ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОТ 11.02.2016 № 84/55
О внесении изменений в постановление Правительства Кировской
области от 28.12.2012 № 189/838 и признании утратившими силу
некоторых постановлений Правительства Кировской области
(с изменениями на 30 декабря 2019 года)
_______________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 753-П
_______________________________________________________________________
В соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 19.06.2012 № 180 "Об утверждении перечня государственных программ Кировской области" Правительство Кировской области
постановляет:
1. Исключен постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 753-П
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Кировской области:
2.1 От 20.12.2012 № 187/809 "Об утверждении государственной программы Кировской области "Развитие коммунальной и жилищной инфраструктуры" на 2013 - 2020 годы".
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Кузнецова А.Б.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. Председателя Правительства
Кировской области Д.А. Матвеев
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными
услугами жителей Кировской области" на 2013 - 2020 годы
ПАСПОРТ
государственной программы Кировской области
"Обеспечение доступным и комфортным жильем
и коммунальными услугами жителей Кировской
области" на 2013 - 2020 годы
Ответственный исполнитель Государственной программы | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области |
Соисполнители Государственной программы | региональная служба по тарифам Кировской области; государственная жилищная инспекция Кировской области; министерство образования Кировской области |
Наименование подпрограмм | "Развитие строительства и архитектуры Кировской области" на 2016 - 2020 годы; "Развитие коммунальной и жилищной инфраструктуры Кировской области" на 2016 - 2020 годы; "Развитие жилищного строительства для целей коммерческого и некоммерческого найма" на 2016 - 2020 годы |
Цели Государственной программы | увеличение объемов жилищного строительства; формирование рынка доступного и комфортного жилья; повышение качества и надежности поставки коммунальных ресурсов |
Задачи Государственной программы | стимулирование развития жилищного строительства, в том числе строительство жилья, предоставляемого в наем; обеспечение доступности жилья и иных объектов недвижимости; совершенствование территориальной системы ценообразования в строительстве; обеспечение градостроительной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации муниципальных образований Кировской области; переселение граждан из аварийного жилищного фонда; обеспечение модернизации объектов коммунальной инфраструктуры; увеличение объемов капитального ремонта и (или) реконструкции многоквартирных домов; обеспечение доступной стоимости коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры; обеспечение контроля за соблюдением требований жилищного законодательства участниками жилищных отношений; реализация на территории Кировской области государственной политики в сфере регулирования субъектов естественных монополий и организаций коммунального комплекса, направленной на сдерживание роста цен и тарифов на товары (услуги), производимые (оказываемые) данными организациями |
Целевые показатели эффективности реализации Государственной программы | общий объем ввода жилья; обеспеченность населения жильем; соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек; объем выданных ипотечных кредитов; количество семей, получивших социальные выплаты в рамках Закона Кировской области от 27.03.2007 № 96-ЗО "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования" (далее - Закон Кировской области от 27.03.2007 № 96-ЗО) (по 2015 год включительно); доля городских округов, городских и сельских поселений, утвердивших генеральные планы, без учета принятых решений представительных органов местного самоуправления сельских поселений об отсутствии необходимости подготовки генерального плана поселения; количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда; доля ввода жилья некоммерческого жилищного фонда, предоставляемого в наем; доля ввода жилья коммерческого жилищного фонда, предоставляемого в наем; удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами; количество ресурсоснабжающих, управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг, получающих субсидию на возмещение части недополученных доходов в связи с пересмотром подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами; количество аварий и инцидентов в год на 1 километр сетей организаций коммунального комплекса в сфере тепло- и водоснабжения; доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи; доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения; выполнение плана проверок хозяйственной деятельности регулируемых организаций по вопросам формирования и экономической обоснованности величины установленных тарифов (цен); количество многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт и собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области"; количество проведенных мероприятий по контролю за соблюдением требований жилищного законодательства участниками жилищных отношений |
Этапы и сроки реализации Государственной программы | 2013 - 2020 годы, выделение этапов не предусмотрено |
Объем финансового обеспечения Государственной программы | общий объем финансирования - 68909991,88 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 328620 тыс. рублей; средства областного бюджета - 6956338,88 тыс. рублей; средства государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 1917374,83 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 1175130,17 тыс. рублей (привлекаются по соглашению); внебюджетные средства - 58532528 тыс. рублей (привлекаются по соглашению) |
Ожидаемые конечные результаты | За период реализации Государственной программы ожидается: увеличение общего объема ввода жилья в 2020 году до 800 тыс. кв. метров; соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек, составит 2,8 года к концу 2020 года; повышение к концу 2020 года обеспеченности населения жильем до 30 кв. метров на человека; увеличение объема выданных ипотечных кредитов в 2020 году до 11700 млн. рублей; 3104 семьи, получившие социальные выплаты в рамках Закона Кировской области от 27.03.2007 № 96-ЗО, за 2013 - 2015 годы; увеличение к концу 2020 года доли городских округов, городских и сельских поселений, утвердивших генеральные планы, без учета принятых решений представительных органов местного самоуправления сельских поселений об отсутствии необходимости подготовки генерального плана поселения до 63%; количество переселенных граждан из аварийного жилищного фонда за 2013 - 2017 годы составит 8710 человек; достижение доли ввода жилья некоммерческого жилищного фонда, предоставляемого в наем, не менее 5%; достижение к 2020 году доли ввода жилья коммерческого жилищного фонда, предоставляемого в наем, не менее 5%; обеспечение уровня удовлетворенности населения жилищно-коммуналь-ными услугами до 62%; обеспечение предоставления субсидии на возмещение части недополученных доходов в связи с пересмотром подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами 605 организациям; количество аварий и инцидентов в год на 1 километр сетей организаций коммунального комплекса в сфере тепло- и водоснабжения не более 0,18 единицы; сохранение доли расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи не более 8,4% до 2020 года; увеличение доли сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, до 85,5%; обеспечение выполнения плана проверок хозяйственной деятельности регулируемых организаций по вопросам формирования и экономической обоснованности величины установленных тарифов (цен) в размере 100%; за 2016 - 2020 годы планируется капитально отремонтировать 4500 многоквартирных домов, в которых собственники помещений формируют фонды капитального ремонта на счете некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области"; за 2016 - 2020 годы планируется провести 1665 мероприятий по контролю за соблюдением требований жилищного законодательства участниками жилищных отношений. |
1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Обеспечение высокого уровня жилищно-коммунального обслуживания граждан - один из приоритетов государственной политики в Российской Федерации и Кировской области, а наличие возможности улучшения жилищных условий является важнейшим показателем повышения благосостояния населения, предпосылкой социальной и экономической стабильности государства.
В Кировской области последовательно реализуется политика, направленная на обеспечение жителей области доступным и комфортным жильем, а также качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства.
В 2008 - 2012 годах в области удалось достигнуть определенных положительных результатов в сфере жилищного строительства. Количественные показатели приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя | Годы | ||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Ввод жилья в Кировской | 425,8 | 335,9 | 378,3 | 405,3 | 406,6 |
Введено в действие индивидуальными застройщиками (тыс. кв. метров) | 198,5 | 173,9 | 131,2 | 119,4 | 130,9 |
Удельный вес от общего ввода жилья индивидуальными застройщиками | 46,6% | 52% | 34,7% | 29,4% | 32,2% |
В 2012 году объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", составил 18 млрд. рублей, что на 11,6% превышает уровень 2011 года в сопоставимой оценке.
В Кировской области в 2012 году введено в эксплуатацию 406,6 тыс. кв. метров жилья, или 100,3 % к уровню 2011 года, в том числе 130,9 тыс. кв. метров индивидуального жилищного строительства, или 109,7% к уровню прошлого года. Установленный показатель Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) на 2012 год в размере 390 тыс. кв. метров выполнен. Ввод жилья экономического класса в Кировской области составляет 39,9% от общего ввода жилья. Коэффициент доступности жилья в Кировской области составляет 3,63 года (средний по ПФО - 3,61 года).
При этом на 1 жителя Кировской области по итогам 2012 года введено 0,31 кв. метра жилья, что не превышает уровень 2011 года.
Несмотря на определенные успехи, достигнутые в жилищном строительстве, существующих темпов строительства жилья в настоящее время недостаточно для улучшения качества жилищного фонда Кировской области. Так, в 2012 году 78,0% площади жилых помещений приходилось на период возведения жилья до 1991 года включительно, износ более 31% имеет 56,7% площади, в том числе на ветхое и аварийное приходилось 4,6%. В области планомерно решается проблема переселения граждан из непригодного жилья: в 2012 году из аварийного жилья переселено 1070 человек, снесено 44 аварийных дома.
Для Кировской области является актуальной проблема развития малоэтажного домостроения. В последнее время малоэтажное жилье строится преимущественно в районах области индивидуальными застройщиками.
В 2012 году доля малоэтажного жилья в общем объеме ввода составила 41,7%. Для увеличения доли малоэтажного жилья в общем объеме вводимого жилья акцент необходимо сделать на развитии комплексной малоэтажной жилой застройки экономкласса.
Отсутствие проектов комплексной малоэтажной застройки экономкласса обуславливается значительной долей затрат в себестоимости квадратного метра на развитие коммунальной и дорожной инфраструктуры во вновь строящихся малоэтажных поселках, затрат по приобретению земельного участка под строительство, в результате чего проект выходит из категории экономкласса.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" разработка документов территориального планирования в области должна быть завершена до 2013 года. В 2012 году разработаны и утверждены схема территориального планирования Кировской области, схемы территориального планирования 39 муниципальных районов. Разработаны и утверждены генеральные планы 5 городских округов, а также 48 городских поселений. В 2015 году утверждены генеральные планы всех городских округов и городских поселений.
На данном этапе стоит задача обеспечения муниципальных образований Кировской области документами территориального планирования, включая генеральные планы сельских поселений, так как в соответствии с частью 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях размещения объектов местного значения, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения.
В районах, где еще существует нехватка сформированных земельных участков под жилищное и иное строительство, необходимо продолжить выполнение работы по подготовке документации по планировке территории с целью резервирования земель для строительства жилых домов для переселения из ветхого аварийного жилья, обеспечения заявок граждан земельными участками под индивидуальное жилищное строительство, комплексного освоения территории, а также для строительства объектов местного значения.
На сегодняшний день основной проблемой, сдерживающей увеличение предложения жилья на первичном рынке, является отсутствие подготовленных для жилой застройки земельных участков, имеющих полное инфраструктурное обеспечение.
Кроме того, на развитие жилищного строительства в регионе влияет покупательская и инвестиционная активность в строительстве, доступность кредитных ресурсов как для строительных организаций, так и для граждан, вопросы, связанные с прозрачностью тарифов на подключение к инженерным сетям.
Все эти проблемы следует решать в комплексе.
В настоящее время в России в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача развития рынка доступного жилья через создание условий для сбалансированного увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, в том числе с помощью развития ипотечного жилищного кредитования и увеличения объемов жилищного строительства.
На 01.01.2012 стоимость одного квадратного метра жилья в Кировской области, по данным статистики, в среднем составляла 40,4 тыс. рублей. В итоге стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра составляла 2181,6 тыс. рублей. Среднедушевые денежные доходы населения в месяц на 01.01.2013, по данным статистики, составили 16,7 тыс. рублей. Соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек, составляет 3,63 года. Молодые семьи, как правило, не могут приобрести жилье за счет текущих доходов или накоплений.
Учитывая вышеизложенное, решить проблему доступности жилья возможно путем повышения уровня доходов населения либо создания механизмов, позволяющих приобретать жилье при существующих доходах.
Одним из таких механизмов в большинстве стран мира является приобретение жилья в кредит. Этот механизм служит не только основной формой решения жилищной проблемы для населения, но и базовой сферой экономической деятельности, ключевую роль в которой играют банковские и другие финансовые структуры, обеспечивающие необходимый прилив капиталов в эту сферу.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда является одной из самых острых социальных проблем на территории Кировской области. Проживающие в аварийных домах граждане в основном не в состоянии самостоятельно приобрести жилище удовлетворительного качества.
Муниципальные образования, учитывая высокую степень дотационности своих бюджетов, самостоятельно решить проблему переселения граждан из аварийного жилищного фонда не могут. К тому же переселение граждан только за счет средств муниципалитетов, особенно в непривлекательных для инвесторов населенных пунктах, затянется на долгие годы. Следовательно, решать проблему необходимо программным методом.
Решение данных проблем в Кировской области осуществляется в рамках Федерального а от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ) и областных адресных программ, принимаемых в соответствии с требованиями закона.
В целом решение проблемы переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в рамках Государственной программы будет способствовать снижению социальной напряженности в области, улучшению демографической ситуации и развитию строительной отрасли в Кировской области.
До 2016 года в Кировской области реализуются программа "Служебное жилье", мероприятия которой направлены на строительство и предоставление жилья работникам бюджетной сферы с использованием механизма долгосроч-ной аренды. Заказчиком на формирование такого фонда жилья с привязкой к конкретным муниципальным образованиям является Правительство Кировской области. Программу реализует открытое акционерное общество "Кировская региональная ипотечная корпорация" (далее - ОАО "КРИК") за счёт денежных средств, выделенных из бюджета Кировской области в 2012 году, в размере 450 млн. рублей. ОАО "КРИК" формирует специализированный фонд служебного жилья путем строительства новых зданий, реконструкции и капитального ремонта существующих объектов и приобретения готовых жилых помещений на рынке недвижимости. ОАО "КРИК" становится собственником такого жилья и предоставляет его работникам бюджетной сферы на условиях долгосрочной льготной аренды.
В то же время существует необходимость развития арендного жилищного фонда для предоставления в аренду помещений категориям граждан, имеющим невысокий уровень дохода и не имеющим возможность приобрести жилье в собственность, а также для привлечения и сохранения трудовых ресурсов на крупных промышленных предприятиях, расположенных на территории области.
Число семей, состоящих на учете для получения жилья и улучшения жи-лищных условий, учтенных в органах местного самоуправления Кировской области на 1 января 2014 года, составляет 27,5 тыс. семей. В муниципальных образованиях строительство маневренного фонда практически не ведется, а имеющийся муниципальный жилищный фонд ежегодно ветшает. Таким образом, к началу 2016 года проблема обеспечения жильем нуждающихся граждан стоит остро и решать ее необходимо с участием развития рынка арендного жилья.
Развитие рынка арендного жилья позволяет решить жилищные проблемы различных категорий граждан, создает условия для эффективной трудовой миграции населения, способствует привлечению граждан, имеющих специальности, необходимые для социально-экономического развития территории.
Создание благоприятной среды жизнедеятельности населения области возможно исключительно при высоком уровне обеспеченности инженерной инфраструктурой и повышении уровня жилищных условий. Жилищно-коммунальное хозяйство является базовой отраслью экономики Кировской области, обеспечивающей население области жизненно важными услугами: отоплением, горячим и холодным водоснабжением, водоотведением, электроснабжением, газоснабжением.