ЗАКОН КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
от 25 января 2007 года N 21-5715
О краевой целевой программе «Культура Красноярья» на 2007 - 2009 годы
(с изменениями на 21 октября 2009 года)
_______________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Красноярского края от 10 июля 2007 года N 2-396
("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 37, 31.07.2007)
Законом Красноярского края от 20 декабря 2007 года N 4-1109
("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 68, 29.12.2007)
Законом Красноярского края от 26 мая 2009 года N 8-3286
("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 29 (325) от 09.06.2009)
Законом Красноярского края от 8 октября 2009 года N 9-3755
("Наш Красноярский край" № 76/128. 20.10.2009)
______________________________________
Утвердить краевую целевую программу «Культура Красноярья» на 2007 - 2009 годы согласно приложению.
Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.
Губернатор
Красноярского края
А. Г. Хлопонин
Краевая целевая программа «Культура Красноярья»
на 2007-2009 годы
Наименование программы | краевая целевая программа «Культура Красноярья» на 2007-2009 годы (далее программа) |
Основание для разработки программы | распоряжение Совета администрации края от 26.06.06 |
Государственный заказчик программы | департамент образования, науки, культуры и спорта администрации Красноярского края |
Исполнители мероприятий программы | министерство культуры Красноярского края; органы местного самоуправления Красноярского края (по согласованию) |
(строка в редакции, введенной в действие с 10 июня 2009 года Законом Красноярского края от 26 мая 2009 года N 8-3286, - см. предыдущую редакцию) | |
Разработчик программы | агентство культуры администрации Красноярского края |
Главные распорядители бюджетных средств | 2007 год - департамент финансов администрации Красноярского края, агентство культуры администрации Красноярского края; 2008-2009 - министерство культуры Красноярского края |
(строка в редакции, введенной в действие с 10 июня 2009 года Законом Красноярского края от 26 мая 2009 года N 8-3286, - см. предыдущую редакцию) | |
Цели и задачи программы | основная цель программы - повышение качества жизни населения края через сохранение и развитие муниципальной культуры как важнейшего фактора социально-экономического развития края; |
сохранение и эффективное использование культурного достояния края; | |
Целевые индикаторы и показатели | индикаторы: |
доля отреставрированных предметов и единиц культурного наследия (музейные и библиотечные фонды) в общем объеме культурного наследия, требующего реставрации; | |
доля отремонтированных зданий муниципальных учреждений культуры в общем объеме зданий муниципальных учреждений культуры, требующих ремонта и реконструкции; | |
доля муниципальных учреждений культуры, обеспеченных специальным оборудованием, в общем объеме муниципальных учреждений культуры, нуждающихся в специальном оборудовании; | |
доля специалистов, обученных на семинарах-тренингах, мастер-классах, в творческих лабораториях, в общем объеме специалистов, нуждающихся в повышении квалификации; | |
показатели: | |
количество современных систем охранно-пожарной сигнализации и оповещения, установленных в муниципальных учреждениях культуры; | |
количество приборов визуального контроля и единиц противопожарного оборудования, установленных в муниципальных учреждениях культуры; | |
количество отреставрированных предметов и единиц культурного наследия (музейные и библиотечные фонды); | |
количество отремонтированных зданий муниципальных учреждений культуры; | |
количество муниципальных учреждений культуры, обеспеченных специальным оборудованием; | |
количество специалистов, обученных на семинарах-тренингах, мастер-классах, в творческих лабораториях; | |
количество участников конкурсов, фестивалей, смотров различного уровня; | |
количество новых моделей организации культурной деятельности в муниципальных образованиях края | |
Сроки реализации программы | 2007 2009 годы |
Объемы и источники финансирования | 423177,1 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета, в том числе по годам: 2007 год 53800,2 тыс. рублей; |
Раздел в редакции, введенной в действие 30 декабря 2007 года Законом Красноярского края от 20 декабря 2007 года N 4-1109 | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | реализация мероприятий программы создаст условия для повышения качества жизни населения края через сохранение и развитие муниципальной культуры как важнейшего фактора социально-экономического развития края; |
Система организации контроля за исполнением программы | министерство культуры Красноярского края; служба финансово-экономического контроля Красноярского края |
(строка в редакции, введенной в действие с 10 июня 2009 года Законом Красноярского края от 26 мая 2009 года N 8-3286, - см. предыдущую редакцию) |
Краевая целевая программа «Культура Красноярья» на 2007-2009 годы содержит инструменты и механизмы, обеспечивающие реализацию государственной культурной политики в Красноярском крае на муниципальном уровне и способствующие повышению качества жизни населения края через сохранение и развитие муниципальной культуры как важнейшего фактора социально-экономического развития края.
Анализ ситуации в отрасли культуры свидетельствует, что, с одной стороны, культура в регионе фактически является одним из инструментов для достижения социально-экономических целей, стимулирует развитие образования и туризма, обеспечивает занятость населения, формирует привлекательный культурный образ территории. С другой стороны, состояние инфраструктуры отрасли не позволяет в полной мере использовать культурный потенциал края в качестве фактора социально-экономического развития региона, а также как средства эстетического, нравственно-патриотического воспитания широких слоев населения.
Сеть муниципальных учреждений культуры в Красноярском крае состоит из 1124 муниципальных библиотек, 3 театров, 41 учреждения музейного типа, 1250 учреждений клубного типа, 209 кино-, видеоустановок, 119 образовательных учреждений дополнительного образования детей, 3 парков культуры, одного зоопарка. Таким образом, доля муниципальных учреждений культуры в крае составляет почти 98 процентов от их общего числа.
Основные фонды отрасли находятся в крайне неудовлетворительном состоянии.
Материальная база муниципальных учреждений культуры достигла крайней степени износа, что может привести многие социально значимые учреждения культуры к закрытию по техническим причинам в силу опасности их дальнейшей эксплуатации. Требуют капитального ремонта 52 библиотеки, 157 зданий учреждений клубного типа, 28 музейных строений, 40 образовательных учреждений дополнительного образования детей; находятся в аварийном состоянии 3 библиотеки, 29 учреждений клубного типа, один кинотеатр; требуют проведения реконструкции и реставрационных работ 6 музеев.
Некоторые населенные пункты, например г.Сосновоборск, г.Лесосибирск, г.Боготол, г.Назарово, г.Минусинск, лишены полноценного библиотечного обслуживания, так как библиотеки размещаются в приспособленных помещениях, не соответствующих современным нормативным требованиям.
Из общего количества клубных учреждений края 30 процентов располагается в приспособленных помещениях, третья часть которых имеет износ более 60 процентов. Большая часть клубных учреждений размещается в деревянных зданиях, не соответствующих современным нормативным требованиям.
Восемь музеев не имеет фондохранилищ, что может привести к утрате ценнейших музейных коллекций. Более 10 тысяч экспонатов муниципальных музеев нуждается в консервации или реставрации. Стоимость многих музейных коллекций и уникальных предметов в десятки раз превышает стоимость необходимых расходов по их восстановлению.
Не отвечает современным потребностям посетителей техническая и технологическая оснащенность учреждений культуры. Большинство из них из-за неудовлетворительного ресурсного состояния не может предоставить населению конкурентоспособную услугу высокого качества, что противоречит утвержденным приоритетам государственной культурной политики в крае.
В этом ряду особенно актуальной является проблема сокращения объемов информационных ресурсов библиотек края. В течение последних пяти лет объем списанной из фондов литературы превышает объем поступлений новых изданий, книжные фонды библиотек на 60-70 процентов морально устарели. По показателю книгообеспеченности на одного жителя край занимает 44-е место среди 89 субъектов Российской Федерации, 90 процентов библиотек края не имеет охранно-пожарной сигнализации. В соответствии с модельным стандартом деятельности публичной библиотеки, рекомендованным к исполнению Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, обновление книжного фонда должно быть не менее 5 процентов в год. В Красноярском крае этот показатель составляет менее одного процента.
По уровню финансирования библиотек край находится на двадцать третьем месте в Российской Федерации. Очень медленно идет процесс информатизации библиотек. Только 5,8 процента библиотек края имеет персональные компьютеры; всего 10 муниципальных библиотек имеет выход в Интернет, 15 - оснащено современным программным обеспечением, позволяющим создавать собственные базы данных. Например, в городе Заозерном и Большемуртинском районе ни одна библиотека не имеет компьютерной техники. В результате значительная часть населения, особенно сельского, не имеет доступа к информационным ресурсам.
Практически разрушена киносеть и система технического обслуживания кино-, видеоустановок. По сравнению с 2004 годом количество кино-, видеоустановок сократилось на 56 единиц. Обеспеченность кинозалами в 2005 году для сельских жителей составила 2,4 кинозала на 10 тысяч жителей (при рекомендации Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации не менее 4 кинозалов).
Одной из наиболее острых проблем отрасли «Культура» является снижение возможностей воспроизводства кадрового потенциала.
Система дополнительного образования детей в крае представлена 119 образовательными учреждениями дополнительного образования детей (музыкальные и художественные школы, школы искусств). Низкий уровень технического и технологического оснащения, устаревшая учебно-методическая база образовательных учреждений культуры не обеспечивают в должной мере воспроизводство кадров отрасли.
Система ранней профориентации и поддержки юных дарований работает неэффективно, в основном из-за отсутствия современных механизмов финансирования.
Состав кадров отрасли в муниципальных образованиях края на сегодняшний день отличается тем, что высшее профессиональное образование имеют только 26 процентов специалистов, среднее профессиональное - 52 процента специалистов. Число увольняющихся специалистов ежегодно составляет 11-13 процентов.
И такая кадровая ситуация складывается на фоне потребности в специалистах, которым предстоит решить одну из сложнейших задач культурной политики: формирование современной информационной и культурно-досуговой среды в муниципальных образованиях.
Весь этот комплекс проблем значительно снижает роль культуры в социально-экономическом развитии Красноярского края.
Для решения вышеуказанных проблем разработана краевая целевая программа «Культура Красноярья» на 2007-2009 годы, структура которой в соответствии с системно-целевым принципом определяется стратегическими целями и приоритетными направлениями государственной культурной политики в Красноярском крае.
3.1. Основные цели и задачи программы.
Цель программы: повышение качества жизни населения края через сохранение и развитие муниципальной культуры как важнейшего фактора социально-экономического развития края.
Выбор ключевых задач краевой целевой программы «Культура Красноярья» на 2007-2009 годы обусловлен стратегическими целями, сформулированными в Основных направлениях государственной культурной политики в Красноярском крае до 2010 года, хроническими проблемами отрасли, социально-экономическими преобразованиями.
Программа состоит из четырех разделов, каждый из которых нацелен на решение одной из ее задач.
Задача I. Сохранение и эффективное использование культурного достояния края.
В силу очевидной недостаточности ресурсов, выделяющихся для решения этой ключевой задачи государственной культурной политики, становится особенно актуальным включение в программу мероприятий и проектов, направленных на:
обеспечение условий сохранения культурного материального и нематериального наследия края (реставрация особо значимых для края предметов и единиц культурного наследия; сохранение уникальных технологий; сохранение традиций многонациональной культуры края);
обеспечение сохранности и безопасности музейных и библиотечных фондов муниципальных образований края.
Задача II. Повышение доступности и качества культурных услуг муниципальных учреждений культуры.
Стимулирование и повышение качества культурной жизни в муниципальных образованиях края предполагает решение проблемы неравномерной обеспеченности городского и сельского населения края высокохудожественной культурной услугой, расширение возможностей замещающих форм обслуживания населения.
Безусловным приоритетом обеспечения доступности и качества культурной услуги является создание комфортных и безопасных условий для посетителей и пользователей культурной услуги и обеспечение муниципальных учреждений культуры специальным оборудованием, музыкальными инструментами, костюмами, обувью и т.д. В связи с этим в программу включены мероприятия и проекты, направленные на:
техническое и технологическое переоснащение учреждений культуры муниципальных образований края (ремонт и реконструкция учреждений культуры; приобретение специального оборудования; пополнение фондов муниципальных библиотек и музеев);
адресную поддержку профессионального искусства и любительского художественного творчества (проведение краевых конкурсов, фестивалей, выставок и т.д);
внедрение замещающих форм предоставления культурной услуги.
Задача III. Совершенствование кадрового потенциала учреждений культуры.
Отставание кадрового потенциала отрасли от реальных потребностей культурной деятельности не способствует сохранению сложившихся особенностей культуры края, ведет к разрушению стройной системы образования в области культуры и искусства края.
В рамках решения данной задачи в программу включены мероприятия и проекты, направленные на: