ЗАКОН

КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе
"Повышение инвестиционной привлекательности,
привлечение инвестиций и новых технологий
в экономику Кировской области на 2007-2009 годы"

(с изменениями на 21 декабря 2009 года)

____________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными
Законом Кировской области от 28.09.2007 № 164-ЗО
Законом Кировской области от 08.07.2008 № 258-ЗО
Законом Кировской области от 06.10.2008 № 286-ЗО
Законом Кировской области от 09.11.2009 № 444-ЗО
Законом Кировской области от 21.12.2009 № 475-ЗО

____________________________________________________________________________



Принят Законодательным Собранием
Кировской области 22 марта 2007 года


Статья 1

Утвердить областную целевую программу "Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и новых технологий в экономику Кировской области на 2007 - 2009 годы". Прилагается.

Статья 2

Объем финансирования мероприятий областной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и новых технологий в экономику Кировской области" на 2007 - 2009 годы за счет средств областного бюджета определять при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, но не ранее вступления в силу Закона области "О внесении изменений в Закон Кировской области "Об областном бюджете на 2007 год", предусматривающего финансирование в 2007 году настоящей Программы.



Губернатор Кировской области
Н.И. Шаклеин

г.Киров
27 марта 2007 года
№ 91-ЗО

УТВЕРЖДЕНА
Законом Кировской области
от 27.03.2007 № 91-ЗО



ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ,
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ЭКОНОМИКУ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ"


ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Повышение инвестиционной привлекательности,
привлечение инвестиций и новых технологий
в экономику Кировской области на 2007-2009 годы"

(с изменениями, внесенными Законом Кировской
области от 08.07.2008 № 258-ЗО,
от 06.10.2008 № 286-ЗО, от 09.11.2009 № 444-ЗО,
от 21.12.2009 № 475-ЗО)

Наименование Программы

Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и новых технологий в экономику Кировской области (далее - области)

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения наименование и номер соответствующего нормативного акта)

распоряжение Правительства области от 7 ноября 2006 года № 372 "О концепции областной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и новых технологий в экономику Кировской области" на 2007-2009 годы"

Государственный заказчик - координатор Программы

администрация Правительства области

Государственные заказчики Программы

администрация Правительства Кировской области, департамент финансов Кировской области, департамент лесного хозяйства Кировской области, департамент энергетики и газификации Кировской области, департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, департамент промышленного развития Кировской области, департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области, департамент государственной собственности Кировской области, департамент строительства и архитектуры Кировской области, департамент дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области, департамент культуры Кировской области, департамент образования Кировской области, департамент здравоохранения Кировской области, управление охраны окружающей среды и природопользования Кировской области    

Основные разработчики Программы

общество с ограниченной ответственностью "Международный центр научно-исследовательских проектов", департамент экономического развития при Правительстве области

Цель Программы

разработка и обеспечение реализации мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона,

развитие инвестиционной и инновационной деятельности,

формирование условий для мобилизации внутренних и увеличение притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику области

Задачи Программы

обеспечение решения вопроса повышения инвестиционной привлекательности области;

обеспечение решения комплекса задач по формированию и продвижению позитивного имиджа области как инвестиционно привлекательной территории;

разработка мероприятий по совершенствованию системы привлечения инвестиционных ресурсов и новых технологий в развитие региона;

разработка мероприятий по совершенствованию механизма государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности;

обеспечение эффективного использования имеющегося в области инвестиционного и инновационного потенциала;

обеспечение эффективного развития инфраструктуры инвестиционной и инновационной деятельности;

обеспечение эффективного взаимодействия инвестиционной и инновационной систем области;

повышение инвестиционной привлекательности муниципальных образований области     

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

положительная динамика позиции области в национальных рейтингах инвестиционной привлекательности и инвестиционного риска;

(абзац утратил силу в соответствии с Законом Кировской области от 08.07.2008 № 258-ЗО)

объем инвестиций в основной капитал; объем инвестиций в основной капитал на душу населения;

иностранные инвестиции; отношение объема инвестиций к валовому региональному продукту; число предприятий, привлекших средства инвесторов через процедуру первого публичного размещения ценных бумаг;

число инновационно-активных предприятий промышленного производства;

количество поданых заявок на патенты;

удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций;

(абзац утратил силу в соответствии с Законом Кировской области от 08.07.2008 № 258-ЗО)

удельный вес инновационных товаров инновационно активных организаций в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг;

доля предпринимателей и предприятий, удовлетворенных предлагаемыми формами государственной поддержки бизнеса     

Сроки и этапы реализации Программы

2007-2009 годы

первый этап -2007 год;

второй этап -2008 год;

третий этап -2009 год

Объемы и источники финансирования Программы

Всего расходы по Программе - 348,9953 млн. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 309,4953 млн. рублей, из них: субсидирование части процентных ставок по привлекаемым кредитным ресурсам, субсидирование части лизинговых платежей - 121,9372 млн. рублей,

предоставление государственной поддержки в форме грантов - 7,5 млн. рублей,

предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных долгосрочных целевых программ развития социальной и инженерной инфраструктуры муниципального значения - 157,9001 млн. рублей, другие расходы по Программе - 22,158 млн. рублей, средства местных бюджетов - 39,5 млн. рублей (по согласованию)     

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

повышение инвестиционной привлекательности региона; развитие инвестиционной и инновационной деятельности; формирование условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику области.

К 2009 году будут достигнуты следующие результаты: увеличение объема инвестиций в основной капитал до уровня не менее 23,7 млрд. рублей;

увеличение объема инвестиций в основной капитал на душу населения до уровня не менее 17 тыс. рублей;

увеличение объема иностранных инвестиций до уровня 17 млн. долларов США;

увеличение отношения объема инвестиций к валовому региональному продукту до уровня 16%;

рост числа инновационно активных предприятий промышленного производства до значения 35;

увеличение количества поданных заявок на патенты до 450 штук; рост удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций до значения 8%;

увеличение доли предпринимателей и предприятий, удовлетворенных предлагаемыми формами государственной поддержки бизнеса, до 50%.



I. Введение


Программа разработана в целях реализации целей и задач, определенных в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года и в Послании Губернатора области Н.И. Шаклеина депутатам Законодательного Собрания области "Об итогах социально-экономического развития области в 2005 году и задачах на 2006год" 20 апреля 2006 года, в соответствии с Законом Кировской области от 28 декабря 2005 года № 399-ЗО "О регулировании инвестиционной деятельности в Кировской области", постановлением Правительства области от 30 июня 2005 года № 37/155 "О разработке, утверждении и реализации целевых программ на территории Кировской области".

Программа учитывает положительный опыт инвестиционной деятельности, осуществляемой в рамках областной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности Кировской области" на 2002-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 12 ноября 2002 года № 29/357 "Об утверждении областной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности Кировской области на 2002 -2007 годы".

Программа разработана на период до 2009 года и определяет основные проблемы, связанные с инвестиционной привлекательностью области, задачи, которые необходимо решить для достижения цели Программы, целевые показатели, характеризующие реализацию Программы по годам, необходимые объемы и источники её финансирования.

II. Технико-экономическое обоснование областной целевой Программы

     1. Характеристика сложившейся проблемной ситуации в инвестиционной деятельности


Инвестиционная деятельность в области осуществляется на основании федеральных законов от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации",  Закона Кировской области от 28 декабря 2005 года № 399-ЗО "О регулировании инвестиционной деятельности в Кировской области" и иных правовых актов Российской Федерации и Кировской области.

Инвестиционная деятельность в области имеет следующие характеристики:

1) высокие темпы роста инвестиционных вложений. Темпы роста инвестиций в области превосходят общероссийские. В структуре инвестиций в нефинансовые активы области в 2001-2005 годах преобладали инвестиции в основной капитал (более 99%), объем которых увеличился почти в 3 раза (с 4426,5 млн. рублей в 2001 году до 13548,2 млн. рублей в 2005 году). Основной удельный вес в структуре инвестиций в основной капитал в 2005 году занимали следующие виды экономической деятельности: производство и перераспределение электроэнергии, газа и воды (10,3%), транспорт (13,2%), связь (7,5%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (13,5%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (10%);

2) структура инвестиций по направлениям вложений носит, в основном, поддерживающий характер, т.е. направлена, прежде всего, на поддержку имеющегося потенциала и в гораздо меньшей степени - на его развитие. За счет этого падает влияние инвестиционного процесса на социально-экономическое развитие региона. Особую тревогу вызывает незначительный уровень вложений в такие направления развития, как обучение персонала (23,1% от числа исследованных предприятий) и инновационные технологии (17,6%);

3) основным источником инвестиций являются собственные средства предприятий и организаций (66,6% от общего объема финансовых и нефинансовых вложений в 2005 году). В структуре привлеченных средств в 2001 -2005 годах значительный вес имели бюджетные средства. В целом, в этот период отмечалось снижение удельного веса собственных средств в структуре инвестиций в основной капитал (с 61,3% в 2001 году до 57,3% в 2005 году), снижение удельного веса бюджетных средств (с 20,6% в 2001 году до 14,18% в 2005 году) и увеличение доли привлеченных средств за счет кредитов банков (с 1,7% в 2001 году до 7,2% в 2005 году). Так же был характерен очень медленный рост доли привлеченных средств. Однако общая практика развития экономических отношений показывает, что большинство серьезных проектов, связанных с развитием, реализуется с участием привлеченного капитала;

4) в 2001-2005 годах в области наблюдался невысокий уровень инвестиционной активности предприятий. Прирост инвестиций в основной капитал в сопоставимой оценке (с учетом субъектов малого предпринимательства, индивидуального жилищного строительства и объемов неформальной экономики) в 2005 году по сравнению с предшествующим годом составил 7,2%. Рост инвестиций оказал позитивное влияние на строительство и обрабатывающие производства, связанные с ним. Однако, в процессе региональных конкурсных отборов инвестиционных проектов выявлено, что главным ограничивающим фактором участия в них является инертность мышления многих потенциальных участников, которые, несмотря на позитивные изменения условий участия в конкурсах, по-прежнему считают их непрозрачными;

5) на фоне низкой инвестиционной активности местных предприятий существенной проблемой стал низкий приток прямых инвестиций в область, как из за ее пределов, так и из-за границы. На 1 января 2005 года накопленный иностранный капитал в области составил всего 1236,6 млн. рублей. Наибольший удельный вес (36,2%) приходился на портфельные инвестиции. Прямые же в общем объеме накопленных иностранных вложений составили лишь 25,5%.

Существенную позитивную роль в поддержке инвестиционной активности предприятий в 2001-2005 годах играла система государственной поддержки инвестиционной деятельности частных инвесторов, осуществляемая на основании  Закона Кировской области от 26 сентября 1997 года № 16-ЗО "О государственной поддержке инвестиционной деятельности частных инвесторов на территории Кировской области". Основными формами государственной поддержки инвестиционной деятельности в области явились: предоставление бюджетных кредитов и субсидирование части процентных ставок. Кроме того, субъектам инвестиционной деятельности предоставлялись налоговые льготы по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций.

Принимаемые меры государственной поддержки оказали позитивное влияние на ситуацию с инвестициями в области. В 2003-2005 годах в конкурсных отборах для предоставления государственной поддержки, объявленных Правительством области, приняли участие около 50 субъектов инвестиционной деятельности. Один рубль государственной поддержки в среднем за 2005 год обеспечил прирост налоговых поступлений в размере 13,4 руб.

Вместе с тем, существуют факторы, ослабляющие стимулирующую роль государственной поддержки инвестиционной деятельности. К ним относятся:

1) отсутствие поддержки в прохождении согласительных процедур при выборе земельного участка под объект, слабо осуществляемая поддержка мероприятий (разработка бизнес-планов) по коммерциализации инициатив, А также недостаточный уровень системности в организации государственной поддержки (в 2001-2005 годах практически не предоставлялись бюджетные инвестиции, залоговые обеспечения, льготные условия пользования имуществом, находящимся в областной собственности, гранты, которые являются важными инструментами государственной поддержки);

2) отсутствие комплексности в решении проблемы инвестиционной привлекательности. Значительные средства, направляемые на реализацию других областных целевых программ, в основном служат только узковедомственным интересам и не решают задач инвестиционной привлекательности области в целом.

    2. Характеристика сложившейся проблемной ситуации с позиции инвестиционной привлекательности области


Инвестиционная привлекательность области характеризуется двумя основными интегрированными параметрами: инвестиционным потенциалом и инвестиционным риском.

Согласно данным рейтингового агентства "Эксперт РА", Кировская область относится к числу регионов России с незначительным инвестиционным потенциалом и умеренным инвестиционным риском. За 2001-2005 годы ей удалось подняться на одно место (с 56-го на 55-е) в ранге инвестиционного потенциала среди субъектов федерации, опустившись при этом на шестнадцать мест (с 28 на 44-е) по уровню инвестиционного риска.

Наиболее значимым, с позиции инвесторов, являются инфраструктурный, производственный, трудовой и потребительский потенциалы. В то же время к наиболее значимым рискам инвесторы относят законодательный, финансовый и политический риски.

Инвестиционный потенциал области характеризует возможность успешного (с точки зрения максимизации получения прибыли и минимизации различного рода затрат) ведения бизнеса. Анализ составляющих частей этого потенциала позволяет сделать следующие выводы.


2.1. Ресурсно-сырьевой потенциал


Использование ресурсно-сырьевой базы области характеризуется небольшой долей добывающих производств в отраслевой структуре экономики, незначительным объемом привлекаемых в отрасль инвестиций и неопределёнными перспективами развития. Кроме того, и ресурсно-сырьевая, и туристическая сфера, обладая достаточно серьёзным потенциалом, в результате отсутствия мероприятий по информационному освещению возможностей области и предложений по совместному частно-государственному их освоению, на сегодняшний день потенциальными инвесторами и рейтинговыми агентствами сильно недооцениваются. В частности, по природно-ресурсному потенциалу, согласно оценке рейтингового агентства "Эксперт РА", область в 2005году занимала 55-е место, не изменив позицию по этому показателю с 2000 года.

На территории области добываются в незначительном количестве топливно-энергетические ресурсы (нефть), топливный и сельскохозяйственный торф, фосфоритовые руды, песчано-гравийные смеси и некоторые другие строительные ресурсы. Отдельно необходимо выделить лесные ресурсы области, которые можно назвать высоколиквидным сырьем. В целом, промышленность области развивается преимущественно на привозном сырье и топливе.

2.1.1. Ископаемые ресурсы.

Среди основных проблем, определяющих низкую оценку инвесторами инвестиционной привлекательности минерально-сырьевой базы области, необходимо выделить следующие:

1) отсутствие либо очень малое количество "актуальных" полезных ископаемых: нефти и газа, преобладание общераспространённых полезных ископаемых;

2) высокий моральный и физический износ оборудования предприятий строительной индустрии, потребляющих минеральные ресурсы области;

3) высокие транспортные расходы предприятий отрасли вследствие оторванности добывающих производств от перерабатывающих производств;

4) отсутствие ежегодно обновляемой базы данных по инвестиционным площадкам, связанным с предприятиями отрасли, и четких механизмов доступа к подобной информации;

5) отсутствие точечной работы по привлечению инвесторов с целью глубокого переоборудования производства для предприятий области, имеющих стратегическое значение для экономики региона;

6) недостаточная концентрация усилий органов исполнительной власти области по формированию позитивного инвестиционного имиджа Кировской области и её минерально-ресурсной базы.

Рассмотрим данные проблемы подробнее. На территории области широко представлены общераспространённые в России полезные ископаемые - карбонатные и глинистые породы, песчано-гравийные материалы, пески строительные, лечебные грязи, торф и сапропель, которые в подавляющем большинстве используются в качестве минерального сырья в различных отраслях экономики.

Объемы добычи природных ископаемых в стоимостном выражении очень малы. По итогам 2004 года оборот предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых, составил 331 млн. рублей, что меньше на 0,1% от совокупного оборота предприятий области. Уровень добычи и последующей переработки полезных ископаемых по сравнению с 1990 годом катастрофически упал по причине разрушения экономических связей, упадка большинства предприятий потребителей продукции горнодобывающей промышленности области (строительный и агропромышленный комплексы). Практически полностью прекращено производство муки фосфоритной из фосфоритовых руд.

В области извлекаемые запасы нефти составляют 132,6 млн. тонн. Объемы добычи незначительны: за И лет разработки суммарная добыча нефти составила 32 тыс. тонн нефти.

Электроэнергетика, топливная отрасль и промышленность строительных материалов работают преимущественно на внутриобластное потребление. В области сложился крупный строительный комплекс, использующий минеральное сырье, включающий как производство строительных материалов, так и непосредственно строительство.

Промышленность строительных материалов выпускает силикатный и керамический кирпич, силикатные плитки, крупные бетонные стеновые и мелкие газосиликатные блоки, стеновые панели, сборные железобетонные конструкции и изделия, керамзит, однако техническое оснащение большинства заводов, их выпускающих, не позволяет успешно конкурировать с зарубежной продукцией и продукцией других регионов России. В результате ресурсно-сырьевой потенциал области, основу которого составляют ископаемые для промышленности строительных материалов, остается инвестиционно непривлекательным и невостребованным.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»