В период с 2004 г. по 2007 г. современный культурный процесс в Красноярском крае осуществлялся в соответствии с Основными направлениями государственной культурной политики в Красноярском крае на период до 2010 года. Стратегической целью развития отрасли «культура» являлось сохранение культурного наследия как основы формирования гражданского общества и повышения качества жизни населения края путем обеспечения доступности высококачественных культурных услуг.
Развитие отрасли в первые годы указанного периода осуществлялось преимущественно по дотационно-социальному сценарию развития с постепенным переходом на инвестиционно-активный вариант, когда за основу государственного управления отраслью принималась концепция культурного многообразия и общая стратегия роста.
Следует отметить, что в этот сложный и противоречивый период Правительством Красноярского края был предпринят ряд действенных мер, направленных на сохранение и развитие культурных институтов края, его творческого потенциала. В 2007 году культура была включена в число приоритетных краевых проектов, став составной частью известной программы «4 Д»: Дом. Деревня. Демография. Дети».
В качестве одного из основных инструментов государственной культурной политики в крае активно использовался программно-целевой метод планирования. В условиях действующего законодательства, когда муниципальные учреждения культуры находятся в ведении местных органов самоуправления и финансируются из местных бюджетов, основным механизмом поддержки муниципальной культуры являются краевые целевые программы, в рамках которых для учреждений культуры приобретаются современное оборудование, мебель, автотранспорт, музыкальные инструменты, выделяются средства на комплектование библиотечных фондов, реставрацию музейных коллекций, ремонт и реконструкцию зданий, проведение фестивалей, конкурсов и других мероприятий.
В последние годы в крае реализованы краевые целевые программы в сфере культуры: «Поддержка сельской культуры Красноярского края» на 2001-2005 годы, «Безопасность музейных и библиотечных фондов Красноярского края» на 2002-2006 годы. С 2007 года реализуется краевая целевая программа «Культура Красноярья» на 2007-2009 годы, основной целью которой является повышение качества жизни населения края через сохранение и развитие муниципальной культуры как важнейшего фактора социально-экономического развития края.
Еще одним инструментом государственной поддержки в сфере культуры является грантовая программа Губернатора Красноярского края, реализация которой началась в 2007 году. Ежегодно на эти цели планируется направлять 55 млн. рублей. В 2007 году в рамках первого грантового конкурса «От культурного проекта - к социальному результату» приобретены транспортные средства для оказания культурных услуг жителям отдаленных населенных пунктов, улучшена материально-техническая база учреждений-грантополучателей, проведен ряд семинаров, мастер-классов для специалистов отрасли, что в целом способствовало созданию новых клубных объединений, привлечению новых посетителей, решению социальных проблем территорий.
В целях совершенствования программно-целевого метода управления и бюджетного планирования в бюджетный процесс были внедрены ведомственные целевые программы, результативность которых оценивается по показателям, позволяющим установить взаимосвязь между конкретными расходными обязательствами, администрируемыми краевыми органами управления культуры, и общественно значимыми результатами проводимой государственной культурной политики в крае.
Повышению доступности и качества услуг в сфере культуры, эффективности административно-управленческих процессов в органах управления культуры способствовала оптимизация сети учреждений культуры и образования (создание интегрированных структур, преобразование учреждений в форму автономных), разработка и внедрение стандартов качества оказания государственных услуг, механизма государственного социально-творческого заказа, модернизация материально-технической базы учреждений культуры и образования.
Структурообразующим компонентом культурного процесса в крае являются учреждения культуры и образования, обеспечивающие расширенное воспроизводство актуальных культурных форм в пределах финансовых средств, кадровых ресурсов, инструментария и технологий, имеющихся на сегодняшний день.
В Красноярском крае функционируют 2784 краевых государственных и муниципальных учреждения культуры и образования, в том числе 1270 клубно-досуговых учреждений, 1171 библиотека, 13 театрально-зрелищных учреждений, 49 музеев, 148 киноустановок, 124 муниципальных образовательных учреждения дополнительного образования детей, 6 образовательных учреждений среднего профессионального образования, 2 парка культуры и отдыха, 1 зоопарк и др.
Резкое сокращение сети, характерное для 90-х годов, приостановлено, в целом обеспеченность населения края учреждениями культуры и образования соответствует среднероссийскому уровню и утвержденным нормативам. Распределение учреждений культуры и образования в крае географически неравномерно, что обусловлено спецификой расселения населения и характерно для всех объектов социальной инфраструктуры.
Учреждения культуры и образования края оказывают полный спектр существующих культурных услуг, за исключением услуг в области культурных индустрий: культурного туризма, дизайна и др.
По охвату населения услугами учреждений культуры край находится на уровне или несколько превышает средние значения показателей по России и Сибирскому федеральному округу.
Поскольку культура все чаще рассматривается как одна из основ устойчивого развития общества, возрастает роль культурного наследия как одного из векторов культурной политики. В условиях развивающихся процессов глобализации возникает опасность кризиса национальной идентичности. Культурное наследие, являясь основой самобытности, или идентичности, обеспечивает устойчивость, или «самоподдерживаемость», общества.
Высокая роль культурного наследия в выстраивании эффективных социальных стратегий, создании новых кластеров экономики для местного населения, расширении рынка культурных услуг и продуктов, развитии туризма и в целом материальной базы сферы культуры требует совершенствования организационных, экономических и правовых механизмов сохранения и использования объектов культурного наследия в крае.
Красноярский край обладает бесценным историко-культурным потенциалом, на его территории находится 4588 объектов культурного наследия, сохранивших практически все многообразие пластов исторического наследия, из них 2716 состоит на государственной охране как памятники федерального и регионального значения. Это и уникальные археологические памятники, купеческие особняки и усадьбы - памятники архитектуры XIX века, православные храмы, образцы народного деревянного зодчества. Старейший сибирский город Енисейск, один из 116 городов-памятников России, внесен в предварительный список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Интенсивные изменения в обществе постоянно порождают новые проблемы, связанные с сохранением культурного наследия. В числе основных мероприятий по охране и сохранению объектов культурного наследия, осуществляемых в крае: выявление и паспортизация объектов культурного наследия, разработка проектов охранных зон объектов культурного наследия, ремонтно-реставрационные, противоаварийные и другие работы, связанные с сохранением объектов культурного наследия.
Анализ сложившейся ситуации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в крае показывает, что, несмотря на предпринимаемые меры, остается нерешенным ряд серьезных проблем. Значительная часть из них имеет общероссийский характер и вызвана несовершенством федерального и регионального законодательства в данной сфере, что порождает бесчисленные противоречия, конфликтные ситуации и затрудняет выполнение функций органов исполнительной власти всех уровней по государственной охране и сохранению объектов культурного наследия.
Высокая степень амортизации (большинство из 500 зданий-памятников имеют амортизационный износ более 60-70%), интенсивное хозяйственное освоение исторических территорий, отсутствие должной защиты зданий-памятников и сооружений от погодных условий создают реальную угрозу утраты части памятников, своеобразия историко-архитектурного облика края и уникального природного ландшафта.
Средства, выделяемые в последние годы из бюджетов всех уровней на реставрацию памятников истории и культуры Красноярского края, не позволяют предотвратить ухудшение состояния большей части объектов культурного наследия края и поддерживать их в надлежащем эксплуатационном состоянии.
Необходимо осуществление комплекса полномасштабных мер для обеспечения сохранности объектов культурного наследия в Красноярском крае, которые бы позволили сохранить его богатство и передать будущим поколениям во всем многообразии его форм.
Наследие органично входит в систему культуры, являясь её своеобразной памятью. Каждая эпоха оставляет в наследство произведения архитектуры и изобразительного искусства, творения ученых, писателей, композиторов, бытовое убранство, характер общественных отношений. В формировании исторической памяти и обеспечении преемственности культурно-исторического развития особое место принадлежит музеям, которые играют все большую роль в духовной жизни общества, в просвещении, образовании и нравственно-эстетическом воспитании людей, в информационных и коммуникативных процессах, утверждении национального самосознания.
Жизненность и реальная ценность музеев проявились в условиях социальных потрясений и глубокого экономического кризиса, в отличие от клубных учреждений, библиотек и других компонентов системы культурно-просветительной работы они не только сохранили себя, но и продемонстрировали способность успешно функционировать на качественно новом этапе социально-экономического, политического и духовного развития.
По развитию музейной сети край занимает 8 место в России, и количество музеев неуклонно растет, однако обеспеченность населения музейными учреждениями недостаточно высока, что усугубляется неравномерным распределением музейных учреждений по краю. Наибольшая их плотность фиксируется в южных и восточных районах края, за ними следуют северная и западная группы районов с показателями 42,7 и 44,8 тыс. человек на один музей. Самая низкая обеспеченность сохраняется в центральной зоне, где данный показатель составляет более 100 тыс. человек (в среднем по России - 78,5 тыс. человек на один музей). Наибольшую озабоченность вызывает ситуация в сельской местности: 43% сельских поселений края не имеет музеев, таким образом у 23% сельского населения затруднён доступ к культурным ценностям.
По объему музейного фонда Красноярский край занимает по итогам 2007 г. 10 место в России и 1 в Сибирском федеральном округе, несмотря на то, что бюджетные средства, направляемые на пополнение коллекций, существенно сокращаются год от года. В числе основных проблем музеев края - недостаточность площадей под хранение фондов (6%) и экспозиционно-выставочных площадей (21,1%). По этим двум показателям край находится на последнем месте в Сибирском федеральном округе.
Музеи края ведут активную просветительскую работу с населением различных возрастных групп: создание постоянных и временных экспозиций, разработка новых экскурсионных материалов, выпуск разнообразной печатной продукции, совместные проекты с музеями из разных областей России и зарубежья. По числу посещений музеев на 1000 чел. населения и по количеству выставок на один музей край занимает 2 место по России, по числу экскурсий стабильно занимает 1-2 места в Сибирском федеральном округе и превышает среднероссийские показатели.
Социально-культурные функции музея тесно связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии. Повышение роли музеев в организации досуга людей, в свою очередь, влияет на экспозиционную и культурно-образовательную деятельность. Это наглядно проявилось в тенденции создавать более привлекательные для посетителей экспозиции путем воссоздания в них интерьеров, помещения в них действующих моделей и различных технических средств - звукового сопровождения, киноэкранов, мониторов, компьютеров, а также в использовании театрализованных форм работы с посетителем, музейных концертов, праздников.
Красноярский край активно использует экспериментальные формы музейной деятельности. Проведение музейной биеннале, музейной ночи, создание ассоциации «Открытый музей», организация крупных международных музейных форумов, многочисленные призы и гранты российских и международных фондов убедительно доказывают, что край является лидером музейных инноваций в России.
Развитие науки, образования, появление информационных технологий побудили рост знаний, вызвали новые духовные потребности населения. Сегодня как никогда необходима научно осмысленная социально-культурная деятельность музеев, которая донесла бы до населения накопленное материальное и духовное богатство. В реальности мы сталкиваемся с противоречием между объективными возможностями музеев активно влиять на процесс формирования духовного мира человека и реальным уровнем их использования, обусловленным отставанием научного осмысления социально-культурных процессов, протекающих в музейной сфере, слабостью технического оснащения информационно-коммуникативной деятельности музеев, недостаточным владением рядом сотрудников современными технологиями, отсутствием должной координации работы всех музейных учреждений.