КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2012 года N 570
(признано утратившим силу постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.07.2013 N 309)
Коллегия Администрации Кемеровской области
постановляет:
1. Внести в комплексную региональную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области на 2010 - 2012 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденную постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 31.08.2010 N 363 (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.11.2010 N 528, от 19.04.2011 N 173, от 30.12.2012 N 665, от 24.05.2012 N 201, от 31.07.2012 N 321), изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по угольной промышленности и энергетике) А.Н.Малахова.
Губернатор
Кемеровской области
А.М.Тулеев
Приложение
к постановлению Коллегии
Администрации Кемеровской области
от 19 декабря 2012 г. N 570
Комплексная региональная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области на 2010 - 2012 годы и на перспективу до 2020 года"
Паспорт комплексной региональной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области на 2010 - 2012 годы и на перспективу до 2020 года"
Наименование программы | Комплексная региональная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области на 2010 - 2012 годы и на перспективу до 2020 года" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; |
Государственный заказчик Программы | Коллегия Администрации Кемеровской области |
Директор Программы | Заместитель Губернатора Кемеровской области (по угольной промышленности и энергетике) А.Н. Малахов |
Основные разработчики Программы | Департамент угольной промышленности и энергетики Администрации Кемеровской области, департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, государственное бюджетное учреждение Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения" |
Сроки и этапы реализации Программы | 1-й этап - 2010 - 2012 годы; |
Исполнители Программы | Администрация Кемеровской области, департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, департамент строительства Кемеровской области, департамент образования и науки Кемеровской области, департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, департамент социальной защиты населения Кемеровской области, департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, департамент молодёжной политики и спорта Кемеровской области, управление инвестиционной политики Кемеровской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области, государственное бюджетное учреждение Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения", хозяйствующие субъекты, организации на конкурсной основе |
Цели Программы | Создание правовых, экономических и организационных основ для повышения энергетической эффективности при добыче, производстве, транспортировке и использовании энергетических ресурсов на предприятиях и организациях, а также населением Кемеровской области темпами, обеспечивающими снижение потребления топливно-энергетических ресурсов на единицу ВРП на |
Задачи Программы | Формирование и совершенствование нормативно- правовых механизмов и условий, позволяющих разрабатывать и реализовывать конкретные проекты по энергосбережению: |
Основные мероприятия | 1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности жилищного фонда. |
Финансирование Программы | Общий объем финансирования программных мероприятий составляет 62 546,671 млн. рублей, из них: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Снижение энергоемкости внутреннего регионального продукта, рассчитанное по фактическому потреблению топливно-энергетических ресурсов, с 151,1 кг условного топлива (кг у.т.) /тыс. рублей в |
Организация контроля за выполнением Программы | Государственный заказчик Программы, |
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
1.1. Введение
Энергосбережение является одной из самых актуальных задач XXI века. От результатов решения этой проблемы зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан. Российская Федерация не только располагает всеми необходимыми природными ресурсами и интеллектуальным потенциалом для успешного решения своих энергетических проблем, но и объективно является ресурсной базой для европейских и азиатских государств, экспортируя нефть, нефтепродукты и природный газ в объемах, стратегически значимых для стран-импортеров. Однако избыточность топливно-энергетических ресурсов в нашей стране совершенно не предполагает энергорасточительность, так как только энергоэффективное хозяйствование при открытой рыночной экономике является важнейшим фактором конкурентоспособности российских товаров и услуг.
18 июня 2009 г. на первом заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в ряду проблем российской национальной экономики поставил на первое место проблему повышения энергоэффективности и энергосбережения.
Энергосбережение отнесено к стратегическим задачам государства, являясь одновременно и основным методом обеспечения энергетической безопасности, и единственным реальным способом сохранения высоких доходов от экспорта углеводородного сырья.
Требуемые для внутреннего развития энергоресурсы можно получить не только за счет увеличения добычи углеводородного сырья и строительства новых энергообъектов, но и, с намного меньшими затратами, за счет энергосбережения непосредственно в центрах потребления энергоресурсов - больших и малых поселениях.
Перед обществом поставлена очень амбициозная задача - добиться снижения энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) на 40 процентов к 2020 году.
Стратегическая цель энергосбережения одна и следует из его определения - это повышение энергоэффективности во всех отраслях, во всех поселениях и в стране в целом. И задача - определить, какими мерами и насколько можно осуществить это повышение.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установил четкие требования в части эффективного использования энергии и обязал решать данную проблему программным методом.
1.2. Характеристика топливно-энергетического комплекса Кемеровской области
Кузбасс - один из самых крупных по запасам угля и объемов его добычи бассейнов России и главный, а по некоторым позициям единственный в стране, поставщик технологического сырья для российской промышленности.
Кондиционные запасы каменного угля в Кузбассе превышают все мировые запасы нефти и природного газа более чем в 7 раз (в пересчете на условное топливо) и составляют 693 млрд.т, из них 207 млрд.т - коксующихся углей. Это 73 процента от общего объема запасов этих углей в стране. Объем этих запасов может обеспечить всю Россию сырьем для коксового производства на 1200 лет. Для сравнения: запасы коксующихся углей в Донбассе - 25 млрд.т, Печорском угольном бассейне - 9 млрд.т, Караганде - 13 млрд.т.
Остальные каменные угли являются уникальными в том плане, что, обладая способностью спекаться, могут в зависимости от направления их обогащения служить как коксохимическим, так и энергетическим сырьем.
Имеются в Кемеровской области и другие виды горючих ископаемых. Это торф (более 20 месторождений), проявление нефти и природного газа.
Топливно-энергетический комплекс Кемеровской области является основной частью инфраструктуры экономики и обеспечивает её надежное и поступательное развитие.
Электроэнергетика - одна из наиболее стабильно работающих отраслей промышленности Кемеровской области. Если в целом по промышленности производство продукции за период 2005-2008 гг. выросло в 1,1 раза, то в электроэнергетике объемы производства за этот период остались практически постоянными. На фоне достаточно стабильной выработки электрической энергии наблюдается рост объемов электроэнергии, отправляемых за пределы области и, одновременно с этим, получаемых из соседних регионов. Незначительно увеличилась собственная выработка тепловой энергии. Имея инфраструктурный характер, электроэнергетика обеспечивает условия для работы других отраслей и для жизнедеятельности населения.
На территории Кемеровской области работают 8 тепловых электростанций суммарной установленной электрической мощностью 5041 МВт:
Томь-Усинская ГРЭС (1272 МВт);
Беловская ГРЭС (1200 МВт);
Южно-Кузбасская ГРЭС (554 МВт);
Кемеровская ГРЭС (485 МВт);
Ново-Кемеровская ТЭЦ (565 МВт);
Западно-Сибирская ТЭЦ (600 МВт);
Кузнецкая ТЭЦ (108 МВт);
Кемеровская ТЭЦ (85 МВт).
Параллельно с энергосистемой работают три блок-станции: ТЭЦ КМК установленной электрической мощностью 71 МВт, Юргинская ТЭЦ - 91 МВт и Анжеро-Судженская ТЭЦ - 10 МВт.
Электросетевой комплекс Кемеровской области представлен развитой системой линий электропередачи и подстанций напряжением 500 кВ и ниже. Протяженность электрических сетей всех напряжений составляет 29,9 тыс. км. На балансе электросетевых предприятий энергосистемы находится 4731 подстанция напряжением 6 кВ и выше.
Диспетчерские функции на территории области выполняет филиал ОАО "СО ЕЭС" "Региональное диспетчерское управление энергосистемой Кузбасса", подчиненное расположенному в г.Кемерово филиалу ОАО "СО ЕЭС" "Объединенное диспетчерское управление энергосистемами Сибири".
Несмотря на сложные проблемы организационной перестройки, энергопредприятия обеспечивают устойчивое и надежное энергоснабжение для нормального функционирования экономики и жизнедеятельности населения Кемеровской области.
Топливно-энергетический баланс Кемеровской области
Топливно-энергетический потенциал Кемеровской области характеризует рисунок 1, показывающий соотношение ввозимых, добываемых на территории области ресурсов и потребляемых в ней.
Рисунок 1. Производство (в т.ч. добыча), фактическое потребление, ввоз и вывоз* ТЭР из области (вывоз учтен в производстве и показан на графике со знаком "-")
Как видно из рисунка 1 производство ТЭР в области постоянно увеличивается и в 2010 году составило 160539,18 тыс. тонн у. т., что на 8 процентов больше, чем в 2005 году. Динамика фактического потребления ТЭР незначительна и колеблется в пределах 34,5-40 процентов от производства в 2005 - 2010 гг.
В различные годы 56,5 - 63,5 процента производимых энергетических ресурсов на территории Кемеровской области вывозится за пределы региона. Причем объем вывоза растет, так, в 2005 году вывоз составил 63,53 процента от суммарного производства, а в 2010 году вырос до 70 процентов. Экспорт ресурсов определяется преимущественно углем, электрической энергией и сухим коксом (рисунок 2).
Рисунок 2. Вывоз ТЭР из области, тыс. т у.т.
Энергетический баланс Кузбасса складывается таким образом, что большая часть потребностей области в топливе покрывается за счет собственной сырьевой базы, а электроэнергии - за счет собственной генерации. Ввоз топливно-энергетических ресурсов в область минимальный и варьируется за рассматриваемый период от 4,1-6,6 процента (от производства), что говорит о высоком уровне энергетической безопасности Кемеровской области
Производство электрической и тепловой энергии меняется незначительно, что видно из таблицы 1.
Таблица 1 Структура производства ТЭР, %
2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |
Производство, всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
ЭЭ | 5,44% | 5,10% | 5,07% | 5,02% | 4,76% | 5,12% |
ТЭ | 3,98% | 3,72% | 3,47% | 3,48% | 3,57% | 3,62% |
Уголь | 87,02% | 87,44% | 87,95% | 87,92% | 88,50% | 87,78% |
Прочие виды | 3,56% | 3,74% | 3,51% | 3,58% | 3,18% | 3,49% |
Производство электрической и тепловой энергии меняется незначительно.
Таблица 2
Сводный топливно-энергетический баланс Кемеровской области, 2010 год, тыс. тонн у.т.
Из него | |||||||||
Природное топливо | уголь | газ горючий природный (естественный) | нефть, включая газовый конденсат | Продук-ты переработки топлива | Горючие побочные энергоресурсы | Электро-энергия | Тепло-энергия | Всего | |
Ресурсы | |||||||||
Добыча (производство) -всего | 127205 | 127188 | - | - | 8283 | 4240 | 9185 | 6489 | 155402 |
Изменение запасов у поставщиков | -2044 | -2044 | - | - | -16,1 | - | - | - | |
Изменение запасов у потребителей | 227 | 227 | - | - | -13,6 | - | - | - | |
Ввоз | 5218 | 346 | 4379 | . 492 | 2547 | - | 4487 | 12252 | |
Итого ресурсов | 130606 | 125717 | 4379 | 492 | 10800 | 4240 | 13672 | 6489 | 165807 |
Распределение | |||||||||
Вывоз | 88533 | 88533 | - | - | 2782 | - | 1968 | - | 93283 |
Общее потребление | 42073 | 37184 | 4379 | 492 | 8018 | 4240 | 11704 | 6489 | 72524 |
в том числе: | |||||||||
на преобразование в другие виды энергии | 26747 | 25664 | 1081 | 1,9 | 492 | 262 | 1,6 | - | 27502,6 |
в качестве сырья: | |||||||||
на переработку в другие виды топлива | 6286 | 5813 | - | 473 | - | - | - | - | |
на производство нетопливной продукции | 1803 | - | 1803 | - | 6,3 | - | - | - | |
в качестве материала на нетопливные нужды | 3,6 | - | 3,6 | 0,1 | 1,9 | - | - | ||
на конечное потребление | 7234 | 5707 | 1492 | 17,8 | 7518 | 3978 | 11153 | 6077 | 35960 |
потери н а стадии потребления и транспортировки | -- | - | - | - | - | - | 550 | 413 | 963 |