КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2010 года N 363
Об утверждении комплексной региональной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области на 2010 - 2012 годы и на перспективу до 2020 года"
(в ред. Постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.11.2010 N 528, от 19.04.2011 N 173, от 30.12.2011 N 665, от 24.05.2012 N 201, от 31.07.2012 N 321, от 19.12.2012 N 570, от 08.04.2013 N 144)
(признано утратившим силу постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.07.2013 N 309)
В целях обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности экономики Кемеровской области Коллегия Администрации Кемеровской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую комплексную региональную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области на 2010-2012 годы и на перспективу до 2020 года" (далее - Программа).
2. Заместителю Губернатора Кемеровской области (по угольной промышленности и энергетике) А.Н.Малахову обеспечить мониторинг и анализ хода реализации Программы, а также контроль за её выполнением.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований Кемеровской области взять под личный контроль выполнение муниципальных программ по энергосбережению и обеспечить представление информации о ходе их реализации в департамент угольной промышленности и энергетики Администрации Кемеровской области для организации сводного мониторинга и анализа хода выполнения Программы.
4. Заместителям Губернатора Кемеровской области обеспечить представление информации заместителю Губернатора Кемеровской области (по угольной промышленности и энергетике) А.Н.Малахову о ходе реализации программных мероприятий по энергосбережению в курируемых отраслях для организации сводного мониторинга и анализа хода выполнения Программы.
5. Департаменту документационного обеспечения Администрации Кемеровской области (Т.Н. Вовченко), управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (С.И.Черемнов) и департаменту информационных технологий Администрации Кемеровской области (С.Л.Мурашкин) обеспечить размещение настоящего постановления на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
6. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по угольной промышленности и энергетике) А.Н.Малахова.
Губернатор
Кемеровской области
А.М. Тулеев
Комплексная региональная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области на 2010 - 2012 годы и на перспективу до 2020 года"
Наименование программы | Комплексная региональная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области на 2010 - 2012 годы и на перспективу до 2020 года" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; |
Государственный заказчик Программы | Коллегия Администрации Кемеровской области |
Директор Программы | Заместитель Губернатора Кемеровской области (по угольной промышленности и энергетике) А.Н. Малахов |
Основные разработчики Программы | Департамент угольной промышленности и энергетики Администрации Кемеровской области, департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, государственное бюджетное учреждение Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения" |
Сроки и этапы реализации Программы | 1-й этап - 2010 - 2012 годы; |
Исполнители Программы | Администрация Кемеровской области, департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, департамент строительства Кемеровской области, департамент образования и науки Кемеровской области, департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, департамент социальной защиты населения Кемеровской области, департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, департамент молодёжной политики и спорта Кемеровской области, управление инвестиционной политики Кемеровской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области, государственное бюджетное учреждение Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения", хозяйствующие субъекты, организации на конкурсной основе |
Цели Программы | Создание правовых, экономических и организационных основ для повышения энергетической эффективности при добыче, производстве, транспортировке и использовании энергетических ресурсов на предприятиях и организациях, а также населением Кемеровской области темпами, обеспечивающими снижение потребления топливно-энергетических ресурсов на единицу ВРП на |
Задачи Программы | Формирование и совершенствование нормативно- правовых механизмов и условий, позволяющих разрабатывать и реализовывать конкретные проекты по энергосбережению: |
Основные мероприятия | 1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности жилищного фонда. |
Финанс ирование Программы | Общий объем финансирования программных мероприятий составляет 62 546,671 млн. рублей, из них: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Снижение энергоемкости внутреннего регионального продукта, рассчитанное по фактическому потреблению топливно-эне ргетических ресурсов, с 151,1 кг условного топлива (кг у.т.) /тыс. рублей в |
Организация контроля за выполнением Программы | Государственный заказчик Программы, |
Энергосбережение является одной из самых актуальных задач XXI века. От результатов решения этой проблемы зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан. Российская Федерация не только располагает всеми необходимыми природными ресурсами и интеллектуальным потенциалом для успешного решения своих энергетических проблем, но и объективно является ресурсной базой для европейских и азиатских государств, экспортируя нефть, нефтепродукты и природный газ в объемах, стратегически значимых для стран-импортеров. Однако избыточность топливно-энергетических ресурсов в нашей стране совершенно не предполагает энергорасточительность, так как только энергоэффективное хозяйствование при открытой рыночной экономике является важнейшим фактором конкурентоспособности российских товаров и услуг.
18 июня 2009 г. на первом заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в ряду проблем российской национальной экономики поставил на первое место проблему повышения энергоэффективности и энергосбережения.
Энергосбережение отнесено к стратегическим задачам государства, являясь одновременно и основным методом обеспечения энергетической безопасности, и единственным реальным способом сохранения высоких доходов от экспорта углеводородного сырья.
Требуемые для внутреннего развития энергоресурсы можно получить не только за счет увеличения добычи углеводородного сырья и строительства новых энергообъектов, но и, с намного меньшими затратами, за счет энергосбережения непосредственно в центрах потребления энергоресурсов - больших и малых поселениях.
Перед обществом поставлена очень амбициозная задача - добиться снижения энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) на 40 процентов к 2020 году.
Стратегическая цель энергосбережения одна и следует из его определения - это повышение энергоэффективности во всех отраслях, во всех поселениях и в стране в целом. И задача – определить, какими мерами и насколько можно осуществить это повышение.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установил четкие требования в части эффективного использования энергии и обязал решать данную проблему программным методом.
Кузбасс - один из самых крупных по запасам угля и объемов его добычи бассейнов России и главный, а по некоторым позициям единственный в стране, поставщик технологического сырья для российской промышленности.
Кондиционные запасы каменного угля в Кузбассе превышают все мировые запасы нефти и природного газа более чем в 7 раз (в пересчете на условное топливо) и составляют 693 млрд.т, из них 207 млрд.т - коксующихся углей. Это 73 процента от общего объема запасов этих углей в стране. Объем этих запасов может обеспечить всю Россию сырьем для коксового производства на 1200 лет. Для сравнения: запасы коксующихся углей в Донбассе - 25 млрд.т, Печорском угольном бассейне - 9 млрд.т, Караганде - 13 млрд.т.
Остальные каменные угли являются уникальными в том плане, что, обладая способностью спекаться, могут в зависимости от направления их обогащения служить как коксохимическим, так и энергетическим сырьем.
Имеются в Кемеровской области и другие виды горючих ископаемых. Это торф (более 20 месторождений), проявление нефти и природного газа.
Топливно-энергетический комплекс Кемеровской области является основной частью инфраструктуры экономики и обеспечивает её надежное и поступательное развитие.
Электроэнергетика - одна из наиболее стабильно работающих отраслей промышленности Кемеровской области. Если в целом по промышленности производство продукции за период 2005-2008 гг. выросло в 1,1 раза, то в электроэнергетике объемы производства за этот период остались практически постоянными. На фоне достаточно стабильной выработки электрической энергии наблюдается рост объемов электроэнергии, отправляемых за пределы области и, одновременно с этим, получаемых из соседних регионов. Незначительно увеличилась собственная выработка тепловой энергии. Имея инфраструктурный характер, электроэнергетика обеспечивает условия для работы других отраслей и для жизнедеятельности населения.
На территории Кемеровской области работают 8 тепловых электростанций суммарной установленной электрической мощностью 5041 МВт:
Томь-Усинская ГРЭС (1272 МВт);
Беловская ГРЭС (1200 МВт);
Южно-Кузбасская ГРЭС (554 МВт);
Кемеровская ГРЭС (485 МВт);
Ново-Кемеровская ТЭЦ (565 МВт);
Западно-Сибирская ТЭЦ (600 МВт);
Кузнецкая ТЭЦ (108 МВт);
Кемеровская ТЭЦ (85 МВт).
Параллельно с энергосистемой работают три блок-станции: ТЭЦ КМК установленной электрической мощностью 71 МВт, Юргинская ТЭЦ - 91 МВт и Анжеро-Судженская ТЭЦ - 10 МВт.
Электросетевой комплекс Кемеровской области представлен развитой системой линий электропередачи и подстанций напряжением 500 кВ и ниже. Протяженность электрических сетей всех напряжений составляет 29,9 тыс. км. На балансе электросетевых предприятий энергосистемы находится 4731 подстанция напряжением 6 кВ и выше.
Диспетчерские функции на территории области выполняет филиал ОАО "СО ЕЭС" "Региональное диспетчерское управление энергосистемой Кузбасса", подчиненное расположенному в г.Кемерово филиалу ОАО "СО ЕЭС" "Объединенное диспетчерское управление энергосистемами Сибири".
Несмотря на сложные проблемы организационной перестройки, энергопредприятия обеспечивают устойчивое и надежное энергоснабжение для нормального функционирования экономики и жизнедеятельности населения Кемеровской области.
Топливно-энергетический потенциал Кемеровской области характеризует рисунок 1, показывающий соотношение ввозимых, добываемых на территории области ресурсов и потребляемых в ней.
Рисунок 1. Производство (в т.ч. добыча), фактическое потребление, ввоз и вывоз* ТЭР из области (вывоз учтен в производстве и показан на графике со знаком "-").*
________________
* Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Как видно из рисунка 1 производство ТЭР в области постоянно увеличивается и в 2010 году составило 160539,18 тыс. тонн у. т., что на 8 процентов больше, чем в 2005 году. Динамика фактического потребления ТЭР незначительна и колеблется в пределах 34,5-40 процентов от производства в 2005 - 2010 гг.
В различные годы 56,5 - 63,5 процента производимых энергетических ресурсов на территории Кемеровской области вывозится за пределы региона. Причем объем вывоза растет, так, в 2005 году вывоз составил 63,53 процента от суммарного производства, а в 2010 году вырос до 70 процентов. Экспорт ресурсов определяется преимущественно углем, электрической энергией и сухим коксом (рисунок 2).
Рисунок 2. Вывоз ТЭР из области, тыс. т у.т.*
________________
* Рисунок 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Энергетический баланс Кузбасса складывается таким образом, что большая часть потребностей области в топливе покрывается за счет собственной сырьевой базы, а электроэнергии - за счет собственной генерации. Ввоз топливно-энергетических ресурсов в область минимальный и варьируется за рассматриваемый период от 4,1-6,6 процента (от производства), что говорит о высоком уровне энергетической безопасности Кемеровской области
Производство электрической и тепловой энергии меняется незначительно, что видно из таблицы 1.
2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |
Производство, всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
ЭЭ | 5,44% | 5,10% | 5,07% | 5,02% | 4,76% | 5,12% |
ТЭ | 3,98% | 3,72% | 3,47% | 3,48% | 3,57% | 3,62% |
Уголь | 87,02% | 87,44% | 87,95% | 87,92% | 88,50% | 87,78% |
Прочие виды | 3,56% | 3,74% | 3,51% | 3,58% | 3,18% | 3,49% |
Производство электрической и тепловой энергии меняется незначительно.
Сводный топливно-энергетический баланс Кемеровской области, 2010 год, тыс. тонн у.т.