Социальное страхование существует в двух видах - государственное и негосударственное (обязательное и добровольное).
Целью реформирования государственного социального страхования является создание финансово устойчивой системы, обеспечивающей гражданам установленные государственные гарантии по защите от социальных и профессиональных рисков, связанных с утратой заработка, работы, здоровья, а также более эффективное использование страховых средств.
Реформирование структуры государственного социального страхования намечается осуществлять исходя из того, что наиболее эффективно защита от социальных и профессиональных рисков может быть организована в рамках отдельных видов социального страхования:
пенсионное страхование;
страхование в случае временной нетрудоспособности, включая санаторно-курортное обслуживание и оздоровление, а также в случае материнства;
страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
медицинское страхование;
страхование по безработице.
Предлагаемая структура обеспечивает максимальный учет природы риска, точный расчет финансовых средств, необходимых для страхования, приемлемый уровень социальной защиты, исключает скрытое перераспределение финансовых средств, неизбежное при применении объединенных систем.
При едином методологическом подходе к функционированию систем социального страхования реформы в отдельных видах страхования будут иметь определенные особенности.
В системах страхования на случай временной нетрудоспособности и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривается ввести отраслевую дифференциацию страховых взносов в зависимости от отраслевых профессиональных рисков, перевести выплаты нестрахового характера на бюджетное финансирование.
В системе пенсионного страхования предлагается ввести при назначении трудовых пенсий персонифицированный учет пенсионных взносов.
В системе обязательного медицинского страхования намечается постепенно повысить ставки страховых взносов до уровня, обеспечивающего полное финансирование гарантированного перечня медицинских услуг работающему населению, а также завершить переход к полному финансированию этих услуг неработающему населению за счет взносов территориальных бюджетов.
В системе страхования по безработице предполагается осуществить переход на бюджетные принципы финансирования всех выплат нестрахового характера.
Федеральный закон об основах государственного социального страхования Российской Федерации должен стать рамочным законом, на базе которого в последующем будут подготовлены и приняты федеральные законы по отдельным видам страхования и региональные правовые акты по реализации вышеизложенных законов.
Сложность решения поставленных задач требует сохранения в переходный период за государством функции управления системой социального страхования. В отдельных видах государственного социального страхования (за исключением страхования от безработицы) будет расширяться участие и повышаться роль страховых организаций, имеющих соответствующие лицензии и удовлетворяющих специальным требованиям к уставному капиталу, резервированию средств и др., которые обеспечивают гарантии выполнения страховых обязательств.