Происходящие в Российской Федерации и Брянской области фундаментальные изменения в экономической и социальной структуре общества, направленные на создание инновационной экономики, требуют формирования высокопрофессионального корпуса государственных гражданских служащих Брянской области и муниципальных служащих в Брянской области, появления притока высокопрофессиональных и мотивированных управленческих кадров во все сферы общественной жизни. В современных условиях особенно остро встает вопрос об отборе и подготовке кадров.
Важнейшими направлениями осуществления региональной кадровой политики, реализации кадрового потенциала области остаются:
развитие государственной гражданской службы Брянской области и муниципальной службы в Брянской области;
формирование эффективного резерва управленческих кадров, его подготовка и успешное использование.
Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" определены правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации. Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации. Государственная гражданская служба как вид государственной службы подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Законом Брянской области от 16 июня 2005 года N 46-З "О государственной гражданской службе Брянской области" регулируются отношения, связанные с государственной гражданской службой Брянской области.
Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" регулируются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих. Законом Брянской области от 16 ноября 2007 года N 156-З "О муниципальной службе в Брянской области" установлены особенности организации муниципальной службы в Брянской области, определяющие правовое положение муниципальных служащих в Брянской области.
В приведенном законодательстве Российской Федерации и Брянской области закреплены принципы взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы. В настоящее время в Брянской области насчитывается 289 муниципальных образований, из них: муниципальных районов - 27, городских округов - 6, городских поселений - 30, сельских поселений - 226. Взаимосвязь государственной гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:
1) единства основных квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и должностей муниципальной службы;
2) единства ограничений и обязательств при прохождении государственной гражданской службы и муниципальной службы;
3) единства требований к подготовке кадров для государственной гражданской службы и муниципальной службы и дополнительному профессиональному образованию гражданских служащих и муниципальных служащих;
4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий государственных гражданских служащих и муниципальных служащих;
6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственной гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.
Практика осуществления мероприятий по реформированию государственной гражданской службы Брянской области указывает на комплексный характер решения проблем, необходимость постановки целей и задач дальнейшего развития государственной гражданской службы Брянской области.
В рамках совершенствования системы государственного управления принят Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления". Основные направления развития государственной гражданской службы сформулированы в Указе Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 года N 403 "Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы", конкретизированы в распоряжении Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2016 года N 1919-р об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы. В Брянской области принят указ Губернатора Брянской области от 28 ноября 2016 года N 333 "Об организации мероприятий по развитию государственной гражданской службы Брянской области".
В силу Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопроса по организации профессионального образования и дополнительного профессионального образования лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, и государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации.
Государственными органами Брянской области поэтапно внедряются современные кадровые технологии, проводятся мероприятия, направленные на регламентацию служебной деятельности государственных гражданских служащих Брянской области, оценку ее эффективности и результативности, профилактику коррупционных правонарушений, выявление и разрешение конфликта интересов, соблюдение принципов служебного поведения, организацию профессионального развития государственных гражданских служащих и лиц, замещающих государственные должности.
В целях совершенствования государственного управления, в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 1 августа 2008 года N Пр-1573 по итогам совещания по формированию резерва управленческих кадров 23 июля 2008 года с 2008 года организована работа по формированию федерального резерва управленческих кадров.
Для решения вопросов по формированию резерва управленческих кадров на федеральном уровне реализуется федеральная программа "Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010 - 2018 годы)", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2010 года N 636-р. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано создать резервы управленческих кадров субъекта Российской Федерации.
В целях совершенствования государственного и муниципального управления и определения процедуры формирования, подготовки и эффективного использования резерва управленческих кадров Брянской области принят указ Губернатора Брянской области от 22 декабря 2015 года N 330 "Об организации работы по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Брянской области".
В целях дальнейшего совершенствования государственного и муниципального управления необходимо постоянно формировать и осуществлять подготовку и эффективно использовать на государственной гражданской и муниципальной службе систему подготовки, формирования и эффективного использования резерва управленческих кадров Брянской области, кадрового резерва государственной гражданской службы Брянской области и муниципальной службы в Брянской области.
Актуальность решения задач по включению в резерв, дальнейшему обучению резерва и его использованию требует внедрения эффективного инструментария по оценке профессионального потенциала кандидатов на включение в резерв, а также лиц, включенных в резерв, определения стратегии их подготовки и переподготовки, выбора конкретных подходов и методик. При этом критерии оценки управленческого потенциала, методики обучения, механизмы отбора образовательных программ и их реализация должны быть адаптированы к потребностям целевых групп, учитывать специфику их деятельности, направлены на развитие профессионально важных качеств и управленческой компетентности.
Указанные направления развития государственной гражданской службы Брянской области и муниципальной службы в Брянской области требуют комплексного подхода и программных методов решения.
Качество профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности, должно отвечать потребностям развития государственной гражданской и муниципальной службы и требует совершенствования подготовки кадров, постоянного повышения уровня образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения. Современная государственная гражданская служба Брянской области и муниципальная служба в Брянской области должна быть открытой, конкурентоспособной и престижной, ориентированной на результативную деятельность государственных гражданских служащих Брянской области и муниципальных служащих в Брянской области, должна активно взаимодействовать с институтами гражданского общества.
В связи с этим разработана подпрограмма "Развитие государственной гражданской и муниципальной службы, формирование и подготовка резерва управленческих кадров Брянской области" (далее - подпрограмма).
Реализация настоящей подпрограммы позволит продолжить качественное преобразование государственной гражданской службы Брянской области и муниципальной службы в Брянской области, оптимизировать ее организацию и функционирование на основе установленных действующим законодательством принципов, внедрить на государственной гражданской и муниципальной службе современные управленческие, кадровые, информационные, образовательные технологии, позволит обеспечивать системность проведения мероприятий по формированию и подготовке резерва, обеспечить развитие управленческих и профессиональных знаний, умений и навыков лиц, состоящих в резерве.