Недействующий

ЗАКОН

САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 10 декабря 2001 года N 300

Об областной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера на 2001-2005 годы"

Принят Сахалинской областной Думой 29 ноября 2001 года

{Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия}

{Изменения:
Закон Сахалинской области от 18.07.2005 N 53-ЗО;
Закон Сахалинской области от 11.11.2005 N 77-ЗО}

(название изменено Законом сахалинской области от 18.07.2005 N 53-ЗО)

Статья 1


Утвердить областную целевую программу \"Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера на 2001-2005 годы\" (прилагается).

(статья 1 изменена законом Сахалинской области от 18.07.2005 N 53-ЗО)

Статья 2


Финансирование областной целевой программы \"Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера на 2001-2005 годы\" осуществляется в соответствии с законами Сахалинской области об областном бюджете и об утверждении сметы внебюджетного фонда Сахалинской области на очередной финансовый год.

(статья 2 изменена законом Сахалинской области от 18.07.2005 N 53-ЗО)

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

Сахалинской области И.П.Фархутдинов

г. Южно-Сахалинск

10 декабря 2001 года

N 300

Утверждена
Законом Сахалинской области
"Об областной целевой программе
"Экономическое и социальное
развитие коренных малочисленных
народов Севера на 2001-2005 годы"

Областная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера на 2001-2005 годы"


(наименование Программы изменено законом Сахалинской области от 18.07.2005 N 53-ЗО)

П А С П О Р Т


Наименование  Программы

Областная целевая программа "Экономическое и  социальное развитие коренных малочисленных народов Севера на 2001-2005  годы" (далее - Программа)

Дата принятия  решения о разра-  ботке Программы

постановление Правительства Российской Федерации от  13 сентября 1996 года N 1099 "О Федеральной целевой программе  "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов  Севера до 2000 года"

Государственный  заказчик

администрация Сахалинской области

Исполнители основных  мероприятий  Программы

отдел национальной политики, комитет экономики,  департамент образования, культуры и спорта, департамент федеральной службы  занятости по Сахалинской области, комитет по земельным ресурсам и  землеустройству Сахалинской области, Управление по охране, контролю и  регулированию использования охотничьих животных Сахалинской области,  департамент здравоохранения, Главное финансовое управление, управление  сельского хозяйства и продовольствия администрации Сахалинской области,  администрации Александровск-Сахалинского, Охинского, Поронайского,  Ногликского, Тымовского, Смирныховского районов, Сахалинская региональная  общественная организация "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера  Сахалинской области", управление ветеринарии Сахалинской области

Основные разработ-  чики Программы

отдел национальной политики, Главное финансовое  управление администрации Сахалинской области, комитет экономики, департамент  образования, культуры и спорта, департамент здравоохранения, комитет по  земельным ресурсам и землеустройству, департамент федеральной службы  занятости населения по Сахалинской области, управление сельского хозяйства и  продовольствия адми нистрации Сахалинской области, администрации районов  компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сахалинская  региональная общественная организация "Ассоциация коренных малочисленных  народов Севера Сахалинской области"

Цели и задачи  Программы

создание условий для дальнейшего развития  традиционных отраслей хозяйствования, обеспечение занятости коренных  малочисленных народов Севера, возрождение и сохранение их этнической  культуры, повышение уровня профессиональной подготовки национальных кадров

Сроки реализации  Программы

2001-2005 годы

Перечень основных  подпрограмм

"Обеспечение занятости, развитие традиционных  отраслей, промыслов и ремесел коренных малочисленных народов Севера и  создание комплексных факторий и развитие факторийных форм торговли и  товарообмена";
"Развитие социальной инфраструктуры, здравоохранения  и сферы услуг";
"Духовное и национально-культурное развитие, образование  и активизация роли коренных малочисленных народов Севера в экономических и  социальных процессах";
"Сохранение среды обитания и улучшение  экологической ситуации";
"Энергообеспечение и развитие  коммуникаций";
"Строительство"

Источники  финансирования

-  -

федеральный бюджет  областной бюджет

-

внебюджетные источники

Ожидаемые конечные  результаты  реализации Программы

-  -

повышение уровня жизни коренных малочисленных народов  Севера;
 развитие традиционных отраслей хозяйствования;

-

снижение уровня безработицы среди народов Севера;

-

повышение уровня медицинского обслуживания в местах  компактного проживания коренных малочисленных народов Севера;

-

подготовка национальных кадров;

-

развитие национальной культуры и самосознания;
 активизация роли коренных малочисленных народов Севера в экономической и  социальной жизни общества

Система контроля  за исполнением  Программы

контроль за реализацией Программы осуществляет  администрация Сахалинской области.

(Программа изменена законом Сахалинской области от 18.07.2005 N 53-ЗО)

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Программа направлена на улучшение социально-экономических условий жизни коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области (далее- народы Севера). Народы Севера - нивхи, ороки (уйльта), эвенки и нанайцы - проживают преимущественно в шести районах области: Александровск-Сахалинском (всего - 203 чел., из них нивхов - 118 чел., эвенков - 78 чел., нанайцев - 1 чел. и др. - 6 чел.); Охинском (всего - 1232 чел., из них нивхов - 1170 чел., эвенков - 48 чел., ороков - 3 чел., нанайцев - 5 чел., орочей - 7 чел. и др. - 4 чел.); Ногликском (всего - 1038 чел., из них нивхов - 775 чел., эвенков -85 чел., ороков - 146 чел., нанайцев - 7 чел. и др. - 5 чел.); Тымовском (всего - 236 чел., из них нивхов - 224 чел., нанайцев - 3 чел., эвенков - 1 чел., ороков - 3 чел.); Поронайском (всего - 463 чел., из них нивхов - 158 чел., ороков - 163 чел., нанайцев - 110 чел., эвенков - 24 чел. и др. - 8 чел.); Смирныховском (всего - 35 чел., из них ороков - 13 чел., эвенков - 3 чел., нанайцев - 7 чел., нивхов - 4 чел. и др. - 8 чел.). На 01.01.2001 года общая численность народов Севера области составила 3395 человек, в том числе в районах компактного проживания - 3198 человек (94%).

Наиболее многочисленными являются нивхи - 2550 чел., ороки (уйльта) - 344 чел., эвенки - 253 чел., нанайцы - 189 чел. Из них 53 процента проживают в городской, 47 процентов - в сельской местности. Общая численность детей и подростков народов Севера до 18 лет-1280 человек, что составляет 37,7 %. Доля лиц старших возрастных групп (старше трудоспособного возраста) от общей численности народов Севера составляет всего 6,5 процента, а в среднем по стране - 19,6 процента.

Происшедшие в последнее время отрицательные изменения традиционных условий жизни и труда народов Севера, нарушение экологического баланса территорий, отчуждение земель традиционного природопользования под промышленное использование - все это неблагоприятно повлияло на здоровье. Продолжительность жизни представителей народов Севера ниже среднего уровня продолжительности жизни в целом по стране, уровень смертности среди народов Севера, особенно среди трудоспособного возраста, превышает среднеобластной в 1,3 раза; показатели уровня здоровья народов Севера в последние годы имеют отрицательную динамику. Так, с 1995 года заболеваемость детей возросла на 9,9 %, подростков - 31,2 %, взрослых - 17,5 %.

763 семьи из числа народов Севера (2289 чел.) нуждаются в материальной поддержке. В связи с повышением платы за содержание в дошкольных учреждениях и отсутствием денежных средств у населения только 36,4 процента детей из числа детей народов Севера имеют возможность посещать детские сады.

В экономике области занято 969 человек, на 01.01.2001 г. в области зарегистрировано 53 родовых семейных хозяйства народов Севера. Около 23,7 процентов представителей народов Севера занимаются традиционными видами хозяйствования: охотой, рыболовством, оленеводством. Значительная часть представителей народов Севера трудоспособного возраста не обеспечена рабочими местами, уровень безработицы в районах компактного проживания народов Севера выше среднеобластного. В населенных пунктах Александровск-Сахалинского района (с.Трамбаус, с.Виахту) , Охинского района ( с.Рыбное и с.Рыбновск) не занято более 90 % трудоспособных жителей из числа народов Севера. С целью сохранения и развития традиционных форм хозяйствования народов Севера и улучшения их социально-экономического положения необходим государственный протекционизм.

Улучшение социально-экономического положения народов Севера - одно из приоритетных направлений государственной национальной политики на Сахалине.

Программа разработана во исполнение Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.96 N 1099, в развитие областной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года", утвержденной постановлением Сахалинской областной Думы от 22.01.98 N 12/1/18-2.

Цели и задачи Программы


Целями Программы являются:

создание условий для устойчивого, гармоничного развития народов Севера в местах их компактного проживания на основе сохранения естественной среды их обитания, восстановления традиционного природопользования и хозяйствования;

принятие неотложных мер по поддержанию традиционного хозяйствования народов Севера, а также создания условий для национально-культурного развития;

повышение уровня образования и профессиональной подготовки народов Севера.

Программа предусматривает решение следующих задач:

- обеспечение социальной защиты народов Севера, совершенствование системы социальных льгот и гарантий, в том числе при трудоустройстве, обеспечение возможности повышения уровня образования, подготовки национальных кадров;

- создание новых рабочих мест, развитие и поддержка малого предпринимательства, семейно-родовых и общинных форм хозяйствования;

- развитие материальной базы традиционного хозяйствования народов Севера - оленеводства, рыболовства, народных художественных промыслов;

- сохранение и развитие национальной культуры, традиций и обычаев народов Севера;

- возрождение национально-территориального или общинного самоуправления народов Севера;

- повышение уровня медицинского обслуживания в местах компактного проживания народов Севера;

- строительство, ремонт и приобретение жилья для народов Севера;

- развитие факторийных форм торговли и товарообмена, создание рынков сбыта продукции традиционных отраслей хозяйствования;

- сохранение традиционной среды обитания народов Севера и улучшение экологической ситуации;

- развитие системы социально-бытовых и коммунальных услуг, торговли и повышение уровня обеспеченности народов Севера продовольствием и товарами первой необходимости.

Система программных мероприятий включает 6 подпрограмм:

Обеспечение занятости, развития традиционных отраслей, промыслов

и ремесел народов Севера и создание комплексных факторийных форм торговли и товарообмена.

Развитие социальной инфраструктуры, здравоохранения и сферы

услуг.

Духовное и национально-культурное развитие, образование и усиление

роли народов Севера в экономических и социальных процессах.

Сохранение среды обитания и улучшение экологической ситуации.

Энергообеспечение и развитие коммуникаций.

Строительство.

Администрация Сахалинской области с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно будет уточнять целевые показатели и затраты по программным мероприятиям.

При формировании системы программных мероприятий учитывалась необходимость:

- продолжения и завершения ранее начатых работ по развитию экономики и социальной сферы, в том числе вводу в действие объектов капитального строительства (в рамках Федеральной целевой программы экономического и социального развития народов Севера до 2000 года);

- расширение состава мероприятий и направления объемов работ по признанным приоритетным для жизнедеятельности народов Севера направлениям;

- реализация новых направлений, обеспечивающих коренное изменение стратегии экономического и социального развития народов Севера на территории их компактного проживания в условиях рыночных отношений.

Система программных мероприятий включает правовые, организационные, производственно-хозяйственные, экологические, социальные и другие мероприятия:

- направленные преимущественно на решение экономических и социальных проблем народов Севера;

- предусматривающие создание условий для успешной реализации Программы и обеспечивающие нормативно-правовое обеспечение Программы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»