ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2012 года № 189/829
(с изменениями на 17 декабря 2019 года)
___________________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
постановлением Правительства Кировской области
от 17.12.2019 № 683-П
___________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 27.05.2013 № 210/300
постановлением Правительства Кировской области от 17.09.2013 № 227/600
постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2013 № 242/946
постановлением Правительства Кировской области от 08.04.2014 № 257/247
постановлением Правительства Кировской области от 31.07.2014 № 273/515
постановлением Правительства Кировской области от 12.12.2014 № 15/183
постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2014 № 19/265
постановлением Правительства Кировской области от 25.06.2015 № 45/334
постановлением Правительства Кировской области от 24.08.2015 № 56/522
постановлением Правительства Кировской области от 17.11.2015 № 70/752
постановлением Правительства Кировской области от 25.02.2016 № 86/102
постановлением Правительства Кировской области от 19.07.2016 № 112/429
постановлением Правительства Кировской области от 07.09.2016 № 10/78
постановлением Правительства Кировской области от 20.12.2016 № 34/259
постановлением Правительства Кировской области от 08.02.2017 № 44/79
постановлением Правительства Кировской области от 05.05.2017 № 64/242
постановлением Правительства Кировской области от 19.12.2017 № 136-П
постановлением Правительства Кировской области от 29.12.2017 № 182-П
постановлением Правительства Кировской области от 16.07.2018 № 332-П
постановлением Правительства Кировской области от 14.09.2018 № 447-П
постановлением Правительства Кировской области от 19.12.2018 № 586-П
постановлением Правительства Кировской области от 25.02.2019 № 64-П
постановлением Правительства Кировской области от 13.06.2019 № 324-П
постановлением Правительства Кировской области от 17.12.2019 № 682-П
________________________________________________________________________
Во исполнение постановления Правительства Кировской области от 20.03.2012 № 144/123 "О разработке, реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Кировской области", распоряжения Правительства Кировской области от 19.06.2012 № 180 "Об утверждении перечня государственных программ Кировской области" Правительство Кировской области
постановляет:
(преамбула с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 16.07.2018 № 332-П)
1. Утвердить государственную программу Кировской области "Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного инвестиционного климата" на 2013 - 2021 годы (далее - Государственная программа). Прилагается.
(п. 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 17.09.2013 № 227/600, от 14.09.2018 № 447-П)
2. Определить ответственным исполнителем Государственной программы министерство экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области.
(п. 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 24.08.2015 № 56/522, от 19.12.2017 № 136-П)
3. Министерство внутренней и информационной политики Кировской области опубликовать постановление в официальных средствах массовой информации.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Чурина А.А.
(п. 4 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 19.12.2017 № 136-П)
5. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2013 года.
Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Кировской области
от 28.12.2012 № 189/829 (с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области
от 17.09.2013 № 227/600)
Ответственный исполнитель Государственной программы | министерство экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области |
Соисполнители Государственной программы | министерство финансов Кировской области, министерство промышленной политики Кировской области, министерство информационных технологий и связи Кировской области, министерство строительства Кировской области, министерство транспорта Кировской области |
Наименование подпрограмм | "Стратегическое управление экономическим потенциалом Кировской области"; "Развитие системы прогнозирования и оценка деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований"; "Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций в экономику Кировской области" "Развитие монопрофильных муниципальных образований Кировской области" на 2018 - 2021 годы" |
Программно-целевые инструменты Государст-венной программы | ведомственная целевая программа "Развитие выставочно-ярмарочной деятельности в Кировской области" |
Цели Государст-венной программы | обеспечение устойчивого экономического развития; формирование и развитие системы долгосрочного и среднесрочного планирования социально-экономического развития Кировской области; формирование благоприятного инвестиционного климата развитие монопрофильных муниципальных образований Кировской области |
Задачи Государственной программы | совершенствование системы стратегического планирования социально-экономического развития Кировской области; совершенствование управления социально-экономическим развитием Кировской области; повышение инвестиционной привлекательности Кировской области для привлечения инвестиционных ресурсов в экономику области; развитие выставочно-ярмарочной деятельности в Кировской области в период с 2013 по 2015 годы обеспечение устойчивого социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований Кировской области |
Целевые показатели эффективности реализации Государственной программы | объем валового регионального продукта; объем валового регионального продукта на одного занятого в экономике; качество прогнозирования социально-экономического развития Кировской области (отклонение фактических значений показателей социально-экономического развития области от прогнозных); индекс физического объема инвестиций в основной капитал; объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 человека; количество выставок и ярмарок международного значения; уровень обеспечения органов исполнительной власти области экономико-статистической информацией количество созданных рабочих мест в моногородах; объем привлеченных инвестиций в моногорода |
Этапы и сроки реализации Государственной программы | 2013 - 2021 годы. Выделение этапов не предусматривается |
Объем финансового обеспечения Государственной программы | общий объем финансирования Государственной программы составит 889388,21 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета - 386059,55 тыс. рублей, средства федерального бюджета - 22789,38 тыс. рублей, средства Фонда развития моногородов - 451038,6 тыс. рублей (по соглашениям), средства местных бюджетов - 10782,38 тыс. рублей (по соглашениям), средства иных внебюджетных источников - 18718,3 тыс. рублей (по согласованию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Государст-венной программы | в количественном выражении: объем валового регионального продукта увеличится до 390,2 млрд. рублей в 2021 году; объем валового регионального продукта на одного занятого в экономике увеличится до 665,3 тыс. рублей в 2021 году; качество прогнозирования социально-экономического развития Кировской области (отклонение фактических значений показателей социально-экономического развития области от прогнозных) составит 5,6% в 2021 году; индекс физического объема инвестиций в основной капитал составит 101% в 2021 году; объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 человека составит 48147,2 рубля в 2021 году; количество выставок и ярмарок международного значения ежегодно составит не менее 9 единиц в период с 2013 по 2015 год; уровень обеспечения органов исполнительной власти области экономико-статистической информацией составит 100% ежегодно; количество созданных рабочих мест в моногородах составит 11036 единиц за период 2018 - 2021 годов; объем привлеченных инвестиций в моногорода составит 24012,85 млн. рублей за период 2018 - 2021 годов. В качественном выражении: улучшение качества стратегического планирования; повышение обоснованности и оперативности прини-маемых управленческих решений; улучшение условий для осуществления инвестиционной деятельности на территории Кировской области; позиционирование Кировской области как инвестиционно привлекательной территории |
* С учетом неиспользованного остатка 2015 года и учетом соглашения с Фондом развития моногородов о софинансировании расходов Кировской области по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры моногорода Белая Холуница.
1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Экономика Кировской области, являясь частью экономической системы Российской Федерации, имеет специфику, обусловленную климатическими условиями, наличием на территории региона определенных видов природных ресурсов, сложившимся экономическим потенциалом.
Экономический потенциал региона определяется количеством трудовых ресурсов и качеством их профессиональной подготовки, объёмом производственных мощностей промышленных и строительных организаций, производственными возможностями сельского хозяйства, развитием транспортной инфраструктуры и отраслей непроизводственной сферы, достижениями науки и техники, ресурсами разведанных полезных ископаемых.
Обобщающим показателем экономической деятельности региона является валовой региональный продукт, который характеризует процесс производства товаров и услуг и определяется как сумма вновь созданных (добавленных) стоимостей видов экономической деятельности.
В 2011 году объем валового регионального продукта (далее - ВРП) Кировской области в текущих основных ценах составил 202,2 млрд. рублей с ростом на 4,8 % в сопоставимой оценке к уровню 2010 года, при этом его вклад в создание суммового ВРП субъектов Российской Федерации равен 0,4 %. Среди 14 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, по объему произведенного ВРП Кировская область заняла 10 позицию, а его доля в формировании суммового ВРП Приволжского федерального округа составила 2,9 %.
Объем произведенного ВРП определяется сложившейся структурой экономики. Основная часть ВРП Кировской области в 2011 году создана в следующих видах экономической деятельности: "Обрабатывающие производства" (25,6%), "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" (14,5%), "Транспорт и связь" (10,9%), "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" (9,3%). Производительность труда в 2011 году составила 308,3 тыс. рублей в расчете на одного занятого в экономике.
В современных условиях, когда уровень государственного регулирования экономики постепенно снижается, а субъектам хозяйственной деятельности предоставлены самостоятельность и экономическая свобода в принятии решений, основной задачей деятельности органов государственной власти становится формирование необходимых условий для эффективного развития экономического потенциала. В решении данной задачи особое значение имеет стратегическое управление, обеспечивающее построение системы приоритетов, целей, важнейших направлений и соответствующего комплекса мероприятий на долгосрочную и среднесрочную перспективу.
Основополагающим документом, определяющим механизмы эффективного использования и развития экономического потенциала Кировской области на долгосрочную перспективу, является Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятая постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 № 142/319 "О "Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2009 № 33/432) и одобренная постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 25.09.2008 № 28/194 "О "Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (далее - Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года).
В рамках реализации Стратегии приоритетом является изменение структуры экономики, повышение доли высокотехнологичных предприятий, увеличение производительности труда.
Социально-экономическое развитие региона на среднесрочную перспективу определяется в соответствии с Программой социально-экономического развития Кировской области на 2011 - 2013 годы, утвержденной Законом Кировской области от 25.02.2011 № 613-ЗО "О программе социально-экономического развития Кировской области на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа). Основная цель Программы - окончательное преодоление последствий мирового финансового кризиса 2008 - 2009 годов в регионе и подготовка предпосылок для перехода к динамичному инновационному развитию и диверсификации экономики области.
Развитие муниципальных образований составляет основу социально-экономического развития региона. Система долгосрочного и среднесрочного планирования социально-экономического развития муниципальных образований Кировской области проходит начальный этап формирования. Характерной проблемой данного этапа является несоразмерность целей, задач и мероприятий программ муниципальных образований источникам их финансирования.
В рамках мониторинга и анализа социально-экономического развития области будет совершенствоваться работа по методическому сопровождению разработки программ (планов) социально-экономического развития муниципальных образований, прежде всего, - в части увязки программ (планов) с действующими инструментами социально-экономического развития, реализуемыми на областном уровне.
В целях совершенствования государственного стратегического планирования и в рамках расширения практики внедрения программно-целевых методов в деятельность органов государственной власти сформирована нормативная и методическая база для разработки государственных программ Кировской области, являющиеся основой для перехода к "программному" бюджету (бюджетированию, ориентированному на результат) с целью обеспечения четкой взаимосвязи между приоритетами государственной политики, результатами деятельности органов государственной власти и бюджетными средствами, выделяемыми на их достижение.
Программно-целевой метод управления обеспечивает возможность комплексного подхода к решению приоритетных задач развития экономического потенциала области, позволяет повысить эффективность государственного регулирования, обеспечить межведомственную координацию деятельности органов исполнительной власти, расширить возможности по использованию потенциала государственных учреждений, предприятий с государственным участием, негосударственных организаций в целях обеспечения достижения стратегических целей социально-экономического развития.
Государственные программы Кировской области разрабатываются исходя из выполнения государственных функций органами исполнительной власти области с учетом приоритетов социально-экономического развития Кировской области, определенных , решений Правительства Кировской области, а также с учетом положений государственных программ Российской Федерации.
Характерной особенностью Кировской области является значительное число монопрофильных муниципальных образований, подразделяемых на категории в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения (далее - моногорода).
В перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 № 1398-р включено одиннадцать моногородов Кировской области, четыре из которых отнесены к моногородам I категории - с наиболее сложной социально-экономической ситуацией (города Вятские Поляны, Белая Холуница, Луза и поселок Мурыгино).
В целях преодоления в моногородах Кировской области зависимости экономики и социальной сферы от градообразующих предприятий реализуются комплексные инвестиционные планы (далее - КИП) развития монопрофильных населенных пунктов. Однако в условиях все еще сохраняющихся высоких рисков снижения уровня производства на градообразующих предприятиях и повышения уровня безработицы актуальным является обеспечение постоянного мониторинга социально-экономического положения моногородов, хода реализации КИП и, в случае необходимости, внесение соответствующих изменений в КИП.
При этом в моногородах не только должны быть реализованы КИП, но и использоваться механизмы, способствующие реализации инвестиционных проектов, содержащихся в КИП, направленные на развитие инженерной инфраструктуры (водоотведение, водоснабжение, канализация, дороги и т.п.) и инфраструктуры парковых зон интенсивного развития
Монопрофильность муниципальных образований Кировской области сдерживает социально-экономическое развитие региона.
Среди основных проблем моногородов можно назвать высокий уровень безработицы, недостаточное количество действующих предприятий малого, среднего и крупного бизнеса, являющихся альтернативой градообразующим предприятиям, трудовую миграцию, отъезд активной молодежи в другие города Кировской области и cубъекты Российской Федерации, неудовлетворительное состояние объектов дорожного и коммунального хозяйства, низкий уровень жизни населения.
Основными направлениями развития моногородов являются: привлечение инвесторов, содействие развитию инфраструктуры и создание условий для развития и диверсификации экономики.
В целях реализации указанных направлений в Кировской области создано Кировское областное государственное казенное учреждение "Агентство по развитию моногородов Кировской области" (далее - Агентство по развитию моногородов Кировской области), которое во взаимодействии с некоммерческой организацией "Фонд развития моногородов" (далее - Фонд развития моногородов) проводит работу по подготовке концепции развития моногородов, привлечению средств на софинансирование объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов.