КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 08 апреля 2013 года N 144
(признано утратившим силу постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.07.2013 N 309)
Коллегия Администрации Кемеровской области
постановляет:
1. Внести в комплексную региональную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области на 2010 - 2012 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденную постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 31.08.2010 N 363 (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.11.2010 N 528, от 19.04.2011 N 173, от 30.12.2011 N 665, от 24.05.2012 N 201, от 31.07.2012 N 321, от 19.12.2012 N 570), изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по угольной промышленности и энергетике) А.Н.Малахова.
Губернатор
Кемеровской област
А.М.Тулеев
Приложение
к постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области
от 8 апреля 2013 г. N 144
Комплексная региональная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области на 2010 - 2012 годы и на перспективу до 2020 года"
Паспорт комплексной региональной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области на 2010 - 2012 годы и на перспективу до 2020 года"
Наименование программы | Комплексная региональная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области на 2010 - 2012 годы и на перспективу до 2020 года" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; |
Государственный заказчик Программы | Коллегия Администрации Кемеровской области |
Директор Программы | Заместитель Губернатора Кемеровской области (по угольной промышленности и энергетике) А.Н. Малахов |
Основные разработчики Программы | Департамент угольной промышленности и энергетики Администрации Кемеровской области, департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, государственное бюджетное учреждение Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения" |
Сроки и этапы реализации Программы | 1-й этап - 2010 - 2012 годы; |
Исполнители Программы | Администрация Кемеровской области, департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, департамент строительства Кемеровской области, департамент образования и науки Кемеровской области, департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, департамент социальной защиты населения Кемеровской области, департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, департамент молодёжной политики и спорта Кемеровской области, управление инвестиционной политики Кемеровской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области, государственное бюджетное учреждение Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения", хозяйствующие субъекты, организации на конкурсной основе |
Цели Программы | Создание правовых, экономических и организационных основ для повышения энергетической эффективности при добыче, производстве, транспортировке и использовании энергетических ресурсов на предприятиях и организациях, а также населением Кемеровской области темпами, обеспечивающими снижение потребления топливно-энергетических ресурсов на единицу ВРП на 40 процентов к 2020 году (по отношению к 2007 году); |
Задачи Программы | Формирование и совершенствование нормативно- правовых механизмов и условий, позволяющих разрабатывать и реализовывать конкретные проекты по энергосбережению: |
Основные мероприятия | 1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности жилищного фонда. |
Финансирование Программы | Общий объем финансирования программных мероприятий составляет 35 749,767 млн. рублей, из них: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Снижение энергоемкости внутреннего регионального продукта, рассчитанное по конечному потреблению топливно-энергетических ресурсов, с 82,2 кг у.т./тыс. рублей в 2007 году до 76,5 кг у.т./тыс. рублей в 2013 году и до 49,3 кг у.т./тыс. рублей в 2020 году. |
Организация контроля за выполнением Программы | Государственный заказчик Программы, |
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
1.1. Введение
Энергосбережение является одной из самых актуальных задач XXI века. От результатов решения этой проблемы зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан. Российская Федерация не только располагает всеми необходимыми природными ресурсами и интеллектуальным потенциалом для успешного решения своих энергетических проблем, но и объективно является ресурсной базой для европейских и азиатских государств, экспортируя нефть, нефтепродукты и природный газ в объемах, стратегически значимых для стран-импортеров. Однако избыточность топливно-энергетических ресурсов в нашей стране совершенно не предполагает энергорасточительность, так как только энергоэффективное хозяйствование при открытой рыночной экономике является важнейшим фактором конкурентоспособности российских товаров и услуг.
18 июня 2009 г. на первом заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в ряду проблем российской национальной экономики поставил на первое место проблему повышения энергоэффективности и энергосбережения.
Энергосбережение отнесено к стратегическим задачам государства, являясь одновременно и основным методом обеспечения энергетической безопасности, и единственным реальным способом сохранения высоких доходов от экспорта углеводородного сырья.
Требуемые для внутреннего развития энергоресурсы можно получить не только за счет увеличения добычи углеводородного сырья и строительства новых энергообъектов, но и, с намного меньшими затратами, за счет энергосбережения непосредственно в центрах потребления энергоресурсов - больших и малых поселениях.
Перед обществом поставлена очень амбициозная задача - добиться снижения энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) на 40 процентов к 2020 году.
Стратегическая цель энергосбережения одна и следует из его определения - это повышение энергоэффективности во всех отраслях, во всех поселениях и в стране в целом. И задача – определить, какими мерами и насколько можно осуществить это повышение.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установил четкие требования в части эффективного использования энергии и обязал решать данную проблему программным методом.
1.2. Характеристика топливно-энергетического комплекса Кемеровской области
http://www.ako.ru/image/foto/htm/RK_ugol%603.htmКузбасс - один из самых крупных по запасам угля и объемов его добычи бассейнов России и главный, а по некоторым позициям единственный в стране, поставщик технологического сырья для российской промышленности.
Кондиционные запасы каменного угля в Кузбассе превышают все мировые запасы нефти и природного газа более чем в 7 раз (в пересчете на условное топливо) и составляют 693 млрд.т, из них 207 млрд.т - коксующихся углей. Это 73 процента от общего объема запасов этих углей в стране. Объем этих запасов может обеспечить всю Россию сырьем для коксового производства на 1200 лет. Для сравнения: запасы коксующихся углей в Донбассе - 25 млрд.т, Печорском угольном бассейне - 9 млрд.т, Караганде - 13 млрд.т.
Остальные каменные угли являются уникальными в том плане, что, обладая способностью спекаться, могут в зависимости от направления их обогащения служить как коксохимическим, так и энергетическим сырьем.
Имеются в Кемеровской области и другие виды горючих ископаемых. Это торф (более 20 месторождений), проявление нефти и природного газа.
Топливно-энергетический комплекс Кемеровской области является основной частью инфраструктуры экономики и обеспечивает её надежное и поступательное развитие.
Электроэнергетика - одна из наиболее стабильно работающих отраслей промышленности Кемеровской области. Если в целом по промышленности производство продукции за период 2007-2010 гг. выросло в 1,1 раза, то в электроэнергетике объемы производства за этот период остались практически постоянными. На фоне достаточно стабильной выработки электрической энергии наблюдается рост объемов электроэнергии, отправляемых за пределы области и, одновременно с этим, получаемых из соседних регионов. Незначительно увеличилась собственная выработка тепловой энергии. Имея инфраструктурный характер, электроэнергетика обеспечивает условия для работы других отраслей и для жизнедеятельности населения.
На территории Кемеровской области работают 8 тепловых электростанций суммарной установленной электрической мощностью 5041 МВт:
Томь-Усинская ГРЭС (1272 МВт);
Беловская ГРЭС (1200 МВт);
Южно-Кузбасская ГРЭС (554 МВт);
Кемеровская ГРЭС (485 МВт);
Ново-Кемеровская ТЭЦ (565 МВт);
Западно-Сибирская ТЭЦ (600 МВт);
Кузнецкая ТЭЦ (108 МВт);
Кемеровская ТЭЦ (85 МВт).
Параллельно с энергосистемой работают три блок-станции: ТЭЦ КМК установленной электрической мощностью 71 МВт, Юргинская ТЭЦ - 91 МВт и Анжеро-Судженская ТЭЦ - 10 МВт.
Электросетевой комплекс Кемеровской области представлен развитой системой линий электропередачи и подстанций напряжением 500 кВ и ниже. Протяженность электрических сетей всех напряжений составляет 29,9 тыс. км. На балансе электросетевых предприятий энергосистемы находится 4731 подстанция напряжением 6 кВ и выше.
Диспетчерские функции на территории области выполняет филиал ОАО "СО ЕЭС" "Региональное диспетчерское управление энергосистемой Кузбасса", подчиненное расположенному в г.Кемерово филиалу ОАО "СО ЕЭС" "Объединенное диспетчерское управление энергосистемами Сибири".
Несмотря на сложные проблемы организационной перестройки, энергопредприятия обеспечивают устойчивое и надежное энергоснабжение для нормального функционирования экономики и жизнедеятельности населения Кемеровской области.
Топливно-энергетический баланс Кемеровской области
Топливно-энергетический потенциал Кемеровской области характеризуется следующим образом.
Производство ТЭР в области постоянно увеличивается и в 2010 году составило 155 402 тыс. тонн у. т., в 2011 году - 158 759 тыс. тонн у.т.
Растет объем вывоза произведенных ТЭР с 93383 тыс.тонн у.т в 2010 году (60 процентов) до 98 308 тыс. тонн у.т. в 2011 году (62 процента).
Динамика фактического потребления ТЭР меняется незначительно и находится в пределах 45-46 процентов от производства в 2010 - 2011 гг.
Энергетический баланс Кузбасса складывается таким образом, что большая часть потребностей области в топливе покрывается за счет собственной сырьевой базы, а электроэнергии - за счет собственной генерации. Ввоз топливно-энергетических ресурсов в область незначительный и варьируется за рассматриваемый период от 7,8 до 8,7 процентов (от производства), что говорит о высоком уровне энергетической безопасности Кемеровской области.
Таблица 1 Структура производства ТЭР, %
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |
Производство, всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
ЭЭ | 5,07% | 5,02% | 4,76% | 5,9% | 5,4% |
ТЭ | 3,47% | 3,48% | 3,57% | 4,2% | 3,8% |
Уголь | 87,95% | 87,92% | 88,50% | 82% | 83% |
Прочие виды | 3,51% | 3,58% | 3,18% | 7,9% | 7,8% |
Производство электрической и тепловой энергии меняется незначительно.
Таблица 2
Сводный топливно-энергетический баланс Кемеровской области, 2010 год, тыс. тонн у.т.
Из него | |||||||||
Природное топливо | уголь | газ горючий природный (естественный) | нефть, включая газовый конденсат | Продук-ты переработки топлива | Горючие побочные энергоресурсы | Электро-энергия | Тепло-энергия | Всего | |
Ресурсы | |||||||||
Добыча (производство) -всего | 127205 | 127188 | - | - | 8283 | 4240 | 9185 | 6489 | 155402 |
Изменение запасов у поставщиков | -2044 | -2044 | - | - | -16,1 | - | - | - | |
Изменение запасов у потребителей | 227 | 227 | - | - | -13,6 | - | - | - | |
Ввоз | 5218 | 346 | 4379 | . 492 | 2547 | - | 4487 | 12252 | |
Итого ресурсов | 130606 | 125717 | 4379 | 492 | 10800 | 4240 | 13672 | 6489 | 165807 |
Распределение | |||||||||
Вывоз | 88533 | 88533 | - | - | 2782 | - | 1968 | - | 93283 |
Общее потребление | 42073 | 37184 | 4379 | 492 | 8018 | 4240 | 11704 | 6489 | 72524 |
в том числе: | |||||||||
на преобразование в другие виды энергии | 26747 | 25664 | 1081 | 1,9 | 492 | 262 | 1,6 | - | 27502,6 |
в качестве сырья: | |||||||||
на переработку в другие виды топлива | 6286 | 5813 | - | 473 | - | - | - | - | |
на производство нетопливной продукции | 1803 | - | 1803 | - | 6,3 | - | - | - | |
в качестве материала на нетопливные нужды | 3,6 | - | 3,6 | 0,1 | 1,9 | - | - | ||
на конечное потребление | 7234 | 5707 | 1492 | 17,8 | 7518 | 3978 | 11153 | 6077 | 35960 |
потери на стадии потребления и транспортировки | -- | - | - | - | - | - | 550 | 413 | 963 |