В силу экономических и политических причин миграция в Российской Федерации все больше приобретает вынужденный характер. За период с 1992 по 1996 год в соответствии с Законами Российской Федерации "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах" статус беженца и вынужденного переселенца в Брянской области получили 8825 человек.
В 1996 году сотрудниками пункта иммиграционного контроля проверено 20196 иностранных граждан, из них из дальнего зарубежья 5564 человека, из ближнего - 14632 человека, в том числе проследовало транзитом в третьи страны 1364 человека. С неисправными документами выявлено 3482 человека.
С ходатайством о предоставлении убежища обратилось 76 человек, в том числе из ближнего зарубежья - 59 человек, из дальнего зарубежья 17 человек. Отказано в предоставлении убежища 74 гражданам по разным причинам.
В 1996 году введено 77 квартир и домов общей площадью 7085.7 кв.м для семей беженцев и вынужденных переселенцев за счет средств федерального бюджета.
В то же время на учете по выделению жилья в миграционной службе по состоянию на 8 апреля 1997 года состоит 703 семьи вынужденных мигрантов.
В области имеется 11 населенных пунктов массового расселения вынужденных мигрантов, в которых проживает 468 семей (1610 человек).
В компактных поселениях н.п.Рогово, Доманичи Почепского района, н.п.Колодня Жирятинского района, н.п.Кузнецовка Комаричского района отсутствуют системы газификации, водоснабжения, объекты социального и культурного назначения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.12.93 N 2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" миграционной службой Брянской области в 1996 году было выдано 31 разрешение на привлечение 306 человек иностранной рабочей силы на территории области.
Это число только легально находящихся иностранных рабочих на территории области. Фактически их в несколько раз больше.
Привлекая иностранную рабочую силу на территории области, миграционная служба сталкивается с отсутствием ее реальной власти, которая могла бы осуществлять контроль, учет привлечения, применять штрафные санкции как к российским работодателям, так и к иностранным рабочим.
Отсутствие же действенных санкций за нарушение условий привлечения иностранной рабочей силы приводит к нелегальной, неконтролируемой трудовой миграции, ухудшает криминогенную обстановку в области.
Расформирование социальной сферы в области защиты прав вынужденных мигрантов предусматривает:
для упорядочения привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории области - разработку и неукоснительное исполнение закона "О привлечении и использовании иностранной рабочей силы на территории области";
с целью развития системы иммиграционного контроля, упорядочения нахождения иностранных граждан на территории области - разработку закона, регламентирующего пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства на территории области;
с целью снижения социальной напряженности в области, обеспечения жильем вынужденных мигрантов - строительство жилья для вынужденных мигрантов за счет средств федерального и местного бюджетов, развитие социальной и инженерной инфраструктуры в компактных поселениях вынужденных мигрантов.