МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ОБЛАСТНЫМ БЮДЖЕТОМ И БЮДЖЕТАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 ГОД
Поскольку нормы, регулирующие взаимоотношения между бюджетами субъектов РФ и бюджетами муниципальных образований, вступают в силу с 1 января 2006 года, 2005 год является переходным годом. Специфика данного периода заключается в одновременном правоприменении норм действующего законодательства и отдельных положений нового законодательства РФ в области регулирования межбюджетных отношений
Межбюджетные отношения в Орловской области в 2005 году между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований строятся по "умеренно-реформаторскому" варианту, предусматривающему создание основы новой системы межбюджетных отношений с сохранением отдельных элементов их традиционного регулирования. При этом учитываются новые требования налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации, Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.08.2001 N 1167-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства РФ от 30.08 2002 N 1220-р), основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и Орловской области на 2005 год и на период до 2007 года. Принципы построения межбюджетных отношений в Орловской области:
-бюджетной ответственности,
-разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы области,
-самостоятельности муниципальных бюджетов,
-равенства бюджетных прав муниципальных образований и областного бюджета;
-прозрачности межбюджетных отношений;
-взаимной ответственности и согласования интересов всех уровней бюджетной системы;
-выравнивания душевой бюджетной обеспеченности муниципальных образований по доходам до установленного уровня;
-повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов, зависимости от результатов собственной деятельности;
-адресности и целевого характера бюджетных средств.
Система межбюджетных отношений в Орловской области направлена на достижение следующих целей:
-обеспечения социальной защищенности и равного доступа населения к общественным (бюджетным) услугам и социальным гарантиям на всей территории области;
-обеспечения устойчивого экономического развития при оптимальном использовании налогового и ресурсного потенциала муниципальных образований;
-стимулирования органов местного самоуправления к более рациональному использованию собственных доходных источников и достижению финансовой стабильности;
-управления общественными финансами от имени и в интересах населения при максимально эффективном использовании налоговых и иных ресурсов для производства общественных услуг, прозрачности и подотчетности налогово-бюджетной политики;
-достижения общественного согласия по вопросам распределения налогово-бюджетных полномочий между уровнями бюджетной системы области, создание условий эффективного выполнения органами власти и местного самоуправления своих функций;
-обеспечения единства налогово-бюджетной системы, смягчение диспропорций социально-экономического развития муниципальных образований.
Доходная часть муниципальных бюджетов на 2005 год формируется из отчислений от налогов в соответствии с Законом Орловской области "Об областном бюджете на 2005 год".
Взаимоотношения между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований формируются на основе распределения Регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований (в дальнейшем - Региональный ФФПМО) и целевых субвенций из Регионального фонда компенсаций с первоначальным направлением дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и субвенции в бюджет муниципального района или городской бюджет.
Задача распределения ФФПМО заключается в сокращении различий уровня доходов местных бюджетов путем увеличения объема финансовых ресурсов наименее обеспеченных налоговыми и прочими собственными доходами муниципалитетов с целью обеспечения наибольшего числа граждан максимально возможным объемом бюджетных услуг (в части полномочий органов местного самоуправления).
В соответствии со ст. 19 Закона Орловской области "Об областном бюджете на 2005 год" муниципальным районам делегируются полномочия по расчету и предоставлению финансовой помощи бюджетам поселений за счет средств областного бюджета. В соответствии с решением районного Совета народных депутатов "Об утверждении бюджета муниципального района на 2005 год" Глава администрации района направляет финансовую помощь, в бюджеты поселений, образующие консолидированный бюджет муниципального района.
Финансовая помощь бюджетам муниципальных образований направляется в виде дотации из Регионального ФФПМО на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и целевых субвенций из Регионального фонда компенсаций с направлением на:
-обеспечение образовательного процесса в учреждениях общего образования (заработная плата работникам учреждений общего образования с начислениями, компенсационные выплаты на приобретение книгоиздательской продукции, учебные расходы),
-предоставление населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; содержание учреждений системы социальной защиты населения и
-социальную помощь малоимущим гражданам;
-содержание органов местного самоуправления по вопросам социальной защиты населения,