ПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2014 года N 114-п
(с изменениями на 29 мая 2015 года)
____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
постановления Правительства Брянской области от 30.12.2016 N 749-п
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Брянской области от 29.05.2015 N 245-п.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 28 октября 2013 года N 608-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области" Правительство Брянской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую программу "Стимулирование развития жилищного строительства в Брянской области" (2014-2015 годы).
2. Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Правительства Брянской области в сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Симоненко Н.К.
Губернатор
Н.В. Денин
Утверждена
постановлением Правительства
Брянской области
от 24 марта 2014 г. N 114-п
ПРОГРАММА
"Стимулирование развития жилищного строительства
в Брянской области" (2014-2015 годы)
Паспорт
программы "Стимулирование развития
жилищного строительства в Брянской области"
(2014-2015 годы)
Наименование программы | "Стимулирование развития жилищного строительства в Брянской области" (2014-2015 годы) |
Ответственный исполнитель программы | департамент строительства и архитектуры Брянской области |
Соисполнители программы | управление имущественных отношений Брянской области; департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области; органы местного самоуправления Брянской области (по согласованию) |
Цель программы | развитие массового строительства жилья экономкласса на территории Брянской области, отвечающего стандартам ценовой доступности, требованиям энергоэффективности и экологичности |
Задачи программы | создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса, отвечающего стандартам ценовой доступности, требованиям энергоэффективности и экологичности; совершенствование механизмов взаимодействия между органами исполнительной власти Брянской области, органами местного самоуправления Брянской области, кредитными и иными организациями для стимулирования спроса на первичном рынке жилья; повышение уровня обеспеченности населения жильем и качества условий проживания; вовлечение в оборот земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, пригодных для использования в целях жилищного строительства; снижение административных барьеров в строительстве путем внедрения административных регламентов и перевода в электронный вид оказываемых государственных услуг; модернизация существующих и создание новых производств строительных материалов |
Срок реализации -программы | 2014-2015 годы (с дальнейшим продлением до 2020 года) |
Объем и источники финансирования программы | общий объем финансирования программы за счет средств внебюджетных источников составит 110 981 420 000,00 рубля, в том числе: 2014 год - 37 362 190 000,00 рубля; 2015 год - 73 619 230 000,00 рубля |
Ожидаемые результаты реализации программы | реализация программы должна обеспечить достижение в 2015 году следующих контрольных показателей (по сравнению с 2012 годом): улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Брянской области (рост жилищной обеспеченности с 26,1 кв. м на человека до 27,4 кв. м на человека); повышение доступности приобретения жилья, когда средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 4,6 года; увеличение годового объема ввода жилья с 453,0 тыс. кв. м общей площади жилья в 2012 году до 694 тыс. кв. м в 2015 году; увеличение доли ввода жилья, соответствующего стандартам экономического класса, к 2015 году до 60 процентов; увеличение доли ввода малоэтажного жилья к 2015 году до 65 процентов. снижение стоимости одного квадратного метра жилья по сравнению с ценами 2012 года: в 2015 году на 9,7 %, в 2018 году - 20 % |
Наличие возможности улучшения жилищных условий - важный показатель повышения благосостояния населения, предпосылка социальной и экономической стабильности государства, поэтому решение жилищной проблемы граждан является одним из приоритетов государственной политики в Российской Федерации.
Настоящая программа, разработанная в соответствии с задачами Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 2227-р, и федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, отражает стратегические цели, задачи и механизмы государственной политики, направленные на обеспечение массового строительства жилья для всех категорий граждан.
Обеспечение доступности приобретения жилья для всех категорий населения области является одним из основных факторов повышения уровня и качества жизни, снижения в обществе социальной напряженности, а также создания эффективных стимулов для накопления средств населения и повышения его инвестиционной активности.
Программа разработана с учетом основных положений Стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 года, утвержденной постановлением администрации Брянской области от 20 июня 2008 года N 604.
В настоящее время ситуация в жилищном секторе Брянской области характеризуется нижеприведенными статистическими данными.
Объем жилищного фонда в Брянской области по состоянию на январь 2013 года составляет 32700 тыс. кв. м.
Ввод жилья в 2008 - 2013 годах, в том числе по типам (многоквартирное, индивидуальное), тыс. кв. м.
Таблица 1
Годы | Ввод жилья, всего | В том числе малоэтажное строительство (включая ИЖС) | Ввод жилья, в расчете на 1000 человек населения, кв.м |
2008 | 321,7 | 115,3 | 248 |
2009 | 352,9 | 131,4 | 273 |
2010 | 390,9 | 138,4 | 305 |
2011 | 421,4 | 147,424 | 332 |
2012 | 453,0 | 179,9 | 360 |
2013 | 526,941 | 233,262 | 424 |
Из приведенных данных следует, что в последние годы отмечается наращивание объемов жилищного строительства, и в 2012 году в расчете на 1000 человек населения его введено 360 кв. м (в среднем по России - 455). В 2011 году по этому показателю Брянская область занимала 47 место в Российской Федерации и 11 место в Центральном федеральном округе.
Начиная с 2009 года, в области растет ввод индивидуального жилья, а по темпам строительства в 2012 году область занимала 9 место в Центральном федеральном округе.
Обеспеченность жилой площадью населения в области составляет 26,1 кв. м на человека, что на 2,7 кв. м выше, чем в среднем по России, и на 1.3 кв.м выше, чем в среднем по Центральному федеральному округу, при том, что общая потребность в жилье составляет около 1200 тыс. кв. м. В Брянской области по состоянию на 31 декабря 2013 года в очереди на улучшение жилищных условий состоят более 22 тыс. семей.
Средняя стоимость жилья по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Брянской области составила на 31 декабря 2013 года на первичном рынке - 31849,0 руб./кв. м, на вторичном рынке - 34944,0 руб./кв. м.
Тип застройки (за 2012 год): 65,5 % от общего объема приходится на жилой фонд в многоквартирных домах (преимущественно в городских муниципальных образованиях), 34,5 % от общего объема - доля индивидуального жилищного строительства (преимущественно в сельской местности).
На территории Брянской области преобладает точечная застройка. Строительство инженерной инфраструктуры осуществляется за счет застройщиков. Строительство социальной инфраструктуры ведется за счет средств бюджетов разных уровней.
Проблемами, сдерживающими жилищное строительство, являются:
отсутствие земельных участков, обеспеченных инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой. Создание указанных объектов ведется за счет застройщиков, что влечет значительное увеличение стоимости жилья. Необходимо развитие новых механизмов привлечения средств частных застройщиков в создание инженерной инфраструктуры;
неэффективная система ипотечного жилищного кредитования. Основными претензиями заемщиков к системе ипотечного кредитования являются:
высокие процентные ставки по ипотечным кредитам около 13 %;
необходимость залога - кроме приобретаемого жилья требуется залог имеющегося у заемщика или третьих лиц жилья или другой недвижимости;
высокий первоначальный взнос - от 40 %;
достаточно длительный срок регистрации закладной (1 месяц);
обеспечение области и муниципальных образований градостроительной документацией. Процесс разработки документации территориального планирования в Брянской области сдерживается недостаточностью средств бюджетов муниципальных образований области и отсутствием информационной системы обеспечения градостроительной деятельности;
непрозрачность формирования платы за подключение и выдачу технических условий на подключение к инженерным сетям водо-, тепло- и электроснабжения;
сложная система выдачи исходно-разрешительной документации на осуществление строительства;
ресурсные ограничения строительного комплекса. Развитие строительного комплекса ограничивается изношенностью производственных мощностей, низкой конкурентоспособностью ряда отечественных строительных материалов, недостаточным уровнем внедрения современных технологий строительства и производства строительных материалов, дефицитом квалифицированных кадров на всех уровнях;
низкая доступность кредитных ресурсов для строительных организаций;
низкое качество содержания жилищного фонда и оказания коммунальных услуг, не соответствующее не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых в этот сектор экономики. Основная причина неэффективности жилищно-коммунального хозяйства - сохранение нерыночных принципов функционирования в секторе. В результате практически отсутствуют стимулы для развития качества услуг энергосбережения, роста производительности труда, инвестиций в модернизацию существующих и создание новых объектов инженерной инфраструктуры.
Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:
входят в число приоритетов при формировании федеральных целевых программ;
носят межотраслевой и межведомственный характер;
не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов в течение 5 лет;
носят комплексный характер, их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.
Выполнение программных мероприятий подвержено наступлению рисковых событий, которые могут повлиять на достижение основной цели программы. К таким рискам можно отнести:
возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, высокую инфляцию;
изменение федерального законодательства в области жилищного строительства;
изменение стоимости сырья и строительных материалов, необходимых для осуществления мероприятий программы;
невыполнение или неполное выполнение застройщиками обязательств по договорам в части срыва сроков реализации инвестиционных проектов.
Цель программы - развитие массового строительства жилья экономкласса на территории Брянской области, отвечающего стандартам ценовой доступности, требованиям энергоэффективности и экологичности.
Основными задачами программы являются:
создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса, отвечающего стандартам ценовой доступности, требованиям энергоэффективности и экологичности;
совершенствование механизмов взаимодействия между органами исполнительной власти Брянской области, органами местного самоуправления Брянской области, кредитными и иными организациями для стимулирования спроса на первичном рынке жилья;
повышение уровня обеспеченности населения жильем и качества условий проживания;
вовлечение в оборот земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, пригодных для использования в целях жилищного строительства;
снижение административных барьеров в строительстве путем внедрения административных регламентов и перевода в электронный вид оказываемых государственных услуг;
модернизация существующих и создание новых производств строительных материалов.
Срок реализации программы: 2014 - 2015 годы в один этап.