ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2009 года N 605-п
Об утверждении долгосрочной целевой программы
«Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских
кооперативов в Красноярском крае на 2010-2012 годы»
(с изменениями на 5 октября 2012 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Красноярского края от 27 апреля 2010 года N 216-п
("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 20 (391), 03.05.2010)
постановлением Правительства Красноярского края от 06 июля 2010 года N 364-п
("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 35 (406), 19.07.2010)
постановлением Правительства Красноярского края от 28 декабря 2010 года N 670-п
("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 68 (439), 29.12.2010)
постановлением Правительства Красноярского края от 13 сентября 2011 года N 518-п
("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 49 (490), 26.09.2011)
постановлением Правительства Красноярского края от 6 декабря 2011 года N 731-п
("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края", N 64 (505), 12.12.2011)
постановлением Правительства Красноярского края от 5 октября 2012 года N 523-п
("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 50 (562), 29.10.2012)
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, Законом Красноярского края от 21.02.2006 № 17-4487 «О государственной поддержке агропромышленного комплекса края»
постановляю:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу «Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Красноярском крае на 2010-2012 годы» согласно приложению.
2. Опубликовать постановление в «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» и газете «Наш Красноярский край».
3. Постановление вступает в силу с 1 января 2010 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.
Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
Э.Ш. Акбулатов
Долгосрочная целевая программа
«Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских
кооперативов в Красноярском крае на 2010-2012 годы»
1. Паспорт
долгосрочной целевой программы «Создание и развитие
системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов
в Красноярском крае на 2010-2012 годы»
Наименование | долгосрочная целевая программа «Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Красноярском крае на 2010-2012 годы» (далее - программа) |
Основание | статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации; |
Государственный | министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края |
Исполнитель | министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края |
Разработчик | министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края |
Главный | министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края |
Цель программы | создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов и за счет этого увеличение объемов производства и реализации продукции, произведенной малыми формами хозяйствования на селе и повышение уровня их доходов |
Задачи программы | наращивание материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов; |
Целевые индикаторы и показатели результативности | увеличение удельного веса работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов с 62% в 2009 году до 80% в 2012 году от числа зарегистрированных (абзац в редакции, введенной в действие с 30 октября 2012 года постановлением Правительства Красноярского края от 5 октября 2012 года N 523-п, - см. предыдущую редакцию); |
Сроки реализации программы | 2010-2012 годы |
Объемы и источники | 418278,9 тыс. рублей объем за счет средств краевого бюджета, в том числе по годам: 2010 год - 159076,3 тыс. рублей; |
(строка в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2011 года постановлением Правительства Красноярского края от 13 сентября 2011 года N 518-п, - см. предыдущую редакцию) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов, объединенных в региональную систему сельскохозяйственных потребительских кооперативов, возрастет с 11 в 2009 году до 26 в 2012 году; |
Система организации контроля за исполнением программы | министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края; |
2. Обоснование программы
2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование необходимости принятия программы
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» государство стимулирует создание и поддерживает деятельность кооперативов путем выделения им средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для приобретения и строительства перерабатывающих и обслуживающих предприятий, создания кредитных и страховых кооперативов на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, осуществляет кадровое, научное и информационное обеспечение.
Ключевым фактором повышения качества жизни сельского населения на региональном уровне является политика органов государственной власти и местного самоуправления по созданию и обеспечению развития инфраструктуры сельскохозяйственного производства. Это особенно актуально для Красноярского края, где доля населения, проживающего в сельской местности, составляет 24% или около 700,0 тыс. человек.
В результате проводимых в крае экономических преобразований сформировался многоукладный сектор аграрной экономики. В сельскохозяйственном производстве Красноярского края важную роль играют граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства (далее - малые формы хозяйствования).
В настоящее время в Красноярском крае в сельскохозяйственном производстве участвуют 2,7 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств и 317,0 тысячи граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, используется 655,2 тыс. га сельскохозяйственных угодий (16,4% общих сельскохозяйственных угодий края), в том числе 442,3 тыс. га пашни.
Малые формы хозяйствования Красноярского края имеют значительный удельный вес в общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства. Так, в 2006 году на долю личных подсобных хозяйств приходилось 55,1% стоимости продукции сельского хозяйства от произведенного во всех категориях хозяйств, в том числе в производстве продукции растениеводства - 63,4%, животноводства - 47,4%. Соответственно, в 2008 году удельный вес личных подсобных хозяйств в общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства составил 56,0%, в производстве продукции растениеводства - 62,3%, животноводства - 49,1%.
В совокупности крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в 2008 году произведено валовой продукции сельского хозяйства стоимостью 36,0 млрд. рублей или 59,1% всей произведенной продукции в общем объеме продукции сельского хозяйства.
Основной отраслью специализации крестьянских (фермерских) хозяйств является растениеводство, оно занимает 84,7% в структуре валовой продукции. Отрасль растениеводства представлена производством зерновых и зернобобовых культур, картофеля, овощей.
У граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, содержится 43,0% крупного рогатого скота, в том числе 47,0% коров, 64,7% свиней, 67,2% овец и коз, выращивается 96,4% картофеля и 97,5% овощей.
В настоящее время гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, производится 49,6% объема молока, производимого в крае, более 40% мяса и птицы всех видов.
Сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в 2008 году у населения края закуплено 18,4 тыс. тонн молока. Закуп молока у населения края молокоперерабатывающими предприятиями края в 2008 году составил 7,3 тыс. тонн.
Сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в 2008 году у населения края закуплено 5,3 тыс. тонн мяса скота. Мясокомбинатами у населения края приобретено 3, 3 тыс. тонн мяса скота.
При этом уровень доходов сельского населения значительно ниже среднекраевого значения. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю в 2008 году среднемесячная заработная плата в отрасли сельского хозяйства составила 7705,40 рублей, средняя заработная плата в крае составила 19166,20 рублей. В то же время число безработных в сельской местности увеличилось с 20,7 тысячи человек в апреле 2008 года до 25,4 тысячи человек в апреле 2009 года. Это заставляет людей искать дополнительные источники доходов и приводит к оттоку из сельской местности трудоспособного населения.
В целях создания экономических и социальных условий, способствующих развитию малых форм хозяйствования на селе, повышения уровня занятости и доходов сельского населения за счет увеличения объемов реализации сельскохозяйственной продукции в результате облегчения доступа к рынкам сбыта и услугам Законом Красноярского края от 26.12.2006 № 21-5624 утверждена краевая целевая программа «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Красноярском крае» на 2007-2009 годы.
Принятие краевой целевой программы «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Красноярском крае» на 2007-2009 годы создало предпосылки и положило начало формирования в Красноярском крае системы сельскохозяйственной потребительской кооперации.
По состоянию на 01.07.2009 в реестре субъектов агропромышленного комплекса края, претендующих на получение государственной поддержки, зарегистрировано 158 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (64 - перерабатывающих, 59 - снабженческо-сбытовых, 27 - обслуживающих, 8 - кредитных).
В первом полугодии 2009 года финансово-хозяйственную деятельность осуществляли 96 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, что составляет 60,8% от количества зарегистрированных в реестре субъектов агропромышленного комплекса края.
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы созданы в 40 муниципальных районах края. В состав кооперативов в качестве членов вошло 3795 граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и 201 юридическое лицо.
На территории Красноярского края зарегистрировано два сельскохозяйственных потребительских кооператива, созданных двумя и более сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, в том числе один снабженческо-сбытовой, один кредитный. В состав сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива вошло 8 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, созданных сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. В состав снабженческо-сбытового кооператива вошло три сельскохозяйственных потребительских кооператива, созданных сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
В соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» на территории Красноярского края создан ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов, в состав которого по состоянию на 01.08.2009 входит 79 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Основными направлениями деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов являются закуп у членов кооператива и сельского населения молока, мяса, зерна, картофеля и овощей, а также переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, оказание транспортных услуг, услуг по обработке почвы и уборке урожая.
За период реализации программы сельскохозяйственными потребительскими кооперативами закуплено и реализовано:
молока 34,5 тыс. тонн (2007 г. - 9,3 тыс. тонн, 2008 г. - 18,4 тыс. тонн, 6 месяцев 2009 г. - 6,8 тыс. тонн);
мяса - 9,4 тыс. тонн (2007 г. - 1,3 тыс. тонн, 2008 г. - 5,3 тыс. тонн, 6 месяцев 2009 г. - 2,8 тыс. тонн);
зерна - 112,8 тыс. тонн (2007 г. - 32,1 тыс. тонн, 2008 г. - 51,7 тыс. тонн, 6 месяцев 2009 г. - 29,0 тыс. тонн).
Перерабатывающими кооперативами произведено:
хлеба и хлебобулочных изделий - 1057 тонн (2007 г. - 267 тонн, 2008 г. - 473 тонны, 6 месяцев 2009 г. - 317 тонн);
мясной продукции - 555 тонн (2007 г. - 61,4 тонны, 2008 г. - 131,6 тонны, за 6 месяцев 2009 г. - 362 тонны);
цельномолочной продукции - 3551 тонна (2007 г. - 650,0 тонн, 2008 г. - 1000,0 тонн, 6 месяцев 2009 г. - 1901 тонна).
По итогам работы сельскохозяйственными потребительскими кооперативами получена выручка от реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и оказания услуг в сумме 1818,8 млн. рублей, в том числе в 2007 году - 351,0 млн. рублей, в 2008 году - 942,4 млн. рублей, 6 месяцев 2009 года - 525,4 млн. рублей.
При этом сельскохозяйственными потребительскими кооперативами не был использован потенциал несельскохозяйственных видов деятельности, которые дают возможность для увеличения форм занятости и повышения уровня доходов сельского населения за счет развития таких видов деятельности как сельский туризм, производство изделий народных художественных промыслов и заготовка недревесных и пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений.
Несмотря на высокий ресурсный потенциал недревесных и пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений использование их запасов незначительно.
Главная причина неразвитости агропродовольственного рынка недревесных и пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений заключается в непривлекательности и неконкурентоспособности готовой продукции, ввиду ограниченных возможностей внутренних финансовых ресурсов заготовителей и переработчиков, которые не позволяют осуществить технологическое и техническое перевооружение, осуществить продвижение товаров на рынок.
Все это привело к утрате традиционных рынков сбыта и, как результат, к сокращению объемов заготовок. В настоящее время регулируемого сбора недревесных и пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений не ведется. В основном, сбор осуществляют местные жители для личных нужд или на продажу на небольшой площади, удаленной не далее 10-15 км от границ населенных пунктов или магистральных дорог.
В то же время современное состояние материально-технической базы заготовительных предприятий находится на низком уровне: оборудование в стадии изношенности и морально устарело, производство плодовоовощной продукции осуществляется кустарным способом и неконкурентоспособно. Ранее действующие заготовительные предприятия, которые широко привлекали местное население, пришли в упадок или перестали существовать. Оборудование и помещения либо заброшены, либо используются не по назначению.
Таким образом, заготовка и переработка недревесных и пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений должна рассматриваться как серьезная составляющая устойчивого развития аграрной экономики края. Объективными предпосылками для этого служат:
значительный неиспользуемый ресурсный потенциал края;
возобновляемость природных ресурсов (грибы, ягоды, орех) в отличие от сырьевых ресурсов, запасы которых ограничены;
постоянно растущий спрос на натуральную экологически чистую продукцию.
Кроме того, развитие заготовительной отрасли стимулирует развитие смежных отраслей - пищевой, перерабатывающей, обеспечивает занятость населения особенно в отдаленных районах края.
Наряду со сбором и переработкой недревесных и пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений сельский туризм и производство изделий народных художественных промыслов могут также стать важным источником занятости и дополнительных доходов для сельского населения.
Красноярский край обладает благоприятными природно-климатическими условиями для развития туризма, в том числе и сельского. Осуществлению туристической деятельности также способствует разнообразие природных ландшафтов и наличие большого количества историко-культурных памятников.
Развитая туристическая инфраструктура в сельской местности способствует устойчивому сельскому развитию, так как позволяет:
создавать дополнительные рабочие места;
увеличивать доходы сельских жителей, в частности, хозяев гостевых домов и сельских гостиниц, обсуживающего персонала;
расширять производство и рынок сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной в домашних хозяйствах;
увеличивать налоговые поступления в местные бюджеты благодаря появлению малых предприятий и индивидуальных частных предпринимателей, вовлеченных в туристический бизнес;
модернизировать местную бытовую инфраструктуру.
Реализация мероприятий, направленных на развитие сельского туризма и производство изделий народных художественных промыслов, позволит не только увеличить доходы местных хозяйствующих субъектов за счет оплаты туристами услуг проживания, питания, транспорта, покупки изделий народных художественных промыслов и повысить занятость местного населения, но и возродить местные традиции и сохранить окружающую среду и памятники, поскольку достопримечательности и нетронутые природные ландшафты являются важнейшим составляющим элементом местного турпродукта.