ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОТ 20.07.2010 № 59/327
Об утверждении областной целевой программы
"Комплексные меры противодействия немедицинскому
потреблению наркотических средств и их незаконному
обороту в Кировской области" на 2011 год
(с изменениями на 21 июня 2011 года)
_______________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 21.06.2011 № 109/263
_______________________________________________________________________
В целях обеспечения контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, снижения их незаконного потребления, пропаганды здорового образа жизни и повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по пресечению и выявлению связанных с наркотиками преступлений Правительство Кировской области
постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Кировской области» на 2011 год (далее - Программа). Прилагается.
2. Департаменту финансов Кировской области (Ковалева Е.В.) предусмотреть средства на реализацию Программы в областном бюджете на 2011 год.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления области разработать целевые программы по противодействию немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту, предусмотрев финансирование за счёт средств местных бюджетов.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области - управляющего делами Правительства области Перескокова А.В.
Губернатор
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю.Белых
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области
от 20.07.2010 № 59/327
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Комплексные меры противодействия немедицинскому
потреблению наркотических средств и их незаконному
обороту в Кировской области" на 2011 год
ПАСПОРТ
областной целевой программы "Комплексные меры противодействия
немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному
обороту в Кировской области" на 2011 год
Наименование Программы | «Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Кировской области» |
Основание принятия решения о разработке Программы | Указ Президента Российской Федерации от 18.10.2007 № 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 07.12.2008 № 1736); распоряжение Председателя Правительства области от 23.03.2010 № 37-пр "О создании рабочей группы"; решение антинаркотической комиссии в Кировской области от 22.12. 2009 № 8 |
Государственный заказчик - координатор Программы | администрация Правительства Кировской области |
Государственные заказчики Программы | департамент здравоохранения Кировской области, департамент образования Кировской области, департамент социального развития Кировской области, управление по делам молодежи Кировской области, управление по физической культуре и спорту Кировской области |
Основные разработчики Программы | управление по взаимодействию с правоохранительными органами и военнослужащими администрации Правительства Кировской области; Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Кировской области |
Цель Программы | создание условий для приостановления роста немедицинского потребления наркотиков и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений |
Задачи Программы | повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков; проведение целенаправленной работы по профилактике немедицинского потребления наркотиков подростками и молодежью; раннее выявление лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков; создание системы реабилитации наркологических больных |
Важнейшие показатели эффективности Программы | количество изъятых наркотических средств и психотропных веществ из незаконного оборота; количество проведённых публичных мероприятий, направленных на профилактику наркомании среди подростков и молодежи; количество наркопотребителей, взятых впервые в жизни под наблюдение врача психиатра-нарколога; доля больных наркоманией, привлеченных к лечению, по отношению к общему числу больных наркоманией, взятых под наблюдение нарколога впервые |
Сроки реализации Программы | 2011 год |
Объемы и источники финансирования Программы | 3056,0 тыс. рублей - средства областного бюджета |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | увеличение количества изъятых наркотических средств и психотропных веществ из незаконного оборота до 91 килограмма; увеличение количества проведённых публичных мероприятий, направленных на профилактику наркомании среди подростков и молодежи области, до 2947 мероприятий; увеличение количества наркопотребителей, взятых впервые в жизни под наблюдение врача психиатра-нарколога, до 876 человек; увеличение доли больных наркоманией, привлеченных к лечению, по отношению к общему числу больных наркоманией, взятых под наблюдение нарколога впервые, до 90%. |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Анализ ситуации, сложившейся с распространением наркотиков на территории Кировской области, показывает, что осуществляемая работа по профилактике и пресечению наркомании, объединение усилий правоохранительных органов, органов исполнительной власти области и местного самоуправления, привлечение общественных объединений и граждан, поддержка деятельности лечебно-профилактических учреждений позволили контролировать наркоситуацию в регионе.
Несмотря на относительно благополучную статистику последних лет, актуальность борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими сохраняется. Этому способствуют следующие факторы:
социальная неустроенность молодежи, безработица;
наличие на территории области разветвленной сети транспортных магистралей, которая создаёт благоприятные условия для транзита наркотиков;
нахождение в регионе объектов пенитенциарной системы, в которых содержатся лица, осужденные за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков;
получение и распространение новых видов наркотических средств и психотропных веществ (курительные смеси, извлечение наркотиков из лекарственных препаратов и т.д.);
природно-климатические условия, дающие возможность незаконного куль-тивирования наркосодержащих растений, и другие.
По результатам проведенного в 2009 году исследования распространенности вредных привычек среди детей и подростков города Кирова уровень распространенности экспериментирования с наркотически действующими веществами составил 27,9% среди мальчиков и 10,2% среди девочек. Эти данные свидетельствуют об увеличении потребления наркотиков школьниками по сравнению с прошлыми исследованиями.
В 2009 году в сравнении с предыдущим годом отмечался рост на 7% количества состоящих на учете потребителей наркотиков (2009 год - 851, 2008 год - 792). По состоянию на 01.01.2010 на учете состоял 851 потребитель наркотических средств, из них с диагнозом «наркомания» - 506, в связи с пагубным потреблением наркотиков с вредными последствиями - 345. Около 98% зарегистрированных больных наркоманией употребляют наркотики опийной группы, среди наркопотребителей зарегистрированы 2 несовершеннолетних лица.
На протяжении последних лет ситуация, складывающаяся в сфере незаконного оборота наркотиков на территории области, имеет тенденцию к осложнению. Ежегодно наблюдался рост количества выявленных наркопреступлений (2004 год - 388, 2005 год - 589, 2006 год - 742, 2007 год - 833, 2008 год - 843, 2009 год - 857). В их структуре доля тяжких и особо тяжких преступлений составила порядка 50%.
Увеличилось количество выявленных и ликвидированных наркопритонов (2008 год- 76, 2009 год- 94).
За три года органами наркоконтроля на территории области перекрыто 109 каналов поставки наркотиков (2007 год - 33, 2008 год - 34, 2009 год - 42). Из незаконного оборота правоохранительными органами области изъято 207 кг наркотиков.
В структуре изъятых наркотических средств не произошло существенных изменений. Большую часть среди них занимала "маковая солома" (70%), в сравнении с 2008 годом ее вес увеличился на 90%. Доля изъятой "марихуаны" составила 26%, ее вес возрос в 6 раз.
По-прежнему на территории области продолжал распространяться кустарно изготавливаемый наркотик «дезоморфин», доля которого в общем весе изъятых синтетических наркотических средств составляла 65%. Правонарушения, связанные с его незаконным оборотом, зарегистрированы в городе Кирове и еще в 23 муниципальных образованиях, причем в 2009 году он впервые выявлен в Малмыжском, Опаринском, Пижанском и Санчурском районах.
Другим дестабилизирующим фактором является увеличение в незаконном обороте доли синтетических наркотиков (в 2008 году изъято 0,6 кг, 2009 году - 1,8 кг). Незаконный оборот данных наркотиков позволяет спрогнозировать возможность их дальнейшего распространения в молодежной среде, а также в местах массового досуга и отдыха.
Кроме того, в 2009 году среди молодежи, а также потребителей наркотиков каннабисной группы отмечались факты распространения курительных смесей. Помимо областного центра их появление было отмечено еще в 11 районах области.
В 2008-2009 годах решались задачи, направленные на замедление роста незаконного потребления наркотиков жителями области, и в 2010 году работа продолжается в соответствии с краткосрочными программами «Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Кировской области», реализуемыми в рамках долгосрочной концепции "Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Кировской области» на 2008 - 2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства области от 30.08.2007 № 382 «О концепции областной целевой программы «Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Кировской области» на 2008-2010 годы».
В рамках областных целевых программ:
приобретено оборудование для совершенствования процесса проведения лечебных мероприятий пациентам с наркоманией на базе областного государственного учреждения здравоохранения «Кировский областной наркологический диспансер»;
созданы отдельные подразделения для лечения детей и подростков и наркоманов на базе областного государственного учреждения здравоохранения «Кировский областной наркологический диспансер»;
приобретено лабораторное оборудование для обнаружения наркотиков в организме человека;
организована работа профильных смен для подростков с девиантным поведением во время школьных каникул в спортивных и военно-спортивных лагерях, лагерях труда и отдыха;
разработаны и изготовлены методические пособия, средства наглядной агитации по профилактике наркомании для образовательных учреждений области, проведен конкурс творческих работ старшеклассников, приобретен видеофильм по проблемам токсикомании и наркомании.
Подведенные итоги реализации областных целевых программ свидетельствуют о том, что не весь их потенциал был реализован в полном объеме.
В первую очередь это связано со следующими факторами:
отсутствием запланированного реабилитационного отделения на базе областного государственного учреждения здравоохранения «Кировский областной наркологический диспансер». В связи с чем до настоящего времени реабилитационное звено наркологической службы области находится в стадии формирования. В результате не происходит социального восстановления и реинтеграции в общество некоторой части выздоравливающих наркологических больных;
отсутствием эффективных механизмов стимулирования и привлечения дополнительных ресурсов, в том числе средств внебюджетных источников.
Несмотря на указанные недостатки, реализация программных мероприятий позволила оказать существенную поддержку лечебно-профилактическим учреждениям наркологического профиля в виде выделения дополнительных ассигнований на эти цели, объединить усилия правоохранительных органов, органов исполнительной власти и местного самоуправления, привлечь общественные объединения и граждан.
Поэтапное сокращение распространения наркомании в конечном счете позволяет решить задачи, закрепленные в Стратегии социально-экономического развития Кировской области до 2020 года:
сохранение и укрепление здоровья людей;
формирование здорового образа жизни;
повышение общественной и личной безопасности граждан.
В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации неоднократно указывалось, что граждане страны являются главным конкурентным капиталом и источником развития страны, для раскрытия потенциала которого необходимо создать безопасные условия жизни, снизить уровень преступности в стране, улучшить состояние здоровья нации, остановить рост наркомании.
В настоящее время на федеральном уровне идет разработка проекта федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011 - 2015 годы». В марте 2010 года направлены предложения в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков об участии Кировской области на условиях софинансирования в реализации мероприятия данной федеральной целевой программы «организация и проведение антинаркотических массовых спортивных мероприятий среди учащихся образовательных учреждений» в 2011 году с объемом финансирования 100 тыс. рублей.
С учетом изложенного целесообразно воздействовать на складывающуюся в области ситуацию с ростом масштаба незаконного потребления наркотиков программно-целевым методом, то есть с увязкой по исполнителям, ресурсам, срокам реализации комплекса разработанных мероприятий, ориентированных на достижение поставленных целей.
Использование программно-целевого метода в решении рассматриваемой проблемы позволит мобилизовать ресурсные возможности для достижения поставленных целей и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях:
профилактике распространения незаконного потребления и незаконного оборота наркотиков;
лечении и реабилитации больных наркоманией;
пресечении незаконного оборота наркотиков.
Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена остротой социально-политической проблемы, её областным значением, межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к её решению органов исполнительной власти на федеральном и областном уровнях, органов местного самоуправления, негосударственных организаций, общественных объединений.
Правовую основу Программы составляют:
Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 № 151-ФЗ),
Указ Президента Российской Федерации от 18.10.2007 № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 07.12.2008 № 1736).
2. Основная цель и задачи Программы, сроки её реализации,
показатели эффективности, характеризующие достижение
поставленной цели и решение задач Программы
Целью Программы является создание условий для приостановления роста немедицинского потребления наркотиков и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков;
проведение целенаправленной работы по профилактике немедицинского потребления наркотиков подростками и молодежью;