ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

ОТ 19.07.2011 № 179


Об утверждении концепции областной целевой программы
"Комплексные меры противодействия немедицинскому
потреблению наркотических средств и их незаконному
обороту в Кировской области" на 2012 - 2014 годы

          

В целях создания условий для приостановления роста немедицинского потребления наркотиков и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений, в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2008 № 124/67 "О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории Кировской области" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Кировской области от 14.03.2008 № 124/67, от 11.01.2009 № 158/558, от 20.07.2010 № 59/330), решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области (протокол от 11.07.2011 № 4):

1. Утвердить концепцию областной целевой программы "Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Кировской области" на 2012 - 2014 годы (далее - Концепция). Прилагается.

2. Определить государственным заказчиком - координатором областной целевой программы "Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Кировской области" на 2012 - 2014 годы (далее - Программа) администрацию Правительства Кировской области (Перескоков А.В.)

3. Администрации Правительства Кировской области (Перескоков А.В.) разработать проект Программы и внести на утверждение Правительству Кировской области.

4. Установить предельный объем финансирования Программы из средств областного бюджета в размере 10652,0 тыс. рублей.

5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области - управляющего делами Правительства области Перескокова А.В.

Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых


ОДОБРЕНА
решением консультативного совета по
инвестиционной политике при Правительстве
Кировской области от 11.07.2011 № 4


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Кировской области
от 19.07.2011 № 179

     

КОНЦЕПЦИЯ
областной целевой программы"Комплексные меры противодействия немедицинскому
потреблению наркотических средств и их незаконному обороту
в Кировской области"
на 2012 - 2014 годы

     

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы
приоритетным задачам социально-экономического развития Кировской области


Анализ ситуации, сложившейся с распространением наркотиков на территории Кировской области, показывает, что осуществляемая работа по профилактике и пресечению наркомании, объединение усилий правоохранительных органов, органов исполнительной власти области и местного самоуправления, привлечение общественных объединений и граждан, поддержка деятельности лечебно-профилактических учреждений позволяют контролировать наркоситуацию в регионе.

Несмотря на относительно благополучную статистику последних лет, актуальность борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими сохраняется. Это обусловлено следующими факторами:

социальной неустроенностью молодежи, безработицей;

наличием на территории области разветвленной сети транспортных магистралей, которая создаёт благоприятные условия для транзита наркотиков;

проживанием в регионе представителей практически всех этнических диаспор, прибывших из наркоопасных регионов России и зарубежья;

нахождением в регионе объектов пенитенциарной системы, в которых содержатся лица, осужденные за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков;

изготовлением и распространением новых видов наркотических средств и психотропных веществ (курительных смесей и их аналогов, наркотиков, извлекаемых из лекарственных препаратов и т.д.);

природно-климатическими условиями, дающими возможность незаконного культивирования наркосодержащих растений, и другим.

По результатам проведенных в 2009 - 2010 годах исследований распространенности вредных привычек среди детей и подростков города Кирова уровень распространенности экспериментирования с психоактивными веществами, в том числе с наркотически действующими веществами, составил 27,9% среди мальчиков и 10,2% среди девочек. Эти данные свидетельствуют об увеличении потребления наркотиков школьниками по сравнению с прошлыми исследованиями.

В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации неоднократно указывалось, что граждане страны являются главным конкурентным капиталом и источником развития страны, для раскрытия потенциала которого необходимо создать безопасные условия жизни, снизить уровень преступности в стране, улучшить состояние здоровья нации, остановить рост наркомании.

Создание условий для приостановления роста немедицинского потребления наркотиков и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании в конечном счете позволяет решить задачи, закрепленные в Стратегии социально-экономического развития Кировской области до 2020 года (далее - Cтратегия), принятой постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 № 142/319 "О принятии Стратегии социально - экономического развития Кировской области до 2020 года" (с изменением, внесенным постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2009 № 33/432).

сохранения и укрепления здоровья людей;

формирования здорового образа жизни;

повышения общественной и личной безопасности граждан.

В Стратегии особое внимание обращено на консолидацию усилий органов государственной власти и местного самоуправления области, правоохранительных органов и населения в противодействии преступности, терроризму, экстремизму и иным противоправным деяниям, в том числе и наркотизму.

Таким образом, разработка, реализация и содержание Программы соответствуют приоритетным направлениям развития Кировской области на долгосрочную перспективу, способствуют созданию условий для приостановления роста немедицинского потребления наркотиков и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


В 2008 - 2010 годах целенаправленная работа по противодействию немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Кировской области проводилась в соответствии с краткосрочными областными целевыми программами, реализуемыми в рамках долгосрочной концепции областной целевой программы "Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Кировской области" на 2008 - 2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Кировской области от 30.08.2007 № 382 "О концепции областной целевой программы "Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Кировской области" на 2008-2010 годы", и продолжается в 2011 году в рамках областной целевой программы "Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Кировской области" на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 20.07.2010 № 59/327 "Об утверждении областной целевой программы "Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Кировской области" на 2011 год".

В рамках областных целевых антинаркотических программ:

приобретено оборудование для совершенствования процесса проведения лечебных мероприятий пациентам с наркоманией на базе областного государственного учреждения здравоохранения "Кировский областной наркологический диспансер" (далее - ОГУЗ "КОНД");

улучшены условия для размещения отдельных подразделений для лечения детей и подростков и пациентов, страдающих наркоманией, на базе ОГУЗ "КОНД";

приобретено лабораторное оборудование для обнаружения наркотиков и психоактивных веществ в организме человека;

организована работа профильных смен для подростков с девиантным поведением во время школьных каникул в спортивных и военно-спортивных лагерях, лагерях труда и отдыха;

разработаны и изготовлены методические пособия, средства наглядной агитации по профилактике наркомании для образовательных учреждений области, проведен конкурс творческих работ старшеклассников, приобретен видеофильм по проблемам токсикомании и наркомании.

В 2011 году работа по противодействию наркомании продолжается.

В числе программных мероприятий запланировано:

создание единой защищенной информационной базы наркологических пациентов (в том числе несовершеннолетних) и граждан, нуждающихся в проведении профилактических мероприятий, на базе ОГУЗ "КОНД";

проведение областного конкурса среди муниципальных районов и городских округов области по реализации целевых антинаркотических программ;

проведение целевых акций, посвященных календарным датам (Международному дню борьбы с наркоманией - 26 июня; Международному дню борьбы со СПИДом - 1 декабря), антинаркотических массовых спортивных мероприятий среди учащихся образовательных учреждений области.

Итоги реализации областных целевых программ свидетельствуют о том, что не весь их потенциал был реализован в полном объеме.

В первую очередь это связано со следующими факторами:

отсутствием реабилитационного отделения на базе ОГУЗ "КОНД". В связи с тем, что до настоящего времени реабилитационное звено наркологической службы области находится в стадии формирования, не происходит социального восстановления и реинтеграции в общество некоторой части выздоравливающих наркологических больных;

отсутствием эффективных механизмов стимулирования и привлечения дополнительных ресурсов, в том числе средств внебюджетных источников.

Несмотря на указанные недостатки, реализация программных мероприятий позволила оказать существенную поддержку лечебно-профилак-тическим учреждениям наркологического профиля в виде приобретения медицинского оборудования, с помощью которого удалось увеличить количество наркопотребителей, взятых впервые в жизни под наблюдение врача психиатра-нарколога, долю больных наркоманией, привлеченных к лечению, объединить усилия правоохранительных органов, органов исполнительной власти и местного самоуправления, привлечь общественные объединения и граждан.

Это говорит о необходимости межведомственного подхода в решении проблемы, который обеспечит координацию и согласованность действий различных субъектов деятельности в сфере противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств, их незаконному обороту и профилактики наркомании.

Программно-целевой подход в реализации мер по улучшению наркотической обстановки в регионе доказал свою эффективность на областном уровне. Ранее действовавшие областные целевые антинаркотические программы, направленные на решение задач по противодействию наркотизму, предусматривали координацию усилий заинтересованных структур и объединение различных ресурсов.

Использование программно-целевого метода в решении рассматриваемой проблемы позволит мобилизовать ресурсные возможности для достижения поставленных целей и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях:

повышении эффективности деятельности правоохранительных органов в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков;

проведении целенаправленной работы по профилактике немедицинского потребления наркотиков подростками и молодежью;

совершенствовании системы выявления, лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики без назначения врача.

Кроме того, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена следующими причинами:

социально-экономической актуальностью проблемы;

межотраслевым и межведомственным характером проблемы;

необходимостью привлечения к решению проблемы органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных институтов;

созданием условий для приостановления роста немедицинского потребления наркотиков и их незаконного оборота. Поэтапное сокращение распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений является многоэтапным процессом, требующим длительного времени.

Таким образом, целесообразно воздействовать на складывающуюся в области наркотическую ситуацию программно-целевым методом, то есть с увязкой по исполнителям, ресурсам, срокам реализации комплекса разработанных мероприятий, ориентированных на достижение поставленных целей.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


В 2010 году в сравнении с предыдущим годом отмечался рост на 8% количества состоящих на учете потребителей наркотиков (2010 год - 925, 2009 год - 851, 2008 год - 792). По состоянию на 01.01.2011 на учете состояли 925 потребителей наркотических средств, из них с диагнозом "наркомания" - 522 (2009 год - 506, 2008 год - 478, 2007 год - 472), в связи с пагубным потреблением наркотиков с вредными последствиями - 403. В общем числе состоящих на учёте наркопотребителей - 91 женщина (10%), в том числе с диагнозом "наркомания" - 66 женщин (89%). Возраст лиц с диагнозом "наркомания" - от 18 до 39 лет.

Эти показатели не полностью отражают действительную картину распространения наркомании. Реальное число наркоманов по экспертным оценкам в 10 раз превышает число зарегистрированных.

Показатель наркотизации в Кировской области (число зарегистрированных больных с диагнозом "наркомания" в расчёте на 100 тыс. населения) в 2010 году составил 42,3 человека (2004 год - 24,9 человека, 2005 год- 27,4 человека, 2006 год - 32,4 человека, 2007 год - 36,3 человека, 2008 год- 39,3 человека, 2009 год - 40,5 человека).

От отравления наркотиками, по сведениям органов здравоохранения, начиная с 2003 года по 2010 год, в области умерло 27 человек.

Криминальную напряженность в области усиливает распространение на её территории синтетических наркотических средств. С 2004 года наркозависимыми лицами в большей степени используется наркотическое средство дезоморфин в связи с его относительно легким изготовлением из находящихся в свободной продаже кодеинсодержащих препаратов и сильным токсическим действием, аналогичным героину. По оценкам специалистов ОГУЗ "КОНД", более 95% зарегистрированных опийных наркоманов - это лица, употребляющие данный синтетический наркотик. Его доля в общем весе изъятых синтетических наркотических средств составляет 65%. С момента его появления на территории региона факты изъятия были зафиксированы в областном центре и в 25 муниципальных образованиях.

Рост злоупотребления наркотиками влечет за собой увеличение количества преступлений, связанных с их незаконным оборотом. На протяжении последних лет ситуация, складывающаяся в сфере незаконного оборота наркотиков на территории области, имеет тенденцию к осложнению. Ежегодно наблюдался рост количества выявленных наркопреступлений (2004 год - 388, 2005 год - 589, 2006 год - 742, 2007 год - 833, 2008 год - 843, 2009 год - 857, 2010 год - 862). Растёт удельный вес наркопреступлений в общей структуре преступности (2007 год - 2,8%, 2008 год - 3,2%, 2009 год - 3,6%, 2010 год - 4%). Положительную динамику имеет доля тяжких и особо тяжких наркопреступлений (2007 год - 49%, 2008 год - 50%, 2009 год - 52%, 2010 год - 58%). Увеличивается количество выявленных и ликвидированных наркопритонов.

В структуре изъятых наркотических средств не произошло существенных изменений. Большую часть среди них занимала маковая солома и марихуана. В период 2007 - 2009 годов их доля составила 95-96% от общего объёма изъятий, в 2010 году - 90%.

По-прежнему на территории области продолжал распространяться кустарно изготавливаемый наркотик дезоморфин, кроме того, в 2009 - 2010 годах среди молодежи, а также потребителей наркотиков каннабисной группы отмечались факты распространения курительных смесей. Помимо областного центра, их появление было отмечено еще в 11 районах области.

Обеспеченность области лечебно-профилактическими и реабилитационными учреждениями наркологического профиля на сегодняшний день

далека от нормативной. На 01.05.2011 в Кировской области оказывают наркологическую помощь 1 диспансер и 2 наркологических отделения при центральных районных (городских) больницах с суммарным числом наркологических коек 214 (при реальной потребности в 795 коек).

Для возвращения лиц, больных наркоманией, в обычные условия жизни необходима медико-социальная реабилитация, то есть совокупность мер медицинского, социального, психологического, педагогического и иного характера. В наркологической службе Кировской области на сегодняшний день только формируется реабилитационное звено, организуются мероприятия, направленные на закрепление терапевтического эффекта. В результате не происходит социального восстановления выздоравливающих наркологических больных и реинтеграции пациентов в общество.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»