Утверждена
постановлением Коллегии
Администрации Кемеровской области
от 8 февраля 2011 г. N 45
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
| |
Наименование программы | Комплексная программа "Развитие жилищного строительства в Кемеровской области" на 2011-2015 годы (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы | Протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 16 августа 2010 г. N ВП-П9-43пр |
Государственный заказчик Программы | Коллегия Администрации Кемеровской области |
Директор Программы (позиция с изменением, внесенным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.07.2012 N 241) | Заместитель Губернатора Кемеровской области (по строительству) М.А.Макин |
Разработчик Программы | Департамент строительства Кемеровской области |
Цели Программы
| Формирование рынка доступного жилья, отвечающего требованиям современных стандартов качества, безопасности и энергоэффективности;
стимулирование инвестиционной активности в жилищном строительстве;
поддержка платежеспособного спроса;
выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленных федеральным законодательством и законами Кемеровской области;
обеспечение безопасных условий проживания граждан
|
Задачи Программы | Создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса, в том числе малоэтажного, с пороговым значением стоимости квадратного метра согласно приказу Минрегиона России;
увеличение объемов жилищного строительства, в том числе реализация проектов комплексного освоения и развития территорий;
развитие финансово-кредитных институтов рынка жилья, в том числе государственное стимулирование ипотечного жилищного кредитования;
создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования;
создание условий для развития сектора арендного жилья экономического класса;
создание условий реализации программы поддержки заемщиков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
переселение граждан из ветхого и аварийного жилья;
повышение устойчивости жилых домов в сейсмических районах и переселение граждан из жилых домов, сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно, а также из зон максимального риска;
обеспечение потребностей строительного комплекса основными строительными материалами, произведенными на внутреннем рынке региона;
повышение конкурентоспособности внутреннего рынка промышленности строительных материалов;
повышение качества кадрового потенциала и производительности труда в отрасли |
Важнейшие целевые показатели Программы | Годовой объем ввода жилья (кв.м общей площади, жилых единиц), в том числе жилья экономического класса, малоэтажного и многоэтажного жилья;
обеспеченность населения жильем (кв. м общей площади на 1 человека, жилых единиц на 1000 жителей);
коэффициент доступности жилья для населения (лет);
доля семей, имеющих возможность приобрести жилье за счет собственных и заемных средств (в процентах);
доля объектов, обремененных ипотекой, в общем количестве сделок купли-продажи за период (в процентах);
количество выданных ипотечных жилищных кредитов (за год);
сумма выданных ипотечных жилищных кредитов (за год);
число семей, улучшивших жилищные условия;
доля ветхого и аварийного жилья в жилищном фонде (процентов от общей площади жилищного фонда, процентов от числа жилых единиц в жилищном фонде);
создание жилищного фонда коммерческого использования в объемах, необходимых для обеспечения жильем заемщиков, на жилые помещения которых обращено взыскание, а также иных категорий граждан для временного проживания |
Сроки реализации Программы | 2011 - 2015 годы
|
Перечень подпрограмм | Подпрограммы:
"Обеспечение жильем социальных категорий граждан, установленных законодательством Кемеровской области" в рамках долгосрочной целевой программы "Жилище" на соответствующий период;
"Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья" в рамках долгосрочной целевой программы "Жилище" на соответствующий период, включающей реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в части содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого; региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
"Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах" в рамках долгосрочной целевой программы "Жилище" на соответствующий период;
"Обеспечение жилыми помещениями участников федеральной подпрограммы" в рамках долгосрочной целевой программы "Жилище" на соответствующий период;
"Обеспечение жильем молодых семей" в рамках долгосрочной целевой программы "Жилище" на соответствующий период;
"Развитие ипотечного жилищного кредитования" в рамках долгосрочной целевой программы "Жилище" на соответствующий период;
"Комплексное освоение территорий в целях жилищного строительства" в рамках долгосрочной целевой программы "Жилище" на соответствующий период и долгосрочной целевой программы "Развитие инфраструктуры жизнеобеспечения населения Кемеровской области" на соответствующий период |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы в 2011 - 2015 годах за счет всех источников финансирования - 148 906,8 млн. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 27 176,5 млн.рублей;
2012 год - 28 964,2 млн. рублей;
2013 год - 29 639,7 млн. рублей;
2014 год - 30 598, 2 млн. рублей;
2015 год - 32 528,2 млн. рублей
Из общего объема:
средства областного бюджета - 13 251,8 млн. рублей,
в том числе по годам:
2011 год - 2 762,1 млн. рублей;
2012 год - 2 717,2 млн. рублей;
2013 год - 2 714,1 млн. рублей;
2014 год - 2 664,3 млн. рублей;
2015 год - 2 394,2 млн. рублей;
иные не запрещенные законодательством источники:
средства федерального бюджета - 12 331,6 млн. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 2 975,7 млн. рублей;
2012 год - 2 905,4 млн. рублей;
2013 год - 3 063,1 млн.рублей;
2014 год - 1 844,6 млн. рублей;
2015 год - 1 542,9 млн. рублей;
средства местных бюджетов -
1 882,7 млн. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 460,1 млн. рублей;
2012 год - 460,1 млн. рублей;
2013 год - 362,6 млн. рублей;
2014 год - 300,0 млн. рублей;
2015 год - 300,0 млн. рублей;
средства внебюджетных источников - 121 440,7 млн. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 20 978,7 млн. рублей;
2012 год - 22 881,5 млн. рублей
2013 год - 23 500,0 млн. рублей;
2014 год - 25 789,3 млн. рублей;
2015 год - 28 291,2 млн. рублей;
из них средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 3 000,0 млн. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 1 500,0 млн. рублей;
2012 год - 1 500,0 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | Реализация Программы должна обеспечить достижение в 2015 году следующих показателей (по сравнению с 2009 годом):
рост жилищной обеспеченности с 21,3 кв. м на человека (в 2009 году) до 23,5 кв. м на человека;
обеспечение доступности приобретения жилья на уровне не ниже среднероссийского;
сохранение доли семей, имеющих возможность приобретения жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, не ниже 30 процентов;
достижение годового объема ввода жилья 0,60 кв. метра на человека;
увеличение доли ввода жилья, соответствующего стандартам экономического класса, до 60 процентов;
улучшение жилищных условий 130 900 семей, в том числе по годам:
2011 год - 21 900 семей;
2012 год - 23 200 семей;
2013 год - 24 500 семей;
2014 год - 28 300 семей;
2015 год - 33 000 семей;
создание условий для улучшения демографической ситуации;
реализация эффективной миграционной политики;
снижение социальной напряженности в обществе;
наличие жилищного фонда коммерческого использования в объемах, необходимых для обеспечения жильем заемщиков, на жилые помещения которых обращено взыскание, а также иных категорий граждан для временного проживания |
Организация контроля за выполнением Программы | Государственный заказчик Программы, Губернатор Кемеровской области |
I. Характеристика проблемы
В результате преобразований, проведенных на федеральном уровне, сформированы рыночные механизмы жилищной политики при сохранении государственных гарантий обеспечения жильем социально незащищенных и иных категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и Кемеровской области.
Информация, характеризующая жилищный фонд, его техническое состояние, распределение по формам собственности и ввод в эксплуатацию, приведена в приложении N1 к Программе.
Успешной реализации государственной жилищной политики препятствует ряд нерешенных проблем:
отсутствие части документов территориального планирования и градостроительного зонирования в большинстве муниципальных районов, городских и сельских поселений, связанное с нехваткой средств местных бюджетов для разработки вышеуказанной документации (состояние разработки градостроительной документации и необходимый объем средств указаны в приложении N2 к Программе);
ограниченные возможности точечной застройки с использованием существующих инженерной, социальной и транспортной инфраструктур;
отсутствие сформированных и обеспеченных инженерной инфраструктурой площадок комплексной жилищной застройки;
сложность в получении кредитных ресурсов юридическими лицами в целях комплексного освоения земельных участков;
недостаточная платежеспособность населения, в том числе молодых семей;
отсутствие резерва снижения рыночной стоимости жилья (в приложении N3 к Программе приведены данные о стоимости строительства и рыночных ценах на рынке жилья в Кемеровской области);
высокая доля (4,7 процента) ветхого и аварийного жилья в общей площади жилого фонда (на 01.01.2010 - 2,8 млн. кв. м) (приложение N4 к Программе);
неудовлетворительные темпы обеспечения жильем граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (срок ожидания в очереди - 10 лет);
высокий износ производственных мощностей промышленности строительных материалов, в первую очередь, машин и оборудования (характеристика промышленности строительных материалов Кемеровской области приведена в приложении N5 к Программе);
нехватка профессиональных подготовленных кадров, в первую очередь, среди рабочих специальностей, низкая производительность труда (характеристика трудового потенциала отрасли представлена в приложении N6 к Программе).
Кроме того, территория Кемеровской области находится в районе с расчетной сейсмической интенсивностью от 6 до 8 баллов. Сложные сейсмические условия усиливаются техногенным воздействием предприятий угольно-добывающей промышленности. Подземные выработки в непосредственной близости от населенных пунктов оказывают негативное влияние на безопасность проживания в городах - угольных центрах области. В ряде случаев решение данной проблемы возможно путем сейсмоусиления существующих зданий (г. Прокопьевск, г. Киселевск, г. Калтан, г. Осинники). Однако в некоторых поселениях необходимо строительство жилых домов с целью переселения граждан из зон максимального риска (г. Полысаево) или в случаях, когда реконструкция и сейсмоусиление объектов экономически нецелесообразно (г. Новокузнецк).
Оценка потребности и платежеспособного спроса населения
По результатам выборочного обследования населения городских округов потребность в улучшении жилищных условий по различным причинам (как объективного, так и субъективного характера) испытывает от 50 до 60 процентов населения (в зависимости от населенного пункта). Вместе с тем лишь 40 процентов семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют возможность приобрести жилье за счет собственных и заемных средств.
По данным Кемеровостата, по состоянию на 1 января 2010 г. 73 378 семей и одиноко проживающих граждан состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, из них:
18 015 проживающих в ветхом и аварийном жилфонде;
9 738 молодых семей;