ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ЗАКОН КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

от 25 января 2007 года N 21-5715

О краевой целевой программе «Культура Красноярья» на 2007 - 2009 годы

(с изменениями на 21 октября 2009 года)

_______________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Красноярского края от 10 июля 2007 года N 2-396

("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 37, 31.07.2007)

Законом Красноярского края от 20 декабря 2007 года N 4-1109

("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 68, 29.12.2007)

Законом Красноярского края от 26 мая 2009 года N 8-3286

("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 29 (325) от 09.06.2009)

Законом Красноярского края от 8 октября 2009 года N 9-3755

("Наш Красноярский край" № 76/128. 20.10.2009)

         ______________________________________

Статья 1



Утвердить краевую целевую  программу  «Культура Красноярья» на 2007 - 2009 годы согласно приложению.

Статья 2



Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.



Губернатор
Красноярского края
А. Г. Хлопонин



Приложение к Закону края
от 25.01.2007 №21-5715


Краевая целевая программа «Культура Красноярья»
на 2007-2009 годы



1. Паспорт краевой целевой программы «Культура Красноярья» на 2007-2009 годы

Наименование программы

краевая целевая программа «Культура Красноярья» на 2007-2009 годы (далее  программа)

Основание для разработки программы

распоряжение Совета администрации края от 26.06.06
№ 494-р «Примерный перечень краевых целевых программ,   предлагаемых для разработки на 2007 год»

Государственный заказчик программы

департамент образования, науки, культуры и спорта администрации Красноярского края

Исполнители мероприятий программы

министерство культуры Красноярского края;

органы местного самоуправления Красноярского края (по согласованию)  

(строка в редакции, введенной в действие с 10 июня 2009 года Законом Красноярского края от 26 мая 2009 года N 8-3286, - см. предыдущую редакцию)

Разработчик программы

агентство культуры администрации Красноярского края

Главные распорядители бюджетных средств

2007 год - департамент финансов администрации Красноярского края, агентство культуры администрации Красноярского края;

2008-2009 - министерство культуры Красноярского края

(строка в редакции, введенной в действие с 10 июня 2009 года Законом Красноярского края от 26 мая 2009 года N 8-3286, - см. предыдущую редакцию)

Цели и задачи программы

основная цель программы - повышение качества жизни населения края через сохранение и развитие муниципальной культуры как важнейшего фактора социально-экономического развития края;
задачи программы:

сохранение и эффективное использование культурного достояния края;
повышение доступности и качества культурных услуг муниципальных учреждений культуры;
совершенствование кадрового потенциала учреждений культуры;
создание условий для эффективной инновационной деятельности на муниципальном уровне

Целевые индикаторы и показатели  

индикаторы:
доля муниципальных учреждений культуры, оснащенных  современными системами охранно-пожарной сигнализации и оповещения, приборами  визуального наблюдения и противопожарным оборудованием, в общем объеме муниципальных учреждений культуры, нуждающихся в современных системах охранно-пожарной сигнализации и оповещения, приборах визуального наблюдения и противопожарном оборудовании;

доля отреставрированных предметов и единиц культурного наследия (музейные и библиотечные фонды) в общем объеме культурного наследия, требующего реставрации;

доля отремонтированных зданий муниципальных учреждений культуры в общем объеме зданий муниципальных учреждений культуры, требующих ремонта и реконструкции;

доля муниципальных учреждений культуры, обеспеченных специальным оборудованием, в общем объеме муниципальных учреждений культуры, нуждающихся в специальном оборудовании;

доля специалистов, обученных на семинарах-тренингах, мастер-классах, в творческих лабораториях, в общем объеме специалистов, нуждающихся в повышении квалификации;

показатели:

количество современных систем охранно-пожарной сигнализации и оповещения, установленных в муниципальных учреждениях культуры;

количество приборов визуального контроля и единиц противопожарного оборудования, установленных в муниципальных учреждениях культуры;

количество отреставрированных предметов и единиц культурного наследия (музейные и библиотечные фонды);

количество отремонтированных зданий муниципальных учреждений культуры;

количество муниципальных учреждений культуры, обеспеченных специальным оборудованием;

количество специалистов, обученных на семинарах-тренингах, мастер-классах, в творческих лабораториях;

количество участников конкурсов, фестивалей, смотров различного уровня;

количество новых моделей организации культурной деятельности в муниципальных образованиях края

Сроки реализации программы

2007 2009 годы

Объемы и источники финансирования

423177,1 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета, в том числе по годам:

2007 год   53800,2 тыс. рублей;
2008 год   274134,6  тыс. рублей;
2009 год   95242,3  тыс. рублей

Раздел в редакции, введенной в действие 30 декабря 2007 года Законом Красноярского края от 20 декабря 2007 года N 4-1109

Ожидаемые конечные результаты  реализации программы

реализация мероприятий программы создаст условия для повышения качества жизни населения края через сохранение и развитие муниципальной культуры как важнейшего фактора социально-экономического развития края;
будет отреставрировано 353 единицы и предмета культурного наследия (библиотечные и музейные фонды);
будет приобретено и установлено 95 современных систем охранно-пожарной сигнализации и оповещения в библиотеках и музеях 34 муниципальных образований;
будет приобретено и установлено 369 единиц противопожарного оборудования и 9 приборов визуального контроля для библиотек и музеев 23 муниципальных образований;
будет приобретено и установлено 372 единицы специального оборудования для инженерно-технической укрепленности помещений библиотек и музеев 24 муниципальных образований;
будет приобретено и установлено 612 единиц специального оборудования для создания условий хранения фондов в библиотеках и музеях 29 муниципальных образований;
будет проведен капитальный ремонт и реконструкция 39 муниципальных учреждений культуры;
специальным оборудованием (музыкальные инструменты, костюмы, компьютеры, оргтехника и др.) будет обеспечено 127 учреждений культуры;
будет проведено 50  мероприятий внутрикраевого культурного обмена;
будет проведено 3 фольклорных экспедиции по сбору этнографического материала

Система организации контроля за исполнением программы

министерство культуры Красноярского края; служба финансово-экономического контроля Красноярского края

(строка в редакции, введенной в действие с 10 июня 2009 года Законом Красноярского края от 26 мая 2009 года N 8-3286, - см. предыдущую редакцию)


2. Постановка общекраевой проблемы и обоснование необходимости принятия программы



Краевая целевая программа «Культура Красноярья» на 2007-2009 годы содержит инструменты и механизмы, обеспечивающие реализацию государственной культурной политики в Красноярском крае на муниципальном уровне и способствующие повышению качества жизни населения края через сохранение и развитие муниципальной культуры как важнейшего фактора социально-экономического развития края.

Анализ ситуации в отрасли культуры свидетельствует, что, с одной стороны, культура в регионе фактически является одним из инструментов для достижения социально-экономических целей, стимулирует развитие образования и туризма, обеспечивает занятость населения, формирует привлекательный культурный образ территории. С другой стороны, состояние инфраструктуры отрасли не позволяет в полной мере использовать культурный потенциал края в качестве фактора социально-экономического развития региона, а также как средства эстетического, нравственно-патриотического воспитания широких слоев населения.  

Сеть муниципальных учреждений культуры в Красноярском крае состоит из 1124 муниципальных библиотек, 3 театров, 41 учреждения музейного типа, 1250 учреждений клубного типа, 209 кино-, видеоустановок, 119 образовательных учреждений дополнительного образования детей, 3 парков культуры, одного зоопарка. Таким образом, доля муниципальных учреждений культуры в крае составляет почти 98 процентов от их общего числа.

Основные фонды отрасли находятся в крайне неудовлетворительном состоянии.

Материальная база муниципальных учреждений культуры достигла крайней степени износа, что может привести многие социально значимые учреждения культуры к закрытию по техническим причинам в силу опасности их дальнейшей эксплуатации. Требуют капитального ремонта 52 библиотеки, 157 зданий учреждений клубного типа, 28 музейных строений, 40 образовательных учреждений дополнительного образования детей; находятся в аварийном состоянии  3 библиотеки, 29 учреждений клубного типа, один кинотеатр; требуют проведения реконструкции и реставрационных работ 6 музеев.

Некоторые населенные пункты, например г.Сосновоборск, г.Лесосибирск, г.Боготол, г.Назарово, г.Минусинск, лишены полноценного библиотечного обслуживания, так как библиотеки размещаются в приспособленных помещениях, не соответствующих современным нормативным требованиям.

Из общего количества клубных учреждений края 30 процентов располагается  в приспособленных помещениях, третья часть которых имеет износ более 60 процентов. Большая часть клубных учреждений размещается в деревянных зданиях, не соответствующих современным нормативным требованиям.

Восемь музеев не имеет фондохранилищ, что может привести к утрате ценнейших  музейных коллекций. Более 10 тысяч экспонатов  муниципальных музеев нуждается в консервации или реставрации. Стоимость многих музейных коллекций  и уникальных предметов в десятки раз превышает стоимость необходимых расходов по их восстановлению.

Не отвечает современным потребностям посетителей  техническая и технологическая оснащенность учреждений культуры. Большинство из них из-за неудовлетворительного ресурсного состояния не может предоставить населению конкурентоспособную услугу высокого качества, что противоречит утвержденным приоритетам государственной культурной политики в крае.

В этом ряду особенно актуальной является проблема сокращения  объемов информационных ресурсов библиотек края. В течение последних пяти лет объем списанной из фондов литературы превышает объем поступлений новых изданий, книжные фонды библиотек на 60-70 процентов  морально устарели. По показателю книгообеспеченности на одного жителя край занимает 44-е место среди 89 субъектов Российской Федерации, 90 процентов библиотек края  не  имеет охранно-пожарной сигнализации. В соответствии с модельным стандартом деятельности публичной  библиотеки, рекомендованным к исполнению Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, обновление книжного фонда должно быть не менее 5 процентов в год. В Красноярском крае этот показатель составляет менее одного процента.

По уровню финансирования   библиотек край находится на двадцать третьем месте в Российской Федерации. Очень медленно идет процесс информатизации библиотек. Только 5,8 процента библиотек края имеет персональные  компьютеры; всего 10 муниципальных библиотек имеет выход в Интернет, 15 - оснащено  современным программным обеспечением, позволяющим создавать собственные базы данных. Например, в городе Заозерном и Большемуртинском  районе ни одна библиотека не имеет компьютерной техники. В результате   значительная часть населения, особенно сельского, не имеет доступа к информационным ресурсам.

Практически разрушена киносеть и система технического обслуживания кино-, видеоустановок. По сравнению с 2004 годом количество кино-, видеоустановок сократилось на 56 единиц. Обеспеченность кинозалами в 2005 году для сельских жителей составила 2,4 кинозала на 10 тысяч жителей (при рекомендации  Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации  не менее 4 кинозалов).

Одной из наиболее острых проблем отрасли «Культура» является снижение возможностей воспроизводства кадрового потенциала.

Система дополнительного образования детей в крае представлена 119 образовательными учреждениями дополнительного образования детей (музыкальные и художественные школы, школы искусств). Низкий уровень технического и технологического оснащения, устаревшая учебно-методическая база образовательных учреждений культуры не обеспечивают в должной мере  воспроизводство  кадров отрасли.

Система ранней профориентации и  поддержки юных дарований  работает неэффективно, в основном из-за отсутствия  современных механизмов финансирования.  

Состав  кадров отрасли в муниципальных образованиях края на сегодняшний день отличается тем, что высшее профессиональное образование имеют только 26 процентов специалистов, среднее профессиональное -  52 процента специалистов. Число увольняющихся специалистов ежегодно составляет 11-13 процентов.

И такая кадровая ситуация складывается  на фоне  потребности в  специалистах,  которым предстоит решить одну из сложнейших задач культурной политики: формирование современной информационной и культурно-досуговой среды в муниципальных образованиях.

Весь этот комплекс проблем значительно снижает роль культуры в социально-экономическом развитии Красноярского края.

Для решения вышеуказанных проблем разработана краевая целевая программа «Культура Красноярья» на 2007-2009 годы, структура которой в соответствии с системно-целевым принципом определяется  стратегическими  целями и  приоритетными направлениями государственной культурной политики в Красноярском крае.

3. Основные цели и задачи программы. сроки выполнения. целевые индикаторы и показатели

3.1. Основные цели и задачи программы.

Цель программы: повышение качества жизни населения края через сохранение и развитие муниципальной культуры как важнейшего фактора социально-экономического развития края.

Выбор ключевых задач краевой целевой программы «Культура Красноярья» на 2007-2009 годы  обусловлен стратегическими целями, сформулированными в Основных направлениях государственной культурной политики в Красноярском крае до 2010 года, хроническими проблемами отрасли, социально-экономическими преобразованиями.

Программа  состоит из четырех разделов, каждый из которых нацелен на решение одной из ее задач.  

Задача I. Сохранение и эффективное  использование культурного достояния края.

В силу очевидной недостаточности ресурсов, выделяющихся для решения этой ключевой задачи государственной культурной политики, становится особенно актуальным включение в программу мероприятий и проектов, направленных на:

обеспечение условий  сохранения  культурного материального и нематериального наследия края (реставрация особо значимых для края предметов и единиц культурного наследия; сохранение уникальных технологий; сохранение традиций  многонациональной  культуры  края);

обеспечение сохранности и безопасности музейных и библиотечных фондов муниципальных образований края.       

Задача II. Повышение доступности и качества культурных услуг муниципальных учреждений культуры.    

Стимулирование и повышение качества культурной жизни в муниципальных образованиях края предполагает решение проблемы неравномерной обеспеченности городского и сельского населения края высокохудожественной культурной услугой, расширение возможностей замещающих форм обслуживания населения.

Безусловным приоритетом обеспечения доступности и качества культурной услуги является создание комфортных и безопасных условий для посетителей и пользователей культурной услуги и обеспечение муниципальных учреждений культуры специальным оборудованием, музыкальными инструментами, костюмами, обувью и т.д. В связи с этим в программу включены мероприятия и проекты, направленные на:

техническое и технологическое переоснащение учреждений культуры  муниципальных образований края (ремонт и реконструкция учреждений культуры; приобретение специального оборудования; пополнение фондов муниципальных библиотек и музеев);

адресную поддержку профессионального искусства и любительского художественного творчества (проведение краевых  конкурсов, фестивалей, выставок и т.д);

внедрение   замещающих форм     предоставления культурной услуги.

Задача III. Совершенствование кадрового потенциала учреждений культуры.

Отставание кадрового потенциала отрасли от реальных потребностей культурной деятельности не способствует сохранению сложившихся особенностей культуры края, ведет к разрушению стройной системы образования в области культуры и искусства края.

В рамках решения данной задачи в программу включены мероприятия и проекты, направленные на:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»