ЗАКОН
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
от 5 декабря 2000 года N 12-1032
О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ" НА 2001 - 2005 ГОДЫ
(в ред. Законов Красноярского края
от 06.07.2004 N 11-2159, от 18.02.2005 N 13-3062,
с изм., внесенными Законами Красноярского края
от 26.12.2000 N 13-1079 (ред. 07.12.2001), от 29.03.2002 N 2-144,
от 20.12.2002 N 5-771, от 25.12.2003 N 9-1655,
от 24.12.2004 N 13-2854)
Утвердить краевую целевую программу "Поддержка сельской культуры Красноярского края" на 2001 - 2005 годы согласно приложению.
Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования в газете "Красноярский рабочий".
Губернатор
Красноярского края
А.И.ЛЕБЕДЬ
(в ред. Законов Красноярского края от 06.07.2004 N 11-2159, от 18.02.2005 N 13-3062,
с изм., внесенными Законами Красноярского края от 26.12.2000 N 13-1079
(ред. 07.12.2001), от 29.03.2002 N 2-144, от 20.12.2002 N 5-771
, от 25.12.2003 N 9-1655, от 24.12.2004 N 13-2854)
ПАСПОРТ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ" НА 2001 - 2005 ГОДЫ
Наименование "Поддержка сельской культуры Красноярского
программы края" на 2001 - 2005 годы
Основание для Распоряжение администрации Красноярского
разработки края от 24.10.2000 N 1339-р "Поддержка
сельской культуры Красноярского края на 2001
- 2005 годы"
Государственный администрация Красноярского края
заказчик
программы
Основной разработчик управление культуры администрации края
программы
Цель и задачи - социальная поддержка работников культуры
программы села;
- государственная поддержка культуры в
сельских районах края с целью ее
сохранения и дальнейшего развития;
- сохранение, использование важнейших
элементов культурного наследия: памятников
истории и культуры, музейных и
библиотечных фондов, традиций народных
промыслов и ремесел, народной
художественной культуры;
- совершенствование системы подготовки,
переподготовки специалистов отрасли, в том
числе по вопросам молодежной политики,
менеджмента;
- укрепление материально-технической базы
сельских учреждений культуры;
- реконструкция, капитальный ремонт
учреждений культуры в сельских районах
края;
- обеспечение сельских районов
кинотехнологическим и видеопроекционным
оборудованием;
- возобновление кинопоказа;
- создание инновационных моделей организаций
досуга и кинообслуживания населения;
- организация совместных культурных акций,
культурно-просветительной работы на селе
Срок реализации 2001 - 2005 годы
Основные мероприятия - выделение субвенций на строительство и
программы приобретение жилья для работников
культуры, реконструкцию и капитальный
ремонт сельских учреждений культуры;
- укрепление и поддержка материально-
технической базы сельских учреждений
культуры;
- повышение квалификации кадров работников
сельских учреждений культуры;
- реставрация памятников сельской
архитектуры;
- проведение совместных культурных акций
Объемы и источники краевой бюджет - 130349,3 тысячи рублей
финансирования 2001 - 33444,00
2002 - 31512,19
2003 - 28721,74
2004 - 25933,23
2005 - 10738,14
(в ред. Закона Красноярского края от 18.02.2005 N 13-3062)
Главные распорядители управление культуры администрации края -
бюджетных средств 48244,9 тысячи рублей
2001 - 22872,29
2002 - 7987,19
2003 - 7929,74
2004 - 8116,74
2005 - 1338,94
Главное финансовое управление администрации
края - 82104,4 тысячи рублей
2001 - 10571,71
2002 - 23525
2003 - 20792
2004 - 17816,49
2005 - 9399,2
(в ред. Закона Красноярского края от 18.02.2005 N 13-3062)
Получатели средств управление культуры администрации края;
органы местного самоуправления
Ожидаемые конечные вовлечение населения сельских районов края в
результаты реализации общие культурологические процессы; через и с
программы целью взаимодействия всех уровней власти,
создание условий для реализации единой
культурной политики на территории края и
дальнейшего движения от сохранения к
развитию культуры на селе
Организация контроля управление культуры администрации края
исполнения программы
Красноярский край - уникальная территория России с высоким природно-ресурсным, производственным и культурным потенциалом.
Отличительной особенностью края является то, что на территории в 2339,7 тыс. км2 проживает на сегодня 3063,3 тыс. человек. При этом в 15 городах сосредоточено 2277 тыс. жителей края (данные 1999 года), а на 512 сельских населенных пунктов (включая сельсоветы, сельские округа и органы местного самоуправления) приходится 786 тыс. человек (1/3). Показатели естественного движения населения свидетельствуют о том, что с 1995 года сельское население сокращается ежегодно в среднем на 3900 человек за счет естественной убыли и на 5 тыс. человек - за счет оттока в результате миграции. И это при том, что в крае имеется 39319,4 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. Одной из причин неуклонного сокращения сельского населения края является состояние культуры на селе.
При том, что из 1854 памятников истории и культуры, находящихся на государственной охране (в т.ч. 89 федерального значения), 1366 находится на территории сельских районов края, из 1136 библиотек на село приходится 909, а из 1336 учреждений клубного типа в селах края сосредоточено 1190, существует проблема отрыва этой части сельского населения края от накопленного культурного потенциала, углубления дисбаланса в предоставлении культурных услуг городскому и сельскому населению, жителям центра и отдаленных районов края.
Материально-техническая база сельских учреждений культуры достигла крайней степени износа: 160 библиотек, 240 учреждений клубного типа, 3 музея, 17 детских школ искусств, 295 киноустановок требуют капитального ремонта; 1336 памятников истории и культуры требуют организации охранных, реставрационных работ; 15 клубов, 4 библиотеки, 4 детских школы искусств находятся в аварийном состоянии. В 31 территории края полностью отсутствует кинопоказ.
При том, что в 1999 году из сельского библиотечного фонда выбыло 381,53 тыс. экземпляров, на сегодняшний день есть библиотеки, куда в течение года не поступило ни одного экземпляра книги. Все сельские районы, за исключением Березовского, не достигают среднегодового показателя обеспеченности населения библиотеками. Усугубляются негативные тенденции в ситуации с кадрами. По итогам отчетов выявлено, что более 500 человек в организациях культуры края работают на полставки. По-прежнему сложным остается финансовое положение учреждений культуры на селе.
Оснащенность клубных учреждений культуры музыкальными инструментами составляет 18% от установленного норматива.
Практически ни одно учреждение культуры на селе не имеет современных средств охраны и это при том, что в сельских музеях сосредоточены значительные историко-культурные ценности. В целом ситуацию сельской культуры можно квалифицировать как сложную, требующую принятия неотложных мер по оказанию государственной поддержки по сохранению и развитию сельской культуры Красноярского края.
Культурная политика Красноярского края основывается на понимании значения культуры как системы ценностей, являющейся гарантом гражданского согласия и развития позитивных процессов в основных сферах жизнедеятельности населения. Культура должна занять если не ведущее, то хотя бы равное положение наряду с другими отраслями экономики края, в т.ч. его сельских районах.
Основная цель культурной политики края - поддержание такого состояния культуры, которое обеспечивает необходимые предпосылки для политического, социального и экономического обновления края при сохранении и развитии его культурного потенциала, создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала края, сохранение культурных традиций, создание единого культурного пространства края. Разработанная краевая целевая программа "Поддержка сельской культуры Красноярского края" на 2001 - 2005 годы преследует решение следующих задач:
1. В области сохранения культурного наследия
Активизация деятельности по сохранению, использованию важнейших элементов культурного наследия - памятников истории и культуры, музейных и библиотечных фондов, традиций народных промыслов, ремесел - через такие формы, как фестивали, выставки, ярмарки, праздники народного творчества, народной художественной культуры.
2. В области развития и воспроизводства культурного потенциала
Создание системы постоянного воспроизводства творческих кадров через:
- совершенствование системы подготовки, переподготовки специалистов отрасли, в том числе по вопросам молодежной политики, менеджмента, и социальных работников в сфере культуры;
- развитие практики проведения творческих лабораторий для руководителей любительских творческих коллективов, стажировок специалистов;
- подготовку и издание учебной и методической литературы по проблемам национальной культурной политики, социологии и психологии, по истории культуры края, самодеятельного художественного творчества.
3. В области укрепления материально-технической базы
Проведение реконструкции и капитального ремонта учреждений культуры, техническое переоснащение сельских учреждений культуры, внедрение новых технологий в их деятельность.
4. В области киновидеообслуживания населения
Восстановление и развитие системы киновидеообслуживания населения:
- обеспечение сельских районов киновидеотехнологическим и видеопроекционным оборудованием;
- создание инновационных моделей организаций досуга и кинообслуживания населения.
5. В области распространения культурных ценностей
Реализация принципа равных прав каждого человека, всех социальных слоев населения края на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры:
- создание правовых, организационных и экономических условий для работы и развития сети сельских учреждений культуры: библиотек, музеев, ДШИ, кинотеатров, культурно-досуговых учреждений всех форм собственности;
- развитие новых концептуальных подходов к организации культурно-досуговой деятельности сельского населения;
- максимальная открытость краевой культурной политики, информационное обеспечение сельских жителей о культурной деятельности в крае;
- поддержка и развитие традиционной народной культуры, народного творчества и культурно-досуговой деятельности;
- изучение, формирование и удовлетворение разнообразных художественных потребностей населения сельских регионов края, расширение и углубление творческих связей коллективов и деятелей искусства с жителями села, учащимися и преподавателями музыкальных и художественных школ, школ искусств, средних специальных учебных заведений культуры.
После утверждения программы ее заказчик - управление культуры администрации края - обеспечивается финансовыми ресурсами, устанавливаемыми краевым бюджетом, и осуществляет функции, права и обязанности заказчика.
Основной механизм выполнения программы - ежегодное утверждение планов программных мероприятий, заключение договоров, контрактов и соглашений с исполнителями отдельных мероприятий.
Координация исполнения программы по каждому ее разделу возлагается на соответствующие подразделения управления культуры администрации края, которые взаимодействуют с исполнителями мероприятий программы, оказывают при необходимости консультативную помощь организациям - исполнителям отдельных мероприятий программы.
Управление реализацией программы осуществляет управление культуры администрации Красноярского края в качестве заказчика.
Заказчик программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программных мероприятий, состав исполнителей.
При необходимости заказчик программы вносит предложения об изменении или продлении срока реализации программных мероприятий.
Контроль за исполнением программы осуществляет управление культуры администрации края.
Контроль ведется на основе государственной и ведомственной отчетности, заключенных договоров, контрактов и соглашений.
Контроль за исполнением программы включает: