ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30.08.2007 № 382

О концепции областной целевой программы
"Комплексные меры противодействия немедицинскому
потреблению наркотических средств и их незаконному
обороту в Кировской области" на 2008-2010 годы

В целях сокращения масштабов незаконного потребления наркотиков, координации усилий на проведении целенаправленной работы по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений на территории области, в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации областных целевых программ и участия в формировании и реализации федеральных целевых программ на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства области от 30.06.2005 № 37/155 "О разработке, утверждении и реализации целевых программ на территории Кировской области" (с изменениями внесенными постановлениями Правительства области от 10.04.2007 № 91/166; от 20.06.2007 № 98/266), решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве области (протокол от 11.05.2007 № 7):

1, Утвердить концепцию областной целевой программы "Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Кировской области" на 2008 - 2010 годы (далее - Концепция). Прилагается.

2, Определить государственным заказчиком - координатором областной целевой программы "Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств, и их незаконному обороту в Кировской области" на 2008 - 2010 годы (далее - Программа) администрацию Правительства области.

3, Установить предельный объем средств областного бюджета для реализации мероприятий Программы в размере 9500 тыс. рублей.

4. Рабочей группе по разработке областной целевой программы "Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Кировской области" на 2008 - 2010 годы, созданной в соответствии с распоряжением Председателя Правительства области от 22.02.2007 № 27-пр, разработать проект программы "Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Кировской области" на 2008 год.

5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области - управляющего делами Правительства области Перескокова А.В.



Губернатор Кировской области
Н.И. Шаклеин

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Кировской области
от 30.08.2007 № 382



КОНЦЕПЦИЯ
областной целевой программы
"Комплексные меры противодействия
немедицинскому потреблению наркотических средств
и их незаконному обороту в Кировской области"
на 2008-2010 годы


1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Кировской области


В 2005-2007 годах целенаправленная работа по противодействию немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Кировской области проводилась в соответствии с областной целевой программой "Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Кировской области" на 2005 - 2007 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 17.05.2005 № 34/110.

В соответствии с вышеуказанной программой проведена работа по предупреждению и сокращению спроса на наркотические средства, а также пропаганде здорового образа жизни, реализован комплекс мер, направленных на обеспечение контроля за производством и распределением наркотических средств, на пресечение незаконного оборота наркотиков.

Для обеспечения межведомственного взаимодействия и координации деятельности постановлением Правительства области от 04.03.2003 № 37/61 "О создании межведомственной комиссии при Правительстве области по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту" создана межведомственная комиссия при Правительстве области по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

Вместе с тем анализ деятельности правоохранительных органов и органов исполнительной власти области по реализации программных мероприятий показал, что ряд из них не выполнен в связи с отсутствием финансирования вышеуказанной программы.

Несмотря на предпринятые действия, наблюдается неуклонный рост незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков в Кировской области, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике региона, правопорядку и общественной безопасности.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Учитывая сложность и многообразие факторов, влияющих на состояние и динамику масштаба незаконного оборота наркотиков и наркопреступности, улучшение наркоситуации в Кировской области может быть достигнуто только на основе поддержки деятельности лечебно - профилактических учреждений наркологического профиля, выделения дополнительных ассигнований на эти цели, объединения усилий правоохранительных органов, органов исполнительной власти и местного самоуправления

области, широкого привлечения общественных объединений и граждан. Это говорит о необходимости межведомственного подхода в решении проблемы, который обеспечит координацию и согласованность действий различных субъектов деятельности в сфере противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств, их незаконному обороту и профилактики наркомании.

С учетом изложенного целесообразно воздействовать на складывающуюся в области ситуацию с ростом масштаба незаконного потребления наркотиков программно-целевым методом, то есть с увязкой по исполнителям, ресурсам, срокам реализации комплекса разработанных мероприятий, ориентированных на достижение поставленных целей.

Использование программно-целевого метода в решении рассматриваемой проблемы позволит мобилизовать ресурсные возможности для достижения поставленных целей и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях:

профилактика распространения незаконного потребления и незаконного оборота наркотиков;

лечение и реабилитация больных наркоманией; пресечение незаконного оборота наркотиков.

Сосредоточение усилий исключительно на одном из этих направлений не позволит получить устойчивый положительный эффект.

В настоящее время проблемы, связанные с предупреждением распространения наркотиков, противодействием их незаконному обороту, лечением больных наркоманией в Кировской области решаются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти области в пределах их полномочий. В связи с этим надлежащая координация деятельности Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Кировской области, Управления внутренних дел по Кировской области, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области, Кировской таможни, прокуратуры Кировской области, департамента здравоохранения Кировской области, департамента образования Кировской области, департамента культуры и искусства Кировской области, департамента социального развития Кировской области, департамента информационно-аналитической работы и связей с общественностью Кировской области, управления по делам молодежи Кировской области, управления по физической культуре и спорту Кировской области, а также негосударственных организаций и общественных объединений становится непременным условием решения проблемы противодействия наркомании в области.

Кроме того, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена следующими причинами:

социально-экономическая актуальность проблемы; межотраслевой и межведомственный характер проблемы;

необходимость привлечения к решению проблемы органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных институтов;

снижение масштаба незаконного потребления наркотиков и уровня наркопреступности является многоэтапным процессом, требующим длительного времени.

В настоящее время на территории Российской Федерации реализуется федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 № 561. В рамках данной программы в 2006 году в Кировскую область поступили:

средства федерального бюджета на укрепление кинологической службы органов внутренних дел - 30 тыс. рублей;

комплект литературы в помощь образовательному учреждению "Профилактика злоупотребления психоактивными веществами" в количестве 430 экземпляров на сумму 23 тыс. 386 рублей.

В рамках этой же программы в 2007 году в Кировскую область поступили:

комплект компьютерных игр "Антинаркомания" и полиграфической продукции к ней, направленных на противодействие незаконному потреблению и обороту наркотиков, в количестве 20 штук, на сумму 27 тыс. рублей;

комплект учебно-методической литературы "Сто вопросов - сто ответов или правда о наркотиках и наркомании" в количестве 100 экземпляров.


3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


За последние три года число больных наркоманией в Кировской области увеличилось на 30% и на 01.01.2007 составило 438 человек. В настоящее время под наблюдением в государственном лечебно - профилактическом учреждении "Кировский областной наркологический диспансер" находится более 1 тысячи человек с диагнозами: "наркомания", "злоупотребление наркотиками", "токсикомания", "злоупотребление токсическими веществами".

Эти показатели не полностью отражают действительную картину распространения наркомании. Реальное число наркоманов по экспертным оценкам в 10 раз превышает число зарегистрированных и приближается к 8 тысячам человек.

Рост злоупотребления наркотиками влечет за собой увеличение количества преступлений, связанных с их незаконным оборотом. За последние 3 года число таких преступлений увеличилось на 40,4% (с 542 в 2004 году до 761 в 2006 году), причем доля тяжких и особо тяжких преступлений оставалась постоянной и составляла 42% от общего числа выявленных. Правоохранительными органами Кировской области изъято из незаконного оборота в 2004 году - 40,5 кг, в 2005 году - 58,7 кг, в 2006 году -73,4 кг наркотических средств и психотропных веществ.

Последние три года характеризовались увеличением числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности за наркопреступления. С 2004 года рост составил 60,4% (с 215 до 345), в том числе лиц, не имеющих постоянного источника доходов на 86,2%.

Криминальную напряженность в области усиливает распространение на её территории синтетических наркотических средств. С 2004 года наркозависимыми лицами в большей степени используется наркотическое средство "дезоморфин" в связи с его относительно легким изготовлением из находящихся в свободной продаже кодеинсодержащих препаратов и сильным токсическим действием, аналогичным героину. Количество фактов изъятия наркотиков синтетической группы по сравнению с 2005 годом возросло на 88%, причем вес изъятого "дезоморфина" увеличился в 28 раз.

Обеспеченность области лечебно-профилактическими и реабилитационными учреждениями наркологического профиля на сегодняшний день далека от нормативной. На начало 2007 года в Кировской области оказывают наркологическую помощь 1 диспансер и 3 наркологических отделения при центральных районных (городских) больницах с суммарным числом наркологических коек 230, что не соответствует реальной потребности.

Для возвращения лиц, больных наркоманией, в обычные условия жизни необходима медико-социальная реабилитация, то есть совокупность мер медицинского, социального, психологического, педагогического и иного характера. В наркологической службе Кировской области на сегодняшний день отсутствует реабилитационное звено, мероприятия, направленные на закрепление терапевтического эффекта, не проводятся. В результате не происходит социального восстановления выздоравливающих наркологических больных и реинтеграции пациентов в общество.

Анализ наркообстановки в области свидетельствует, что в ближайшей перспективе, в случае непринятия адекватных мер, может произойти дальнейшее её осложнение.

Слабое оснащение лечебной и отсутствие реабилитационной базы наркологической службы будет способствовать дальнейшему обострению ситуации, а именно:

увеличению числа осложнений у наркологических больных;

увеличению количества смертельных случаев от длительного потребления наркотиков, а также от отравлений наркотическими средствами и психотропными веществами (передозировки);

высокому проценту рецидивов среди лиц, прошедших курс лечения; снижению количества пациентов с длительной ремиссией; снижению возрастного порога наркомании; распространению ВИЧ-инфекции и гепатитов.

Последствия негативной динамики развития криминогенной ситуации, связанной с незаконным оборотом наркотиков в Кировской области, могут привести к:

росту поступления наркотических средств в область за счет расширения "черного рынка сбыта";

снижению цеп на наркотики и, как следствие, более легкий доступ до них менее обеспеченных слоев населения, в том числе молодёжи;

росту количества выявленных правоохранительными органами наркопреступлений, в том числе тяжких и особо тяжких;

росту количества опасных преступлений, таких как угроза убийством, нанесение тяжких телесных повреждений, грабежей, краж и так далее, совершаемых наркозависимыми лицами.

Возрастание тяжести и расширение масштабов социально-экономических последствий противоправного поведения наркозависимых лиц будет характеризоваться:

потерей трудовых ресурсов из-за невозможности осуществления наркозависимыми активной трудовой деятельности;

неисполнением родителями, являющимися наркологическими больными, обязанностей по воспитанию детей и, как следствие, распад семьи, лишение родительских прав.

Отсутствие системы межведомственного взаимодействия, управления и координации при решении проблемы будет сопровождаться несогласованностью действий и разобщенностью правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, что не позволит получить устойчивый положительный эффект.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


Первый вариант решения проблемы предполагает реализацию комплекса наиболее актуальных мероприятий межведомственного характера по противодействию немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ на территории Кировской области, в том числе:

направленных на снижение доступности наркотиков для незаконного их потребления. Для этого в рамках Программы планируется объединение усилий Управления внутренних дел по Кировской области, Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Кировской области, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области с целью недопущения торговли наркотиками из квартир, в местах досуга молодежи, в учебных заведениях, в учреждениях исполнения наказаний;

направленных на уменьшение спроса на наркотики среди молодежи, не злоупотребляющей наркотиками. Для этого в рамках Программы планируется реализовать комплекс совместных профилактических мероприятий департаментами Кировской области: образования, здравоохранения, культуры и искусства, управлением по делам молодежи Кировской области, а также управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Кировской области с целью формирования системы ценностей, ориентированных на ведение здорового образа жизни среди молодежи, не злоупотребляющей наркотиками. В связи с этим необходимо выделение из областного бюджета 575 тыс. рублей. Мероприятиями будут охвачены дети, подростки и молодежь в возрасте от 11 до 24 лет. а также педагогические работники и родители. Комплекс мероприятий по данному направлению включает:

проведение целевых профилактических мероприятий, в том числе в образовательных учреждениях, местах досуга молодежи;

подготовку специальных материалов антинаркотической направленности, в том числе буклетов, брошюр, социальной рекламы для размещения в средствах массовой информации, а также наружной рекламы для размещения на улицах, в транспортных средствах общего пользования, крупных торговых центрах, местах проведения зрелищных мероприятий;

реализацию дополнительных мер, направленных на повышение уровня осведомленности родителей и педагогических работников о наркомании и мерах противодействия её распространению, а также степени их участия в организации работы с детьми и молодежью.

Для снижения спроса на наркотики среди начинающих потребителей наркотиков и наркоманов первый вариант решения проблемы предполагает создание в Кировской области системы оказания наркологической помощи населению и реабилитации взрослых, детей и подростков с алкогольной и наркотической зависимостью, а именно:

создание палаты (блока) для лечения наркозависимых в государственном лечебно-профилактическом учреждении "Кировский областной наркологический диспансер" (ул. Советская, 41), для чего необходимо выделение из областного бюджета - 7625 тыс. рублей, в том числе:

реконструкцию палаты (блока) для лечения наркоманов - 400 тыс. рублей;

на внедрение новых методик ультрабыстрой опиатной детоксикации и экстракорпоральной детоксикации - 7225 тыс. рублей.

создание отдельного изолированного от взрослых пациентов блока для лечения детей и подростков - 400 тыс. рублей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»