ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
ОТ 19.07.2011 № 182
Об утверждении концепции областной целевой программы
"Развитие системы обращения с отходами производства и
потребления на территории Кировской области" на 2012 - 2017 годы
_____________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
распоряжением Правительства Кировской области
от 15.11.2013 № 369
______________________________________________________________
В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 06.06.2010 № Пр-1640 об обеспечении подготовки долгосрочных инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации, а также предотвращения и ликвидации вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения, в соответствии с разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ и участия в формировании и реализации федеральных целевых программ на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2008 № 124/67 "О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории Кировской области" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Кировской области от 11.01.2009 № 158/558, от 20.07.2010 № 59/330, от 19.04.2011 № 100/137), решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области (протокол от 11.07.2011 № 4):
1. Утвердить областной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области" на 2012 - 2017 годы (далее - Концепция). Прилагается.
2. Департаменту экологии и природопользования Кировской области (Албегова А.В.) в целях реализации Концепции в срок до 01.08.2011 разработать проект областной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области" на 2012 - 2017 годы (далее - Программа).
3. Установить предельный объем финансирования Программы из областного бюджета в размере 176246 тыс. рублей.
4. Определить государственным заказчиком - координатором Программы департамент экологии и природопользования Кировской области (Албегова А.В.).
5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Щерчкова С.В.
Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю.Белых
ОДОБРЕНА
решением консультативного совета
по инвестиционной политике при
Правительстве Кировской области
от 11.07.2011 № 4
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Кировской области
от 19.07.2011 № 182
КОНЦЕПЦИЯ
областной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами
производства и потребления на территории Кировской области" на 2012 - 2017 годы
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы
приоритетным задачам социально-экономического развития Кировской области
Одной из проблем человечества является нарастание объемов отходов производства и потребления (далее - отходов). Темпы роста образования отходов опережают их переработку, обезвреживание и утилизацию. Ежегодно в Российской Федерации образуется более 7 млрд. тонн бытовых, сельскохозяйственных, промышленных и иных видов отходов, из них 30 млн. тонн (150 млн. куб. метров) - твердые бытовые отходы. Около 85% твердых бытовых отходов складируется на полигонах различного типа и многочисленных свалках, 5% проходит вторичную переработку и около 10% теряется при транспортировке.
С одной стороны, накопление отходов приносит огромный экологический, экономический и социальный ущерб. С другой стороны, концентрация источников образования отходов, которые одновременно представляют собой вторичные материальные ресурсы, является положительным фактором, способствующим организации перерабатывающих производств, способных значительно уменьшить загрязнение территории и обеспечить выпуск востребованной на рынке продукции.
Из бытовых отходов можно использовать в качестве вторичных материальных ресурсов следующие виды отходов: пищевые отходы, бумагу, картон, дерево, металлы черные и цветные, текстиль, стекло, кожу, резину, пластмассу, полиэтилен, бой керамики и т.д. Как показывают исследования Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова и зарубежный опыт, около 55% твердых бытовых отходов и более 70% коммерческих отходов (твердые бытовые отходы, образующиеся в офисных зданиях, магазинах, бытовых помещениях предприятий и т.д.) могут быть вовлечены в хозяйственный оборот в виде вторичного сырья.
В настоящий момент на территории Кировской области отсутствуют эффективные модели обращения с отходами производства и потребления. При этом известны положительные результаты внедрения опыта стран ЕЭС в сфере обращения с отходами в государствах Восточной Европы (Германия, Чехия, Польша и пр.) и Российской Федерации (Республика Чувашия, Ульяновская область, Пензенская область), что обуславливает целесообразность применения передового опыта регионов на территории Кировской области с учетом местных особенностей, действующей нормативной правовой базы, социально-экономической ситуации и тенденций их изменения.
Экологическая ситуация в сфере обращения с отходами в Кировской области по сравнению с другими субъектами Российской Федерации не является благополучной. Ее анализ показывает наличие проблемных вопросов, которые требуют скорейшего решения:
практически во всех населенных пунктах области существуют проблемы со сбором, переработкой, размещением и утилизацией отходов производства и потребления, представляющих экологическую и санитарно-эпидемиологическую опасность. В первую очередь речь идет о твердых бытовых отходах и об отходах, содержащих ртуть;
низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения по обращению с отходами.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р "О Концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", главная цель экологической политики государства на среднесрочную перспективу в сфере обращения с отходами производства и потребления - создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления, повышение экологических стандартов, улучшение состояния окружающей среды. Для достижения данной цели планируется развивать следующие направления:
Первое направление - экология производства - поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников. Основными элементами этого направления должны стать создание развитой индустрии утилизации отходов и расширение использования возобновляемых источников энергии. Будут активно стимулироваться процессы модернизации производства, ориентированные на снижение энергоемкости и материалоемкости, а также сокращение и вторичное использование отходов, разработка и внедрение новых эффективных технологий производства электрической и тепловой энергий, сопряженных с экологически безопасной утилизацией отходов этих производств, сдерживание объемов антропогенной эмиссии парниковых газов.
Второе направление - экология человека - создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха. Это направление включает в себя ликвидацию накопленного загрязнения, восстановление эродированных (нарушенных в результате эксплуатации свалок бытовых отходов земель), захламленных территорий, обеспечение эффективной санитарии, управление бытовыми отходами, пропаганду здорового образа жизни.
Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года (далее - Стратегия), принятая постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 № 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области до 2020 года", обозначила существующие проблемы в сфере обращения с отходами, к числу которых отнесено наличие практически во всех населенных пунктах области проблем с размещением и утилизацией твердых бытовых отходов. Стратегия определила, что целью региональной экологической политики является улучшение качества окружающей природной среды, обеспечение благоприятной среды проживания населения и формирование экологически ориентированной экономики, а также указала основные направления обеспечения экологической устойчивости региона посредством предотвращения негативных экологических последствий хозяйственной деятельности, строительства мусоросортировочного (мусороперерабатывающего) комплекса для Кировской агломерации, внедрения установок по утилизации отходов, поддержки повторного использования и вторичной переработки промышленных товаров, стимулирования деятельности по сбору, сортировке, переработке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей, повышения уровня экологической культуры населения области, внедрения технологий раздельного сбора бытовых отходов.
В Концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области, утвержденной распоряжением Правительства Кировской области от 25.01.2010 № 10 "Об утверждении Концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области", представлен анализ состояния систем обращения с отходами на территории области и предложены основные направления совершенствования методов управления отходами. Среди них:
внесение изменений и дополнений в законодательство Кировской области, в части расширения перечня составов административных правонарушений и усиления административной ответственности за несоблюдение принимаемых на местном уровне правил благоустройства;
определение нормативными актами области приоритетов и условий предоставления налоговых и иных льгот для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по сбору, транспортировке, переработке и размещению отходов производства и потребления;
создание регионального кадастра отходов;
разработка типовых систем управления муниципальными отходами и реализация пилотных проектов на примере нескольких муниципальных образований с различными системами расселения и разной специализацией;
обеспечение экологического образования и воспитания населения.
Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления в Кировской области осуществляется:
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
законами и иными нормативными правовыми актами Кировской области;
муниципальными правовыми актами.
Приоритет в регулировании деятельности по обращению с отходами производства и потребления принадлежит Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", который определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления на территории Российской Федерации.
Закон Кировской области от 06.06.2007 № 131-ЗО "Об отходах производства и потребления в Кировской области" закрепляет полномочия органов государственной власти Кировской области и органов местного самоуправления в области обращения с отходами производства и потребления на территории региона в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В целях развития и совершенствования системы учета и обращения с отходами в Кировской области постановлением Правительства Кировской области от 13.10.2010 № 73/504 "Об утверждении Положения о порядке ведения регионального кадастра отходов производства и потребления на территории Кировской области" утверждено Положение о порядке ведения регионального кадастра отходов производства и потребления на территории Кировской области.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Необходимость разработки и реализации Программы обусловлена следующими причинами:
социально-экономической актуальностью данной проблемы;
межотраслевым характером проблемы;
направленностью на решение вопросов, связанных с обеспечением безопасности среды обитания населения Кировской области;
необходимостью привлечения к решению проблемы органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и населения.
В соответствии с Законом Кировской области от 03.06.2004 № 246-ЗО "Об областной целевой программе "Экология и природные ресурсы Кировской области" на 2004 -2010 годы" и постановлением Правительства Кировской области от 22.12.2009 № 34/502 "Об утверждении областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Кировской области на 2010 год" на протяжении 2004-2010 годов осуществлялась реализация областных целевых программ, предусматривающих мероприятия в сфере обращения с отходами.
Главным итогом выполнения указанных программ (за 2004-2010 годы направлено средств областного бюджета в сумме 65 млн. рублей) явилось создание 12 объектов размещения отходов, отвечающих природоохранным требованиям законодательства. Однако строительство полигонов твердых бытовых отходов без организации систем сбора и доставки на них отходов не решило проблему в сфере обращения с бытовыми отходами.
По итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, посвященного вопросам совершенствования государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды от 27.05.2010, Президентом Российской Федерации сформирован Перечень поручений от 06.06.2010 № Пр-1640, согласно которому руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечить подготовку региональных долгосрочных инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации. Соответствующая программа должна основываться на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов, привлечении средств частных инвесторов и предусматривать следующие направления:
создание региональных кадастров отходов, включающих полную информацию об объемах образованных отходов, их составе, требуемых мощностях по их переработке и утилизации, местах их размещения;
разработку комплексных схем обращения с отходами на региональном и муниципальном уровнях с учетом существующей и создаваемой инфраструктуры в области обращения с отходами;
применение новейших научно-технических достижений для обеспечения экологичной и экономически эффективной утилизации;
комплексное рассмотрение проблемы в масштабе сложившихся агломераций.
Координацию работ по разработке целевых инвестиционных программ в субъектах Российской Федерации осуществляют полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 29.03.2011 № ПР-781.
В основном Программа носит инвестиционный характер. Значительная часть средств областного бюджета (около 90%) направляется на проведение строительных работ - рекультивации свалок. Выполнение многих работ невозможно в течение одного финансового года, требуется формирование комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.
Использование программно-целевого метода в решении экологических проблем в сфере обращения с отходами позволит усилить концентрацию имеющихся информационных, научно-технических, материальных и финансовых ресурсов для решения первоочередных задач в сфере сбора, переработки, размещения и утилизации отходов производства и потребления.
С учетом ускорения темпов промышленного развития, усиления техногенного влияния на природу посредством увеличения количества и видов размещаемых отходов и появления новых источников воздействия отходов на окружающую среду использование программно-целевого метода позволит достигнуть снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности, в результате которой образуются отходы производства и потребления, на окружающую среду и обеспечения экологической комфортности среды обитания человека посредством ликвидации накопленного экологического ущерба и будет способствовать экологически устойчивому развитию Кировской области.
Разработка и реализация Программы будет являться важной составной частью региональной экологической политики и обеспечит согласованное проведение мероприятий, направленных на улучшение экологической ситуации в области обращения с отходами.
Таким образом, решение проблемы в сфере обращения с отходами производства и потребления возможно только с использованием программно - целевого метода, предусматривающего реализацию комплекса мер, направленных на совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления, на привлечение инвестиций в экономику Кировской области, развитие государственно - частного партнерства в сфере обращения с отходами, увеличение использования отходов в качестве вторичных материальных ресурсов, обеспечение экологически безопасного захоронения и переработки отходов, ликвидацию несанкционированных свалок на территории области, обеспечение сбора ртутьсодержащих отходов от населения и юридических лиц, представляющих опасность для окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Начиная с 2004 года федеральным законодательством полномочия по организации сбора, удаления, переработки и утилизации отходов производства и потребления закреплены за органами местного самоуправления. Отсутствие административного ресурса и достаточных средств в местных бюджетах привело к неисполнению органами местного самоуправления вверенных им полномочий.
Управление отходами производства и потребления на территории муниципальных образований Кировской области осуществляется в соответствии с их нормативными правовыми актами. В настоящее время в муниципальных образованиях принято около 500 нормативных актов в части благоустройства, земельного контроля и обращения с отходами. Все они носят разрозненный характер и не позволяют организовать систему управления отходами на территории муниципальных образований должным образом. Принимаемые администрациями городских округов и муниципальных районов меры носят локальный характер, что также не позволяет использовать преимущества кооперации в создании межмуниципальной инженерной инфраструктуры по переработке и утилизации отходов, современных технологий обращения с отходами, и по этой причине не способны кардинально изменить в ближайшие годы положение к лучшему.
По данным формы статистического наблюдения 2-ТП (отходы производства и потребления), утвержденной постановлением Федеральной службы государственной статистики от 30.12.2004 № 157 "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", ежегодно в Кировской области образуется около 4,5 млн. тонн отходов. Более 1,7 млн. тонн из них представлены твердыми бытовыми отходами. Источниками образования твердых бытовых отходов на территории области являются организации и промышленные предприятия, население области и объекты инфраструктуры. На долю населения приходится около 500 тыс. тонн.
Более 80% образующихся в Кировской области твердых бытовых отходов несанкционированно размещается в окружающей среде.
Существующая система сбора твердых бытовых отходов не позволяет в полной мере удалять их из мест образования. В свою очередь, это приводит к несанкционированному размещению твердых бытовых отходов в окружающей среде и к значительным потерям вторичных ресурсов.