КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2011 года N 665
(признано утратившим силу постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.07.2013 N 309)
Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:
1. Внести в комплексную региональную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области на 2010 - 2012 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденную постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 31.08.2010 N 363 (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.11.2010 N 528, от 19.04.2011 N 173), изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Департаменту документационного обеспечения Администрации Кемеровской области (Т.Н.Вовченко), главному управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (А.В.Горелкин) и департаменту информационных технологий Кемеровской области (С.Л.Мурашкин) обеспечить размещение настоящего постановления на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по угольной промышленности и энергетике) А.Н.Малахова.
И.о. Губернатора
Кемеровской области
В.П. Мазикин
Приложение
к постановлению Коллегии
Администрации Кемеровской области
от 30 декабря 2011 г. N 665
Комплексная региональная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области на 2010-2012 годы и на перспективу до 2020 года"
Паспорт комплексной региональной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области на период с 2010 по 2012 годы и на перспективу до 2020 года"
Наименование программы | Комплексная региональная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области на период с 2010 по 2012 годы и на перспективу до 2020 года" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; |
Государственный заказчик Программы | Коллегия Администрации Кемеровской области |
Директор Программы | Заместитель Губернатора Кемеровской области (по угольной промышленности и энергетике) А.Н. Малахов |
Основные разработчики Программы | Департамент угольной промышленности и энергетики Администрации Кемеровской области, департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, государственное бюджетное учреждение Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения" |
Сроки и этапы реализации Программы | 1-й этап - 2010 - 2012 годы; |
Исполнители Программы | Администрация Кемеровской области, |
Цели Программы | Создание правовых, экономических и организационных основ для повышения энергетической эффективности при добыче, производстве, транспортировке и использовании энергетических ресурсов на предприятиях и организациях, а также населением Кемеровской области темпами, обеспечивающими снижение потребления топливно-энергетических ресурсов на единицу ВРП на 40 процентов к 2020 году (по отношению к 2007 году); |
Задачи Программы | Формирование и совершенствование нормативно- правовых механизмов и условий, позволяющих разрабатывать и реализовывать конкретные проекты по энергосбережению: |
Основные мероприятия | 1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности жилищного фонда. |
Финансирование Программы | Общий объем финансирования программных мероприятий составляет 57 994,153 млн.руб., из них: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Снижение энергоемкости внутреннего регионального продукта с 151,1 кг у.т./тыс. руб. в 2007 году до 116 кг у.т./тыс. руб. в 2012 году и до 90,8 кг у.т./тыс. руб. в 2020 году. |
Организация контроля за выполнением Программы | Государственный заказчик Программы, |
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
1.1. Введение
Энергосбережение является одной из самых актуальных задач XXI века. От результатов решения этой проблемы зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан. Российская Федерация не только располагает всеми необходимыми природными ресурсами и интеллектуальным потенциалом для успешного решения своих энергетических проблем, но и объективно является ресурсной базой для европейских и азиатских государств, экспортируя нефть, нефтепродукты и природный газ в объемах, стратегически значимых для стран-импортеров. Однако избыточность топливно-энергетических ресурсов в нашей стране совершенно не предполагает энергорасточительность, так как только энергоэффективное хозяйствование при открытой рыночной экономике является важнейшим фактором конкурентоспособности российских товаров и услуг.
На первом заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в ряду проблем российской национальной экономики поставил на первое место проблему повышения энергоэффективности и энергосбережения.
Энергосбережение отнесено к стратегическим задачам государства, являясь одновременно и основным методом обеспечения энергетической безопасности, и единственным реальным способом сохранения высоких доходов от экспорта углеводородного сырья.
Требуемые для внутреннего развития энергоресурсы можно получить не только за счет увеличения добычи углеводородного сырья и строительства новых энергообъектов, но и, с намного меньшими затратами, за счет энергосбережения непосредственно в центрах потребления энергоресурсов - больших и малых поселениях.
Перед обществом поставлена очень амбициозная задача - добиться снижения энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) на 40 процентов к 2020 году.
Стратегическая цель энергосбережения одна и следует из его определения - это повышение энергоэффективности во всех отраслях, во всех поселениях и в стране в целом. И задача - определить, какими мерами и насколько можно осуществить это повышение.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установил четкие требования в части эффективного использования энергии и обязал решать данную проблему программным методом.
1.2. Характеристика топливно-энергетического комплекса Кемеровской области
Кузбасс - один из самых крупных по запасам угля и объемов его добычи бассейнов России и главный, а по некоторым позициям единственный в стране, поставщик технологического сырья для российской промышленности.
Кондиционные запасы каменного угля в Кузбассе превышают все мировые запасы нефти и природного газа более чем в 7 раз (в пересчете на условное топливо) и составляют 693 млрд.т, из них 207 млрд.т - коксующихся углей. Это 73 процента от общего объема запасов этих углей в стране. Объем этих запасов может обеспечить всю Россию сырьем для коксового производства на 1200 лет. Для сравнения: запасы коксующихся углей в Донбассе - 25 млрд.т, Печорском угольном бассейне - 9 млрд.т, Караганде - 13 млрд.т.
Остальные каменные угли являются уникальными в том плане, что, обладая способностью спекаться, могут в зависимости от направления их обогащения служить как коксохимическим, так и энергетическим сырьем.
Имеются в Кемеровской области и другие виды горючих ископаемых. Это торф (более 20 месторождений), проявление нефти и природного газа.
Топливно-энергетический комплекс Кемеровской области является основной частью инфраструктуры экономики и обеспечивает её надежное и поступательное развитие.
Электроэнергетика - одна из наиболее стабильно работающих отраслей промышленности Кемеровской области. Если в целом по промышленности производство продукции за период 2005-2008 гг. выросло в 1,1 раза, то в электроэнергетике объемы производства за этот период остались практически постоянными. На фоне достаточно стабильной выработки электрической энергии наблюдается рост объемов электроэнергии, отправляемых за пределы области и, одновременно с этим, получаемых из соседних регионов. Незначительно увеличилась собственная выработка тепловой энергии. Имея инфраструктурный характер, электроэнергетика обеспечивает условия для работы других отраслей и для жизнедеятельности населения.
На территории Кемеровской области работают 8 тепловых электростанций суммарной установленной мощностью 4809 МВт:
Томь-Усинская ГРЭС (1272 МВт);
Беловская ГРЭС (1200 МВт);
Южно-Кузбасская ГРЭС (554 МВт);
Кемеровская ГРЭС (485 МВт);
Ново-Кемеровская ТЭЦ (505 МВт);
Западно-Сибирская ТЭЦ (600 МВт);
Кузнецкая ТЭЦ (108 МВт);
Кемеровская ТЭЦ (85 МВт).
Параллельно с энергосистемой работают три блок-станции: ТЭЦ КМК установленной электрической мощностью 71 МВт, Юргинская ТЭЦ - 91 МВт и Анжеро-Судженская ТЭЦ - 10 МВт.
Электросетевой комплекс Кемеровской области представлен развитой системой линий электропередачи и подстанций напряжением 500 кВ и ниже. Протяженность электрических сетей всех напряжений составляет 29,9 тыс. км. На балансе электросетевых предприятий энергосистемы находится 4704 подстанции напряжением 6 кВ и выше.
Диспетчерские функции на территории области выполняет филиал ОАО "СО ЕЭС" "Региональное диспетчерское управление энергосистемой Кузбасса", подчиненное расположенному в г.Кемерово филиалу ОАО "СО ЕЭС" "Объединенное диспетчерское управление энергосистемами Сибири".
Несмотря на сложные проблемы организационной перестройки, энергопредприятия обеспечивают устойчивое и надежное энергоснабжение для нормального функционирования экономики и жизнедеятельности населения Кемеровской области.
Топливно-энергетический баланс Кемеровской области
Энергетический баланс Кузбасса складывается таким образом, что большая часть потребностей области в топливе покрывается за счет собственной сырьевой базы, а электроэнергии - за счет собственной генерации. Это говорит о высоком уровне энергетической безопасности Кемеровской области.
Соотношение ввозимых, добываемых и потребляемых топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) на территории области представлено на рис.1.
Рис. 1. Производство (в том числе добыча), фактическое потребление, ввоз и вывоз ТЭР из области (вывоз учтен в производстве и показан на графике со знаком "-")
Рис. 2. Динамика производства ТЭР, тыс. т у.т.
Производство ТЭР в области постоянно увеличивается и в 2008 году составило 166947 тыс. т у. т., что в 1,6 раза больше, чем в 2000 году. Динамика потребления ТЭР незначительна и колеблется в пределах 29 - 34 процентов за 2005 - 2008 годы.
Сводный топливно-энергетический баланс Кемеровской области за 2008 год
2008 год | Нефть | Газ | Уголь | Дрова | НП | Электро- | Тепло | Прочие виды топлива | Всего | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Производство, тыс. т у.т. | 0 | 0 | 145509 | 15 | 0 | 8400 | 7266 | 5757 | 166947 |
2 | Отправлено на сторону | 0 | 0 | 91104 | 0 | 0 | 5034 | 0 | - | 96138 |
3 | Получено со стороны | 0 | 337 | 142 | 0 | 1605 | 8239 | 0 | - | 10323 |
4 | Остаток на складе | 0 | 0 | 9675 | 0 | 0 | 0 | 0 | - | 9675 |
5 | Электростанции (ЭС), всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 8400 | 3819 | - | 12219 |
6 | в том числе теплоэлектростанции | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | - | 3168 | - | 3168 |
7 | ЭС общего пользования | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | - | - | - | 0 |
8 | Котельные, всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3448 | - | 3448 |
9 | в том числе промышленные | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | - | - | 0 |
10 | сельхозпредприятий | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | - | - | 0 |
11 | Располагаемые ресурсы | 0 | 337 | 64221 | 15 | 1605 | 11605 | 7267 | - | 90807 |
12 | Статистическое расхождение | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | -1 | - | - |
13 | Собственные нужды ЭС | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 946 | 0 | - | 946 |
14 | Отпуск в сеть | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 10659 | 7267 | - | 17926 |
15 | Потери в сети | 0 | 0 | 17065 | 0 | 0 | 911 | 523 | - | 18499 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
16 | Потребление | 0 | 337 | 47156 | 15 | 1605 | 9748 | 6744 | 5757 | 71363 |
17 | Электростанции, всего | 0 | 510 | 11311 | 0 | 83 | 0 | 0 | 675 | 12579 |
18 | в том числе теплоэлектростанции | 0 | 63 | - | 0 | 79 | 0 | 0 | 241 | 382 |
19 | ЭС общего пользования | 0 | 447 | - | 0 | 4 | 0 | 0 | 434 | 886 |
20 | Котельные, всего | 2 | 287 | 2757 | 0 | 46 | 0 | 0 | 64 | 3156 |
21 | в том числе промышленные | 2 | 287 | - | 0 | 46 | 0 | 0 | 64 | 399 |
22 | сельхозпредприятий | 0 | 0 | - | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
23 | Конечное потребление | -2 | -460 | 33088 | 15 | 1476 | 9748 | 6744 | 5018 | 55627 |
24 | Промышленность, всего | 4 | 3655 | 24053 | 0 | 1406 | 7739 | 3321 | 5015 | 45192 |
25 | Строительство | 0 | 1 | 15 | 0 | 62 | 60 | 30 | 0 | 168 |
26 | Сельское хозяйство | 6 | 40 | 97 | 2 | 43 | 106 | 137 | 0 | 429 |
27 | Транспорт | 0 | 14 | 108 | 1 | 217 | 714 | 147 | 3 | 1204 |
28 | Сфера услуг и КБХ | 1 | 4 | 148 | 1 | 22 | 391 | 480 | 0 | 1047 |
29 | Население | 0 | 0 | 1235 | 2 | 0 | 877 | 2256 | 0 | 4371 |
30 | Прочие | 0 | 0 | 159 | 1 | 7 | 387 | 110 | 0 | 665 |
31 | Фактическое потребление | 11 | 3714 | 25814 | 7 | 1757 | 10274 | 6481 | 5018 | 53075 |
32 | Потребление с учетом энергетических нужд | 12 | 4511 | 39882 | 7 | 1886 | 10274 | 6481 | 5757 | 68811 |
33 | Статистическое расхождение* | -12 | -4174 | 7274 | 9 | -281 | -526 | 263 | 0 |