Недействующий

КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 декабря 2012 года N 570

О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 31.08.2010 N 363 "Об утверждении комплексной региональной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области на 2010 - 2012 годы и на перспективу до 2020 года"

(признано утратившим силу постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.07.2013 N 309)


Коллегия Администрации Кемеровской области

постановляет:

1. Внести в комплексную региональную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области на 2010 - 2012 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденную постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 31.08.2010 N 363 (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.11.2010 N 528, от 19.04.2011 N 173, от 30.12.2012 N 665, от 24.05.2012 N 201, от 31.07.2012 N 321), изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по угольной промышленности и энергетике) А.Н.Малахова.

     Губернатор
     Кемеровской области
     А.М.Тулеев


Приложение
к постановлению Коллегии
Администрации Кемеровской области
от 19 декабря 2012 г. N 570



Комплексная региональная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области на 2010 - 2012 годы и на перспективу до 2020 года"



Паспорт комплексной региональной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области на 2010 - 2012 годы и на перспективу до 2020 года"

Наименование программы

Комплексная региональная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области на  2010 - 2012 годы  и на перспективу до 2020 года"  (далее - Программа)

Основания для  разработки Программы

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

 распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 17.05.2010 N 371-р "Об утверждении плана мероприятий в области энергосбережения по реализации Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Государственный заказчик Программы

Коллегия Администрации Кемеровской области

Директор Программы

Заместитель Губернатора Кемеровской области (по угольной промышленности и энергетике) А.Н. Малахов

Основные разработчики Программы

Департамент угольной промышленности и энергетики Администрации Кемеровской области,  департамент промышленности, торговли и предпринимательства  Кемеровской области, государственное бюджетное учреждение Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения"

Сроки и этапы реализации Программы

1-й этап - 2010 - 2012 годы;

 2-й этап - на перспективу до 2020 года

Исполнители Программы

Администрация Кемеровской области, департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, департамент строительства Кемеровской области, департамент образования и науки Кемеровской области, департамент охраны здоровья населения Кемеровской области,  департамент социальной защиты населения Кемеровской области, департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, департамент молодёжной политики и спорта Кемеровской области, управление инвестиционной политики Кемеровской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области, государственное бюджетное учреждение Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения", хозяйствующие субъекты, организации на конкурсной основе

Цели Программы

Создание правовых, экономических и организационных основ для повышения энергетической эффективности при добыче, производстве, транспортировке и использовании энергетических ресурсов на предприятиях и организациях, а также населением Кемеровской области темпами, обеспечивающими снижение потребления топливно-энергетических ресурсов на единицу ВРП на
 40 процентов к 2020 году (по отношению к 2007 году);

 обеспечение режима надежного, бездефицитного энергообеспечения развития экономики Кемеровской области;

 сокращение расходов бюджетов на оплату энергетических ресурсов

Задачи Программы

Формирование и совершенствование нормативно-  правовых механизмов и условий, позволяющих разрабатывать и реализовывать конкретные проекты по энергосбережению:
 1.  Создание экономических механизмов, стимулирующих эффективное использование энергии:
 совершенствование финансовых механизмов;

 совершенствование системы нормирования в бюджетной сфере;

 совершенствование правил учета и контроля энергопотребления;

 совершенствование системы энергоаудита и мониторинга;

 создание привлекательных условий для вложения капитала в энергосбережение.
 2.  Поддержка специализированного бизнеса в области энергосбережения:
  создание энергосберегающих (энергосервисных) компаний;

  создание системы конкурсного отбора бизнес- проектов в сфере энергосбережения, полностью или частично финансируемых из бюджетных источников (госзаказа на реализацию бизнес-проектов по энергосбережению);

  разработка механизмов привлечения частных инвестиций.
 3. Модернизация и внедрение энергосберегающих технологий на объектах коммунальной инфраструктуры и в организациях с участием государства.
 4. Популяризация энергосбережения, информирование:
  создание доступных баз данных, содержащих информацию об энергосберегающих мероприятиях, технологиях и оборудовании, нормативно-технической документации;

  организация курсов повышения квалификации;

  проведение ежегодных выставок и семинаров по обмену опытом;

  пропаганда энергосбережения в средствах массовой информации

Основные  мероприятия
 Программы

1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности жилищного фонда.
 2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры:
  а) проведение мероприятий по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;

  б)  проведение мероприятий по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
 3. Энергосбережение в организациях с участием государства или муниципального образования и повышение энергетической эффективности этих организаций.
 4. Стимулирование производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проведение мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов.
 5. Увеличение количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии.
 6. Энергосбережение в транспортном комплексе и повышение его энергетической эффективности, в том числе замещение бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом.
 7. Строительство дополнительных энергоэффективных объектов генерации тепловой и электрической энергии в случае невозможности покрытия нагрузок за счет реализации потенциала энергосбережения.
 8. Информационно-аналитическое обеспечение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
 9. Мероприятия по учету комплекса мер по возмещению затрат в инновационной деятельности и реализации инновационных проектов в области  энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
 10.  Организация обучения специалистов в области энергосбережения и энергетической  эффективности, в том числе по вопросам проведения энергетических обследований, подготовки и реализации энергосервисных договоров (контрактов).
 11. Разработка и проведение мероприятий по пропаганде энергосбережения через средства массовой информации, распространение социальной рекламы, проведение конкурсов, семинаров, конференций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
 12. Сбор данных для расчета  целевых показателей эффективности  реализации Программы

Финансирование Программы

Общий объем финансирования программных мероприятий составляет 62 546,671 млн. рублей, из них:
 федеральный бюджет -  287,499  млн. рублей;

 областной бюджет -  3 721,248  млн. рублей;

 местные бюджеты -  3 606,252  млн. рублей.
 Иные не запрещенные законодательством источники и средства предприятий промышленности, энергетики и организаций  коммунального  комплекса  -  54 931,672  млн. рублей.
 В том числе:
 внебюджетные  средства муниципальных  программ - 14 928,811 млн. рублей, с учетом целевых средств –  201,992 млн. рублей;

 средства предприятий промышленности -  40 002,862 млн. рублей.
 Распределение финансирования по годам:
 2010 год - 4 544,902  млн. рублей;

 2011 год - 3 403,310 млн. рублей;

 2012 год - 4 239,843 млн. рублей;

 2013 год - 3 163,950 млн. рублей;

 2014 год - 3 163,950 млн. рублей;

 2015 год - 3 163,950 млн. рублей;

 2016-2020 годы - 40 866,766 млн. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Снижение энергоемкости внутреннего регионального продукта, рассчитанное по фактическому потреблению топливно-энергетических ресурсов, с  151,1 кг условного топлива (кг у.т.) /тыс. рублей в
 2007 году до 116 кг у.т./тыс. рублей в 2012 году и до  90,8 кг у.т./тыс. рублей в 2020 году.
 Снижение энергоемкости внутреннего регионального продукта, рассчитанное по конечному потреблению  топливно-энергетических ресурсов, с  82,2 кг у.т./тыс. рублей в 2007 году до  72,86 кг у.т./тыс. рублей в 2012 году и до  49,31 кг у.т./тыс. рублей в 2020 году.
 Сокращение потребления энергетических ресурсов к 2020 году в объеме 17 916 тыс. тонн у.т.
 Потенциал энергосбережения в Кемеровской области до 2012 года составляет около 2008  тыс. тонн у.т., в том числе:
 в промышленности - 1373,5 тыс. тонн у. т.;

 на транспорте - 78,3 тыс. тонн у. т.;

 в сельском хозяйстве - 15,9 тыс. тонн у. т.;

 в жилищно-коммунальном хозяйстве (включая население) - 435,7 тыс. тонн у. т.;

 прочие отрасли - 94,3 тыс. тонн у.т.
 По видам потребляемых в области энергоресурсов назначенный потенциал энергосбережения складывается к 2012 году следующим образом:
 уголь  319,3 тыс. тонн у. т.;

 газ  114,1 тыс. тонн у. т.;

 продукты переработки топлива  419,6 тыс. тонн у. т.;

 электроэнергия   351,6 тыс. тонн у. т.;

 тепловая энергия  238,7 тыс. тонн у. т.;

 прочие  565,1 тыс. тонн у. т.

Организация контроля за выполнением Программы

Государственный заказчик Программы,
 Губернатор Кемеровской области

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами

1.1. Введение


Энергосбережение является одной из самых актуальных задач XXI века. От результатов решения этой проблемы зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан. Российская Федерация не только располагает всеми необходимыми природными ресурсами и интеллектуальным потенциалом для успешного решения своих энергетических проблем, но и объективно является ресурсной базой для европейских и азиатских государств, экспортируя нефть, нефтепродукты и природный газ в объемах, стратегически значимых для стран-импортеров. Однако избыточность топливно-энергетических ресурсов в нашей стране совершенно не предполагает энергорасточительность, так как только энергоэффективное хозяйствование при открытой рыночной экономике является важнейшим фактором конкурентоспособности российских товаров и услуг.

18 июня 2009 г. на первом заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в ряду проблем российской национальной экономики поставил на первое место проблему повышения энергоэффективности и энергосбережения.

Энергосбережение отнесено к стратегическим задачам государства, являясь одновременно и основным методом обеспечения энергетической безопасности, и единственным реальным способом сохранения высоких доходов от экспорта углеводородного сырья.

Требуемые для внутреннего развития энергоресурсы можно получить не только за счет увеличения добычи углеводородного сырья и строительства новых энергообъектов, но и, с намного меньшими затратами, за счет энергосбережения непосредственно в центрах потребления энергоресурсов - больших и малых поселениях.

Перед обществом поставлена очень амбициозная задача - добиться снижения энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) на 40 процентов к 2020 году.

Стратегическая цель энергосбережения одна и следует из его определения - это повышение энергоэффективности во всех отраслях, во всех поселениях и в стране в целом. И задача - определить, какими мерами и насколько можно осуществить это повышение.

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установил четкие требования в части эффективного использования энергии и обязал решать данную проблему программным методом.

1.2. Характеристика топливно-энергетического комплекса Кемеровской области


Кузбасс - один из самых крупных по запасам угля и объемов его добычи бассейнов России и главный, а по некоторым позициям единственный в стране, поставщик технологического сырья для российской промышленности.

Кондиционные запасы каменного угля в Кузбассе превышают все мировые запасы нефти и природного газа более чем в 7 раз (в пересчете на условное топливо) и составляют 693 млрд.т, из них 207 млрд.т - коксующихся углей. Это 73 процента от общего объема запасов этих углей в стране. Объем этих запасов может обеспечить всю Россию сырьем для коксового производства на 1200 лет. Для сравнения: запасы коксующихся углей в Донбассе - 25 млрд.т, Печорском угольном бассейне - 9 млрд.т, Караганде - 13 млрд.т.

Остальные каменные угли являются уникальными в том плане, что, обладая способностью спекаться, могут в зависимости от направления их обогащения служить как коксохимическим, так и энергетическим сырьем.

Имеются в Кемеровской области и другие виды горючих ископаемых. Это торф (более 20 месторождений), проявление нефти и природного газа.

Топливно-энергетический комплекс Кемеровской области является основной частью инфраструктуры экономики и обеспечивает её надежное и поступательное развитие.

Электроэнергетика - одна из наиболее стабильно работающих отраслей промышленности Кемеровской области. Если в целом по промышленности производство продукции за период 2005-2008 гг. выросло в 1,1 раза, то в электроэнергетике объемы производства за этот период остались практически постоянными. На фоне достаточно стабильной выработки электрической энергии наблюдается рост объемов электроэнергии, отправляемых за пределы области и, одновременно с этим, получаемых из соседних регионов. Незначительно увеличилась собственная выработка тепловой энергии. Имея инфраструктурный характер, электроэнергетика обеспечивает условия для работы других отраслей и для жизнедеятельности населения.

На территории Кемеровской области работают 8 тепловых электростанций суммарной установленной электрической мощностью 5041 МВт:

Томь-Усинская ГРЭС (1272 МВт);

Беловская ГРЭС (1200 МВт);

Южно-Кузбасская ГРЭС (554 МВт);

Кемеровская ГРЭС (485 МВт);

Ново-Кемеровская ТЭЦ (565 МВт);

Западно-Сибирская ТЭЦ (600 МВт);

Кузнецкая ТЭЦ (108 МВт);

Кемеровская ТЭЦ (85 МВт).

Параллельно с энергосистемой работают три блок-станции: ТЭЦ КМК установленной электрической мощностью 71 МВт, Юргинская ТЭЦ - 91 МВт и Анжеро-Судженская ТЭЦ - 10 МВт.

Электросетевой комплекс Кемеровской области представлен развитой системой линий электропередачи и подстанций напряжением 500 кВ и ниже. Протяженность электрических сетей всех напряжений составляет 29,9 тыс. км. На балансе электросетевых предприятий энергосистемы находится 4731 подстанция напряжением 6 кВ и выше.

Диспетчерские функции на территории области выполняет филиал ОАО "СО ЕЭС" "Региональное диспетчерское управление энергосистемой Кузбасса", подчиненное расположенному в г.Кемерово филиалу ОАО "СО ЕЭС" "Объединенное диспетчерское управление энергосистемами Сибири".

Несмотря на сложные проблемы организационной перестройки, энергопредприятия обеспечивают устойчивое и надежное энергоснабжение для нормального функционирования экономики и жизнедеятельности населения Кемеровской области.

Топливно-энергетический баланс Кемеровской области

Топливно-энергетический потенциал Кемеровской области характеризует рисунок 1, показывающий соотношение ввозимых, добываемых на территории области ресурсов и потребляемых в ней.


Рисунок 1. Производство (в т.ч. добыча), фактическое потребление, ввоз и вывоз* ТЭР из области (вывоз учтен в производстве и показан на графике со знаком "-")

Как видно из рисунка 1 производство ТЭР в области постоянно увеличивается и в 2010 году составило 160539,18 тыс. тонн у. т., что на 8 процентов больше, чем в 2005 году. Динамика фактического потребления ТЭР незначительна и колеблется в пределах 34,5-40 процентов от производства в 2005 - 2010 гг.

В различные годы 56,5 - 63,5 процента производимых энергетических ресурсов на территории Кемеровской области вывозится за пределы региона. Причем объем вывоза растет, так, в 2005 году вывоз составил 63,53 процента от суммарного производства, а в 2010 году вырос до 70 процентов. Экспорт ресурсов определяется преимущественно углем, электрической энергией и сухим коксом (рисунок 2).

Рисунок 2. Вывоз ТЭР из области, тыс. т у.т.


Энергетический баланс Кузбасса складывается таким образом, что большая часть потребностей области в топливе покрывается за счет собственной сырьевой базы, а электроэнергии - за счет собственной генерации. Ввоз топливно-энергетических ресурсов в область минимальный и варьируется за рассматриваемый период от 4,1-6,6 процента (от производства), что говорит о высоком уровне энергетической безопасности Кемеровской области

Производство электрической и тепловой энергии меняется незначительно, что видно из таблицы 1.

Таблица 1 Структура производства ТЭР, %


2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Производство, всего

100

100

100

100

100

100

ЭЭ

5,44%

5,10%

5,07%

5,02%

4,76%

5,12%

ТЭ

3,98%

3,72%

3,47%

3,48%

3,57%

3,62%

Уголь

87,02%

87,44%

87,95%

87,92%

88,50%

87,78%

Прочие виды

3,56%

3,74%

3,51%

3,58%

3,18%

3,49%

Производство электрической и тепловой энергии меняется незначительно.

Таблица 2

Сводный топливно-энергетический баланс Кемеровской области, 2010 год, тыс. тонн у.т.


Из него

Природное топливо

уголь

газ горючий природный (естественный)

нефть, включая газовый конденсат

Продук-ты переработки топлива

Горючие побочные энергоресурсы

Электро-энергия

Тепло-энергия

Всего

Ресурсы

Добыча (производство) -всего

127205

127188

-

-

8283

4240

9185

6489

155402

Изменение запасов у поставщиков

-2044

-2044

-

-

-16,1

-

-

-

Изменение запасов у потребителей

227

227

-

-

-13,6

-

-

-

Ввоз

5218

346

4379

.  492

2547

-

4487

12252

Итого ресурсов

130606

125717

4379

492

10800

4240

13672

6489

165807

Распределение

Вывоз

88533

88533

-

-

2782

-

1968

-

93283

Общее потребление

42073

37184

4379

492

8018

4240

11704

6489

72524

в том числе:

на преобразование в другие виды энергии

26747

25664

1081

1,9

492

262

1,6

-

27502,6

в качестве сырья:

на переработку в другие виды топлива

6286

5813

-

473

-

-

-

-

на производство нетопливной продукции

1803

-

1803

-

6,3

-

-

-

в качестве материала на нетопливные нужды

3,6

-

3,6

0,1

1,9

-

-

на конечное потребление

7234

5707

1492

17,8

7518

3978

11153

6077

35960

потери н а стадии потребления и транспортировки

--

-

-

-

-

-

550

413

963

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»