ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОТ 20.12.2012 № 187/809
(с изменениями на 8 декабря 2015 года)
_________________________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
постановлением Правительства Кировской области
от 11.02.2016 № 84/55
__________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 19.03.2013 № 200/139
постановлением Правительства Кировской области от 21.05.2013 № 209/292
постановлением Правительства Кировской области от 20.08.2013 № 223/501
постановлением Правительства Кировской области от 02.10.2013 № 229/614
постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2013 № 242/974
постановлением Правительства Кировской области от 03.03.2014 № 251/143
постановлением Правительства Кировской области от 05.05.2014 № 261/308
постановлением Правительства Кировской области от 16.07.2014 № 271/479
постановлением Правительства Кировской области от 23.09.2014 № 281/647
постановлением Правительства Кировской области от 09.02.2015 № 24/70
постановлением Правительства Кировской области от 03.08.2015 № 52/425
постановлением Правительства Кировской области от 08.12.2015 № 73/806
______________________________________________________________________________
В соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 19.06.2012 № 180 "Об утверждении перечня государственных программ Кировской области" (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Кировской области от 03.09.2012 № 266) и постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 № 144/123 "О разработке, реализации и оценке эффективности государственных программ Кировской области" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 29.08.2012 № 168/511) Правительство Кировской области
постановляет:
1. Утвердить государственную программу Кировской области "Развитие коммунальной и жилищной инфраструктуры" на 2013 - 2020 годы (далее - Государственная программа). Прилагается.
(п. 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 02.10.2013 № 229/614)
2. Определить ответственным исполнителем Государственной программы министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области.
(п. 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 08.12.2015 № 73/806)
3. Департаменту по вопросам внутренней и информационной политики Кировской области опубликовать постановление в официальных средствах массовой информации.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Кузнецова А.Б.
(п. 4 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 08.12.2015 № 73/806)
5. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2013.
Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области
от 20.12.2012 № 187/809
от 20.08.2013 № 223/501, от 02.10.2013 № 229/614,
от 30.12.2013 № 242/974, от 03.03.2014 № 251/143,
от 05.05.2014 № 261/308, от 16.07.2014 № 271/479,
от 09.02.2015 № 24/70, от 03.08.2015 № 52/425,
от 08.12.2015 № 73/806)
Ответственный исполнитель государственной программы | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области |
Соисполнители Государственной программы | региональная служба по тарифам Кировской области, государственная жилищная инспекция Кировской области, министерство промышленности и энергетики Кировской области, органы местного самоуправления |
Наименование подпрограмм | отсутствуют |
Программно-целевые инструменты Государственной программы | ведомственная целевая программа "Реализация на территории Кировской области государственной целевой политики в регулируемых сферах деятельности, определяемых законодательством Российской Федерации и Кировской области"; ведомственная целевая программа "Организация и осущест-вление государственного контроля в сфере жилищных правоотношений |
Цели Государственной программы | повышение уровня надежности поставки коммунальных ресурсов, комфортности проживания, обеспечение доступной стоимости коммунальных услуг при эффективной работе коммунальной инфраструктуры |
Задачи Государственной программы | обеспечение модернизации объектов коммунальной инфраструктуры; увеличение объемов капитального ремонта и (или) реконструкции многоквартирных домов; повышение комфортности проживания; обеспечение собственников помещений многоквартирных домов коммунальными услугами нормативного качества; обеспечение доступной стоимости коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры; обеспечение контроля за соблюдением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности; обеспечение контроля за соблюдением требований жилищного законодательства участниками жилищных отношений; участие в реализации на территории Кировской области государственной политики в сфере регулирования субъектов естественных монополий и организаций коммунального комплекса, направленной на сдерживание роста цен и тарифов на товары (услуги), производимые (оказываемые) данными организациями, и обеспечение их доступности для населения, а также надежное и бесперебойное функционирование работы организаций жизнеобеспечения; внедрение долгосрочного тарифного регулирования, в том числе посредством новых методов регулирования, основанных на доходности инвестированного капитала |
Целевые показатели эффективности реализации Государственной программы | доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть; доля потерь тепловой энергии в суммарном объеме отпуска тепловой энергии; количество аварий и инцидентов в год на 1 км сетей организаций коммунального комплекса в сфере тепло- и водоснабжения; доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи; доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения; выполнение плана проверок хозяйственной деятельности регулируемых организаций по вопросам формирования и экономической обоснованности величины установленных тарифов (цен); общая площадь капитально отремонтированных многоквартирных домов; количество проведенных мероприятий по контролю за соблюдением требований жилищного законодательства участниками жилищных отношений; доля граждан, использующих механизм получения государственных услуг в электронной форме |
Этапы и сроки реализации Государственной программы | 2013 - 2020 годы. Этапы реализации программы не выделяются |
Объемы финансового обеспечения Государственной программы | общий объем финансирования - 9668050,97 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 1563893,30 тыс. рублей; средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) - 174568,27 тыс. рублей; средства областного бюджета - 6042523,72 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 986318,07 тыс. рублей (по соглашениям); внебюджетные средства - 900747,61 тыс. рублей, из них собственные (инвестиционные) средства организаций и средства собственников помещений многоквартирных домов - 900747,61 тыс. рублей (по соглашениям) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы | к концу 2020 года планируется: не превысить долю утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть, свыше 31,3%; не превысить долю потерь тепловой энергии в суммарном объеме отпуска тепловой энергии свыше 17,8%; не превысить количество аварий и инцидентов в год на 1 км сетей организаций коммунального комплекса в сфере тепло- и водоснабжения свыше 0,18 единицы; не превысить долю расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи свыше 8,4%; увеличить долю сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, до 85,5%; обеспечить выполнение плана проверок хозяйственной деятельности регулируемых организаций по вопросам формирования и экономической обоснованности величины установленных тарифов (цен) в размере 100%; капитально отремонтировать 1841,7 тыс. квадратных метров общей площади многоквартирных домов; провести 2581 мероприятие по контролю за соблюдением требований жилищного законодательства участниками жилищных отношений; увеличить долю граждан, использующих механизм получения государственных услуг в электронной форме, до 70%. |
Государственная программа разработана в целях реализации распоряжения Правительства Кировской области от 19.06.2012 № 180 "Об утверждении перечня государственных программ Кировской области" (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Кировской области от 03.09.2012 № 266).
Государственная программа призвана создать необходимые условия для решения основных производственных, финансово-экономических и социальных проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Жилищно-коммунальное хозяйство Кировской области функционирует в условиях большой энергозатратности производства услуг.
Общая площадь жилищного фонда области составляет 30791 тыс. кв. метров, 40,5% площади жилищного фонда выполнено в деревянном исполнении, 56,9% площади жилищного фонда - в каменном, кирпичном, панельном, монолитном и блочном исполнении.
Свыше 15,5% от общего числа многоквартирных домов имеют износ свыше 65%, и 52,9% многоквартирных домов имеют износ от 31% до 65%.
Коммунальное хозяйство Кировской области существенно отличается по уровню развития в городских и сельских поселениях, от 85% до 92% коммунальных услуг предоставляются в городских поселениях.
Услуги по теплоснабжению предоставляются 1406 источниками тепла, эксплуатируется 2055,5 км тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, из них 44,1% сетей нуждаются в замене. Доля потерь тепловой энергии составляет 15,3% (по Приволжскому федеральному округу - 10%, по Российской Федерации - 10,6%). Количество аварий составляет 144 единицы, в том числе на паровых и тепловых сетях 105 единиц, или 0,05 единицы на 1 км сетей.
Водоснабжение населенных пунктов обеспечивают 1255 водопроводов, 2036 насосных станций первого подъема, 16 открытых водозаборов, протяженность водопроводных сетей - 7079,0 км, из них 46,2% сетей нуждается в заме-не. Доля утечек и неучтенного расхода воды составляет 31,3% (по Приволжскому федеральному округу - 19,1%, по Российской Федерации - 21,5%). Количество аварий составляет 2780 единиц, в том числе на водопроводных сетях 2584 единицы, или 0,36 единицы на 1 км сетей.
Отведение сточных вод осуществляется 261 канализацией, 237 канализационными насосными станциями, протяженность канализационных сетей 2071,2 км, из них 35,0% нуждаются в замене. Количество аварий составляет 760 единиц, в том числе на канализационных сетях 677 единиц, или 0,33 единицы на 1 км сетей.
Устаревшая система коммунальной инфраструктуры некоторых населенных пунктов не позволяет обеспечить выполнение требований к качеству поставляемых потребителям коммунальных ресурсов.
Участие Кировской области в реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) начиная с 2008 года снизило степень остроты проблемы "недоремонта" жилищного фонда. Вместе с тем с 2011 года лимиты финансовой поддержки Фонда снизились, поэтому вопрос дальнейшего капитального ремонта многоквартирных домов вновь актуален.
С 2008 по 2011 годы (включительно) с участием средств Фонда произведён капитальный ремонт 5360 тыс. кв. метров общей площади многоквартирных домов.
Несмотря на проводимую модернизацию, объекты коммунальной инфраструктуры также находятся в изношенном состоянии, на 01.01.2012 износ объектов коммунальной инфраструктуры составляет 56,8%.
Реализация на территории области мероприятий по модернизации в рамках областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" позволила добиться стабилизации надежности коммунальных систем.
Сократилось число аварий на сетях теплоснабжения с 0,1 аварии на 1 км сети в год в 2010 году до 0,05 аварии на 1 км сети в год в 2011 году, на сетях водоснабжения с 0,47 аварии на 1 км сети в год в 2010 году до 0,36 аварии на 1 км сети в год в 2011 году.
Одновременно за 2011 год в сравнении с 2010 годом увеличилась доля утечек и неучтенного расхода воды с 30,1% до 31,3% и доля потерь тепловой энергии с 12,7% до 15,3%.
Положительные изменения произошли по критериям доступности жилищно-коммунальных услуг. За счет увеличения совокупного дохода семьи снизилась с 8,8% до 7,5% доля семей, получающих субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, уменьшилась с 9,1% до 8,6% доля платежей населения в совокупном доходе семьи.
Острота проблем качества, надежности и экологической безопасности коммунального обслуживания, их влияние на комфортность проживания населения, улучшение жилищных условий требуют системной разработки и реализации программных мероприятий, поиска новых путей модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.
Учитывая низкую платежеспособность потребителей, предприятия отрасли оказались в сложном экономическом положении; не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не привлекались инвестиции в основные производственные фонды в объемах, необходимых не только для развития инфраструктуры, но и для ее поддержки. Все это привело к ряду проблем, основными из которых являются:
недостаточное развитие коммунальных систем и неравномерное распределение мощностей, приводящие к неэффективному использованию ресурсов;
низкая ресурсная эффективность коммунальной инфраструктуры (за 2011 год 116 теплоснабжающих предприятий, работающих на твердом топливе, допустили перерасход топлива и 108 предприятий допустили перерасход электроэнергии);
высокий уровень морального и физического износа коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, который составляет в разрезе муниципальных образований от 50% до 91%;
сверхплановые потери коммунального ресурса в процессе производства и транспортировки до потребителей.
Недостаточность средств, направляемых в модернизацию коммунальной инфраструктуры, ведёт к снижению качества и надежности обслуживания потребителей, ресурсной эффективности производства жилищно-коммунальных услуг, а в конечном итоге - к снижению качества и комфортности проживания.
Учитывая комплекс проблем в жилищно-коммунальной сфере и необходимость выработки системного решения, обеспечивающего комфортность проживания, при одновременном повышении ресурсной эффективности производства жилищно-коммунальных услуг, необходимо использовать программно-целевой метод решения указанных проблем.
В результате реализации Государственной программы планируется стабилизировать ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве, обеспечить пре-доставление жилищно-коммунальных услуг нормативного качества при их дос-тупной стоимости.
Государственная программа соответствует приоритетам, установленным в Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятой постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 № 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменением, внесенным постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2009 № 33/432) (далее - Стратегия), программой социально-экономического развития Кировской области на 2011 - 2013 годы, утвержденной Законом Кировской области от 25.02.2011 № 613-ЗО "О программе социально-экономического развития Кировской области на 2011 - 2013 годы", и направлена на:
модернизацию жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение доступности оплаты коммунальных услуг для потребителей через привлечение субъектов предпринимательства к управлению и инвестированию в развитие системы коммунальной инфраструктуры;
совершенствование тарифной политики и развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг;
снижение среднего уровня износа системы коммунальной инфраструктуры.
Перечисленные приоритеты государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства отражены в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
Государственная программа базируется на положениях:
Жилищного кодекса Российской Федерации;
федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 "О федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы";
федеральной целевой программы "Чистая вода", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2010 № 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2012 № 640).