской области до 2015 года свидетельствуют о сохранении тенденции сокращения численности населения.

Снижение численности населения будет происходить вследствие сохраняющейся естественной убыли населения. Кемеровская область сохранит положительное сальдо миграции в течение прогнозируемого периода, но положительный миграционный прирост не компенсирует отрицательный естественный прирост.

С 2011 года до конца прогнозного периода число умерших и коэффициент смертности будут постепенно снижаться, при этом прогнозируется рост ежегодного превышения числа умерших над числом родившихся с 1,2 раза в 2011 году до 1,3 раза в 2015 году.

Предполагается снижение численности лиц трудоспособного возраста и одновременный рост числа лиц, достигших пенсионного возраста, так как из рабочих возрастов начнут выходить поколения, родившиеся в 50-е - 60-е годы, когда рождаемость в Кемеровской области была самой высокой за весь послевоенный период.

Такое изменение возрастной структуры населения может потребовать большей эффективности функционирования учреждений социальной защиты, здравоохранения, соответствующих мер по обязательному социальному страхованию.

Следует отметить, что рост числа родившихся, отмечаемый в Кемеровской области с 2000 года, в основном определялся экстенсивным фактором - увеличением числа женщин репродуктивного возраста. Но уже с 2010 года в Кемеровской области отмечается сокращение численности женщин данной возрастной категории, что неизбежно приведет к снижению числа родившихся. В 2015 году коэффициент рождаемости, по прогнозу Росстата (средний вариант прогноза), составит 11,9 случая на 1000 родившихся. Однако с учетом общероссийских ориентиров развития демографической политики и мер, принимаемых Администрацией Кемеровской области по улучшению демографической ситуации, предполагается сохранение суммарного коэффициента рождаемости в 2015 году на уровне1,65. Также предполагается рост показателя ожидаемой продолжительности жизни с 63,04 года в 2006 году до 68 лет в 2015 году.

Учитывая сложившуюся на протяжении довольно длительного периода неблагоприятную демографическую ситуацию в Кемеровской области, необходимо продолжить реализацию активных мер демографической политики, направленных на повышение рождаемости, снижение смертности, создание правовых, экономических и социальных условий для формирования предпосылок к стабилизации и улучшению демографической ситуации.

1.3. Актуальность разработки Программы


Сложившаяся в Кемеровской области демографическая ситуация может стать существенной причиной усложнения социально-экономического развития региона. К возможным негативным последствиям сложившихся тенденций могут быть отнесены следующие:

снижение численности населения в трудоспособном возрасте может вызвать дефицит предложения на рынке труда. Проблема заключается, однако, не только в абсолютном сокращении численности людей в рабочих возрастах (ее решением может стать развитие трудозамещающих технологий), но и в старении рабочей силы, что может сказаться на способности к восприятию инноваций;

сокращение численности детей и подростков приведет к возникновению проблем в формировании трудовых ресурсов, уменьшению объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных и профессиональных начальных, средних и высших учебных заведениях;

увеличение населения в престарелом возрасте повлечет за собой рост нагрузки на сферу социальной защиты и поддержки населения, повышение расходов областного бюджета. Возникнет необходимость в расширении служб социальной помощи, сети домов-интернатов и пансионатов;

изменения возрастной структуры населения создадут проблемы и для системы здравоохранения, приведут к росту нагрузки на медицинские учреждения;

следствием сверхсмертности мужчин станет постоянно нарастающая диспропорция в структуре населения области и, соответственно, усложнение положения семей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»