Недействующий

     

     

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 сентября 1996 года N 1099


О федеральной целевой программе "Экономическое и
социальное развитие коренных малочисленных
народов Севера до 2000 года"

(с изменениями на 30 декабря 2000 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 216;
     постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.
____________________________________________________________________


В целях создания условий для стабилизации экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, реализации их национально-культурных запросов и сохранения сложившихся традиций, а также исходя из необходимости всесторонней государственной защиты и помощи этим народам, Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года" (далее именуется - Программа).

____________________________________________________________________

Срок реализации Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.

____________________________________________________________________

     

2. Определить государственным заказчиком Программы Государственный комитет Российской Федерации по вопросам развития Севера.

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации:

включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

при разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и проектов федерального бюджета на 1997 год и последующие годы предусматривать выделение средств для реализации Программы, имея в виду, что объемы и источники финансирования Программы определяются в порядке, установленном для федеральных программ.

Государственному комитету Российской Федерации по вопросам развития Севера совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают коренные малочисленные народы Севера, Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока ежегодно осуществлять корректировку заданий Программы в пределах выделяемых ассигнований.

4. Согласиться с предложением Государственного комитета Российской Федерации по вопросам развития Севера о создании дирекции Программы под руководством первого заместителя председателя Государственного комитета Российской Федерации по вопросам развития Севера, а также об образовании стабилизационного фонда Программы.

Государственному комитету Российской Федерации по вопросам развития Севера в 2-месячный срок разработать и утвердить в установленном порядке положение о дирекции Программы и стабилизационном фонде.

5. Государственному комитету Российской Федерации по вопросам развития Севера совместно с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают коренные малочисленные народы Севера, ежегодно, к 20 февраля, направлять в Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по науке и технологиям доклад о ходе реализации Программы.

6. Государственному комитету Российской Федерации по вопросам развития Севера провести перспективные разработки по обоснованию экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера в 2000-2010 годах и внести в Правительство Российской Федерации до 1 января 1999 года проект соответствующей программы.

Председатель Правительства
 Российской Федерации
                                   В.Черномырдин

     

 УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 сентября 1996 года N 1099

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Экономическое и социальное развитие коренных
малочисленных народов Севера до 2000 года"

(с изменениями на 18 февраля 1998 года)

____________________________________________________________________

Срок реализации настоящей Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.

____________________________________________________________________

   

  ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ  ПРОГРАММЫ

Наименование Программы


-


федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года"

Дата принятия решения о разработке Программы



-





пункт 35 постановления Кабинета Министров СССР и Совета Министров РСФСР от 11 марта 1991 года N 84, поручение Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 года
N ОС-П11-00972 и другие поручения Правительства по этому вопросу

Государственный заказчик

-

Государственный комитет Российской Федерации по вопросам развития Севера

Основной разработчик Программы

-

Институт проблем управления Российской академии наук

Цели и задачи Программы




-



стабилизация экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, создание условий для реализации их
национально-культурных запросов, сохранение сложившихся традиций

Сроки реализации Программы

-

1997-2000 годы

Перечень основных подпрограмм










-












"Сохранение среды обитания и улучшение экологической ситуации";
"Условия жизни: жилье, коммунальное и бытовое обслуживание, обеспечение топливом и энергией, доходы";
"Обеспечение занятости, развитие традиционных отраслей, промыслов, переработки их продукции и товарообмена";
"Медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение";
"Развитие коммуникаций: транспорт и связь";
"Образование, культура и духовное возрождение коренных малочисленных  народов Севера"

Исполнители подпрограмм и основных
мероприятий





-






Государственный комитет Российской Федерации
по вопросам развития Севера, другие органы исполнительной власти, научные организации, предприятия, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и территориальные органы исполнительной власти

Объемы и источники финансирования








-








всего для реализации Программы - 15,5 трлн. рублей (в ценах 1996 года),
в том числе:
4,4 трлн. рублей, или 28 процентов за счет федерального бюджета,
3,3 трлн. рублей, или 22 процента за счет местных
бюджетов,
7,8 трлн. рублей, или 50 процентов за счет прочих
источников

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы





-






обеспечение перехода коренных малочисленных народов Севера к устойчивому развитию преимущественно за счет собственных источников
финансирования, создание условий для увеличения доходности традиционных отраслей хозяйствования на основе современных технологий

Система организации контроля за исполнением Программы


-



Государственный комитет Российской Федерации по вопросам развития Севера, Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

     

 1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения
программными методами

Современный уровень социально-экономического
развития коренных малочисленных народов Севера


В ряду общих для Севера проблем, резко обострившихся в период проведения экономических реформ, особое место занимают проблемы коренных малочисленных народов Севера.

Коренные малочисленные народы Севера, насчитывающие около 200 тыс. человек, представляют собой особую этническую группу, условия и образ жизни которых имеют существенную специфику. На огромных просторах от Мурманска до Чукотки, Сахалина, Приморья, занимающих более 60 процентов территории Российской Федерации, проживают, сохраняют и развивают самобытную культуру и промыслы коренные малочисленные народы Севера. Эти народы в течение многовековой истории внесли величайший вклад в развитие общечеловеческой цивилизации, сохранили высокую материальную и самобытную духовную культуру.

Из-за сложной социально-экономической обстановки на Севере, связанной в значительной мере с ослаблением государственного регулирования, продолжает ухудшаться социальное положение трудящихся.

Показатели по доходам на душу населения, обеспечению жилой площадью, различными видами обслуживания в этом регионе значительно ниже среднереспубликанских.

Каждый пятый безработный России - житель Севера. Половина задолженности по выплате заработной платы в России - северянам. Разрушается хозяйственный комплекс, социальная инфраструктура Севера.

Средняя продолжительность жизни на Севере на 3-4 года ниже, чем в среднем по России, а у коренного населения - на 10-11 лет. Только за 1990-1993 годы рождаемость снизилась на 34 процента, а смертность возросла на 42 процента по сравнению с 1990 годом, что привело к 10-кратному сокращению естественного прироста населения.

Несмотря на меры, принимаемые Правительством Российской Федерации, жизненный уровень, условия труда и быта коренных малочисленных народов Севера остаются на низком уровне.

Экологическая ситуация на территории промышленных районов становится крайне неблагоприятной для жизни этих народов, они поставлены на грань исчезновения, утрачивают свои этнические, культурные, социальные традиции и язык.

Из-за высокой стоимости авиа- и других перевозок 60 процентов производимой продукции не вывозится в места ее реализации, приходит в негодность. Миграция некоренного населения в больших масштабах приводит к ликвидации поселков и социальной инфраструктуры, которой пользовалась часть коренного населения.

На 1 января 1996 года по сравнению с 1 январем 1991 года основное стадо оленей сократилось на 600 тыс. голов, наполовину уменьшилась добыча рыбы, пушнины и морского зверя. Прекращен сбор грибов, ягод, орехов, лекарственных растений и водорослей.

Практически прекращена работа по медицинскому, культурному, торговому и бытовому обслуживанию оленеводов, рыбаков и охотников.

Большинство жителей, получая лишь начальное или неполное среднее образование, не имеют квалификации и не могут найти полноценной работы. Из-за резкого удорожания и неудовлетворительной обеспеченности материально-техническими ресурсами приостановлено строительство жилья, ухудшается состояние здравоохранения. Утрачиваются самобытные виды традиционного народного творчества, имеются серьезные недостатки в организации подготовки специалистов, преподавании родных языков, издании учебников и художественной литературы на национальных языках. Проблема выживания и развития коренных малочисленных народов характерна не только для России. В связи с этим с 1995 года международной общественностью объявлено Десятилетие коренных народов мира. Статус коренных народов регулируется рядом документов международного, федерального и местного уровня (их более 170).

 Итоги выполнения заданий Государственной программы развития
экономики и культуры малочисленных народов Севера

В 1991-1995 годах введены в действие жилые дома общей площадью 400,62 тыс. кв. метров, больницы - на 357 койко-мест, дошкольные учреждения - на 1,83 тыс. мест, общеобразовательные школы - на 2,63 тыс. мест, цехи по переработке мяса и рыбы - 4, мастерские и цехи по переработке оленьего и кожевенно-мехового сырья и пошиву меховых изделий - 5. Однако объем введенных в действие объектов составляет от 5 до 21 процента заданий, установленных Государственной программой развития экономики и культуры малочисленных народов Севера в 1991-1995 годах, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 11 марта 1991 г. N 145.

Низкий уровень обеспечения финансовыми ресурсами, задержки в их перечислении явились основной причиной срыва выполнения этих заданий. Фактически в 1991-1995 годах было выделено от потребности средств (в процентах): в 1991 году - 30; в 1992 году - 17; в 1993-1994 годах - 4; в 1995 году - 2.

Выполнение принятых в 1991-1995 годах региональных программ по указанным проблемам подтверждает необходимость осуществления комплексного подхода к их решению, рассчитанного на длительный период и устойчивый результат.

Целью настоящей Программы является создание условий для коренного улучшения всего комплекса социальных условий проживания этих народов, сохранения их естественной среды обитания и традиционного хозяйственного уклада на основе новых технологий с максимальным привлечением средств предприятий, коммерческих структур и зарубежных инвесторов.

Проблема развития коренных малочисленных народов Севера является межрегиональной. Для выведения из кризиса регионов, на территории которых проживают коренные малочисленные народы Севера, необходима поддержка из федерального бюджета.

          Главное преимущество целевых программ - выработка и реализация задач, обеспечивающих решение стоящей проблемы на основе системного подхода.

 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основной целью Программы является создание условий для устойчивого, гармоничного развития коренных малочисленных народов Севера в местах их компактного проживания на основе сохранения биосферы этого региона, восстановления традиционного природопользования и хозяйствования на базе созданного производственного и инфраструктурного потенциала.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит в 1997-2000 годах:

решить проблему сохранения среды обитания и улучшения экологической ситуации;

обеспечить нормальные условия жизни для этих народов (современное благоустроенное жилье, занятость трудоспособного населения, медицинское и санитарно-эпидемиологическое обслуживание);

обеспечить переход на систему образования, учитывающую специфику традиционного ведения хозяйствования и отношений между народами, развитие национальной культуры, духовное возрождение этих народов.

Для коренных малочисленных народов Севера необходимо сохранить систему их жизнеобеспечения - традиционную среду обитания и хозяйствования.

Восстановление и рациональное использование природных ресурсов будет способствовать обеспечению их занятости производительным трудом с сохранением и развитием традиционных отраслей хозяйствования.

В местах проживания этих народов необходимо построить современное благоустроенное жилье, обеспечить жителей экологически чистой энергией.

Выполнение этих задач тесно связано с решением вопросов медицинского и санитарно-эпидемиологического обслуживания коренных малочисленных народов Севера. Эта проблема должна быть решена мерами, учитывающими специфику региона (удаленность поселков, слабое развитие коммуникаций, ограниченные сроки завоза продукции (товаров) и низкие доходы населения). Главное - создание мобильных комплексных бригад медицинских работников, которые должны оказывать помощь в экстренных случаях, а также осуществлять регулярную профилактику заболеваний.

Проблемы коммуникаций и транспорта должны решаться при поддержке из федерального бюджета.

Устойчивое развитие возможно лишь на основе возрождения самобытной культуры, сохранения старинных обычаев, образа жизни, сокращения неестественной ассимиляции.

Срок реализации Программы установлен во исполнение решений Правительства Российской Федерации и увязан с общероссийским процессом стабилизации экономики и выходом из кризиса. За 1997-2000 годы будет достигнута стабилизация экономического и социального положения коренных малочисленных народов Севера, а также созданы условия для перехода их к устойчивому развитию.

 3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Система программных мероприятий включает 6 подпрограмм.

Государственный заказчик Программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям.

На основе Программы могут составляться детальные подпрограммы, а также подпрограммы развития отдельных поселений, групп поселений и районов. Ответственность за такие подпрограммы несут администрации соответствующих национальных образований.

Подпрограмма "СОХРАНЕНИЕ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ И УЛУЧШЕНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ"

Целью подпрограммы является сохранение естественной среды обитания коренных малочисленных народов Севера, ее улучшение, снижение или ликвидация уровня загрязнения окружающей среды (воздуха, воды и земли); восстановление природно-ресурсной основы традиционных видов хозяйственной деятельности, естественных условий среды и ландшафта для людей, птицы, рыбы, морского зверя, диких и домашних животных.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»