Недействующий

КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 июля 2013 года N 264

Об утверждении комплексной региональной программы "Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области" до 2015 года

(в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.08.2013 N 331)

(признано утратившим силу постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.07.2014 N 271)

В целях выполнения пункта 9 протокола заседания Совета безопасности Российской Федерации от 20.06.2006, утвержденного Президентом Российской Федерации 13.07.2006 N ПР - 1183, и Указа Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую комплексную региональную программу "Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области" до 2015 года.

2. Руководителям структурных подразделений Администрации Кемеровской области, исполнительных органов государственной власти Кемеровской области отраслевой и специальной компетенции ежегодно до 30 апреля направлять в департамент труда и занятости населения Кемеровской области (Е.И.Степин) информацию о ходе выполнения основных программных мероприятий.

3. Департаменту труда и занятости населения Кемеровской области (Е.И.Степин) ежегодно до 25 мая направлять обобщенную информацию о ходе выполнения основных программных мероприятий Губернатору Кемеровской области.

4. Признать утратившими силу:

постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.08.2011 N 361 "Об утверждении комплексной региональной программы "Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области" на 2011 - 2015 годы";

постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 18.10.2011 N 474 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.08.2011 N 361 "Об утверждении комплексной региональной программы "Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области" на 2011 - 2015 годы";

постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.07.2012 N 304 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.08.2011 N 361 "Об утверждении комплексной региональной программы "Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области" на 2011 - 2015 годы";

постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 12.02.2013 N 39 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.08.2011 N 361 "Об утверждении комплексной региональной программы "Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области" на 2011 - 2015 годы".

5. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

6. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора Кемеровской области В.П.Мазикина.

И.о.Губернатора

Кемеровской области

В.П.Мазикин

Утверждена
постановлением Коллегии
Администрации Кемеровской области
от 2 июля 2013 г. N 264
(в ред. постановления
Коллегии Администрации
Кемеровской области от 06.08.2013 N 331)

Комплексная региональная программа "Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области" до 2015 года

Паспорт комплексной региональной программы "Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области" до 2015 года


Наименование
 программы

Комплексная региональная программа  "Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области"  до 2015 года (далее - Программа)

Основание для
 разработки
 Программы

Указ Президента Российской Федерации от9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года".
 Пункт 9 протокола заседания Совета безопасности  Российской Федерации от 20 июня 2006 г., утвержденного  Президентом  Российской Федерации 13 июля 2006 г. N ПР-1183

Государственный
 заказчик  Программы

Коллегия Администрации Кемеровской области

Директор
 Программы

Первый заместитель Губернатора Кемеровской области - председатель межведомственного совета по проблемам  социально-демографического развития Кемеровской области

Разработчики
 Программы

Департамент труда и занятости населения Кемеровской  области;

 департамент охраны здоровья населения Кемеровской  области;

 департамент административных органов Администрации  Кемеровской области;

 департамент сельского хозяйства и перерабатывающей  промышленности Кемеровской области;

 департамент социальной защиты населения Кемеровской области;

 департамент культуры и национальной политики Кемеровской области;

 департамент образования и науки Кемеровской области;

 департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области;

 департамент экономического развития Администрации  Кемеровской области;

 департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса  Кемеровской области;

 департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области;

 управление ЗАГС Кемеровской области;

 департамент строительства Кемеровской области;

 департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области;

 департамент лесного комплекса Кемеровской области;

 Управление Федеральной миграционной службы по Кемеровской области (по согласованию);

 территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (по согласованию);

 комитет по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения Совета народных депутатов Кемеровской области (по согласованию);

 Кемеровское региональное отделение Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (по согласованию)

Цель Программы

Стабилизация численности населения. Увеличение ожидаемой  продолжительности жизни при рождении до 67,7 года к 2015 году, достижение оптимальной структуры и качества человеческого потенциала

Задачи  Программы

Снижение смертности населения (прежде всего в трудоспособном возрасте);

 усиление мер, направленных на снижение смертности от внешних причин;

 обеспечение безопасности условий жизни населения, защиты от экологической опасности;

 снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями;

 укрепление здоровья населения, здоровья детей и подростков;

 увеличение продолжительности жизни;

 формирование здорового образа жизни;

 развитие и пропаганда физической культуры  и спорта;

 снижение материнской и младенческой смертности;
 повышение  уровня рождаемости, прежде всего за счет роста числа  рождений вторых и последующих детей;

 оказание государственной поддержки семьям, имеющим детей;

 укрепление института семьи, возрождение и сохранение  духовно-нравственных традиций;

 социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов;

 повышение уровня занятости населения;

 регулирование миграционных процессов

Сроки  реализации
 Программы

2013 - 2015 годы

Основные
 исполнители
 Программы

Департамент труда и занятости населения Кемеровской  области;

 департамент охраны здоровья населения Кемеровской  области;

 департамент административных органов Администрации  Кемеровской области;

 департамент сельского хозяйства и перерабатывающей  промышленности Кемеровской области;

 департамент социальной защиты населения Кемеровской области;

 департамент культуры и национальной политики Кемеровской области;

 департамент образования и науки Кемеровской области;

 департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области;

 департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области;

 департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области;

 управление ЗАГС Кемеровской области;

 департамент строительства Кемеровской области;
 департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области;

 департамент лесного комплекса Кемеровской области;

 Управление Федеральной миграционной службы по Кемеровской области (по согласованию);

 территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (по согласованию)

Основные
 мероприятия
 Программы
 (перечень подпрограмм)

Подпрограммы:
 "Здоровье кузбассовцев" на 2012 - 2015 годы;

 "Борьба с преступностью, профилактика правонарушений  и обеспечение безопасности дорожного движения в  Кемеровской области" на
 2012 - 2015 годы;

 "Государственная поддержка агропромышленного комплекса  и социального развития села в Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы;

 "Повышение уровня социальной защиты населения Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы;

 "Культура Кузбасса" на 2012 - 2015 годы;

 "Развитие системы образования и повышение уровня  потребности в образовании населения Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы;

 "Молодежь Кузбасса. Развитие спорта и туризма в
 Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы;
 "Содействие занятости населения Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы;

 "Жилище" на 2012 - 2015 годы;

 "Социально - экономическое развитие наций и народностей в  Кемеровской области" на
 2012 - 2015 годы;

 "Экология и природные ресурсы Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы;

 "Развитие ин фраструктуры жизнеобеспечения населения Кемеровской области"  на
 2012 -2015 годы;

 "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и поддержка жилищно-коммунального хозяйства на территории Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы;
 "Совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями в Кемеровской области" на 2013 - 2015 годы;

 Программа по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Кемеровской области на период до 2020 года

Объемы и
 источники
 финансирования
 Программы

Всего на реализацию Программы на 2013 -  2015 годы потребуется  113698604,11 тыс. руб., в том числе по годам:
 2013 год- 36406498,31 тыс. руб.;

 2014 год - 38419469,6 тыс. руб.;

 2015 год -  38872636,2 тыс. руб.
 Средства областного бюджета на 2013 - 2015 годы -
 24830181,87 тыс. руб., в том числе по годам:
 2013 год -  8685417,47 тыс. руб.;

 2014 год - 7721059,2 тыс. руб.;

 2015 год - 8423705,2 тыс. руб.
 Иные не запрещенные законодательством источники: средства федерального бюджета на 2013-2015 годы - 6076257,5 тыс. руб.,
 в том числе по годам:
 2013 год -  2807915,7 тыс. руб.;

 2014 год - 1780672,1 тыс. руб.;

 2015 год -  1487669,7 тыс. руб.;

 средства местного бюджета на 2013 - 2015 годы -  1494196,5 тыс. руб., в том числе по годам:
 2013 год - 645288,3 тыс. руб.;

 2014 год -  428082,6 тыс. руб.;

 2015 год -  420825,6 тыс. руб.;

 внебюджетные источники на 2013 - 2015 годы -
 81297968,24 тыс. руб., в том числе по годам:
 2013 год - 24267876,84 тыс. руб.;

 2014 год -  28489655,7 тыс. руб.;

 2015 год -  28540435,7 тыс. руб.

Ожидаемые
 конечные
 результаты
 реализации
 Программы

Стабилизация численности населения.
 Снижение числа умерших (прежде всего в трудоспособном возрасте) до 15,2 случая на
 1000 человек населения;

 достижение  младенческой смертности до
 8,2 случая на 1000 родившихся живыми;

 снижение материнской смертности до 14,2 случая на 100000 родившихся живыми;

 рост числа родившихся до 11,7 случая на
 1000 человек населения;

 увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,65;

 увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 67,7 года;

 снижение смертности от болезней системы кровообращения до 700 случаев на 100000 человек населения;

 снижение смертности от новообразований (в том числе злокачественных) до 215,6 случая на
 100000 человек населения;

 снижение смертности от туберкулеза до 27,7 случая на 100000 человек населения;

 снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10,6 случая на 100000 человек населения;

 снижение миграционной убыли до 1500 человек

Организация
 контроля за
 выполнением
 Программы

Организацию контроля за выполнением Программы
 осуществляет государственный заказчик Программы, межведомственный совет по проблемам социально - демографического развития Кемеровской области

1. Анализ демографической ситуации в Кемеровской области, долгосрочный прогноз, актуальность разработки Программы

1.1. Характеристика демографической ситуации в Кемеровской области


Несмотря на общее улучшение демографической ситуации в Кемеровской области, существенное снижение естественной убыли населения, сохраняется устойчивая нисходящая динамика численности населения.

Численность населения Кемеровской области, с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, на 1 января 2013 г. составила 2742,5 тыс. человек. Шесть лет назад в Кузбассе проживало 2786,0 тыс. человек, или на 43,4 тыс. человек больше.

За 2012 год население области сократилось на 8,4 тыс. человек, или на 0,3 процента (в 2011 году - на 10,4 тыс. человек, или на 0,4 процента).

Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли населения (превышения числа умерших над числом родившихся) на фоне отрицательного миграционного прироста населения. За последние шесть лет естественная убыль населения сократилась в 3,2 раза и составила 3,8 тыс. человек в 2012 году.

Период депопуляции населения продолжается в Кемеровской области с начала 90-х годов XX века. Ее наиболее острый период пришелся на 1994 - 2000 годы, когда смертность почти в два раза превышала рождаемость, однако за последние шесть лет темпы превышения смертности над рождаемостью замедлились.

В целом по области в 2012 году число умерших превысило число родившихся на 10,1 процента.

В 90-х годах в Кемеровской области превалировала тенденция сокращения рождаемости. В среднем с 1991 по 1999 годы число появившихся на свет детей ежегодно уменьшалось на 5 процентов.

Начиная с 2007 года, прежде всего в результате реализации новых мер помощи семьям с детьми, отмечен рост рождаемости. Коэффициент рождаемости вырос с 12,3 в 2007 году до 13,8 в 2012 году. Это может свидетельствовать о том, что семьи в Кемеровской области в большей степени готовы скорректировать свое репродуктивное поведение в сторону рождения относительно большего числа детей в связи с оказанием им тех или иных видов помощи, улучшением условий их жизнедеятельности. В 2012 году в области родилось 37,8 тыс. детей, что по сравнению 2007 годом больше на 3,6 тыс. детей (на 10,4 процента).

Однако, даже при положительной динамике, современный уровень рождаемости в регионе не обеспечивает расширенного воспроизводства населения и является недостаточным даже для простого замещения поколений. Такой показатель, как суммарный коэффициент рождаемости, который показывает то число детей, которые были бы рождены в среднем одной женщиной на протяжении всей ее жизни при условии сохранения уровня рождаемости во всех возрастах неизменным, в 2011 году в нашей области равнялся 1,592 (критическое значение суммарного коэффициента рождаемости, когда обеспечивается воспроизводство населения - 2,2).

Учитывая невысокие показатели рождаемости, особое значение приобретает сокращение смертности новорожденных. Начиная с 2000 года стабильно снижается младенческая смертность, здесь достигнут существенный прогресс. В 2012 году число умерших детей до 1 года на 1000 родившихся живыми составило - 8,7.

Начиная с 2006 года в области наблюдается устойчивая динамика снижения общей смертности. За последние семь лет общая смертность сократилась на 13,1 процента: с 17,5 умершего на 1000 человек населения в 2006 году до 15,2 - в 2012 году. За 2012 год в области умерло 41,6 тыс. человек, что по сравнению с 2011 годом меньше на 1,0 тыс.человек (на 2,4 процента). Однако уровень смертности остается достаточно высоким.

В структуре смертности населения Кемеровской области по-прежнему наибольший удельный вес занимают болезни системы кровообращения - 46,1 процента, новообразования - 14,9 процента, внешние причины - 13,3 процента. При этом наблюдается позитивная тенденция снижения смертности от данных причин. С 2007 по 2011 год количество смертей от внешних причин сократилось на 25 процентов, от болезней системы кровообращения - на 16 процентов.

Одна из наиболее острых проблем - смертность населения в трудоспособном возрасте. С 2005 года началось постепенное снижение численности населения трудоспособного возраста, связанное с сокращением численности поколений, вступающих в трудовой возраст и выходящих из него, и ежегодными потерями трудоспособного населения из-за смертности.

Ежегодные потери населения трудоспособного возраста составляют 15-18 тыс. человек, или более трети общего числа умерших. В ближайшей перспективе процесс снижения численности трудоспособного населения будет нарастать, что может вызвать дефицит рабочей силы на рынке труда.

По предварительным данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сохранилось характерное для населения Кемеровской области значительное превышение численности женщин над численностью мужчин. Удельный вес мужчин в общей численности населения составил 45,9 процента, женщин - 54,1 процента. Соотношение мужчин и женщин несколько ухудшилось в связи с продолжающимся общим старением населения и высокой преждевременной смертностью мужчин.

Высокий уровень смертности негативно отражается на показателе ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Продолжительность жизни в Кемеровской области ежегодно увеличивается (по сравнению с данными за 1994 год продолжительность жизни в области возросла на 6,2 года), но при этом данный показатель находится на довольно низком уровне.

На фоне сохраняющихся негативных естественных процессов движения населения для Кемеровской области возрастает значение миграции населения. На протяжении последних лет миграционные потоки (сумма прибывших и выбывших) имеют нестабильный характер. Внутренняя миграция населения является доминирующим компонентом в миграционных процессах региона, ее объем и направления оказывают заметное влияние на перераспределение численности населения. Передвижения внутри Кемеровской области, связанные со сменой места жительства, в общем миграционном обороте составляют 73 процента.

Если в 2007 году наблюдался миграционный прирост 9818 человек, то в 2012 году миграционная убыль населения составила 4562 человека. Миграция из фактора прироста населения, как это было в течение длительного периода времени, приобрела отрицательную результативность и превратилась в фактор его сокращения.

Формирование демографического потенциала является одним из важных факторов устойчивого развития региона, поэтому одной из основной задач развития Кемеровской области является предотвращение миграционного оттока населения в трудоспособном возрасте, молодежи и квалифицированных специалистов.

1.2. Прогноз демографического развития Кемеровской области на период до 2015 года


Согласно прогнозу Росстата численность населения Кемеровской области на начало 2016 года составит 2728,4 тыс. человек, в том числе городское население - 2336,0 тыс. человек, сельское население - 3924,4 тыс. человек. Ежегодно численность населения области будет убывать в среднем на 0,35 процента, в том числе городского населения - на 0,3 процента, сельского - на 0,63 процента. Из-за более высоких темпов сокращения численности сельского населения его удельный вес в общей численности населения снизится с 14,5 процента до 14,4 процента.

Сокращение численности населения будет происходить вследствие увеличивающегося год от года превышения числа смертей над числом рождений. Естественная убыль населения возрастет с 3,8 тыс. человек в 2012 году (1,4 человека на 1000 населения) до 9,4 тыс. человек в 2015 году (3,5 человека на 1000 населения). Предполагаемый миграционный прирост не сможет компенсировать естественной убыли населения.

Следует отметить, что рост числа родившихся, отмечаемый в Кемеровской области с 2000 года, в основном определялся экстенсивным фактором - увеличением числа женщин репродуктивного возраста, кроме того дал о себе знать эффект "отложенных рождений".

В 2015 году по сравнению с 2012 годом число родившихся сократится с 37,8 тыс. человек до 31,9 тыс. человек. Общий коэффициент рождаемости составит 11,7 человека на 1000 населения.

Число родившихся и общий коэффициент рождаемости сократились бы в большей степени, если бы не прогнозируемый рост суммарного коэффициента рождаемости, то есть численный недостаток женщин активного детородного возраста будет отчасти компенсироваться за счет увеличения числа рождений вторых и последующих детей.

С учетом общероссийских ориентиров развития демографической политики и мер, принимаемых исполнительными органами государственной власти Кемеровской области по улучшению демографической ситуации, предполагается увеличение суммарного коэффициента рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной на протяжении всего репродуктивного периода) с 1,592 в 2011 году до 1,647 в 2015 году. Однако он так и не достигнет уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения (2,2 ребенка на 1 женщину). В связи с различиями в репродуктивном поведении городского и сельского населения суммарный коэффициент рождаемости выше в сельской местности, в 2015 году он составит 2,02 ребенка на 1 женщину.

С 2013 года до конца прогнозного периода число умерших и коэффициент смертности будут постепенно снижаться. В 2015 году по сравнению с 2012 годом число умерших уменьшится на 0,5 процента (с 41,6 тыс. человек до 41,4 тыс. человек). В 2015 году общий коэффициент смертности будет на уровне 15,2 человека на 1000 населения, число умерших превысит число родившихся на 29,6 процента.

На изменение возрастной структуры населения оказывают влияние прошлые и будущие тенденции рождаемости и смертности.

С 2012 по 2015 годы численность детей и подростков до 16 лет увеличится на 37,8 тыс. человек, их доля в общей численности населения - с 17,6 процента до 19,1 процента.

Предполагается снижение численности лиц трудоспособного возраста и одновременный рост числа лиц, достигших пенсионного возраста, так как из рабочих возрастов начнут выходить поколения, родившиеся в 50-е - 60-е годы, когда рождаемость в Кемеровской области была самой высокой за весь послевоенный период. С 2012 года за прогнозируемый период численность населения трудоспособного возраста сократится на 115,9 тыс. человек (на 7 процентов), удельный вес в общей численности населения - с 60,2 процента до 56,4 процента.

В этом же периоде численность лиц пенсионного возраста ежегодно будет прирастать (в среднем на 2,2 процента). В целом численность лиц старше трудоспособного возраста по сравнению с 2012 годом увеличится на 55,7 тыс. человек (на 9,1 процента), доля в общей численности населения - с 22,2 процента до 24,5 процента.

Такое изменение возрастной структуры населения может потребовать большей эффективности функционирования учреждений социальной защиты, здравоохранения, соответствующих мер по обязательному социальному страхованию.

Ожидаемая продолжительность жизни увеличится до 67,7 года (у мужчин - до 61,5 года, у женщин - до 74 лет).

В условиях демографического спада резко возрастет потребность в мигрантах.

В рамках реализации Концепции государственной миграционной политики до 2025 года, определяющей стратегию развития миграционных процессов, исходя из оценок перспектив демографического и социально - экономического развития региона, необходимо учитывать, что возможности привлечения мигрантов в ближайщей перспективе могут возрасти. До конца 2015 года предполагается обеспечить миграционный прирост в Кемеровской области за счет привлечения на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом - квалифицированных специалистов и молодежь. Интерес соотечественников к Кемеровской области постоянно возрастает. Значительно повысит результативность процесса переселения соотечественников расширение территории вселения и мер дополнительных социальных гарантий за счет средств областного бюджета. Также планируется увеличить численность ежегодно привлекаемых высококвалифицированных иностранных специалистов и иностранных учащихся.

Учитывая сложившуюся на протяжении довольно длительного периода неблагоприятную демографическую ситуацию в Кемеровской области, необходимо продолжить реализацию активных мер демографической политики, направленных на повышение рождаемости, снижение смертности, совершенствование миграционной политики, создание правовых, экономических и социальных условий для формирования предпосылок к стабилизации и улучшению демографической ситуации.

1.3. Актуальность разработки Программы


Достигнуты определенные успехи в области проведения демографической политики в Кемеровской области. Значительно сократилась естественная убыль населения, повысилась устойчивость семьи. Тем не менее, перспективы изменения демографической ситуации в регионе в ближайшее десятилетие требуют особого внимания к этой сфере.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»