Недействующий

КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2011 года N 665

О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 31.08.2010 N 363 "Об утверждении комплексной региональной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области на 2010 - 2012 годы и на перспективу до 2020 года"

(признано утратившим силу постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.07.2013 N 309)

Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:

1. Внести в комплексную региональную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области на 2010 - 2012 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденную постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 31.08.2010 N 363 (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.11.2010 N 528, от 19.04.2011 N 173), изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Департаменту документационного обеспечения Администрации Кемеровской области (Т.Н.Вовченко), главному управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (А.В.Горелкин) и департаменту информационных технологий Кемеровской области (С.Л.Мурашкин) обеспечить размещение настоящего постановления на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".


3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по угольной промышленности и энергетике) А.Н.Малахова.

     И.о. Губернатора
     Кемеровской области
     В.П. Мазикин


Приложение
к постановлению Коллегии
Администрации Кемеровской области
от 30 декабря 2011 г. N 665

Комплексная региональная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области на 2010-2012 годы и на перспективу до 2020 года"

Паспорт комплексной региональной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области на период с 2010 по 2012 годы и на перспективу до 2020 года"


Наименование программы

Комплексная региональная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области на период  с  2010  по  2012 годы  и на перспективу до 2020 года" (далее - Программа)

Основания для  разработки Программы

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

 распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 17.05.2010 N 371-р "Об утверждении плана мероприятий в области энергосбережения по реализации Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Государственный заказчик Программы

Коллегия Администрации Кемеровской области

Директор Программы

Заместитель Губернатора Кемеровской области (по угольной промышленности и энергетике)  А.Н. Малахов

Основные разработчики Программы

Департамент угольной промышленности и энергетики Администрации Кемеровской области,  департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, государственное бюджетное учреждение Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения"

Сроки и этапы реализации Программы

1-й этап - 2010 - 2012 годы;

 2-й этап - на перспективу до 2020 года

Исполнители Программы

Администрация Кемеровской области,
 органы местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области, государственное бюджетное учреждение Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения", хозяйствующие субъекты, предприятия и организации на конкурсной основе

Цели Программы

Создание правовых, экономических и организационных основ для повышения энергетической эффективности при добыче, производстве, транспортировке и использовании энергетических ресурсов на предприятиях и организациях, а также населением Кемеровской области темпами, обеспечивающими снижение потребления топливно-энергетических ресурсов на единицу ВРП на 40 процентов к 2020 году (по отношению к 2007 году);

 обеспечение режима надежного, бездефицитного энергообе спечения развития экономики Кемеровской области;

 сокращение расходов бюджетов на оплату энергетических ресурсов

Задачи Программы

Формирование и совершенствование нормативно- правовых механизмов и условий, позволяющих разрабатывать и реализовывать конкретные проекты по энергосбережению:
 1.  Создание экономических механизмов, стимулирующих эффективное использование энергии:
 совершенствование финансовых механизмов;

 совершенствование системы нормирования в бюджетной сфере;

 совершенствование правил учета и контроля энергопотребления;

 совершенствование системы энергоаудита и мониторинга;

 создание привлекательных условий для вложения капитала в энергосбережение.
 2.  Поддержка специализированного бизнеса в области энергосбережения:
 создание энергосберегающих (энергосервисных) компаний;

 создание системы конкурсного отбора бизнес - проектов в сфере энергосбережения, полностью или частично финансируемых из бюджетных источников (госзаказа на реализацию бизнес-проектов по энергосбережению);

 разработка механизмов привлечения частных инвестиций.
 3. Модернизация и внедрение энергосберегающих технологий на объектах коммунальной инфраструктуры и в организациях с участием государства.
 4. Популяризация энергосбережения, информирование:
 создание доступных баз данных, содержащих информацию об энергосберегающих мероприятиях, технологиях и оборудовании, нормативно-технической документации;

 организация курсов повышения квалификации;

 проведение ежегодных выставок и семинаров по обмену опытом;

  пропаганда энергосбережения в средствах массовой информации

Основные  мероприятия
 Программы

1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности жилищного фонда.
 2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры:
 а) проведение мероприятий по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;

 б)  проведение мероприятий по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности, за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
 3. Энергосбережение в организациях с участием государства или муниципального образования и повышение энергетической эффективности этих организаций.
 4. Стимулирование производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проведение мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов.
 5. Увеличение количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии.
 6. Энергосбережение в транспортном комплексе и повышение его энергетической эффективности, в том числе замещение бензина, используемого тран спортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом.
 7. Строительство дополнительных энергоэффективных объектов генерации тепловой и электрической энергии в случае невозможности покрытия нагрузок за счет реализации потенциала энергосбережения.
 8. Информационно-аналитическое обеспечение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
 9. Учет в инвестиционных и производственных программах организаций коммунального комплекса мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
 10.  Организация обучения специалистов в области энергосбережения и энергетической эффективности.
 11.  Проведение региональных и межмуниципальных конкурсов по энергосбережению.
 12. Разработка и проведение мероприятий по пропаганде энергосбережения через средства массовой информации, распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
 13. Информирование руководителей государственных и муниципальных бюджетных учреждений о необходимости проведения мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности, в том числе о возможности заключения энергосервисных договоров (контрактов) и об особенностях их заключения.
 14. Сбор данных для расчета  целевых показателей эффективности  реализации Программы

Финансирование Программы

Общий объем финансирования программных мероприятий составляет 57 994,153 млн.руб., из них:
 федеральный бюджет -  92,498  млн.руб.;

 областной бюджет -  1322,180  млн.руб.;

 местные бюджеты -  3530,001  млн.руб.
 Иные не запрещенные законодательством источники и средства предприятий промышленности, энерге тики и организаций  коммунального  комплекса  -  53049,474  млн. руб.
 В том числе:
 внебюджетные  средства муниципальных  программ - 12 425,739 млн. руб., с учетом целевых средств – 215,812 млн. руб.;

 средства предприятий промышленности и энергетики - 40 623,735 млн. руб.
 Распределение финансирования по годам:
 2010 год - 4 544,902  млн. руб.;

 2011 год - 3 787,388 млн. руб.;

 2012 год - 4 997,805 млн. руб.;

 2013-2020 годы - 44 664, 058 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Снижение энергоемкости внутреннего регионального продукта с 151,1 кг у.т./тыс. руб. в 2007 году до 116 кг у.т./тыс. руб. в 2012 году и до  90,8 кг у.т./тыс. руб. в 2020 году.
  Сокращение потребления энергетических ресурсов к 2020 году в объеме 26 468 тыс. тонн у.т.
 Потенциал энергосбережения в Кемеровской области до 2012 года составляет около 9925 тыс. тонн у.т., в том числе:
 в промышленности - 8536 тыс. тонн у. т.;

 на транспорте - 199 тыс. тонн у. т.;

 в сельском хозяйстве - 99 тыс. тонн у. т.;

 в жилищно-коммунальном хозяйстве (включая население) - 794  тыс. тонн у. т.;

 прочие отрасли - 297 тыс. тонн у.т.
 По видам потребляемых в области энергоресурсов назначенный потенциал энергосбережения складывается к 2012 году следующим образом:
 уголь  4397 тыс. тонн у. т.;

 газ  417 тыс. тонн у. т.;

 нефть и нефтепродукты  308 тыс. тонн у. т.;

 электроэнергия  2183 тыс. тонн у. т.;

 тепловая энергия  1905 тыс. тонн у. т.;

 прочие  715 тыс. тонн у. т.

Организация контроля за выполнением Программы

Государственный заказчик Программы,
 Губернатор Кемеровской области

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами


1.1. Введение

Энергосбережение является одной из самых актуальных задач XXI века. От результатов решения этой проблемы зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан. Российская Федерация не только располагает всеми необходимыми природными ресурсами и интеллектуальным потенциалом для успешного решения своих энергетических проблем, но и объективно является ресурсной базой для европейских и азиатских государств, экспортируя нефть, нефтепродукты и природный газ в объемах, стратегически значимых для стран-импортеров. Однако избыточность топливно-энергетических ресурсов в нашей стране совершенно не предполагает энергорасточительность, так как только энергоэффективное хозяйствование при открытой рыночной экономике является важнейшим фактором конкурентоспособности российских товаров и услуг.

На первом заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в ряду проблем российской национальной экономики поставил на первое место проблему повышения энергоэффективности и энергосбережения.

Энергосбережение отнесено к стратегическим задачам государства, являясь одновременно и основным методом обеспечения энергетической безопасности, и единственным реальным способом сохранения высоких доходов от экспорта углеводородного сырья.

Требуемые для внутреннего развития энергоресурсы можно получить не только за счет увеличения добычи углеводородного сырья и строительства новых энергообъектов, но и, с намного меньшими затратами, за счет энергосбережения непосредственно в центрах потребления энергоресурсов - больших и малых поселениях.

Перед обществом поставлена очень амбициозная задача - добиться снижения энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) на 40 процентов к 2020 году.

Стратегическая цель энергосбережения одна и следует из его определения - это повышение энергоэффективности во всех отраслях, во всех поселениях и в стране в целом. И задача - определить, какими мерами и насколько можно осуществить это повышение.

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установил четкие требования в части эффективного использования энергии и обязал решать данную проблему программным методом.

1.2. Характеристика топливно-энергетического комплекса Кемеровской области

Кузбасс - один из самых крупных по запасам угля и объемов его добычи бассейнов России и главный, а по некоторым позициям единственный в стране, поставщик технологического сырья для российской промышленности.

Кондиционные запасы каменного угля в Кузбассе превышают все мировые запасы нефти и природного газа более чем в 7 раз (в пересчете на условное топливо) и составляют 693 млрд.т, из них 207 млрд.т - коксующихся углей. Это 73 процента от общего объема запасов этих углей в стране. Объем этих запасов может обеспечить всю Россию сырьем для коксового производства на 1200 лет. Для сравнения: запасы коксующихся углей в Донбассе - 25 млрд.т, Печорском угольном бассейне - 9 млрд.т, Караганде - 13 млрд.т.

Остальные каменные угли являются уникальными в том плане, что, обладая способностью спекаться, могут в зависимости от направления их обогащения служить как коксохимическим, так и энергетическим сырьем.

Имеются в Кемеровской области и другие виды горючих ископаемых. Это торф (более 20 месторождений), проявление нефти и природного газа.

Топливно-энергетический комплекс Кемеровской области является основной частью инфраструктуры экономики и обеспечивает её надежное и поступательное развитие.

Электроэнергетика - одна из наиболее стабильно работающих отраслей промышленности Кемеровской области. Если в целом по промышленности производство продукции за период 2005-2008 гг. выросло в 1,1 раза, то в электроэнергетике объемы производства за этот период остались практически постоянными. На фоне достаточно стабильной выработки электрической энергии наблюдается рост объемов электроэнергии, отправляемых за пределы области и, одновременно с этим, получаемых из соседних регионов. Незначительно увеличилась собственная выработка тепловой энергии. Имея инфраструктурный характер, электроэнергетика обеспечивает условия для работы других отраслей и для жизнедеятельности населения.

На территории Кемеровской области работают 8 тепловых электростанций суммарной установленной мощностью 4809 МВт:

Томь-Усинская ГРЭС (1272 МВт);

Беловская ГРЭС (1200 МВт);

Южно-Кузбасская ГРЭС (554 МВт);

Кемеровская ГРЭС (485 МВт);

Ново-Кемеровская ТЭЦ (505 МВт);

Западно-Сибирская ТЭЦ (600 МВт);

Кузнецкая ТЭЦ (108 МВт);

Кемеровская ТЭЦ (85 МВт).

Параллельно с энергосистемой работают три блок-станции: ТЭЦ КМК установленной электрической мощностью 71 МВт, Юргинская ТЭЦ - 91 МВт и Анжеро-Судженская ТЭЦ - 10 МВт.

Электросетевой комплекс Кемеровской области представлен развитой системой линий электропередачи и подстанций напряжением 500 кВ и ниже. Протяженность электрических сетей всех напряжений составляет 29,9 тыс. км. На балансе электросетевых предприятий энергосистемы находится 4704 подстанции напряжением 6 кВ и выше.

Диспетчерские функции на территории области выполняет филиал ОАО "СО ЕЭС" "Региональное диспетчерское управление энергосистемой Кузбасса", подчиненное расположенному в г.Кемерово филиалу ОАО "СО ЕЭС" "Объединенное диспетчерское управление энергосистемами Сибири".

Несмотря на сложные проблемы организационной перестройки, энергопредприятия обеспечивают устойчивое и надежное энергоснабжение для нормального функционирования экономики и жизнедеятельности населения Кемеровской области.

Топливно-энергетический баланс Кемеровской области

Энергетический баланс Кузбасса складывается таким образом, что большая часть потребностей области в топливе покрывается за счет собственной сырьевой базы, а электроэнергии - за счет собственной генерации. Это говорит о высоком уровне энергетической безопасности Кемеровской области.

Соотношение ввозимых, добываемых и потребляемых топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) на территории области представлено на рис.1.

Рис. 1. Производство (в том числе добыча), фактическое потребление, ввоз и вывоз ТЭР из области (вывоз учтен в производстве и показан на графике со знаком "-")

Рис. 2. Динамика производства ТЭР, тыс. т у.т.

Производство ТЭР в области постоянно увеличивается и в 2008 году составило 166947 тыс. т у. т., что в 1,6 раза больше, чем в 2000 году. Динамика потребления ТЭР незначительна и колеблется в пределах 29 - 34 процентов за 2005 - 2008 годы.

Сводный топливно-энергетический баланс Кемеровской области за 2008 год


2008 год

Нефть

Газ

Уголь

Дрова

НП

Электро-
 энергия

Тепло

Прочие виды топлива

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Производство, тыс. т у.т.

0

0

145509

15

0

8400

7266

5757

166947

2

Отправлено на сторону

0

0

91104

0

0

5034

0

-

96138

3

Получено со стороны

0

337

142

0

1605

8239

0

-

10323

4

Остаток на складе

0

0

9675

0

0

0

0

-

9675

5

Электростанции (ЭС), всего

0

0

0

0

0

8400

3819

-

12219

6

в том числе теплоэлектростанции

0

0

0

0

0

-

3168

-

3168

7

ЭС общего пользования

0

0

0

0

0

-

-

-

0

8

Котельные, всего

0

0

0

0

0

0

3448

-

3448

9

в том числе промышленные

0

0

0

0

0

0

-

-

0

10

сельхозпредприятий

0

0

0

0

0

0

-

-

0

11

Располагаемые ресурсы

0

337

64221

15

1605

11605

7267

-

90807

12

Статистическое расхождение

0

0

0

0

0

0

-1

-

-

13

Собственные нужды ЭС

0

0

0

0

0

946

0

-

946

14

Отпуск в сеть

0

0

0

0

0

10659

7267

-

17926

15

Потери в сети

0

0

17065

0

0

911

523

-

18499

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

16

Потребление

0

337

47156

15

1605

9748

6744

5757

71363

17

Электростанции, всего

0

510

11311

0

83

0

0

675

12579

18

в том числе теплоэлектростанции

0

63

-

0

79

0

0

241

382

19

ЭС общего пользования

0

447

-

0

4

0

0

434

886

20

Котельные, всего

2

287

2757

0

46

0

0

64

3156

21

в том числе промышленные

2

287

-

0

46

0

0

64

399

22

сельхозпредприятий

0

0

-

0

0

0

0

0

0

23

Конечное потребление

-2

-460

33088

15

1476

9748

6744

5018

55627

24

Промышленность, всего

4

3655

24053

0

1406

7739

3321

5015

45192

25

Строительство

0

1

15

0

62

60

30

0

168

26

Сельское хозяйство

6

40

97

2

43

106

137

0

429

27

Транспорт

0

14

108

1

217

714

147

3

1204

28

Сфера услуг и КБХ

1

4

148

1

22

391

480

0

1047

29

Население

0

0

1235

2

0

877

2256

0

4371

30

Прочие

0

0

159

1

7

387

110

0

665

31

Фактическое потребление

11

3714

25814

7

1757

10274

6481

5018

53075

32

Потребление с учетом энергетических нужд

12

4511

39882

7

1886

10274

6481

5757

68811

33

Статистическое расхождение*

-12

-4174

7274

9

-281

-526

263

0

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»