"Утверждена
постановлением Правительства
Брянской области
от 24 декабря 2018 г. N 681-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"Управление государственными финансами Брянской области"
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы
1. Оценка текущего состояния сферы управления государственными финансами Брянской области
Эффективное и прозрачное управление общественными финансами является обязательным условием для повышения уровня жизни населения, обеспечения устойчивого экономического роста, содействия инвестиционной активности и достижению стратегических целей социально-экономического развития региона.
Текущее состояние бюджетной системы Брянской области оценивается как стабильное, характеризуется проведением ответственной бюджетной, налоговой и долговой политики, исполнением принятых бюджетных обязательств, концентрацией финансовых ресурсов на достижении национальных целей, показателей и результатов национальных и региональных проектов.
За последние годы значительно повысилось качество управления региональными и муниципальными финансами, обеспечена сбалансированность и устойчивость областного и местных бюджетов.
Сформирована необходимая нормативная база для осуществления долгосрочного бюджетного планирования в форме бюджетного прогноза, определяющего основные приоритеты бюджетной политики и содержащего показатели финансового обеспечения государственных программ. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств.
Областной бюджет и местные бюджеты формируются в программном формате. Доля расходов областного бюджета в рамках государственных программ составляет более 96%, а муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) - 99%.
Обеспечено внедрение государственных заданий в качестве основного инструмента управления результатами деятельности государственных учреждений, функционирует система нормативного финансового обеспечения государственных услуг и работ.
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в отношении главных администраторов средств областного бюджета осуществляется мониторинг качества финансового менеджмента, включающий мониторинг качества исполнения бюджетных полномочий, качества управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. По итогам 2022 года средний показатель оценки качества финансового менеджмента главных администраторов средств областного бюджета составил 82,1% (в 2021 году - 76,2%).
Департамент финансов Брянской области является оператором государственной информационной системы управления государственными и муниципальными финансами Брянской области "Электронный бюджет Брянской области" (далее - ГИС "Электронный бюджет Брянской области"), созданной в соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 29 января 2018 года N 24-п.
ГИС "Электронный бюджет Брянской области" создана с целью обеспечения прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти Брянской области и органов местного самоуправления, повышения качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления Брянской области за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий.
К ГИС "Электронный бюджет Брянской области" подключены 100% участников и неучастников бюджетного процесса. Реализованы программные модули формирования проекта закона о бюджете и его уточнений, исполнения бюджета, формирования государственных программ Брянской области, государственных и муниципальных заданий, соглашений о предоставлении субсидий государственным и муниципальным учреждениям, межбюджетных трансфертов местным бюджетам, формирования планов финансово-хозяйственной деятельности учреждений, реестров расходных обязательств, адресной инвестиционной программы, сбора и свода бюджетной отчетности.
Результатом работы по обеспечению сбалансированности областного и местных бюджетов стало отсутствие просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Брянской области и бюджетных и автономных учреждений. С 2016 года консолидированный бюджет региона исполняется с профицитом.
Объем доходов консолидированного бюджета с 2019 по 2022 год увеличился на 34,9 млрд рублей (в 2019 году - 74,3 млрд рублей, в 2022 году - 109,1 млрд рублей), темп роста составил 147%. Объем налоговых и неналоговых доходов за этот период увеличился на 18,5 млрд рублей (с 38,3 млрд рублей в 2019 году до 56,7 млрд рублей в 2022 году), темп роста - 148%. Положительная динамика достигнута по всем основным доходным источникам (налог на прибыль организаций, НДФЛ, акцизы, налог на имущество организаций, земельный и транспортный налоги).
Бюджет характеризуется социальной направленностью, расходы на социальный блок с 2019 по 2022 год увеличились на 18,6 млрд рублей (с 43,0 млрд рублей в 2019 году до 61,6 млрд рублей в 2022 году), темп роста - 143%. В полном объеме исполняются социальные обязательства бюджета с учетом ежегодной индексации на уровень инфляции, обеспечивается своевременная выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, выполнение целевых показателей по оплате труда в рамках реализации майских указов Президента Российской Федерации, выплата заработной платы работникам организаций бюджетной сферы не ниже минимального размера оплаты труда, устанавливаемого на федеральном уровне.
Значительно увеличились расходы на государственную поддержку национальной экономики региона (с 22,5 млрд. рублей в 2019 году до 29,9 млрд. рублей в 2022 году), темп роста составил 133%, в том числе благодаря поддержке, оказываемой из федерального бюджета.
Значительная часть расходов бюджета - межбюджетные трансферты местным бюджетам. В целом финансовая поддержка муниципальных образований за счет межбюджетных трансфертов с 2019 по 2022 год увеличились на 10 млрд. рублей (с 19,2 млрд. рублей в 2019 году до 29,2 млрд. рублей в 2022 году), темп роста - 152%.
Все дотации, субсидии, субвенции, за исключением "конкурсных", распределяются законом о бюджете между муниципальными образованиями.
Основной формой финансовой помощи местным бюджетам нецелевого характера являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов). Методологические подходы к распределению дотаций утверждены Законом Брянской области от 2 ноября 2016 года N 89-З "О межбюджетных отношениях в Брянской области".
С 2019 года объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) увеличен на 1,1 млрд. рублей (с 4,3 млрд. рублей в 2019 году до 5,4 млрд. рублей в 2022 году), темп роста - 126%, в том числе предоставляемые местным бюджетам дотации увеличены на 0,4 млрд. рублей (с 2,1 млрд. рублей в 2019 году до 2,5 млрд. рублей в 2022 году), темп роста - 121%; дополнительные дифференцированные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в соответствии со статьями 58 и 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации выросли на 0,7 млрд. рублей (с 2,2 млрд. рублей в 2019 году до 2,9 млрд. рублей в 2022 году), темп роста - 131%. Объем дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов увеличен на 0,3 млрд. рублей (с 1,2 млрд. рублей в 2019 году до 1,5 млрд. рублей в 2022 году), темп роста - 120%.
Применяется практика стимулирования лучших муниципальных образований по результатам социально-экономического развития территорий и качества управления общественными финансами, роста налоговой базы и экономического развития территорий, поощрения качественной организации и осуществления бюджетного процесса. Из областного бюджета также предоставляются гранты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов" в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов).
В рамках межбюджетных отношений все средства нецелевой финансовой помощи бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов предоставляются ежемесячно в размере 1/12 годового плана, что повысило финансовую дисциплину и ответственность за результаты работы на местах.
При предоставлении субсидий и субвенций местным бюджетам применяется механизм "бюджетного аккредитива": межбюджетные трансферты предоставляются под фактически произведенные расходы.
Обеспечена долговая устойчивость областного бюджета и оптимизированы расходы на обслуживание государственного долга Брянской области. Большая работа проведена по преодолению зависимости бюджета от коммерческих заимствований. Объем государственного долга по коммерческим заимствованиям за период с 2019 по 2022 год сокращен на 3 млрд рублей. В 2019 году объем государственного долга составлял 9,9 млрд. рублей, доля коммерческих кредитов в его структуре составляла более 30%, а по состоянию на 1 января 2023 года государственный долг на 100% состоит из бюджетных кредитов.
Принятые меры по сокращению коммерческих заимствований позволили сократить расходы на обслуживание долговых обязательств. Отношение объема государственного долга к налоговым и неналоговым доходам по итогам 2022 года составило 24,4%, что соответствует требованиям пункта 4 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В рамках государственной программы "Управление государственными финансами Брянской области" (далее - государственная программа) предусмотрена реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности закупок для обеспечения государственных нужд.