Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


    КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 10 июля 2009 года N 310


О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации
Кемеровской области от 27.12.2007 N 369 «Об утверждении комплексной
региональной программы «Улучшение демографической ситуации
 в Кемеровской области»
на период до 2015 года»

(утратил силу с 5 августа 2011 года на основании
Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.08.2011 N 361)



Коллегия Администрации Кемеровской области   п о с т а н о в л я е т:

1. Внести в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.12.2007 N 369 «Об утверждении комплексной региональной программы «Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области» на период до 2015 года» следующие изменения:

1.1. Комплексную региональную программу «Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области» на период до 2015 года, утвержденную постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Руководителям структурных подразделений Администрации Кемеровской области, исполнительных органов государственной власти Кемеровской области отраслевой и специальной компетенции ежегодно до 1 декабря направлять в департамент труда и занятости населения Кемеровской области (Е.И.Степин) информацию о ходе выполнения основных программных мероприятий.

3. Департаменту труда и занятости населения Кемеровской области (Е.И.Степин) ежегодно до 1 февраля направлять обобщенную информацию о ходе выполнения основных программных мероприятий Губернатору Кемеровской области.

4. Управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (С.И.Черемнов) опубликовать настоящее постановление в сборнике «Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области».

5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора Кемеровской области В.П.Мазикина.

 Губернатор
Кемеровской области А.М.Тулеев


 Приложение
 к постановлению Коллегии
 Администрации Кемеровской области
от 10 июля 2009 г. N 310

      

КОМПЛЕКСНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА


ПАСПОРТ

комплексной региональной программы
«Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области»
на период до 2015 года

Наименование программы

Комплексная региональная программа «Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области» на период до 2015 года (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Пункт 9 протокола заседания Совета безопасности Российской Федерации от 20 июня 2006 г., утвержденного Президентом Российской Федерации 13 июля 2006 г. N ПР-1183;

 Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»

Государственный заказчик Программы

Коллегия Администрации Кемеровской области

Директор Программы

Первый заместитель Губернатора Кемеровской

области - председатель межведомственного совета по проблемам социально-демографического развития Кемеровской области

Разработчики Программы

Департамент труда и занятости населения Кемеровской области;

департамент охраны здоровья населения Кемеровской области;

департамент административных органов Администрации Кемеровской области;

департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области;

департамент социальной защиты населения Кемеровской области;

департамент культуры и национальной политики Кемеровской области;

департамент образования и науки Кемеровской области;

департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области;

департамент экономического развития Администрации Кемеровской области; департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области;

департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области;

управление ЗАГС Кемеровской области;

Управление Федеральной миграционной службы по Кемеровской области (по согласованию);

территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (по согласованию);

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию);

группа ученых (временный творческий коллектив)

Цель Программы

Стабилизация численности населения к 2016 году на уровне 2826,3 тыс. человек и создание условий для последующего демографического роста при увеличении ожидаемой продолжительности жизни до 68 лет, достижение оптимальной структуры и качества человеческого потенциала

Задачи Программы

Снижение числа умерших (прежде всего в трудоспособном возрасте);

снижение материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

укрепление здоровья населения, увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, создание условий для мотивации к ведению здорового образа жизни;

повышение рождаемости, прежде всего за счет роста числа рождений вторых и последующих детей;

укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития Кемеровской области, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции

Сроки реализации

Программы

2008-2015 годы.

1-й этап - 2008-2010 годы (создание условий, позволяющих уменьшить остроту демографического кризиса за счет реализации мер, направленных на преодоление негативных тенденций демографического развития, предусмотренных в рамках долгосрочных целевых программ);

2-й этап - 2011-2015 годы (разработка дополнительных мероприятий с учетом их финансового обеспечения для стабилизации и существенного улучшения демографической ситуации)

Основные исполнители Программы

Департамент труда и занятости населения Кемеровской области;

департамент охраны здоровья населения Кемеровской области;

департамент административных органов Администрации Кемеровской области;

департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области;

департамент социальной защиты населения Кемеровской области;

департамент культуры и национальной политики Кемеровской области;

департамент образования и науки Кемеровской области;

департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области;

департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области;

департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области;

департамент строительства Кемеровской области;

управление ЗАГС Кемеровской области;

Управление Федеральной миграционной службы по Кемеровской области (по согласованию);

территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (по согласованию);

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию)

Основные мероприятия Программы (перечень подпрограмм)*

 Подпрограммы:

«Здоровье кузбассовцев» на 2008-2011 годы;

«Борьба с преступностью, профилактика правонарушений и обеспечение безопасности дорожного движения в Кемеровской области» на 2008-2011 годы;

«Государственная поддержка агропромышленного комплекса и социального развития села в Кемеровской области» на 2008-2011 годы;

«Повышение уровня социальной защиты населения Кемеровской области» на 2008-2011 годы;

«Культура Кузбасса» на 2008-2011 годы;

«Развитие системы образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской области» на 2008-2011 годы;

«Молодежь Кузбасса. Развитие спорта и туризма в Кемеровской области» на 2008-2011 годы;

«Обеспечение безопасности условий жизни населения и деятельности предприятий в Кемеровской области» на 2008-2011 годы;

«Содействие занятости населения Кемеровской области» на 2008-2011 годы;

«Дополнительные мероприятия по содействию занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области, на 2009 год»;

«Жилище» на 2008-2011 годы;

«Социально-экономическое развитие наций и народностей в Кемеровской области» на 2008-2011 годы;

«Чистая вода» на 2008-2011 годы;

«Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 годы»

Объемы и источники финансирования Программы*

Всего на реализацию Программы (в рамках утвержденных долгосрочных целевых программ) на 2008-2011 годы потребуется 174 560 694,3 тыс. руб., в том числе на реализацию 1-го этапа Программы на 2008-2010 годы потребуется 124 205 321,9 тыс. руб., в том числе по годам:

2008 год - 37 023 693,3 тыс. руб.;

2009 год - 40 808 469,6 тыс. руб.;

2010 год - 46 373 159,0 тыс. руб.

Средства областного бюджета на 2008-2010 годы- 17 779 460,7 тыс. руб., в том числе по годам:

2008 год - 9 304 749,8 тыс. руб.;

2009 год - 4 083 722,9 тыс. руб.;

2010 год - 4 390 988,0 тыс. руб.

Иные не запрещенные законодательством источники:

средства федерального бюджета на 2008- 2010 годы - 14 245 282,4 тыс. руб., в том числе по годам:

2008 год - 4 595 129,8 тыс. руб.;

2009 год - 5 548 590,6 тыс. руб.;

2010 год - 4 101 562,0 тыс. руб.;

средства местного бюджета на 2008-2010 годы -

1 737 156,6 тыс. руб., в том числе по годам:

2008 год - 819 798,7 тыс. руб.;

2009 год - 427 800,9 тыс. руб.;

2010 год - 489 557,0 тыс. руб.;

внебюджетные источники на 2008-2010 годы -

90 443 422,2 тыс. руб., в том числе по годам:

2008 год - 22 304 015,0 тыс. руб.;

2009 год - 30 748 355,2 тыс. руб.;

2010 год - 37 391 052,0 тыс. руб.

Ожидаемые конечные

результаты реализации

Программы

Стабилизация численности населения к 2016 году на уровне не ниже 2826,3 тыс. человек:

1-й этап 2008-2010 годы:

снижение темпов естественной убыли населения с 6 промилле в 2006 году до 3,7 промилле в 2010 году;

увеличение миграционного прироста с 4572 человек в 2006 году до 8000 человек в 2010 году.

2-й этап 2011-2015 годы:

снижение числа умерших (прежде всего в трудоспособном возрасте) с 17,3 промилле (на 1000 человек населения) в 2006 году до 13,3 промилле в 2015 году;

снижение младенческой смертности с 10,3 промилле (на 1000 родившихся живыми) в 2006 году до 6 промилле в 2015 году;

снижение материнской смертности с 31,3 промилле (на 100000 родившихся живыми) в 2006 году до 18 промилле в 2015 году;

рост числа родившихся с 11,3 промилле (на 1000 человек населения) в 2006 году до 14,7 промилле в 2015 году;

увеличение суммарного коэффициента рождаемости с 1,3 в 2006 году до 1,7 в 2015 году;

увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 61,6 года в 2005 году до 68 лет в 2015 году

Организация контроля за выполнением Программы

Организацию контроля за выполнением Программы осуществляет государственный заказчик Программы, межведомственный совет по проблемам социально-демографического развития Кемеровской области


* На 2011-2015 годы разрабатываются дополнительные программные мероприятия, определяются объемы и источники финансирования.

1. Анализ демографической ситуации в Кемеровской области,
долгосрочный прогноз, актуальность разработки Программы


1.1. Характеристика демографической ситуации

Главной проблемой демографического развития Кемеровской области с позиции обеспечения ее экономической безопасности является депопуляция - систематическое уменьшение абсолютной численности населения.

Начиная с 1992 года смертность в Кемеровской области устойчиво превышает рождаемость. За период 1992-2007 годов разница между количеством родившихся и количеством умерших в Кемеровской области составила более 321 тыс. человек. Абсолютная убыль населения составила более 275 тыс. человек. Это аналогично тому, что с карты Кемеровской области исчезли бы такие территории как гг.Белово, Березовский, Мыски, Осинники. Максимальное уменьшение численности было зафиксировано в 1997 году - 23 тыс. человек, или 0,8 процента.

На 1 января 2008 г. численность постоянного населения Кемеровской области составила 2823,5 тыс. человек, на 1 января 2007 г. численность постоянного населения Кемеровской области составила 2826,3 тыс. человек. Только за период с 2006 по 2007 год численность населения сократилась на 15 тыс. человек (0,9 процента).

Основной причиной сокращения численности населения является его естественная убыль. В 2006 году в Кемеровской области умерло жителей в 1,5 раза больше, чем родилось. В среднем по стране превышение составило 1,47 раза, по Сибирскому федеральному округу - 1,3 раза. В 2007 году в Кемеровской области превышение составило 1,36 раза.

Период депопуляции населения продолжается в Кемеровской области с начала 90-х годов XX века. Ее наиболее острый период пришелся на 1994-2000 годы, когда смертность почти в два раза превышала рождаемость, последние три года темпы превышения смертности над рождаемостью немного замедлились.

В 90-х годах в Кемеровской области превалировала тенденция сокращения рождаемости. В среднем с 1991 по 1999 годы число появившихся на свет детей ежегодно уменьшалось на 5 процентов. Начиная с 2000 года ситуация с деторождением заметно улучшилась - изменение рождаемости на протяжении последних шести-семи лет характеризуется положительным приростом. Так, в 2006 году в области родилось 32,1 тыс. детей, что на 3,9 процента больше, чем годом ранее. В расчете на тысячу жителей коэффициент рождаемости составил 11,3 промилле - это выше чем в среднем по стране (10,4 ребенка на каждую тысячу жителей), но ниже показателя по Сибирскому федеральному округу (11,5). В 2007 году по Кемеровской области показатель родившихся на тысячу населения составил 12,1 промилле, тогда как в среднем по Российской Федерации он составил 11,3 промилле.

Однако существующие сегодня показатели рождаемости (суммарный коэффициент рождаемости в 2006 году - 1,3, в 2007 году - 1,4) в 1,6 раза ниже, чем необходимо для обеспечения хотя бы простого воспроизводства населения. Такая ситуация ставит под вопрос развитие накопленного материального, духовного и культурного потенциала в дальнейшем. Ретроспективный анализ уровня рождаемости указывает на то, что в области превалирует тенденция малодетности.

Учитывая невысокие показатели рождаемости, особое значение приобретает сокращение смертности новорожденных. В 2006 году в Кемеровской области умерло 328 детей до одного года, что составило 10,3 человека на каждую 1000 родившихся живыми. По сравнению с 2001 годом число умерших детей в возрасте до года снизилось на 20 процентов.

В 2006 году в Кемеровской области умерло 48,9 тыс. человек, что на 8 процентов ниже показателя 2005 года. Общий коэффициент смертности сложился в размере 17,3 человека на тысячу населения в 2006 году, 16,6 человека на каждую тысячу населения в 2007 году. По Российской Федерации коэффициент составил 15,2 промилле и 14,6 соответственно. На протяжении многих лет уровень смертности в Кемеровской области остается самым высоким среди субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, в российском рейтинге Кемеровская область занимает 62-е место.

Основными причинами смертности взрослого населения Кемеровской области остаются болезни системы кровообращения. В 2006 году по этой причине в области умерло 25,3 тыс. человек, или 52 процента от общего числа умерших. В 2007 году от болезней системы кровообращения умерло 24,3 тыс. человек, 51,8 процента от числа умерших всего. За восемь лет (2000-2007 годы) смертность в результате болезней системы кровообращения снизилась на 3,3 процента. Среди «естественных» причин смертности высока доля новообразований - 11,3 процента. Ощутимые потери несет население области в результате гибели от несчастных случаев, отравлений и травм. В 2006 году от неестественных причин умерло 8,5 тыс. человек, то есть, фактически, каждый шестой умерший. В 2007 году от несчастных случаев, отравлений, травм умерло 8,1 тыс. человек, увеличился процент причин смерти от новообразований - 13,1 процента.

Кемеровская область «обгоняет» российские показатели по темпам общей смертности в 2000-2007 годах и по темпам увеличения количества умерших по причине болезней системы кровообращения.

Одна из наиболее острых проблем - смертность населения в трудоспособном возрасте. Ежегодные потери населения трудоспособного возраста составляют 16-19 тыс. человек, или более трети от общего числа умерших. Рост смертности населения в трудоспособном возрасте происходит значительно быстрее, чем населения в целом. Если численность умерших в целом по области в 2006 году оставалась практически на уровне 2000 года, то численность умерших в трудоспособном возрасте увеличилась на 13,4 процента. В 2007 году количество умерших в трудоспособном возрасте значительно сократилось: всего число умерших от всех причин смерти составило 16,8 тыс. человек, что на 7 процентов ниже показателей 2006 года. Подавляющее большинство умерших в трудоспособном возрасте (около 80 процентов ежегодно) - мужчины. Главными факторами ухода из жизни жителей области, не доживших до пенсионного возраста, являются несчастные случаи, отравления и травмы (37,3 процента в 2006 году, 37,9 процента в 2007 году) и болезни системы кровообращения (26,9 процента в 2006 году, 26,4 процента в 2007 году).

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, средний возраст жителей Кемеровской области составил 32,6 года: мужчин - 30,9, женщин - 34,5. Население области является демографически старым. Согласно классификации ООН таковым считается население, когда удельный вес людей в возрасте 65 лет и старше превышает 7 процентов. На 1 января 2006 г. в этом возрасте находилось 13,23 процента жителей Кемеровской области, на 1 января 2007 г. - 13,19 процента населения.

Рост уровня смертности негативно отражается на показателе ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Этот показатель находится на довольно низком уровне, и тенденции к его повышению не наблюдается. Отмеченное в 1996-1998 годах увеличение продолжительности жизни оказалось временным. В 2007 году средняя продолжительность жизни населения Кемеровской области составляла 64 года. В среднем по стране показатель равнялся 67,5, а по Сибирскому федеральному округу - 64,7 года.

На фоне негативных естественных процессов движения населения для Кемеровской области возрастает значение миграции населения. В 2006 году в Кемеровскую область прибыло 49,6 тыс. человек, выбыло - 45 тыс. человек. Таким образом, за год население области за счет положительного сальдо миграции выросло на 4,6 тыс. человек, что более чем на четверть нивелировало потери в численности от естественной убыли населения. В 2007 году миграционный прирост составил 9,8 тыс. человек, что почти на 70 процентов восполнило естественную убыль населения. В 2004-2007 годах Кемеровская область характеризовалась как зона миграционного притяжения населения.

Коэффициенты миграционного прироста в этот период составили от 13 до 35 человек на 10 тыс. населения, в то время как в 2000 году, например, этот показатель составил 1 человек на 10 тысяч жителей. В Сибирском федеральном округе всего четыре региона, имеющих стабильное положительное сальдо миграции, в их числе и Кемеровская область. В целом по округу характерна миграционная убыль населения.

Таким образом, основная характеристика демографических изменений в Кемеровской области - продолжающаяся депопуляция населения. Высокий уровень естественной убыли населения лишь частично перекрывается положительным сальдо миграции.

1.2. Прогноз демографического развития Кемеровской области

на период до 2015 года

Данные демографического прогноза Кемеровской области до 2015 года свидетельствуют о сохранении тенденции сокращения численности населения.

На начало 2016 года численность населения Кемеровской области по сравнению с 2007 годом может сократиться на 110,2 тыс. человек (на 3,9 процента) и составить 2715,9 тыс. человек.

Снижение численности населения будет происходить вследствие сохраняющейся естественной убыли населения. Положительный миграционный прирост не компенсирует отрицательный естественный прирост.

Несмотря на то, что ежегодно число умерших будет превышать число родившихся в 1,5-1,7 раза, число умерших и коэффициент смертности с 2007 года будут постепенно снижаться до конца прогнозного периода.

В связи с этим, соответственно, будет изменяться показатель ожидаемой продолжительности жизни с 64 лет в 2007 году до 68 лет в 2015 году.

Предполагается снижение численности лиц трудоспособного возраста и одновременный рост числа лиц, достигших пенсионного возраста, так как из рабочих возрастов начнут выходить поколения, родившиеся в 50-е - 60-е годы, когда рождаемость в Кемеровской области была самой высокой за весь послевоенный период.

Такое изменение возрастной структуры населения может потребовать большей эффективности функционирования учреждений социальной защиты, здравоохранения, соответствующих мер по обязательному социальному страхованию.

Предполагается рост числа родившихся, обусловленный не только ростом суммарного коэффициента рождаемости, но и увеличением численности женщин в возрасте 20-29 лет.

Отрицательные явления в демографическом развитии могут оказать неоднозначное влияние на экономику и социальное развитие Кемеровской области, поэтому необходимо продолжить реализацию активных мер демографической политики, направленных на повышение рождаемости, снижение смертности, создание правовых, экономических и социальных условий в формировании предпосылок к стабилизации и улучшению демографической ситуации.

1.3. Актуальность разработки Программы

Сложная демографическая ситуация в Кемеровской области может быть изменена при условии принятия и осуществления Коллегией Администрации Кемеровской области комплекса экстренных антикризисных мер в области демографической и семейной политики, направленных на достижение стабилизации численности населения к 2016 году и создание условий для его последующего роста. Тем более, что послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. и 23 июня 2008 г. определили задачи и приоритеты государства в области демографического развития Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» органам государственной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать региональные программы улучшения демографической ситуации.

Неотложное принятие и реализация настоящей Программы позволит стабилизировать численность населения к 2016 году и создать условия для последующего демографического роста.

Дальнейшее развитие Кемеровской области как жизнеспособного общества невозможно без выработки и реализации стратегического и государственного плана преодоления демографического кризиса на основе комплексного решения вопросов семьи и рождаемости, здоровья и продолжительности жизни, миграции и расселения. Учитывая, что с 2010 года процесс депопуляции усилится из-за негативных изменений возрастного состава населения (сокращение численности населения репродуктивного возраста, увеличение доли пожилых людей) и любые принимаемые меры уже не смогут дать необходимого эффекта, в настоящее время требуется переход к масштабным, активным и финансово-обеспеченным действиям, которые реально позволят изменить демографическую ситуацию.

Факторы, влияющие на положение дел в области демографии, подразделяются на материальные и духовно-нравственные.

Материальные - состояние среды обитания и уровень благосостояния семей, обеспеченность жильем, материальное стимулирование рождаемости, степень социальной защищенности семей, качество и доступность медицинского обслуживания, образования, в том числе дошкольного и др.

Духовно-нравственные - формирование у населения установок здорового образа жизни, нравственных и личностных ценностей, возрождение системы массового санитарно-гигиенического просвещения, поднятие престижа материнства, отцовства, многодетности, ориентация молодежи на создание крепкой семьи.

Воспитание семейных ценностей зарождается в семье, но большую роль в этом играют общественные институты. Ответственное отношение к родительству развивается начиная с дошкольных образовательных учреждений и на протяжении всего периода воспитания молодежи.

Наиболее значительное воздействие на общественное сознание оказывают средства массовой информации, рекламная продукция, пропагандистские мероприятия.

Разнонаправленность факторов, влияющих на демографическую ситуацию, и их социальная значимость требуют комплексного межведомственного подхода, решаемого программно-целевым методом.