ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 20.07.2010 № 59/327


Об утверждении областной целевой программы
"Комплексные меры противодействия немедицинскому
потреблению наркотических средств и их незаконному
обороту в Кировской области" на 2011 год

(с изменениями на 21 июня 2011 года)


Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 21.06.2011 № 109/263

_______________________________________________________________________


В целях обеспечения контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, снижения их незаконного потребления, пропаганды здорового образа жизни и повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по пресечению и выявлению связанных с наркотиками преступлений Правительство Кировской области

постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Кировской области» на 2011 год (далее - Программа). Прилагается.

2. Департаменту финансов Кировской области (Ковалева Е.В.) предусмотреть средства на реализацию Программы в областном бюджете на 2011 год.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления области разработать целевые программы по противодействию немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту, предусмотрев финансирование за счёт средств местных бюджетов.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области - управляющего делами Правительства области Перескокова А.В.

Губернатор
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю.Белых

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области
от 20.07.2010 № 59/327

     

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Комплексные меры противодействия немедицинскому
потреблению наркотических средств и их незаконному
обороту в Кировской области" на 2011 год

     

ПАСПОРТ
областной целевой программы "Комплексные меры противодействия
немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному
обороту в Кировской области" на 2011 год

Наименование Программы

«Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Кировской области»

Основание принятия решения о разработке Программы

Указ Президента Российской Федерации от 18.10.2007 № 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" (в редакции Указа Президента Российской Федерации  от 07.12.2008 № 1736);

распоряжение Председателя Правительства области от 23.03.2010 № 37-пр "О создании рабочей группы";

решение антинаркотической комиссии в  Кировской области от 22.12. 2009 № 8

Государственный заказчик - координатор Программы

администрация Правительства Кировской

области

Государственные заказчики Программы

департамент здравоохранения Кировской  области, департамент образования Кировской области, департамент социального развития Кировской области, управление по делам молодежи Кировской области, управление по физической культуре и спорту Кировской области

Основные разработчики Программы

управление по взаимодействию с правоохранительными органами и военнослужащими администрации Правительства Кировской области;

Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Кировской области

Цель Программы

создание условий для приостановления роста немедицинского потребления наркотиков и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и  связанных с ней преступности и правонарушений

Задачи Программы

повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков;

проведение целенаправленной работы по профилактике немедицинского потребления наркотиков подростками и молодежью;

раннее выявление лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков;

создание системы реабилитации наркологических больных

Важнейшие показатели эффективности Программы

количество изъятых наркотических средств  и психотропных веществ из незаконного оборота;

количество проведённых публичных мероприятий, направленных на профилактику наркомании среди подростков и молодежи;

количество наркопотребителей, взятых впервые в жизни под наблюдение врача психиатра-нарколога;

доля больных наркоманией, привлеченных к лечению, по отношению к общему числу больных наркоманией, взятых под наблюдение нарколога впервые

Сроки реализации  Программы

2011 год

Объемы и источники финансирования Программы

3056,0 тыс. рублей - средства областного бюджета

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

увеличение количества изъятых наркотических средств и психотропных веществ из незаконного оборота до 91 килограмма;

увеличение количества проведённых публичных мероприятий, направленных на профилактику наркомании среди подростков и молодежи области, до 2947 мероприятий;

увеличение количества наркопотребителей, взятых впервые в жизни под наблюдение врача психиатра-нарколога, до 876 человек;

увеличение доли больных наркоманией, привлеченных к лечению, по отношению к общему числу больных наркоманией, взятых под наблюдение нарколога впервые, до 90%.



1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Анализ ситуации, сложившейся с распространением наркотиков на территории Кировской области, показывает, что осуществляемая работа по профилактике и пресечению наркомании, объединение усилий правоохранительных органов, органов исполнительной власти области и местного самоуправления, привлечение общественных объединений и граждан, поддержка деятельности лечебно-профилактических учреждений позволили контролировать наркоситуацию в регионе.

Несмотря на относительно благополучную статистику последних лет, актуальность борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими сохраняется. Этому способствуют следующие факторы:

социальная неустроенность молодежи, безработица;

наличие на территории области разветвленной сети транспортных магистралей, которая создаёт благоприятные условия для транзита наркотиков;

нахождение в регионе объектов пенитенциарной системы, в которых содержатся лица, осужденные за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков;

получение и распространение новых видов наркотических средств и психотропных веществ (курительные смеси, извлечение наркотиков из лекарственных препаратов и т.д.);

природно-климатические условия, дающие возможность незаконного куль-тивирования наркосодержащих растений, и другие.

По результатам проведенного в 2009 году исследования распространенности вредных привычек среди детей и подростков города Кирова уровень распространенности экспериментирования с наркотически действующими веществами составил 27,9% среди мальчиков и 10,2% среди девочек. Эти данные свидетельствуют об увеличении потребления наркотиков школьниками по сравнению с прошлыми исследованиями.

В 2009 году в сравнении с предыдущим годом отмечался рост на 7% количества состоящих на учете потребителей наркотиков (2009 год - 851,  2008 год - 792). По состоянию на 01.01.2010 на учете состоял 851 потребитель наркотических средств, из них с диагнозом «наркомания» - 506, в связи с пагубным потреблением наркотиков с вредными последствиями - 345. Около 98% зарегистрированных больных наркоманией употребляют наркотики опийной группы, среди наркопотребителей зарегистрированы 2 несовершеннолетних лица.

На протяжении последних лет ситуация, складывающаяся в сфере незаконного оборота наркотиков на территории области, имеет тенденцию к осложнению. Ежегодно наблюдался рост количества выявленных наркопреступлений  (2004 год - 388, 2005 год - 589, 2006 год - 742, 2007 год - 833, 2008 год - 843,  2009 год - 857). В их структуре доля тяжких и особо тяжких преступлений составила порядка 50%.

Увеличилось количество выявленных и ликвидированных наркопритонов (2008 год- 76, 2009 год- 94).

За три года органами наркоконтроля на территории области перекрыто 109 каналов поставки наркотиков (2007 год - 33, 2008 год - 34, 2009 год - 42). Из незаконного оборота правоохранительными органами области изъято 207 кг наркотиков.

В структуре изъятых наркотических средств не произошло существенных изменений. Большую часть среди них занимала "маковая солома" (70%), в сравнении с 2008 годом ее вес увеличился на 90%. Доля изъятой "марихуаны" составила 26%, ее вес возрос в 6 раз.

По-прежнему на территории области продолжал распространяться кустарно изготавливаемый наркотик «дезоморфин», доля которого в общем весе изъятых синтетических наркотических средств составляла 65%. Правонарушения, связанные с его незаконным оборотом, зарегистрированы в городе Кирове и еще в 23 муниципальных образованиях, причем в 2009 году он впервые выявлен в Малмыжском, Опаринском, Пижанском и Санчурском районах.

Другим дестабилизирующим фактором является увеличение в незаконном обороте доли синтетических наркотиков (в 2008 году изъято 0,6 кг,  2009 году - 1,8 кг). Незаконный оборот данных наркотиков позволяет спрогнозировать возможность их дальнейшего распространения в молодежной среде, а также в местах массового досуга и отдыха.

Кроме того, в 2009 году среди молодежи, а также потребителей наркотиков каннабисной группы отмечались факты распространения курительных смесей. Помимо областного центра их появление было отмечено еще в 11 районах области.

В 2008-2009 годах решались задачи, направленные на замедление роста незаконного потребления наркотиков жителями области, и в 2010 году работа продолжается в соответствии с краткосрочными программами «Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Кировской области», реализуемыми в рамках долгосрочной концепции "Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Кировской области» на 2008 - 2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства области от 30.08.2007  № 382 «О концепции областной целевой программы «Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Кировской области» на 2008-2010 годы».

В рамках областных целевых программ:

приобретено оборудование для совершенствования процесса проведения лечебных мероприятий пациентам с наркоманией на базе областного государственного учреждения здравоохранения «Кировский областной наркологический диспансер»;

созданы отдельные подразделения для лечения детей и подростков и наркоманов на базе областного государственного учреждения здравоохранения «Кировский областной наркологический диспансер»;

приобретено лабораторное оборудование для обнаружения наркотиков в организме человека;

организована работа профильных смен для подростков с девиантным поведением во время школьных каникул в спортивных и военно-спортивных лагерях, лагерях труда и отдыха;

разработаны и изготовлены методические пособия, средства наглядной агитации по профилактике наркомании для образовательных учреждений области, проведен конкурс творческих работ старшеклассников, приобретен видеофильм по проблемам токсикомании и наркомании.

Подведенные итоги реализации областных целевых программ свидетельствуют о том, что не весь их потенциал был реализован в полном объеме.

В первую очередь это связано со следующими факторами:

отсутствием запланированного реабилитационного отделения на базе областного государственного учреждения здравоохранения «Кировский областной наркологический диспансер». В связи с чем до настоящего времени реабилитационное звено наркологической службы области находится в стадии формирования. В результате не происходит социального восстановления и реинтеграции в общество некоторой части выздоравливающих наркологических больных;

отсутствием эффективных механизмов стимулирования и привлечения дополнительных ресурсов, в том числе средств внебюджетных источников.

Несмотря на указанные недостатки, реализация программных мероприятий позволила оказать существенную поддержку лечебно-профилактическим учреждениям наркологического профиля в виде выделения дополнительных ассигнований на эти цели, объединить усилия правоохранительных органов, органов исполнительной власти и местного самоуправления, привлечь общественные объединения и граждан.

Поэтапное сокращение распространения наркомании в конечном счете позволяет решить задачи, закрепленные в Стратегии социально-экономического развития Кировской области до 2020 года:

сохранение и укрепление здоровья людей;

формирование здорового образа жизни;

повышение общественной и личной безопасности граждан.

В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации неоднократно указывалось, что граждане страны являются главным конкурентным капиталом и источником развития страны, для раскрытия потенциала которого необходимо создать безопасные условия жизни, снизить уровень преступности в стране, улучшить состояние здоровья нации, остановить рост наркомании.

В настоящее время на федеральном уровне идет разработка проекта федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011 - 2015 годы». В марте 2010 года направлены предложения в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков об участии Кировской области на условиях софинансирования в реализации мероприятия данной федеральной целевой программы «организация и проведение антинаркотических массовых спортивных мероприятий среди учащихся образовательных учреждений» в 2011 году с объемом финансирования 100 тыс. рублей.

С учетом изложенного целесообразно воздействовать на складывающуюся в области ситуацию с ростом масштаба незаконного потребления наркотиков программно-целевым методом, то есть с увязкой по исполнителям, ресурсам, срокам реализации комплекса разработанных мероприятий, ориентированных на достижение поставленных целей.

Использование программно-целевого метода в решении рассматриваемой проблемы позволит мобилизовать ресурсные возможности для достижения поставленных целей и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях:

профилактике распространения незаконного потребления и незаконного оборота наркотиков;

лечении и реабилитации больных наркоманией;

пресечении незаконного оборота наркотиков.

Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена остротой социально-политической проблемы, её областным значением, межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к её решению органов исполнительной власти на федеральном и областном уровнях, органов местного самоуправления, негосударственных организаций, общественных объединений.

Правовую основу Программы составляют:

Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009  № 151-ФЗ),

Указ Президента Российской Федерации от 18.10.2007 № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 07.12.2008 № 1736).


2. Основная цель и задачи Программы, сроки её реализации,
показатели эффективности, характеризующие достижение

поставленной цели и решение задач Программы


Целью Программы является создание условий для приостановления роста немедицинского потребления наркотиков и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков;

проведение целенаправленной работы по профилактике немедицинского потребления наркотиков подростками и молодежью;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»