ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 08.08.2006 № 248
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4 Закона Кировской области от 03.11.2005 № 369-ЗО "Об охране здоровья граждан в Кировской области" (с изменениями внесенными Законом Кировской области от 06.03.2006 № 407-ЗО), Порядком разработки, утверждения и реализации областных целевых программ и участия в формировании и реализации федеральных целевых программ на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства области от 30.06.2005 N 37/155 "О разработке, утверждении и реализации целевых программ на территории Кировской области", и решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве области (протокол от 17.05.2006 №24/2):
1. Утвердить концепцию областной целевой программы "Защита населения Кировской области от туберкулеза" на 2007-2011 годы. Прилагается.
2. Разработать проект областной целевой программы "Защита населения Кировской области от туберкулеза" на 2007-2011 годы (далее - Программа).
3. Определить государственным заказчиком Программы департамент здравоохранения Кировской области (Русяев А. В.).
4. Создать рабочую группу по разработке областной целевой программы "Защита населения Кировской области от туберкулеза" на 2007-2011 годы (далее - рабочая группа) и утвердить ее состав. Прилагается.
5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Галицких А. А.
Губернатор Кировской области
Н. И. Шаклеин
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Кировской области
от 08.08.2006 № 248
ОДОБРЕНА
решением консультативного совета
по инвестиционной политике
при Правительстве Кировской
области
от 17.05.2006 № 24/2
В настоящей концепции областной целевой программы "Защита населения Кировской области от туберкулеза" на 2007 - 2011 годы (далее Концепция) предусмотрены меры по защите населения Кировской области от туберкулеза в рамках реализации основных мероприятий социально-экономического развития области до 2011 года, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения Кировской области.
На основе анализа динамики основных эпидемических показателей по туберкулезу и мониторинга мероприятий, проведенных в соответствии с подпрограммой "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Кировской области (2001-2005 годы)", утверждённой постановлением Губернатора области от 13.06.2001 № 197 "Об утверждении областной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулёзом в Кировской области на 2001-2005 годы", в настоящей Концепции определены стратегические направления и научно обоснованные подходы к устранению причин распространения туберкулеза в Кировской области.
В Концепции разработан комплекс социально-экономических, медицинских, научно-исследовательских и организационных мероприятий, позволяющий качественно изменить ситуацию с туберкулезом в области.
Учитывается международный опыт борьбы с туберкулезом, адаптированный совместно с Всемирной организацией здравоохранения к условиям Российской Федерации, реализация на территории Российской Федерации проектов Международного Банка Реконструкции и Развития, Глобального Фонда, Красного Креста и Красного Полумесяца по борьбе с туберкулезом, вирусом иммунодефицита человека, малярией.
Современная ситуация с туберкулезом обусловлена целым комплексом сложно взаимосвязанных проблем, что не позволяет рассматривать их независимо. Для кардинального изменения ситуации необходимо учитывать эти взаимосвязи, что требует их целостного рассмотрения.
Право граждан России на сохранение здоровья гарантируется Конституцией Российской Федерации. Защита населения Российской Федерации от туберкулеза является одним из приоритетных направлений в области здравоохранения, это стало одним из оснований для принятия Федерального Закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".
Резкий социально-экономический спад и ослабление государственной поддержки противотуберкулезной работы в первой половине 90-х годов XX века привели к закономерному ухудшению эпидемической ситуации по туберкулезу. Рост показателя заболеваемости туберкулезом в области начался с 1992 года, в 2005 году он достиг 77,0 случаев на 100 тыс. населения (рост на 102%), а число впервые взятых на учет больных составило 1117 человек. Показатель заболеваемости бациллярными формами туберкулеза вырос за этот период в 2,7 раза. Смертность от туберкулёза в области с 1992 года по 2005 год выросла в 3 раза. Число инфицированных туберкулезом детей в аналогичном периоде увеличилось более чем в 2 раза и составило 25% от детского населения области. Особенно тяжелая ситуация по туберкулезу сложилась в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области, где заболеваемость в 2005 году составила 1378 случаев на 100 тыс. подследственных и осужденных, что превысило среднеобластной показатель в 18 раз.
Опасность распространения туберкулеза была осознана обществом. Правительство Российской Федерации утвердило постановлением от 11.06.98 № 582 Федеральную целевую программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998-2004 годы" (далее - федеральная Программа), направленную на развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы, совершенствование выявления и лечения больных туберкулезом, профилактику туберкулеза, организацию производства отечественных противотуберкулезных препаратов и вакцин. Федеральная Программа предусматривала строительство и реконструкцию противотуберкулезных учреждений, централизованную закупку лекарственных препаратов и современного медицинского оборудования для противотуберкулезных учреждений субъектов Российской Федерации. На основании этой федеральной Программы было принято постановление Губернатора области от 13.06.2001 № 197 "Об утверждении областной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулёзом в Кировской области на 2001-2005 годы". Однако финансирование указанной федеральной Программы было недостаточным (26% от потребности). При этом федеральная часть была исполнена на 52%, а областная на 9%. Удельный вес финансирования из средств федерального бюджета составил 80%, а из средств областного бюджета - всего 20%.
Принятие Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" существенно повлияло на эффективность мероприятий, осуществляемых органами исполнительной власти всех уровней и направленных на снижение заболеваемости туберкулезом, а также позволило социально защитить больных туберкулезом и сотрудников противотуберкулезных учреждений. Основные направления работы по предупреждению распространения туберкулеза конкретизированы постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 № 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", где утверждены порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза, установлен порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, порядок ведения государственного статистического наблюдения в целях предупреждения распространения туберкулеза.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2001 № 790 была принята Федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)", включившая подпрограмму "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России".
Постановлением Правительства области от 19.09.2005 № 43/220 "О внесении изменений в постановление Губернатора области от 13.06.2001 № 197", областная Программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Кировской области на 2001 - 2005 годы" продлена на 2006 года. В 29 раз увеличено финансирование противотуберкулёзных мероприятий.
Реализация предусмотренных областной Программой "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Кировской области на 2001 - 2005 годы" мероприятий позволила в 2004-2005 годах переломить эпидемическую ситуацию по туберкулезу. Остановилось многолетнее ухудшение всех эпидемиологических показателей. В настоящее время эпидемиологическая ситуация по туберкулёзу в области расценивается как стабилизация неблагополучия.
За последние 2-3 года удалось выровнять ситуацию с заболеваемостью, в том числе с детской, смертностью, снизить распространённость туберкулёза в области. Повысилась активность лечения с использованием хирургических методов.
Тем не менее, эпидемическая ситуация по туберкулезу сохраняется достаточно напряженной. Международный опыт показывает, что успешная борьба с туберкулезом возможна только при постоянной политической и финансовой поддержке государства. Поэтому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации разработан проект концепции Федеральной Программы по борьбе с туберкулёзом на 2007-2011 годы. Достигнутые положительные изменения эпидемиологии туберкулеза в области требуют продолжения объединенных усилий всех заинтересованных ведомств для защиты населения от туберкулеза.
Для этого в области сложились новые объективные условия для продолжения работы по защите населения от туберкулеза. К ним относятся:
широкое распространение социально-экономических и биомедицинских факторов, повышающих риск заболевания туберкулезом различных групп населения;
неудовлетворительное материально-техническое состояние зданий противотуберкулёзной службы области;
реформирование системы здравоохранения с созданием бюджетно-страховой и частной медицины;
нарастание лекарственной устойчивости возбудителя туберкулеза, что, по меньшей мере, в два раза снижает эффективность лечения и удорожает его в 10 и более раз;
недостаточный охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез, что приводит к позднему выявлению и росту запущенных форм заболевания, смертности и инвалидизации в связи с туберкулезом;
значительное число невыявленных больных туберкулезом, поздняя диагностика и недостаточно эффективное их лечение, что представляет опасность для окружающих как источник инфекции;
наличие многочисленных групп населения, которые слабо охвачены существующей системой противотуберкулезных мероприятий (лица без определенного места жительства, мигранты, сезонные и временно занятые рабочие из стран ближнего зарубежья, социально-дезадаптированные лица);
недостаточная интеграция учреждений здравоохранения, в том числе оказывающих первичную медицинскую помощь и специализированную противотуберкулезную помощь по вопросам профилактики, диагностики, лечения туберкулеза, результатом чего является затруднение своевременного доступа нуждающихся лиц к качественной медицинской помощи, отсутствие преемственности при диагностике и лечении больных туберкулезом; наличие медицинских структур различной ведомственной принадлежности с собственными системами инструктивных и нормативных документов, результатом чего является разобщенность их мероприятий по борьбе с туберкулезом;
недостаточная информированность населения области о туберкулезе как инфекционном заболевании, представляющем опасность для окружающих и требующем длительного лечения и реабилитационных мероприятий.
Все вышеизложенное определяет необходимость тщательного анализа, оценки и пересмотра существующих принципов и требований к организации противотуберкулезных мероприятий, вовлечения в работу по защите населения области от туберкулеза различных ведомств и служб. Полученные результаты будут служить основанием для создания более эффективной системы защиты населения области от туберкулеза, а подготовку и реализацию основных мероприятий по ее созданию целесообразно сбалансировать и реализовать в рамках Программы.
Основными задачами Программы являются:
усовершенствование системы управления противотуберкулезными мероприятиями на областном и муниципальном уровнях;
стопроцентный охват населения мероприятиями по специфической, санитарной и социальной профилактике туберкулеза;
охват 80% населения в целом и 90% населения из "групп риска" мероприятиями по раннему выявлению и диагностике туберкулеза с использованием лучевых микробиологических иммунологических и молекулярно-генетических методов;
полный охват больных туберкулезом современными эффективными методами лечения (этиотропного, патогенетического, хирургического) и реабилитации, включая высокотехнологичными;
укрепление материально - технической базы противотуберкулезных учреждений;
обеспечение полноценного функционирования системы мониторинга туберкулеза, основанной на персонифицированном учете больных туберкулезом;
повышение уровня подготовки врачей - фтизиатров учреждений здравоохранения области.
Анализ ситуации с защитой населения от туберкулеза говорит о том, что проблему туберкулеза нельзя рассматривать только как медицинскую. Защита населения от туберкулеза должна быть задачей государства, следовательно, подходы к ее решению должны включать, кроме медицинских, механизмы, используемые в различных социальных сферах. Пути выхода из сложившейся ситуации необходимо искать в целостном подходе к проблематике туберкулеза, в подходе, учитывающем все действующие силы и факторы, влияющие на формирование и развитие ситуации.
Только при системном подходе имеется реальная перспектива управляемого воздействия на ситуацию с туберкулезом.
Организация и осуществление защиты населения области без принятия и реализации областной целевой программы может привести к следующим чрезвычайно неблагоприятным последствиям:
к нестабильности или даже ухудшению эпидемической ситуации;
дальнейшее и ускоряющееся разрушение и без того неудовлетворительной материально-технической базы противотуберкулезных учреждений. Ухудшение обеспечения диагностическим оборудованием приведет к более позднему выявлению больных туберкулезом, увеличится период их неконтролируемого контакта с окружающими, что приведет к большому распространению туберкулезной инфекции. Кроме того, выявление больных на более поздних стадиях заболевания приведет к росту затрат на лечение и ухудшит прогноз в отношении полного выздоровления и восстановления трудоспособности граждан;
уменьшение количества специалистов-фтизиаторов из-за низкой мотивации и престижа профессии.
В итоге будет утрачен контроль над процессами, способствующими распространению туберкулезной инфекции. Это может привести к негативным тенденциям в ситуации с туберкулезом, что потребует резкого увеличения объема ресурсов на оказание специализированной помощи, затраты на которые в десятки раз превзойдут расходы на защиту населения от туберкулеза в настоящее время.
Реализация программы рассчитана на 5 лет - с 2007 по 2011 годы.
Этапы решения проблемы:
Первый этап 2007-2008 годы.
Создание адекватной системы зашиты населения Кировской области от туберкулеза, которая позволит обеспечить стабилизацию эпидемической ситуации. На данном этапе предполагается концентрация основных ресурсов в разработку механизмов межведомственных взаимодействий, реформирование противотуберкулезной помощи и мониторинга туберкулеза.
Второй этап 2009-2011 годы.
Перенос акцентов в социальную сферу и сферу профилактики и реабилитации (социальной и медицинской); поддержка функционирования системы эпидмониторинга; совершенствование межведомственного взаимодействия по проблемам туберкулеза.
На первом этапе будет осуществляться:
совершенствование нормативной базы (разработка подзаконных актов и механизмов их реализации);
создание единой системы межведомственного управления противотуберкулезной деятельностью;
внедрение национальной системы мониторинга туберкулеза;
разработка комплексного плана научных исследований с привлечением специалистов государственного областного учреждения высшего профессионального образования "Кировская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" и специалистов практического здравоохранения;
мероприятия по обучению медицинского, немедицинского персонала (менеджеры, социальные работники, психологи, юристы и др.) и населения области по вопросам борьбы с туберкулезом;
ресурсное обеспечение деятельности Программы.
На втором этапе будет осуществляться:
совершенствование национальной системы мониторинга туберкулеза на территории области;