Экономическая ситуация формирует рынок труда, определяет состояние занятости населения области. В условиях кризиса экономики на рынке труда в 1996 году сложилось почти трехкратное превышение предложения рабочей силы над ее спросом. Изменилась отраслевая структура занятости - уменьшилось число работающих в машиностроении и легкой промышленности. Наиболее многочисленную группу на рынке труда образует ранее незанятое население, численность которого возросла в два раза к уровню 1994 года.В составе этой группы - граждане, ранее занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве, женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей, жены военнослужащих, граждане, не имеющие профессии. Основной фактор формирования группы - снижение доходов населения. Второе место по численности на рынке труда занимает группа граждан, уволенных по причине текучести кадров. Формирование этой группы проходит под воздействием частых остановок предприятий, режима неполной занятости и многомесячных невыплат заработной платы. Административные отпуска и работа неполное рабочее время затронули в 1996 году почти девять процентов экономически активного населения области. Растет численность третьей группы, в которую входят высвобожденные работники из-за сокращения численности штатов или ликвидации предприятия.
Осложняется положение с занятостью женщин и молодежи.
Среди областей Центрального района России по уровню безработицы Брянская область занимает 4 место. Число безработных граждан, зарегистрированных в органах службы на конец 1996 года, составило 37,7 тысячи человек - 5,9 процента к экономически активному населению. Общее число безработных оценивается почти в 80 тысяч человек. В четырнадцати районах области уровень безработицы превышает среднеобластной показатель. В Карачевском, Стародубском, Дятьковском, Брянском, Унечском, Суражском, Дубровском, Клетнянском районах этот уровень превышен от полутора до трех раз.
Для преодоления негативных явлений в сфере занятости и решения задач, поставленных Программой социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов, предполагается осуществить:
проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективно развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;
введение системы стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности в целях подъема производства, восстановления на этой основе старых и создания новых рабочих мест;
разработку на основе прогнозов социально-экономического развития генеральной схемы развития рабочих мест;
разработку специальных программ по стабилизации занятости в районах с кризисной ситуацией на рынке труда, на градообразующих предприятиях, для отдельных социальных групп населения;
расширение структуры и видов общественных работ с учетом состава безработных и социально-экономических потребностей области, развитие системы общественных работ в коммунальном хозяйстве, в группах содействия учебным заведениям, медицинским учреждениям, органам охраны и нетрудоспособным пенсионерам, совершенствование условий их организации, проведения и финансирования;
развитие гибких и мобильных форм занятости;
обучение безработных граждан только под гарантированные работодателями рабочие места;
на основе повышения уровня собираемости средств в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, расширения источников его формирования поднять роль мероприятий активной политики содействия занятости, уровень социальной поддержки безработных граждан, социальной защиты работников, работающих в режиме неполной занятости.
Осуществление вышеперечисленного комплекса мер позволит:
на первом этапе (1997 год), в условиях ограниченности ресурсных возможностей экономики, в период разработки и начала внедрения планируемых Программой социальных реформ в Российской Федерации мер повышения финансовой устойчивости Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, введения нового механизма перераспределения его средств, совершенствования механизма регистрации безработных граждан и условий выплаты пособия по безработице, а также ряда других изменений в законодательстве о занятости, СДЕРЖАТЬ РОСТ БЕЗРАБОТИЦЫ, ПРЕДОТВРАТИТЬ МАССОВУЮ БЕЗРАБОТИЦУ, МАССОВОЕ ВЫСВОБОЖДЕНИЕ РАБОТНИКОВ С ПРЕДПРИЯТИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В РАЙОНАХ С КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИЕЙ НА РЫНКЕ ТРУДА, ОБЕСПЕЧИТЬ ЕЖЕМЕСЯЧНУЮ ГАРАНТИРОВАННУЮ МИНИМАЛЬНУЮ И АДРЕСНУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ БЕЗРАБОТНЫМ ГРАЖДАНАМ;
на втором этапе (1998-2000 годы), когда начнется экономический рост, реализация комплексной программы создания и сохранения рабочих мест, появятся материальные и финансовые возможности для увеличения расходов на реализацию полного комплекса мер активной политики содействия занятости и социальной поддержки безработных граждан программы содействия занятости населения области на 1998-2000 годы, БУДЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ СОКРАЩЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПЕРЕХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОПТИМАЛЬНОГО УРОВНЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ.