ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 07.11.2006 № 372
В соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации областных целевых программ и участия в формировании и реализации федеральных целевых программ на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства области от 30.06.2005 № 37/155 "О разработке, утверждении и реализации целевых программ на территории Кировской области", и решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области ( протокол от 02.10.2006 № 29):
1. Утвердить концепцию областной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и новых технологий в экономику Кировской области" на 2007-2009 годы. Прилагается.
2. Разработать проект областной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и новых технологий в экономику Кировской области" на 2007-2009 годы (далее - Программа).
3. Определить государственным заказчиком Программы администрацию Правительства Кировской области (Перескоков А.В.)
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Носкова Э.А.
Губернатор Кировской области
Н. И. Шаклеин
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Кировской области
от 07.11.2006 № 372
ОДОБРЕНА
решением консультативного совета
по инвестиционной политике при
Правительстве Кировской области
от 02.10.2006 № 29
Концепция областной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и новых технологий в экономику Кировской области" на 2007-2009 годы (далее -Концепция) разработана в целях реализации целей и задач, определенных в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года и Послании Губернатора Кировской области Н.И.Шаклеина депутатам Законодательного Собрания области "Об итогах социально-экономического развития области в 2005 году и задачах на 2006 год", в соответствии с Законом Кировской области от 28.12.2005 № 399-ЗО "О регулировании инвестиционной деятельности в Кировской области", требованиями постановления Правительства области от 30.06.2005 № 37/155 "О разработке, утверждении и реализации целевых программ на территории Кировской области".
Концепция учитывает положительный опыт инвестиционной деятельности, осуществляемой в рамках областной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности Кировской области" на 2002 - 2007 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 12.11.2002 № 29/357 "Об утверждении областной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности Кировской области" на 2002-2007 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства области от 19.07.2005 № 39/181, от 11.04.2006 № 56/65, от 13.06.2006 N62/131).
Концепция разработана на период до 2009 года. В ней определена основная проблематика уровня инвестиционной привлекательности Кировской области, задачи, которые необходимо решить для достижения цели областной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и новых технологий в экономику Кировской области" на 2007-2009 годы (далее - Программа), целевые показатели, характеризующие реализацию Программы по годам до 2009 года, необходимые объемы и источники финансирования Программы. При этом рассмотрение вопроса решения проблемы проводилось как в рамках инерционной динамики, которая не дает должных оснований надеяться на существенный положительный сдвиг в формировании привлекательного инвестиционного климата и приводит к сохранению существующей динамики инноваций и инвестиций в экономику Кировской области с возможным в перспективе падением темпов роста показателей инвестиционной активности, так и в рамках активного сценария, связанного с реализацией Программы и ее основных мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности Кировской области, создание эффективной инновационной и инвестиционной инфраструктуры и стимулирование широкой технологической модернизации отраслей экономики.
Основные понятия и термины, используемые в Концепции и Программе
Инвестиционная привлекательность регионов России определяется двумя основными характеристиками: инвестиционным риском и инвестиционным потенциалом.
Инвестиционный риск показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Складывается из семи видов риска (экономического, финансового, политического, социального, экологического, криминального, законодательного).
Экономический риск отражает тенденции в экономическом развитии региона. С точки зрения инвестора, данный показатель характеризует опасность недоразвития основных (базисных для ожидаемого развития предполагаемого бизнеса) экономических факторов региона, определяющих техническую и технологическую осуществимость проекта, а также достижимость его основных экономических показателей.
Финансовый риск отражает степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий.
Политический риск отражает распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, авторитетность местной власти. Он, в частности, говорит о возможности власти контролировать ситуацию, о преемственности политики, в том числе экономической, реализуемой в регионе.
Социальный риск отражает уровень социальной напряженности. Для инвестора уровень социального риска - это вероятность социальных конфликтов, а также возможность развития кадрового потенциала.
Экологический риск отражает уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное.
Криминальный риск отражает уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений.
Законодательный риск отражает юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства. При расчете этого риска учитывались как федеральные, так и региональные законы и нормативные акты, а также документы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность или затрагивающие ее косвенно.
Инвестиционный потенциал учитывает основные
макроэкономические характеристики, такие, как насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Складывается из восьми частных потенциалов (ресурсно-сырьевого, производственного, трудового, инновационного, институционального, инфраструктурного, финансового, потребительского).
Ресурсно-сырьевой потенциал отражает средневзвешенную обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов.
Производственный потенциал отражает совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе.
Трудовой потенциал отражает обеспеченность трудовыми ресурсами и их образовательный уровень.
Инновационный потенциал отражает уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе.
Институциональный потенциал отражает степень развития ведущих институтов рыночной экономики.
Инфраструктурный потенциал отражает экономико-географическое положение региона и его инфраструктурную обеспеченность.
Финансовый потенциал отражает объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона.
Потребительский потенциал отражает совокупную покупательную способность населения региона.
Ранг - место среди регионов Российской Федерации (от 1 до 89). Ранг каждого региона по каждому виду потенциала зависит от количественной оценки величины его потенциала как доли (в процентах) в суммарном потенциале всех российских регионов. Ранг региона по каждому виду риска определяется в результате упорядочения регионов по значению индекса инвестиционного риска - относительному отклонению от среднероссийского уровня риска (принят за единицу).
Плоскость риск-потенциал определяется следующими градациями: потенциал - высокий, средний и низкий; риск - низкий, средний, высокий и очень высокий.
Как отмечено в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года, в условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны должно определяться главным образом ее научными и технологическими преимуществами. Необходимо сделать серьезный шаг к стимулированию роста инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций. Россия должна в полной мере реализовать себя в высокотехнологичных сферах.
Программа будет способствовать решению задач социально-экономического развития области, поставленных в посланиях Губернатора области Законодательному Собранию области. В частности, реальным механизмом повышения инвестиционной привлекательности региона, как отмечено в Послании Губернатора Кировской области Н.И. Шаклеина
депутатам Законодательного Собрания области "Об итогах социально-экономического развития области в 2005 году и задачах на 2006 год", является государственная поддержка инвестиционных проектов; при этом усилия Правительства области необходимо направить на поддержку бизнеса, осуществляющего модернизацию перерабатывающих производств, инвестирование в основные производственные фонды, внедряющего инновационные технологии, повышающего конкурентоспособность производства и продукции, принимающего участие в решении возникающих в процессе технического переоснащения производства социальных проблем.
Программа будет способствовать также обеспечению поступательного социально-экономического развития региона на основе экономического роста через координацию работы по достижению основных стратегических целей социально-экономического развития Кировской области на среднесрочную перспективу, определенных распоряжением Правительства области от 21.06.2005 № 183 "О прогнозе социально-экономического развития Кировской области на 2006 год и на период до 2008 года", а именно: повышению качества экономического роста через увеличение производства продукции с высокой добавленной стоимостью, повышению доли конкурентоспособной продукции региональных производителей, развитию научно-технического потенциала региона и повышению доли инновационной составляющей в товарах и услугах; совершенствованию инвестопроводящей системы и росту инвестиций в основной капитал; развитию потенциала инфраструктуры через способствование развитию транспортной, телекоммуникационной, энергетической и финансовой инфраструктур.
Несмотря на достаточно высокие темпы роста инвестиций, превосходящие за последние годы общероссийский уровень и средний уровень по Приволжскому федеральному округу, общий объем инвестиционных вложений в экономику области остается на невысоком уровне. Это свидетельствует о недостаточной инвестиционной и инновационной привлекательности региона.
Значительной проблемой является структура инвестиционных вложений. Как показывают исследования, проведенные группой экспертов Кировского регионального центра Института социологии Российской академии наук, только 24% субъектов хозяйственной деятельности вкладывают средства в модернизацию и реконструкцию, менее 20% занимаются инвестициями, связанными со строительством новых мощностей. На последнем месте оказалось инвестирование средств в нематериальные активы - это отметили лишь 3,3% опрошенных предприятий. Важным моментом в характеристике ситуации является то, что только 18% опрошенных руководителей предприятий предполагают вкладывать крупные
средства в развитие своего бизнеса. Следовательно, большинство инвесторов вкладывают деньги лишь в поддержание имеющегося потенциала.
Аналогичная ситуация сложилась и с инвестиционной активностью бизнеса в целом. В 2005 году около 48% предпринимателей не занимались инвестициями вообще или вкладывали в них незначительные средства.
Возникновение данной проблемы во многом носит объективный характер и обусловлено историческими диспропорциями развития регионов России, сложностью формирования и развития новой институциональной среды в регионе. В то же время субъективная недооценка глубины проблемы органами управления всех уровней, отсутствие системности и комплексности в подходах к ее решению, не всегда рациональный выбор приоритетов и инструментов стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности приводят к повышению уровня инвестиционного риска и, как следствие, к дальнейшему углублению проблемы.
Результатом этого становится снижение влияния инвестиций на развитие экономики региона, о чем свидетельствует факт снижения отдачи от 1 рубля инвестиционных вложений; так в 2004 году на 1 рубль инвестиций в промышленности приходилось около 16 рублей объемов выпуска, в то время как в 2002 году этот показатель составлял более 20 рублей.
Многосторонний характер причин возникновения проблем, рассматриваемых в Концепции, предусматривает необходимость применения комплексного подхода к их решению. Для этого представляется оправданным использование программно-целевого метода и разработка, принятие и реализация Программы. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы для проведения работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление, обеспечивает эффективное решение системных проблем в рассматриваемой отрасли за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.
4.1. Характеристика сложившейся проблемной ситуации в инвестиционной и инновационной деятельности Кировской области
4.1.1 .Характеристика сложившейся проблемной ситуации в инвестиционной деятельности
Инвестиционная деятельность в Кировской области осуществляется на основании федеральных законов от 25.02.99 № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", от 09.07.99 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Законоа Кировской области от 28.12.2005 № 399-ЗО "О регулировании инвестиционной деятельности в Кировской области", других законодательных актов.
Анализ текущего состояния инвестиционной деятельности в Кировской области позволяет сделать вывод о наличии достаточно высоких темпов роста инвестиционных вложений. Темпы роста инвестиций в Кировской области превосходят общероссийские. В структуре инвестиций в нефинансовые активы Кировской области в 2001-2005 годах преобладали инвестиции в основной капитал (более 99%), объем которых увеличился почти в 3 раза (с 4426,5 млн.рублей в 2001 году до 13548,2 млн.рублей в 2005 году). Основной удельный вес в структуре инвестиций в основной капитал в 2005 году имели следующие виды экономической деятельности: производство и перераспределение электроэнергии, газа и воды (10,3%), транспорт (13,2%), связь (7,5%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (13,5%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (10%).
Структура инвестиций по направлениям вложений носит в основном поддерживающий характер, то есть направлена прежде всего на поддержку имеющегося потенциала и в гораздо меньшей степени на его развитие. Это вызывает снижение влияния инвестиционного процесса на социально-экономическое развитие региона. Особую тревогу вызывает незначительный уровень вложений в такие направления развития, как обучение персонала (23,1% от числа исследованных предприятий) и инновационные технологии (17,6%).
Основным источником инвестиций являются собственные средства предприятий и организаций (66,6% от общего объема финансовых и нефинансовых вложений в 2005 году). В структуре привлеченных средств в 2001-2005 годах значительный вес занимают бюджетные средства. В целом за этот период отмечается снижение удельного веса собственных средств в структуре инвестиций в основной капитал (с 61,3% в 2001 году до 57,3% в 2005 году), снижение удельного веса бюджетных средств (с 20,6% в 2001 году до 14,18% в 2005 году) и увеличение доли привлеченных средств за счет кредитов банков (с 1,7% в 2001 году до 7,2% в 2005 году). Обращает на себя внимание очень медленный рост доли привлеченных средств. В то же время общая практика развития экономических отношений показывает, что большинство серьезных проектов, связанных с развитием, реализуются с участием привлеченного капитала.
В 2001-2005 годах в Кировской области сохранялся невысокий уровень инвестиционной активности. Прирост инвестиций в основной капитал в сопоставимой оценке (с учетом субъектов малого предпринимательства, индивидуального жилищного строительства и объемов неформальной экономики) в 2005 году по сравнению с предшествующим годом составил 7,2%. Рост инвестиций оказал позитивное влияние на строительство и связанные с ним обрабатывающие производства. Однако в процессе региональных конкурсных отборов инвестиционных проектов выявлено, что главным ограничивающим фактором участия в них является инерционность
мышления многих потенциальных участников, которые, несмотря на позитивные изменения условий участия в конкурсах, по-прежнему считают эти условия непрозрачными и не принимают в них участия.
На фоне низкой инвестиционной активности местных предприятий существенной проблемой становится низкий приток прямых инвестиций из-за пределов Кировской области, в том числе иностранных. По состоянию на 1 января 2005 года накопленный иностранный капитал в Кировской области составил всего 45,8 млн. долларов США (включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США). Наибольший удельный вес (36,2%) приходился на портфельные инвестиции. Прямые инвестиции составили 25,5 % в общем объеме накопленных иностранных вложений.
Существенную позитивную роль в поддержке инвестиционной активности предприятий в 2001-2005 годах играла система государственной поддержки инвестиционной деятельности частных инвесторов в Кировской области, осуществляемая на основании Закона Кировской области от 26.09.97 № 16-ЗО "О государственной поддержке инвестиционной деятельности частных инвесторов на территории Кировской области". Основными формами государственной поддержки инвестиционной деятельности в Кировской области явились предоставление бюджетных кредитов, субсидирование части процентных ставок. Кроме того, субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты на срок до пяти лет, но не более расчетного срока окупаемости, предусмотренного инвестиционным проектом (бизнес-планом), предоставляются налоговые льготы в части средств, зачисляемых в областной бюджет по следующим видам налогов: налогу на имущество и налогу на прибыль организаций.
Принимаемые меры государственной поддержки в Кировской области оказали позитивное влияние на инвестиционную ситуацию. В 2001-2005 годах в конкурсных отборах для предоставления государственной поддержки, объявленных Правительством области, приняли участие более 50 субъектов инвестиционной деятельности. Один рубль государственной поддержки в среднем за 2005 год обеспечил прирост налоговых поступлений в размере 13,4 рубля.
В то же время необходимо отметить несколько моментов, ослабляющих стимулирующую роль государственной поддержки инвестиционной деятельности :
недостаточный уровень системности. В 2001-2005 годах практически не использовались следующие инструменты государственной поддержки: предоставление бюджетных инвестиций, предоставление залогового обеспечения, предоставление льготных условий пользования имуществом, находящимся в областной собственности, предоставление грантов. В организации поддержки инвестиционного проекта наблюдаются существенные разрывы, которые приходятся на уязвимые места, например, полностью отсутствует поддержка при прохождении согласительных процедур при выборе земельного участка под объект, слабо осуществляется поддержка мероприятий (разработка бизнес-планов) по коммерциализации инициатив;