Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2007 года N 369

Об утверждении комплексной региональной программы "Улучшение демографической ситуации
в Кемеровской области" на период до 2015 года

(утратил силу с 5 августа 2011 года на основании
Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.08.2011 N 361)

 

__________________________________________________________________   

Документ с изменениями, внесенными:

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.07.2009 N 310

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской областиот 15.06.2010 N 245

_______________________________________________________________


В целях выполнения пункта 9 протокола заседания Совета безопасности Российской Федерации от 20.06.2006, утвержденного Президентом Российской Федерации 13.07.2006 NПР-1183, и Указа Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую комплексную региональную программу "Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области" на период до 2015 года (далее - Программа).

2. Руководителям структурных подразделений Администрации Кемеровской области, исполнительных органов государственной власти Кемеровской области отраслевой и специальной компетенции ежегодно до 15 января направлять в департамент труда и занятости населения Кемеровской области (Е.И. Степин) информацию о ходе выполнения основных программных мероприятий.

(п.2 с изменением, внесенным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской областиот 15.06.2010 N 245)

3. Департаменту труда и занятости населения Кемеровской области ежегодно до 20 февраля направлять обобщенную информацию о ходе выполнения основных программных мероприятий Губернатору Кемеровской области.

(п.3 с изменением, внесенным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской областиот 15.06.2010 N 245)

4. Управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (С.И. Черемнов) опубликовать постановление в сборнике "Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора Кемеровской области В.П. Мазикина.

6. Постановление вступает в силу со дня подписания.


Губернатор
Кемеровской области
А.Тулеев


Утверждена
постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области
 от 27.12.2007 N 369
(в редакции Постановления Коллегии Администрации
 Кемеровской областиот 15.06.2010 N 245)

     

Комплексная региональная программа
"Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области" на период до 2015 года

     
Паспорт
комплексной региональной программы
"Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области"
на период до 2015 года

Наименование программы

Комплексная региональная программа "Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области" на период до 2015 года (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Пункт 9 протокола заседания Совета безопасности Российской Федерации от 20 июня 2006 г., утвержденного Президентом Российской Федерации 13 июля 2006 г. N ПР-1183; Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года"

Государственныйзаказчик Программы

Коллегия Администрации Кемеровской области

Директор Программы

Первый заместитель Губернатора Кемеровской области - председатель межведомственного совета по проблемам социально-демографического развития Кемеровской области

Разработчики Программы

Департамент труда и занятости населения Кемеровской области; департамент охраны здоровья населения Кемеровской области; департамент административных органов Администрации Кемеровской области; департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области; департамент социальной защиты населения Кемеровской области;
департамент культуры и национальной политики Кемеровской области;

департамент образования и науки Кемеровской области; департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области; департамент экономического развития Администрации Кемеровской области; департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области; управление ЗАГС Кемеровской области; управление Федеральной миграционной службы по Кемеровской области (по согласованию); территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (по согласованию); управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию); группа ученых (временный творческий коллектив)

Цель Программы

Стабилизация численности населения к 2016 году на уровне 2826,3 тыс. человек и создание условий для последующего демографического роста при увеличении ожидаемой продолжительности жизни до 68 лет, достижение оптимальной структуры и качества человеческого потенциала

Задачи Программы

Снижение числа умерших (прежде всего в трудоспособном возрасте); снижение материнской и младенческой смертности; укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; укрепление здоровья населения, увеличение ожидаемой продолжительности жизни;

снижение заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, создание условий для мотивации к ведению здорового образа жизни; повышение рождаемости, прежде всего за счет роста числа рождений вторых и последующих детей;

 укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития Кемеровской области, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции

Сроки реализации Программы

2008 - 2015 годы. 1-й этап - 2008 - 2010 годы (создание условий, позволяющих уменьшить остроту демографического кризиса за счет реализации мер, направленных на преодоление негативных тенденций демографического развития, предусмотренных в рамках долгосрочных целевых программ); 2-й этап - 2011 - 2015 годы (разработка дополнительных мероприятий с учетом их финансового обеспечения для стабилизации и существенного улучшения демографической ситуации)

Основные исполнители Программы

Департамент труда и занятости населения Кемеровской области; департамент охраны здоровья населения Кемеровской области; департамент административных органов Администрации Кемеровской области; департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области; департамент социальной защиты населения Кемеровской области; департамент культуры и национальной политики Кемеровской области; департамент образования и науки Кемеровской области; департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области; департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области; департамент строительства Кемеровской области; управление ЗАГС Кемеровской области; управление Федеральной миграционной службы по Кемеровской области (по согласованию); территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (по согласованию); управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию)

Основные мероприятия Программы (перечень подпрограмм) <*>

Подпрограммы: "Здоровье кузбассовцев" на 2008 - 2012 годы; "Борьба с преступностью, профилактика правонарушений и обеспечение безопасности дорожного движения в Кемеровской области" на 2008 - 2012 годы; "Государственная поддержка агропромышленного комплекса и социального развития села в Кемеровской области" на 2008 - 2012 годы; "Повышение уровня социальной защиты населения Кемеровской области" на 2008 - 2012 годы; "Культура Кузбасса" на 2008 - 2012 годы; "Развитие системы образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской области" на 2008 - 2012 годы; "Молодежь Кузбасса. Развитие спорта и туризма в Кемеровской области" на 2008 - 2012 годы; "Обеспечение безопасности условий жизни населения и деятельности предприятий в Кемеровской области" на 2008 - 2012 годы; "Содействие занятости населения Кемеровской области" на 2008 - 2012 годы; "Дополнительные мероприятия по содействию занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области, на 2010 год"; "Жилище" на 2008 - 2012 годы; "Социально-экономическое развитие наций и народностей в Кемеровской области" на 2008 - 2012 годы; "Чистая вода" на 2008 - 2012 годы; "Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2009 - 2012 годы

Объемы и источники финансирования Программы <*>

Всего на реализацию Программы (в рамках утвержденных долгосрочных целевых программ) на 2008 - 2012 годы потребуется 140992220,5 тыс. руб., в том числе на реализацию 1-го этапа Программы на 2008 - 2010 годы потребуется 98 877 660,4 тыс. руб., в том числе по годам:
     2008 год - 37 023 693,3 тыс. руб.;
     2009 год - 32 077 127,1 тыс. руб.;
     2010 год - 29 776 840 тыс. руб.

Средства областного бюджета на 2008 - 2010 годы - 22 168 899,8 тыс. руб., в том числе по годам: 2008 год - 9 304 749,8 тыс. руб.; 2009 год - 6 411 277,6 тыс. руб.; 2010 год - 6 452 872,4 тыс. руб. Иные не запрещенные законодательством источники: средства федерального бюджета на 2008 - 2010 годы - 17 687 449,7 тыс. руб., в том числе по годам: 2008 год - 4 595 129,8 тыс. руб.; 2009 год - 7 146 321,9 тыс. руб.; 2010 год - 5 945 998,0 тыс. руб.; средства местного бюджета на 2008 - 2010 годы -

1 755 692,9 тыс. руб., в том числе по годам: 2008 год - 819 798,7 тыс. руб.; 2009 год - 581 385,2 тыс. руб.; 2010 год - 354 509,0 тыс. руб.; внебюджетные источники на 2008 - 2010 годы - 57 265 618,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2008 год - 22 304 015,0 тыс. руб.; 2009 год - 17 938 142,4 тыс. руб.; 2010 год - 17 023 460,6 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Стабилизация численности населения к 2016 году на уровне не ниже 2826,3 тыс. человек: 1-й этап 2008 - 2010 годы: снижение темпов естественной убыли населения с 6 промилле в 2006 году до 3,7 промилле в 2010 году; увеличение миграционного прироста с 4572 человек в 2006 году до 8000 человек в 2010 году. 2-й этап 2011 - 2015 годы: снижение числа умерших (прежде всего в трудоспособном возрасте) с 17,3 промилле (на 1000 человек населения) в 2006 году до 13,3 промилле в 2015 году;

      снижение младенческой смертности с 10,3 промилле (на 1000 родившихся живыми) в 2006 году до 6 промилле в 2015 году;снижение материнской смертности с 31,3 промилле (на 100000 родившихся живыми) в 2006 году до 18 промилле в 2015 году; рост числа родившихся с 11,3 промилле (на 1000 человек населения) в 2006 году до 14,7 промилле в 2015 году; увеличение суммарного коэффициента рождаемости с 1,3 в 2006 году до 1,7 в 2015 году; увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 61,6 года в 2005 году до 68 лет в 2015 году

Организация контроля за выполнением Программы

Организацию контроля за выполнением Программы осуществляет государственный заказчик Программы, межведомственный совет по проблемам социально- демографического развития Кемеровской области


<*> На 2011 - 2015 годы разрабатываются дополнительные программные мероприятия, определяются объемы и источники финансирования.

1. Анализ демографической ситуации в Кемеровской области,
долгосрочный прогноз, актуальность разработки Программы


1.1. Характеристика демографической ситуации в Кемеровской области

Главной проблемой демографического развития Кемеровской области является депопуляция - систематическое уменьшение абсолютной численности населения.

Начиная с 1992 года смертность населения в Кемеровской области устойчиво превышает рождаемость. За 18 лет (1992-2009 годы) разница между количеством родившихся и количеством умерших в Кемеровской области составила более 337 тыс. человек. Абсолютная величина общей убыли населения составила за этот период более 277 тыс. человек. Это аналогично тому, что с карты Кемеровской области исчезли бы такие территории, как гг.Белово, Березовский, Мыски, Осинники.

Период депопуляции населения продолжается в Кемеровской области с начала 90-х годов XX века. Ее наиболее острый период пришелся на 1994-2000 годы, когда смертность почти в два раза превышала рождаемость, последние четыре года темпы превышения смертности над рождаемостью немного замедлились.

На 1 января 2010 г. численность постоянного населения Кемеровской области составляла 2820,6 тыс. человек. За 2009 год численность населения региона сократилась на 1,2 тыс. человек, или на 0,04 процента.

Основной причиной сокращения численности населения является его естественная убыль. В 2009 году в Кемеровской области умерло жителей в 1,2 раза больше, чем родилось (в 2008 году - 1,3 раза). По регионам Сибирского федерального округа в 2008 году превышение составило 1,1 раза.

В 90-х годах в Кемеровской области превалировала тенденция сокращения рождаемости. В среднем с 1991 по 1999 годы число появившихся на свет детей ежегодно уменьшалось на 5 процентов. Начиная с 2000 года ситуация с деторождением заметно улучшилась - изменение рождаемости на протяжении последних лет характеризуется положительным приростом. Так, в 2008 году в области родилось 36,6 тыс. детей, что на

7 процентов больше, чем годом ранее. В расчете на тысячу жителей коэффициент рождаемости составил 13,0 промилле - это выше, чем в среднем по России (12,1 промилле), но ниже показателя по Сибирскому федеральному округу (13,7 промилле). В 2009 году в области родилось 37,6 тыс. детей, что на 2,7 процента больше, чем годом ранее. В расчете на тысячу жителей коэффициент рождаемости составил 13,3 промилле, в среднем по России - 12,4 ребенка на каждую тысячу населения.

Однако современный уровень рождаемости в Кемеровской области не обеспечивает расширенного воспроизводства населения и является недостаточным даже для простого замещения поколений. Показатель среднего числа рожденных одной женщиной детей (суммарный коэффициент рождаемости) в 1,4 раза ниже черты простого воспроизводства населения: 1,55 (2008 год) против необходимых 2,15 (по России - 1,49; по Сибирскому федеральному округу - 1,60).

Такая ситуация ставит под вопрос развитие накопленного материального, духовного и культурного потенциала в дальнейшем. Ретроспективный анализ уровня рождаемости указывает на то, что в области превалирует тенденция малодетности.

Важным индикатором, отражающим социально-экономическое благополучие территории, состояние здоровья населения и качество медицинской помощи, является младенческая смертность. Учитывая невысокие показатели рождаемости, особое значение приобретает сокращение смертности новорожденных. В 2009 году в Кемеровской области умерло 0,3 тыс. детей до одного года, что составило 8,4 человека на 1000 родившихся живыми (по России - 8,2). По сравнению с 2000 годом число умерших детей в возрасте до года снизилось на 25 процентов.

На протяжении многих лет уровень смертности в Кемеровской области остается самым высоким среди регионов Сибирского федерального округа.

В 2008 году общий коэффициент смертности сложился в размере 16,3 человека на тысячу населения (по Российской Федерации -14,6).

В 2009 году в Кемеровской области умерло 44,9 тыс. человек, что на 2,6 процента ниже показателя 2008 года, коэффициент смертности составил 15,9 человека на тысячу населения (по Российской Федерации - 14,2).

Одна из наиболее острых проблем - смертность населения в трудоспособном возрасте. Ежегодные потери населения трудоспособного возраста составляют 16-19 тыс. человек, или почти третью часть от общего числа умерших. Рост смертности населения в трудоспособном возрасте происходит значительно быстрее, чем населения в целом. Если численность умерших в целом по области в 2008 году осталась практически на уровне 1997 года, то численность умерших в трудоспособном возрасте увеличилась на 9,3 процента. Подавляющее большинство умерших в трудоспособном возрасте (около 80 процентов ежегодно) - мужчины. Главными факторами ухода из жизни жителей области, не доживших до пенсионного возраста, являются несчастные случаи, отравления и травмы (37,1 процента) и болезни системы кровообращения (26,2 процента).

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года средний возраст жителей Кемеровской области составил 32,6 года: мужчин - 30,9, женщин - 34,5. Население области является демографически старым.

Высокий уровень смертности негативно отражается на показателе ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Этот показатель находится на довольно низком уровне, однако с 2006 года наметилась тенденция к его повышению. Ожидаемая продолжительность жизни жителей Кемеровской области составила в 2008 году 64,64 года (в России - 67,88 года, в Сибирском федеральном округе - 66,23 года). Продолжительность жизни мужчин не превышает порог пенсионного возраста - 58,17 года, у женщин она составляет 71,71 года (в России, соответственно, 61,83 года и 74,16 года; в Сибирском федеральном округе - 60,09 года и 72,69 года).

На фоне негативных естественных процессов движения населения для Кемеровской области возрастает значение миграции населения. В Сибирском федеральном округе всего четыре региона, имеющих стабильное положительное сальдо миграции, в их числе Кемеровская область. Коэффициенты миграционного прироста в 2004 - 2008 годах составили от 13 до 28 человек на 10 тыс. населения. Миграционные процессы частично компенсируют сокращение численности населения Кемеровской области вследствие его естественной убыли. В 2009 году общий миграционный прирост составил 6,0 тыс. человек и на 83 процента компенсировал численные потери всего населения, по сельскому населению миграционный прирост превысил естественную убыль на 0,3 тыс. человек, что привело к росту численности сельского населения.

Таким образом, основная характеристика демографических изменений в Кемеровской области - продолжающаяся депопуляция населения. Высокий уровень естественной убыли населения лишь частично перекрывается положительным сальдо миграции.

1.2. Прогноз демографического развития Кемеровской области на период до 2015 года

Данные демографического прогноза Кемеровской области до 2015 года свидетельствуют о сохранении тенденции сокращения численности населения.

На начало 2016 года численность населения Кемеровской области по сравнению с 2009 годом может сократиться на 2,4 тыс. человек (на 0,1 процента) и составить 2819,4 тыс. человек.

Снижение численности населения будет происходить вследствие сохраняющейся естественной убыли населения. Кемеровская область сохранит положительное сальдо миграции в течение прогнозируемого периода, но положительный миграционный прирост не компенсирует отрицательный естественный прирост.

С 2009 года до конца прогнозного периода число умерших и коэффициент смертности будут постепенно снижаться, несмотря на то, что ежегодно число умерших будет превышать число родившихся в 1,3 раза.

Предполагается снижение численности лиц трудоспособного возраста и одновременный рост числа лиц, достигших пенсионного возраста, так как из рабочих возрастов начнут выходить поколения, родившиеся в 50-е - 60-е годы, когда рождаемость в Кемеровской области была самой высокой за весь послевоенный период.

Такое изменение возрастной структуры населения может потребовать большей эффективности функционирования учреждений социальной защиты, здравоохранения, соответствующих мер по обязательному социальному страхованию.

Следует отметить, что рост числа родившихся, отмечаемый в Кемеровской области с 2000 года, в основном определялся экстенсивным фактором - увеличением числа женщин репродуктивного возраста. Но уже с 2010 года в Кемеровской области, по прогнозу Росстата, ожидается сокращение численности женщин данной возрастной категории, что неизбежно приведет к снижению числа родившихся. В 2015 году коэффициент рождаемости составит 11,7 промилле (2009 год - 13,3). Однако с учетом общероссийских ориентиров развития демографической политики и мер, принимаемых Администрацией Кемеровской области по улучшению демографической ситуации, предполагается рост суммарного коэффициента рождаемости с 1,55 в 2008 году до 1,61 в 2015 году. Также предполагается изменение показателя ожидаемой продолжительности жизни с 61,6 года в 2005 году до 68,3 года (62,0 года - мужчины, 74,8 года - женщины) в 2015 году.

Учитывая сложившуюся на протяжении довольно длительного периода неблагоприятную демографическую ситуацию в Кемеровской области, необходимо продолжить реализацию активных мер демографической политики, направленных на повышение рождаемости, снижение смертности, создание правовых, экономических и социальных условий для формирования предпосылок к стабилизации и улучшению демографической ситуации.

1.3. Актуальность разработки Программы

Сложная демографическая ситуация в Кемеровской области может быть изменена при условии принятия и осуществления комплекса экстренных антикризисных мер в области демографической и семейной политики, направленных на достижение стабилизации численности населения к

2016 году, и создания условий для последующего роста.

Дальнейшее развитие Кемеровской области как жизнеспособного общества невозможно без выработки и реализации стратегического и государственного плана преодоления демографического кризиса на основе комплексного решения вопросов семьи и рождаемости, здоровья и продолжительности жизни, миграции и расселения. Учитывая, что с 2010 года процесс депопуляции усилится из-за негативных изменений возрастного состава населения (сокращение численности населения репродуктивного возраста, увеличение доли пожилых людей), в настоящее время требуется переход к масштабным, активным и финансово обеспеченным действиям, которые реально позволят изменить демографическую ситуацию.

Факторы, влияющие на положение дел в области демографии, подразделяются на материальные и духовно-нравственные.

Материальные - состояние среды обитания и уровень благосостояния семей, обеспеченность жильем, материальное стимулирование рождаемости, степень социальной защищенности семей, качество и доступность медицинского обслуживания, образования, в том числе дошкольного и др.

Духовно-нравственные - формирование у населения установок здорового образа жизни, нравственных и личностных ценностей, возрождение системы массового санитарно-гигиенического просвещения, поднятие престижа материнства, отцовства, многодетности, ориентация молодежи на создание крепкой семьи.